Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формированию ЗОЖ,  костюмированное представление "Показания к житейскому обхождению, или Юности честное зерцало"...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл racionalnoe_pitanie.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Горбунова Надежда Степановна,

 учитель русского языка и литературы

Тема: Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников

(литературное кафе)

Цели: 1) развивать представление о правилах гигиены питания, важности полноценного питания и опасности питания «всухомятку»;

2) развивать представление об этикете и эстетике питания;

3) на примере произведений русской литературы помочь обучающимся осознать необходимость изменения отношения общества к здоровому питанию.

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, уважаемые  гости!

Мы с ребятами 7 класса рады приветствовать Вас на одном из наших занятий литературного кружка.

        Сегодня, ребята, мы не будем, как обычно, учиться выразительному чтению, не будем  работать  с различными словарями  и не будем делать полный анализ литературного произведения. Сегодня на занятии мы поведем речь о правильном питании и об эстетике питания на основе литературных источников и, конечно же, постараемся показать нашим гостям элементы уже приобретенных умений и навыков.

        Мы уже выяснили, что в том, как мы питаемся, таятся серьезные опасности для здоровья. Питание и физическое состояние организма связаны накрепко.

        Ученый физиолог Брилья-Саварен Антельем даже утверждает, что  «судьбы наций находятся в зависимости от того, как мы питаемся». Таким образом, мы понимаем, что разговор о правильном питании очень важен сегодня для всех нас.

А начать этот разговор я предлагаю с показа инсценировки эпизода из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

  1. Инсценирование . Действие 1, явления 3, 4

Гж. Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь?

  1. Беседа с обучающимися

- Итак, благодаря нашим артистам вы вспомнили эпизод из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», и теперь наступило время разговора.  Ребята, как вы поняли эту сценку? Почему не спалось Митрофанушке?

(Плохо себя чувствовал, потому что съел много, съел на ночь всухомятку)

-  Правильно. Молодцы! То есть количество и качество принимаемой пищи могут воздействовать на наш организм отрицательно. А что же ты съел, Митрофанушка? Что такое «солонина», «подовые»?

(Соленое мясо; пироги, испеченные  на поду, – нижней поверхности  печи)

-То есть ты нарушил сразу три правила правильного питания:

1) съел много калорийной пищи;

2) питался всухомятку;

3) съел все это на ночь.

Конечно, при таком  нарушении правил нашему герою не спалось, он пил квас и всю ночь ему снились, говоря сегодняшним языком, кошмары.

Ребята, а вы обратили внимание, какая « така дрянь»  снилась Митрофанушке?

(Дрянью он называет своих родителей)

И как же это характеризует нашего героя?

(Благодаря этому эпизоду мы сразу понимаем, какой невежественный перед нами человек, он не любит и не уважает своих родителей, а ведь они по-своему заботятся о нем, живут ради него… )

-А как вы думаете, ребята,  в чем причина такой грубости, невежественности Митрофанушки?

(В воспитании)

- Скажите,  в данном эпизоде есть моменты неправильного воспитания?

(Да. Его мать, госпожа Простакова, при всех унижает своего мужа: кричит на него, он боится ее, даже заикается).

- Хорошо, вы все правильно поняли, и произошло это благодаря таланту драматурга. Я уже говорила вам, что в драматическом произведении нет авторских отступлений, в отличие от эпического, где бы писатель характеризовал героев, анализировал их поступки, но мы, читатели, как бы сами видим все это. Вспомните благодаря каким художественным приемам мы это понимаем?

(Речи героев. Приемы самохарактеристики и взаимохарактеристики)

- Правильно. Но давайте возвратимся к разговору о питании. И сейчас я предоставляю слово тем ребятам, которые готовили презентацию по данной теме.

4. Презентация «Принципы рационального питания»

( Высвечиваются принципы рационального питания, сопровождающиеся картинками данной тематики; дети раскрывают смысл указанных принципов дополнительной информацией)

Принципы рационального питания:

  1. Сколько потратил – столько и приобрел!

Энергетическая ценность рациона (его калорийность) должна покрывать энергозатраты организма на все виды деятельности и наоборот.

2. Питание должно быть разнообразным!

Суммарная калорийность суточного набора продуктов должна складываться из необходимых количеств белков, жиров и углеводов, которые определяют по формуле питания.

3. Не увлекайся одним мясом!

Для полноценного снабжения организма различными белками ( а значит, и соответствующими аминокислотами  необходимо, чтобы требуемое суточное количество белка наполовину было животного происхождения ( птица, рыба, мясо), а наполовину – растительное. Вместе с тем употребление только растительной пищи (вегетарианство) не обеспечит организм всеми незаменимыми аминокислотами.

4. Не забудь про витамины и минералы!

Набор продуктов, обладающий требуемой калорийностью, должен включать необходимое количество витаминов и минералов в соответствии с суточной потребностью организма в этих веществах и их содержанием в продуктах питания.

5.Не отказывайся от жиров!

Количество жиров, включенных в суточный рацион питания по формуле питания, должно на 25% состоять из растительных жиров и на 75% из животных.

6.Ешь чаще и понемногу!

Питание за день должно быть дробным: 4-5 раз в день. Время очередного приема пищи и выбор продуктов для этого приема зависит от длительности задержки в желудке пищевых продуктов, поступивших с предыдущей едой. Желудок не должен быть ни пустым, ни полным.

7. Основная еда – днем!

Основное количество пищи суточного рациона ( до 65%) должно приходиться на дневные приемы пищи: 2-й завтрак и обед.

8. Не увлекайся сыроедением!

Большая часть пищевых продуктов требует кулинарной обработки, которая улучшает и ускоряет усвояемость пищи. Вместе с тем чрезмерная кулинарная обработка пищи (пережаривание, вываривание и т.п.) снижает пищевую ценность продуктов питания.

9. Не увлекайся раздельным питанием!

Раздельный прием пищи не дает никаких преимуществ ( кроме случаев, связанных с определенными заболеваниями желудочно-кишечного тракта или аллергией).

- Спасибо за полезную и интересную информацию. Я думаю, что ее необходимо знать  всем Митрофанушкам. А теперь слово тем ребятам, которые работали с трехтомником В.И.Даля «Пословицы и поговорки русского народа» и даже приготовили отобранный материал в виде собственных книжечек – блокнотов.

5. Отчет по домашнему заданию: работа с трехтомником В.И.Даля «Пословицы и поговорки русского народа»

 (Пословицы и поговорки зачитываются, одновременно показываются слайды с иллюстрированными пословицами, демонстрируются книжечки.)

Пословицы и поговорки о правильном питании:

1.Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

2. Ужин не нужен, был бы обед.

3. Много есть -    невелика честь.

4. Рад дурак, что пирог велик; рад и пирог, что у дурака рот велик.

5. Где щи да каша, там  и место наше.

6. Где кисель, тут и сел, где пирог, тут и лег.

7. Гречневая каша-матушка наша.

8. Хлебец ржаной - отец наш родной.

9. Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

10. Какова еда и питьё -  таково и житьё.

11. Есть правильно - лекарство не надобно.

- Спасибо. Думаю, что эти пословицы также помогают нам видеть недостатки питания Митрофанушки и одновременно учат нас правильно относиться к своему рациону. А теперь хотелось бы поговорить об эстетике питания, потому что это важный аспект анализируемой нами проблемы. Вы знаете, ребята, о здоровье нации и о культуре питания русского человека заботился еще Петр 1. В 1717 году по его велению были написаны «Показания к житейскому обхождению, или Юности честное зерцало». И сегодня с  некоторыми правилами  из этого литературного произведения вас познакомят  девочки, также подготовившие презентацию этого произведения. Остальным ребятам я предлагаю услышанные правила переложить на современный язык.

6. Презентация и костюмированное представление литературного произведения начала 18 века «Показания к житейскому обхождению, или Юности честное зерцало»

  1. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должны тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.
  2. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить.
  3. И сия есть немалая гнусность, когда кто сморкает, якобы в трубу трубит, или громко чихает и тем других людей или детей малых пужает.
  4. Когда прилучится с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты, умой руки.
  5. Ссиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свиния, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан и бегай пьянства.
  6. В блюде будь последний ,когда тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.
  7. Не утирай губ рукою, но полотенцем, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
  8. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай.
  9. Не чавкай, как свиния, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне.
  10.  Не замарай скатерти и не облизывай перстов.
  11. Около своей тарелки не делай забора из костей и протчего.

7. Подведение итогов

- Прекрасно. А теперь, ребята, сделайте вывод: многое ли изменилось в правилах этикета с тех пор, как написано это произведение.

(Ребята говорят о сходстве правил этикета петровского и сегодняшнего времени)

- Полностью согласна с вами. Но еще хочу обратить ваше внимание на тот факт, что первое лицо Российского государства – царь – заботился о здоровье и культуре нашей нации. Сегодня тоже первые лица государства проявляют заботу о здоровье нашего народа. Работает Федеральная программа «Разговор о правильном питании», в которую включилась и наша Белгородская область и, в частности, наша школа. Наш губернатор, Е.С.Савченко, тоже держит вопросы питания школьников на  контроле. Вы знаете, что  в области работают такие региональные программы, как «Молоко», «Мед», «Чистая вода». Все это дает хороший посыл для того, чтобы и каждый из нас заботился о своем здоровье.

8. Домашнее задание

Ну а теперь подошло время нового домашнего задания. Исходя из того, о чем мы сегодня вели речь, письменно составьте личную формулу питания и оцените свой вклад в составление формулы рационального питания: расскажите о том, какую работу вы провели по данной теме. Домашние задания, как всегда, можно сделать  в виде презентаций, стенгазет, таблиц и пр. Одним словом, проявите свое творчество.

В  заключение мне хотелось бы закончить наше сегодняшнее занятие словами ученого физиолога Брилья -Саварена Антельема: «Животное насыщается, человек ест, а умный человек питается». Я думаю, все мы хотели бы относить себя к третьей категории, поэтому желаю удач.  Берегите свое здоровье!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...

Формирование интереса к изучению национальной культуры через реализацию программы "Разговор о правильном питании"

Меня, как современного  педагога, волнует проблема  культуры   правильного питания среди молодежи. И я думаю, что на уроках технологии, рассказывая детям о секретах кулинарного иск...

Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

Методическая разработка  по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание»  как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Ра...

Методическая разработка по реализации программы «Разговор о правильном питании» "Солнцеворот здоровья"

Работа отправлена на региональный этап конкурса "Разговор о правильном питании"...