Сценарий внеклассного мероприятия на тему "Серебряный век русской поэзии" Литературное кафе
материал по литературе (10 класс) на тему
Использовала в 10 классе с целью предварительного знакомства с поэзией Серебряного века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие (условно-ролевая игра)
«Литературно – артистическое кафе «Бродячая собака» на тему:
«Поэзия Серебряного века».
Цели: 1. Дать общее первичное представление о течениях в поэзии начала XX века.
2. Прививать культуру речи, трепетное отношение к поэтическому слову.
3. Активизировать познавательную деятельность подростков, развивать интеллектуально – творческие способности.
4. Воспитывать чувство ответственности, внимательного и чуткого читателя и слушателя.
Оформление:
1. Плакаты: вывеска кафе «Бродячая собака, Лозунг: «Все присутствующие считаются знакомы!»; плакаты из манифеста футуристов « Пощечина общественному вкусу»; на шторах оформление, анализирующее то или иное литературное течение (силуэт таинственной незнакомки, изображение пика горы в случаях заходящего солнца, всадник на белом коне; с потолка свисают звезды, камин, столики оформлены в стиле течений: ананас, желтая скатерть, желтый или оранжевый подсвечник, свеча, (у футуристов); жемчуг, голубая скатерть, голубая свеча, подсвечник (у акмеистов), зеленая скатерть, зеленая свеча и др. (у символистов).
Ход вечера
Звучит музыка Скрябин «Элегия».
1.Слово учителя.
Ведущий Поэзия – прекрасная сказочная девушка, у которой при каждом слове вылетают изо рта драгоценности.
Мысль поэта, живая трепещущая, оправляется в золото и драгоценные камни, и нельзя уже затем разъединить мысль с ее оправой, не разрушив ее.
2. Ведущий Поэзия – это солнце, солнце с его темными пятнами и затмениями, освещающее весь мир.
Поэзия – музыка слов.
Всякий ли человек, великий или малый. бывает поэтом?
В.Шекспир так сказал об этом:
Поэт в святом восторге
Парит, как царь, меж небом и землей.
Уму людей дарована способность:
Воображать чего на свете нет.
Кто же такой поэт?
Николай Гумилев (обращается к окружающим)
- Поэзия такая же наука, как скажем, математика. Без изучения поэзии нельзя писать стихи и правильно оценивать. Поэтому надо учиться так же долго и усердно, как играть на рояле. Когда вы усвоите все правила и и проделаете бесчисленные поэтические упражнения, тогда вы сможете, отбросив их, писать по вдохновению. Тогда, как говорил Кальдерон, вы сможете запереть правило в ящик на ключ и бросить ключ в море.
Осип Мандельштам (перебивает его)
- Все это ерунда! Научить писать стихи «нельзя». Вся эта поэтическая учеба ни к чему. Я уже успешно печатался в «Аполлоне», когда мне пришлось побывать на Башне у Вячеслава Иванова. Он очень хвалил мои стихи: «Прекрасно! Изумительная у вас оркестровка ямбов. Читайте еще. Мне хочется послушать ваши анапесты и амфибрахии. А я и не знаю, что за звери такие анапесты и амфибрахии. Ведь я писал по слуху, не задумываясь над тем, ямбы это или что другое. Впрочем, скоро на меня насел Гумилев. Просветил меня. Так что решайте сами – учиться или не учиться.
Ведущий 3.
Вы стали свидетелями спора представителей литературной богемы начала XX века, которые собрались в литературном кафе «Бродячая собака», располагающемся в подвальчике дома №5 на углу Итальянской улицы и Михайловской площади. Они пришли сюда такие разные с одной целью: пообщаться с людьми, близкими по духу, чтобы посидеть в кругу своих, отдохнуть и повеселиться.
Ведущий 4.
Здесь устраивались вечера поэзии, музыкальные, театральные вечера, лекции, чествования русских и зарубежных деятелей искусств. Странное название родилось случайно. В один последний день декабря 1911 года, когда вся компания скиталась в поисках подвала, чтобы встретиться в нем 1912 год А.Толстой неожиданно сказал: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?» Само название символизировало в иронически - драматической форме бесприютность и потерянность в жизни приверженцев кабаре.
Ведущий 3.
Это единственное кабаре, с которым никогда не связывали никаких коммерческих расчетов, все члены общества (и это было записано в уставе) работали бесплатно, ни один не получал ни копейки.
В кабаре собирались футуристы, но их небольшая группа держалась замкнуто, акмеисты, символисты.
На экране слайд о футуризме и футуристах.
Марина Цветаева (Обращается к Брюсову)
- Извините, не посмотрите ли….
(Протягивает стихи)
Брюсов
- Посмотрим, посмотрим… Стишки пописываете.
(Перелистывает, небрежно возвращает).
Читает стихотворение «Юному поэту».
- Так вы поняли, что главное: лелеять слово, оживлять слова забытые, не выразительные…
(Его перебивает К. Бальмонт)
К. Бальмонт
- Вы правы. Каждый здесь мастер слова, но только я – « Изысканность русской медлительной речи».
Пере домной другие поэты – предтечи.
Я впервые открыл в эти речи уклоны.
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
М. Цветаева
- Так кто же все – таки Поэт? Бог или раб?
(Шум голосов. Появляется Игорь Северянин)
И. Северянин
- Я гений, Игорь Северянин, своей победой упоен;
Я повсеградно оэкранен, я повсесердно утвержден?
Я покорил литературу,
Взбурлил гремящий на престол!
- Я думаю, вы слышали омоем небывалом, невероятном, громкокипящем успехе.
Уличное движение останавливали, когда я выступал в зале, где под Думской комнатой А.В. Керги, в Симферополе, на волге лошадей распрягали, и поклонники на себе везли меня, триумфатора.
Голос за столиком
- А ведь правда, его избрали Королем поэтов!
М. Цветаева
- Ну вот, опять одна, опять не признана…
Читает стихотворение «Моим стихам…»
В. Маяковский (подходит к ней)
- Ну что вы? Мокрая, будто ее облизала толпа! Для кого вы стараетесь?
М. Цветаева
- А вы кто?
В. Маяковский
- Я поэт. Этим и интересен, об этом и пишу. Об остальном, если это отстоялось словом.
Не плачьте!
Читает стихотворение « Нате!»
И. Северянин
- Зачем же так грубо?
В.Маяковский
- прокисший воздух пьянью веет.
Нельзя ли что-нибудь новенькое прочитать?
(И. Северянин рассматривает фужер на свет)
И. Северянин
- Вокруг талантливые трусы. И обнаглевшая бездарь. (Отходит к другому столику).
З. Гиппиус (глядит на него с удивлением)
- Ананасы в шампанском?
И. Северянин
- Ананасы в шампанском!
(Читает стихотворение «Ананасы в шампанском»)
З. Гиппиус
- Ах! какая игра красок!
В. Маяковский (оборачивается, читает стихотворение « а вы смогли бы?»)
Отходит в угол. С потолка свисают звезды.
Глядит на них задумчиво:
- Послушайте! Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?
З. Гиппиус (Поворачивается к нему, кивает головой и читает стихотворение «Звездоубийца».
К.Бальмонт
- О, «декадентская мадонна» - зеленоглазая Наяда! Как правы, говоря:
- Беспощадная моя дорогая:
Она меня к смерти ведет.
но люблю я себя, как Бога,
Любовь мою душу спасет!...
З. Гиппиус
- Довольно! Земного с созвездий не видно!
Витать в межпланетных пространствах мне стыдно!
Тишина. Звучит грустная мелодия.
В. Хлебников (весело)(С наволочкой, набитой стихами)
- Довольно, кукситься! Послушайте- ка! Новенькое! Читает стихотворение «Заклятие смехом!» (Общее оживление, смех).
А.Блок передает далее бокал с черной розой.
А. Ахматова
- К чему столько смеха?
Читает стихотворение «Все мы бражники здесь…»
Звучит грустная музыка.
А.Блок
- Зачем столько грусти?
А. Блок читает стихотворение «В ресторане».
Незнакомка (Черубина дэ Габриак) Встает с дивана и читает стихотворение
Разговор за одним из столов.
1 посетитель:
- К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Ее возглавили Иванов, Блок.
Слайд на экране о символизме.
Мальдештам, Гумилев, Ахматова вначале были с ними, а затем создали свой «Цех поэтов», свое течение – акмеизм.
Слайд на экране об акмеизме.
2 посетитель
- Ахматова вчера выступала в Академии.
Успех полный!
3 посетитель
- Да что она вообще собой представляет?
Посмотрите: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу!
4 посетитель
- Простите, а что она читала?
2 посетитель
- «Русалку». Ну помните «У пруда русалку кликаю…»
Анна Ахматова читает стихотворение «Русалка»
Разговор за столиком возобновляется:
1 посетитель
- Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль…
3 посетитель
- Да что вы все: Ахматова, Ахматова!
Кто она вообще?
Звучит музыка Бетховена соната «Патетическая».
Анна Ахматова читает стихотворение под музыку.
- Я голос ваш, жар вашего дыханья…
Разговор за столиком продолжается:
4 посетитель
- Простите, я так и не пойму:
какая же она – Ахматова?
3 посетитель
- Она – настоящий поэт!
Звучит баллада в исполнении А.Вертинского «Сероглазый король».
Разговор за столиком:
5 посетитель
- А это кто?
3 посетитель
- Да это паренек из глухой рязанской деревушки – Сергей Есенин.
Послушайте, чистые, голосистые стихи.
С.Есенин под гитару исполняет свое стихотворение.
А.Ахматова читает стихотворение о кабаре «Бродячая собака».
- Да, я люблю их, те сборища ночные…
ведущий 1.
- Наш вечер в литературном кафе подошел к концу.
Стихи не нужны недотепам и нудным.
Сердца им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди:
Я это по личному опыту знаю.
Ведущий 2.
Мы изучаем поэзию Серебряного века,
потому что она вдохновляет,
одухотворяет нас, несет свет, тепло
в наш мир и делает его совершеннее.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сценария внеклассного мероприятия по теме" Типичная английская еда. В кафе"
Конспект разработан для проведения внеклассного мероприятия ко дню недели английского языка и направлен на развитие творческих способностей для совершенствования устной речи....

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Праздник русского фольклора"
Праздник русского фольклора - это внеклассное мероприятие политературе для обучающихся 5 - 6 классов.В рамках этого мероприятия углубляем знания детей о роли устного народного творчества в жизни...

Сценарий внеклассного мероприятия по математике и физике для учащихся 10-11 классов "Физико-математическое кафе"
Сценарий данного внеклассного мероприятия может быть использован при проведении в школе Недели математики. "Физ-мат кафе" состоит из 6 конкурсов. Они адресованы учащимся старших классов и позволяют пр...

Сценарий внеклассного мероприятия «Осенний бал в кафе «Большая тыква»
Приуроченный ко дню всех святых (Хэлоуину)...

Сценарий внеклассного мероприятия "Викторина по житиям русских святых" для 5-6 классов
Сценарий внеклассного мероприятия "Викторина по житиям русских святых". Предлагается в качестве завершающего урока после изучения "Жития преп.Феодосия Печерского", "Жити...
Сценарий внеклассного мероприятия «Муса Джалиль» (на русском и татарском языках)
Сценарий внеклассного мероприятия посвященное известному татарскому поэту-герою Муса Джалилю. Мероприятие проводится на двух языках: русский и татарский...

Сценарий внеклассного мероприятия "В гости в русскую избу".
Мероприятие в рамках недели краеведения. Проводится в школьном краеведческом музее....