Сценарий литературного кафе
классный час по мхк (9 класс)

Сценарий литературного кафе "Анна Ахматова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anna_ahmatova.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Анна Ахматова.

Сценарий литературного кафе.

Оформление: в центре класса на возвышении портрет `А. Ахматовой, освещенный свечой.Возле него — раскрытая книга её стихов. Столик, на каждом горит свеча.

Вбегают окололитературные сплетники (в элегантных костюмах, с портфелями)

Их беседа идет в быстром темпе под музыку Прокофьева (начало VII симфонии) или Стравинского («Петрушка»)

 -Вы слышали? Ахматова иЗощенко исключены из Союза писателей?

 - Правильно. Они давно исписались

 - Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны

 - Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет

 - А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. Ни одного стихотворения о наших воинах не написала.

 -Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она- про любовь.

-Правильно, правильно. Ахматова…  что-то фамилия знакомая.

 -Какая-то странная фамилия.

 - Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова — фамилия

прабабки Анны Андреевны, татарки.

(толпа застывает в луче прожектора)

Голос из темноты.

Я родилась 11 июня 1889г. под Одессой, Мой отец был в то время отставной инженер-

механик флота Годовалым ребенком я была перевезена на Север — в Царское Село Там

прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет

Стихи начались для меня не с Пушкина, Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Их знала наизусть моя мама.

Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905г. мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год проживали в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции 1905г. глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, где в 1907г. окончила гимназию.

Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока

приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна. Когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.

Разговор за одним из столиков:

- Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию

 - Конечно, декадентские настроения сказались

Голос из темноты (на фоне музыка Шуберта «AveMaria»)

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам

Как заключенный, как больной,

"Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара,

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый чае,

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас

Толпа окололитературных сплетников оживает.

 - К Квашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Ее возглавил

Иванов.  Блок, Мандельштам, Гумилев, Ахматова вначале были с ними, а затем создали свой

«Цех поэтов», свое поэтическое движение- акмеизм

-Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный

 - Да, что она вообще собой представляет? Видел как-то: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…  (Продолжая разговор, рассаживаются на свободные места у столиков)

 -Простите, а что она читала?

 - «Русалку». Ну, помните, «У пруда русалку кликаю…»

Голос из темноты.

Я пришла сюда, бездельница,

Все равно мне, где скучать!

На пригорке дремлет мельница.

Годы можно здесь молчать…

Над засохшей повиликою

Мягко плавает пчела:

У пруда русалку кликаю,

А русалка умерла.

Затянулся ржавой тиною

Пруд широкий, обмелел…

Замечаю все как новое,

Влажно пахнут тополя

Я молчу, молчу, готовая

Снова стать тобой, земля

Разговор возобновляется

-Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль…

 -Да что вы все; Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?

Под музыку Бетховена голос из темноты (соната «Патетическая»)

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица.

'Напрасных крыл напрасны трепетанья, -

Ведь все равно я с вами до конца

Вот отчего вы любите так жадно

Меня в грехе и в немощи моей,

Вот отчего вы дали неоглядно

Мне лучшего из ваших сыновей,

Вот отчего вы даже не спросили

`Меня ни слова никогда о нем

И чадными хвалами задымили

Мой навсегда опустошенный дом.

И говорят — нельзя теснее слиться,

Нельзя непоправимее любить…

Как хочет тень от тела отелиться,

Как хочет плоть с душою разлучиться,

Так я хочу теперь — забытой быть,

Появляется человек в военной форме

- Забытой? Никогда. Разрешите представиться: Евгений Добин, в прошлом — военный корреспондент, сейчас — литературовед.

В начале 1943г. по пути х фронту я и один писатель -моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой: Из-за угла появились две женщины.Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчетно.

Два года спустя в библиотеке Ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу: «Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал: «Это Ахматова». Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: «В первый раз узнают не меня, а тебя».

Голос из зала.

 - Большая радость - узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, ин одного патриотического

стихотворения!  

- Неправда!

(Друг за другом из-за столиков встают чтецы. Читают из цикла «Ветер войны» - под «Лунную сонату» Бетховена — «Щели в саду вырыты», «Победителям», «Птицы смерти в зените стоят», «Клятва». «Мужество»).

Голос из темноты.

Отечественная война 1941-го застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву

До мая 1944г я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым, в Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

В мае 1944г я прилетела в весеннюю Москву,уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что описала эту мою с ним встречу в прозе.

Разговор за столиком.

 - Простите. Все спорят, спорят о чем-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?

 - А что вас интересует: внешность или стихи?

- Все, впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной

- Она была поэтом.

(одна из учениц встает из-за столика, читая стихи Цветаевой, подходит к портрету

Ахматовой, кладет к нему красную розу)

О, муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

(полное стих-е)

 (Разговор за тем же столиком)

-Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?

(чтецы, не вставая из-за столиков, как бы беседуя):

 - Характерный рот, с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. Она прекрасно плавала и ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в темные и неподвижные воды царскосельских прудов

(В.Срезневекая)

Но рассеянно внимая всем словам.

Кругом звучащим,

Вы задумываетесь грустно,

(А..Блок)

В пол-оборота, о печаль,

На равнодушных поглядела:

(О Мандельштам)

У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: величавость.

Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость.

(К Чуковский)

(в луче прожектора- человек, печатающий на машинке)

Я, писатель Виленкин, был, не скажу другом, но хорошим знакомым Анны Андреевны. Общение с ней всегда было нелегким. Трудность эта даже переходила в какую-то тяжесть. В ее беседах полностью отсутствовала болтовня, чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение. А знаете, какой у нее был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что мы опять встретились.

Голос из темноты

Я пью за разоренный дом,

За злую жизнь мою,

За одиночество вдвоем,

И за тебя я пью.

За ложь меня предавших туб,

За мертвый холод глаз,

За то, что мир жесток и груб,

За то, что бог не спас.

(Продолжает вспоминать писатель)

А знакомство с Ахматовой у меня состоялось на одном званом обеде. Анна Андреевна вошла в столовую, и мы встали ей навстречу. Первое, что запомнилось, то ощущение легкости маленькой, узкой руки, протянутой явно не для пожатия, но при этом удивительно просто, совсем не по-дамски, сначала мне померещилось, что она в чем-то нарядном, но то, что я было принял за оригинальный выходной костюм, оказалось черным шелковым халатом с какими-то вышитыми дракончиками и очень стареньким. В этом своем странноватом халате Анна Андреевна, по-видимому, чувствовала себя среди нас, парадно выходных, как в самом элегантном туалете.

Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: «А музыка будет?»  Ей было все равно, что ставили, но все же больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи»

В ней что-то чудотворное горит,

`И на глазах ее края гранятся.

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,

Она была со мной в моей могиле.

И пела, словно первая гроза

Иль будто все цветы заговорили

Разговор за столиком.

-Ахматова была всегда горделиво прекрасна.

-Да, говорят, что даже мертвая она вызывала чувство преклонения

Когда у Николы Морского

`Лежала в цветах нищета,

Смиренное чуждое слово

Светлелось темно и сурово

На воске державного рта

А. Тарновский

За столиком:

- Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким

- Да, она умела не только сама любить, но выразить это чувство в стихах

(звучат стихи «Сжала руки под темной вуалью»,«Я и плакала, и каялась», «Настоящую нежность не спутаешь», «Проводила друга до передней»- музыка Свиридова «Метель»)

- Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама она эту

балладу не любила: Почему? Неизвестно. Первым эти стихи положил на музыку А. Вертинский. Он выступал на фоне черного бархатного занавеса, на котором были изображены две скрещенные руки.

(Запись баллады в исполнении Вертинского)

За столиком

- Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилева.

 - Кажется, что все стихотворения Ахматова пишет о себе и о Гумилеве.

- Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства.

- Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Анне Ахматовой

Застонал я от сна дурного

И проснулся, тяжко скорбя,

Снилось мне — ты любишь другого

И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,

Как убийца от плахи своей.

И смотрел, как тускло блестели

Фонари глазами зверей.

Ах, наверно, таким бездомным

Не блуждал ни один человек

В ту ночь по улицам темным,

Как по руслам высохших рек.

Вот стою перед дверью твоею,

Не дано мне иного пути,

Хоть и знаю, что не посмею

Никогда в эту дверь войти,

Он обидел тебя, я знаю,

Хоть и было это лишь сном,

Но я все-таки умираю

`Пред твоим закрытым окном

- У Анны Андреевны остался сын Лев.

 -Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все-таки выжил

Голос из темноты.

Легкие летят недели,

Что случилось, не пойму. 426

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели.

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте Высоком

И о смерти говорят.

Продолжается разговор за столиком

-Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну

теплые вещи и продукты. Какая-то женщина с синими губами спросила ее: «Говорят, вы

пишете стихи? А вот об этом вы могли бы написать?»

 -Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы

Голос из темноты.

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги палачу.

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек

И долго ль казни ждать

(из-за столика рядом с портретом Ахматовой поднимается девушка)

-«Реквием». Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голое, необходимо было все мужество поэтессы.

Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический

характер. «Посвящение», написанное в марте 1940г., рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына: «Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми

сапогами и под шинами черных марусь»

-Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развертывается в истории, и оттого остается надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое возмездие.

Голос из темноты.

Ни сына страшные глаза-

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдаленный легкий звук —

Слова последних утешений.

(Поваляется английский корреспондент)

I am English correspondent. Еxcuse me, госпожа Ахматова, думаете ли Вы, что после революции люди стали счастливее?

-Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо ещё кого-нибудь спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помотать друг другу, чем прежде

(из-за столиков поднимаются окололитературные сплетники)

-Да, что вы кричите: Ахматова, Ахматова!

 -Ерунда, ничего особенного .

- Стих неплохой, но мысли, мысли маловато,

 -Это все для слезливых.

-Да кем она вообще была-то, Ахматова?

Голос из зала:

 - Она была поэтом,

 (Сплетники замирают в лучах прожектора).

Под музыку Ave Maria звучат стихи. Голос из темноты

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условием - не ставить его.

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь,

И выла старуха, как раненый зверь,

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

(Под звуки музыки все встают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа литературного кафе " Бродячий щенок".

Программа  способствует  реализации  важнейших  целей  литературного  образования : воспитывать любовь к чтению , приобщение учащихся  к  богатствам...

Литературное кафе "Поэзия сердец"

Проект «Театр шаговой доступности». Гоголева О.Ю., учитель высшей категории,Смирнова М.А., учитель высшей категории,Витовтова М.С., заместитель директора по воспитательной работе. Лите...

Литературное кафе "Поэзия сердец"

Проект «Театр шаговой доступности». Гоголева О.Ю., учитель высшей категории,Смирнова М.А., учитель высшей категории,Витовтова М.С., заместитель директора по воспитательной работе. Лите...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...

Сценарий «Литературного кафе», посвященного жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова.

Цель: помочь учащимся увидеть неповторимые черты личности великого поэта, выяснить причины трагического и глубокого одиночества в  поэзии    М.Ю. Лермонтова.Задачи:  системати...

Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Серебряный век русской поэзии" Литературное кафе

Использовала  в 10 классе с целью предварительного знакомства с поэзией Серебряного века...

«ПОЭТЫ НЕ РОЖДАЮТСЯ СЛУЧАЙНО…» Сценарий литературного вечера в кафе «Бродячая собака»

Сценарий литературного вечера включает инсценировки, диалоги, танцы и художественное чтение. На сцене создаётся атмосфера литературного кафе начала XX века....