Технологическая карта к уроку искусства (МХК) в 10 классе МБОУ Заворонежская СОШ
план-конспект урока по мхк (10 класс)

Суркова Ираида Алексеевна

1. Обеспечить формирование следующих метапредметных результатов: Регулятивные УУД:  уметь совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии; КоммуникативныеУУД:  уметь высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.  совершенствовать навыки групповой работы учащихся ПознавательныеУУД:  отличать новое от уже пройденного;  добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;  контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;  создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  анализировать объекты с целью выделения признаков;  находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. 2. Обеспечить формирование предметных результатов:  Продолжить работу по развитию у учащихся способности к анализу произведений, относящихся к различным видам искусства.  Сформировать представление о взаимосвязи обстоятельств личной биографии Рембрандта с характером раскрытия сюжета картины «Блудный сын»  Познакомить учащихся с произведениями других видов искусства (литературы, театре, кино), способствующими более глубокому пониманию, роли притчи о блудном сыне в истории мировой культуры. 3. Развивать совместную деятельность в поиске решения различных задач, развивать наблюдательность; 4. Обеспечить формирование личностных результатов:  Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.  Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.  Умение анализировать предметы и явления окружающей действительности с эстетической точки зрения.  Развитие духовно-нравственных качеств личности на основе образцов различного вида искусства.  Установить связь мировой культуры с личной жизнью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку искусства (МХК) в 10 классе МБОУ Заворонежская СОШ

Организационная  информация

Тема урока

Отражение  притчи о блудном сыне в мировом  искусстве.

Предмет

Искусство (МХК )

Класс

10

ФИО, должность

Суркова Ираида Алексеевна

Методическая  информация

Тип урока

интегрированный

Цели урока

Мотивированное практическое применение знаний, навыков в создании собственного творческого продукта

Задачи урока

 

  1. Обеспечить формирование следующих метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

  • уметь совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии;

   КоммуникативныеУУД:

  • уметь высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.
  • совершенствовать навыки групповой работы  учащихся

ПознавательныеУУД:

  • отличать новое от уже пройденного;
  • добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • анализировать объекты с целью выделения признаков;
  • находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
  1. Обеспечить формирование предметных результатов:
  • Продолжить работу по развитию у учащихся способности к анализу произведений, относящихся к различным видам  искусства.
  • Сформировать представление о взаимосвязи обстоятельств личной биографии Рембрандта с характером раскрытия сюжета картины «Блудный сын»
  • Познакомить учащихся с произведениями других видов искусства (литературы, театре, кино), способствующими более глубокому пониманию, роли притчи о блудном сыне в истории мировой культуры.
  1. Развивать совместную деятельность в поиске решения различных задач, развивать наблюдательность;
  2. Обеспечить формирование личностных результатов:
  • Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
  • Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
  • Умение анализировать предметы и явления окружающей действительности с эстетической точки зрения.
  • Развитие духовно-нравственных качеств личности на основе образцов различного вида искусства.
  • Установить связь мировой культуры  с личной жизнью.

Педагогические технологии,  методы и приемы

Используемые современные технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология интеграционного обучения, исследовательская деятельность.

Методы обучения: иллюстративно-словесные, беседа, объяснение, показ, самостоятельная работа, практическая работа.

Формы работы: коллективная, поисковая, групповая, работа с различными произведениями искусства,  чтение стихов.

Используем приемы:1) на усвоение знаний: простота и доступность изложения материала; включение диалога «учитель – ученик» 2) на прочность знаний: применение наглядных пособий; применение ИКТ 3) на повышение интереса к предмету: использование нетрадиционных форм урока; включение в ход урока  видео сопровождения

Время реализации урока

45 мин.

Планируемый результат

Знать: названия и имена авторов живописи и литературы, музыки и скульптуры.

Уметь:  анализировать произведения в литературе и в искусстве, высказывать о них собственное суждение. Уметь работать с текстом.

использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое); объяснять смысл понятий и терминов; оценивать художественные достоинства произведений искусства;

Основные понятия

Библейский сюжет о Блудном сыне, заблудший, всепрощающая любовь

Оборудование и материалы

Компьютер, медиапроектор, слайдовая презентация;  

Дидактическое обеспечение урока

Графические изображения, звуковые файлы, фото, анимационные эффекты, ссылки. Презентации в Рower point.

Список учебной и дополнительной литературы

Рапацкая Л.А, «Мировая художественная культура».10-11 классы, в 2-х частях, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016 г.

История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви. Бахметева А.Н. Избранные жития святых для детей. Балакшин Е.А.


Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организацион-ный этап урока

(2 мин)

 Вступительная беседа.  Слайд1

- Случалось ли вам, громко хлопнув дверью, выйти из дома, оставив за спиной скучные нотации родителей и идти туда, где ждет вас абсолютная свобода, и нет никаких обязательств?

- Может быть вы «заблудившись» в самом себе не могли найти выхода из сложной жизненной ситуации.

- Если хоть на один из этих вопросов вы ответили утвердительно, значит, тема сегодняшнего урока имеет к вам самое прямое отношение. Потому что тема, о которой пойдет речь это «Блудный сын» (заблудившийся, заблудший, потерявшийся, сбившийся с дороги, утративший верное направление). Разве не оказывались мы хоть раз в подобных обстоятельствах?

Вместе с учителем приветствуют друг друга.

Проверяют готовность к уроку.

Развитие

Доброжелате-

льности и эмоциональной отзывчивости.

Смыслообразование

Мотивация к сотрудничеству и совместной работе.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(5 мин)

В мировом искусстве эта тема является одной из самых востребованных. Догадались что это за произведение? Слайд2-3-4

Ответы детей.

Слайд5 Сотни живописных полотен и в скульптуре посвятили художники раскрытию евангельской притчи Ян Стен,  Джеймс Тиссо, в японском искусстве Соичи Ватанаби и многие др.  Слайд 6 Музыка не осталась в стороне С. Прокофьев, Рахманинов, Клод Дебюсси. Да и в кино, театре, и в литературе эта тема встречается часто.

- Ребята, какая же будет цель нашего урока. 

Дети высказывают свои предположения.

Формирование представлений в живописных, литературных, музыкальных произведениях, а также театра и кино, посвященные притче о блудном сыне, которые заставляют на протяжении многих веков оставаться актуальной и сегодня.

Слайд 7 Я предлагаю рассмотреть эту тему первоосновой, которой является сюжета – евангельской притчи о блудном сыне с нескольких сторон.

Вы, наверное, догадались, почему сегодня сидите по группам.

Ответы детей (Так мы сможем больше раскрыть материала в мировом искусстве по теме «Блудный сын»).

Ребята, подумайте, через решение каких учебных задач, мы сможем реализовать поставленную цель:

Первая группа. У вас биография великого художника Рембрандта Харменса ван Рейна. Нам нужно найти связь между событиями личной жизни художника и созданными им живописными образами. 

Вторая  группа. Рассмотреть репродукции, нидерландского художника Иеронима Босха и его произведение «Блудного сына», созданное в 1510 году. Найти общее и различие с художественным произведением Рембрандта.

Третья группа. Попытаться найти яркий пример использования сюжета евангельской притчи в театре и кино. 

Четвертая группа. Познакомиться, и проанализировать ту же притчу, раскрытую в литературном источнике. В стихотворении Николая Гумилева «Блудный сын».

Исходя из целей и задач предмета, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Ученики представляют варианты. Слайд 8

Учитель обобщает. Тема нашего урока: «Отражение  притчи о блудном сыне в мировом искусстве»  

Определяют предмет разговора и тему урока с опорой на иллюстрации.

Ставят задачи, обеспечивающие реализацию поставленной цели.

Смыслообразование Самоопределение,

выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование познавательной цели.

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Целеполагание. Планирование. Прогнозирование.

3.Актуализация знаний, усвоенных на прошлых уроках

(8 мин)

Слайд 9 Созданная в конце жизни картина великого художника Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» основывается на Библейском сюжете о Блудном сыне из Евангелия от Луки и является воплощением духовной и плотской жизни. 

Евангельская притча о блудном сыне всем нам известна. Сюжет притчи прост, но глубок.

Учитель: Мы разделим сюжет на три части: Слайд 10

Уход блудного сына из отчего дома;

Скитания блудного сына;

Возвращение блудного сына;

Давайте проверим свои знания Слайд 11, 12

Сообщения по группам

Высказывают свои мысли, вступают в беседу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, вступать в диалог с  достаточной полнотой и точностью, выражать свои мысли.

4.Открытие новых знаний и выводы  учебного исследования

(15 мин)

Слайд 21 Вывод 2 группы. Так бы мог выглядеть любой человек. Что оставляет он в этом греховном мире? Рухнувшие надежды на спасение, неприкаянность и разочарование? От дороги, которую выберет путник, зависит его будущее. Опасности и искушения ждут на каждом шагу. Нужно задуматься, что следует делать в этой жизни, а от чего лучше отказаться. 

Слайд 22 Вывод 3 группы. Яркий пример использования сюжета евангельской притчи - балет «Блудный сын» на музыку  Сергея Прокофьева. Демонстрация видеофильма.

 Одноактный балет на музыку Сергея Прокофьева в трех картинах.

Отчий дом. Декорации выдержаны в ярких тонах. В далекой стране. Декорация изображает открытый шатер, в центре которого накрыт стол для пиршества, друзья, сирена танцует.

Отчий дом. Декорация та же, что в первой картине.  

  «Блудный сын» - шедевр, премьера которого имела оглушительный успех, а в дальнейшем балет вошел в ряд мировой балетной классики.

Слайд 23-24 В театре. Премьерный спектакль (режиссер Н. Г. Елесин) создан на основе киноповести Василия Шукшина «Калина красная». Мичуринский драматический театр представил русскую версию такого бродвейского жанра как мюзикл. Персонажи постановки доносили терзания душ песнями, исполняемыми вживую. Каждая песня - отдельная история. 

Слайд25 Вывод 4 группы.

 Стихотворение Николая Гумилева «Блудный сын» разделено на четыре части, каждая из которых характеризует одно из состояний героя.

«Отец, отпусти меня... завтра... сегодня!..» — стремление бросить отчий дом, «Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры!» — упоение свободой, «Пойду и скажу ему: «Отче, Я грешен пред господом и пред тобою» — лишения, невзгоды и окончательное решение вернуться домой и, наконец, «Узнал... догадался... идет мне навстречу... И праздник, и эта невеста... не мне ли?!». Интересно, что у Гумилева стихотворение завершается без слов прощения, и конец не совсем ясен, хоть все и предполагает счастливый финал.

- Случалось ли вам, громко хлопнув дверью, выйти из дома, оставив за спиной скучные нотации родителей и идти туда, где ждет вас абсолютная свобода, и нет никаких обязательств?

- Может быть вы «заблудившись» в самом себе не могли найти выхода из сложной жизненной ситуации.

Картина Рембрандта «Блудный сын» - это последняя работа художника. Его духовное завещание новым поколениям. Его исповедь. Его покаяние. Может именно поэтому она долго не отпускает от себя. Как искренний и прямой собеседник, доверивший нам самое сокровенное, ничего не укрывший, обнаживший душу.

На основе образцов различного вида искусства устанавливают связь мировой культуры  с личной жизнью.

Анализируют живописные, литературные, музыкальные произведения, а также в театре и кино

раскрывают евангельскую притчу

о Блудном сыне

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

 5.Подведение итогов  учебного исследования. Рефлексия.

 (15 мин)

Тему евангельского сюжета о блудном сыне использовали во все времена, и каждый раз вдохновляла на создание шедевров и переосмысление поступков, слов и помыслов.

Ответьте на вопросы о «Блудном сыне»

- Что почувствовал «Блудный сын»?  (Бессилие, досаду, растерянность, отчаяние, стыд, одиночество, беззащитность)

- Что он понял? (Нужно не забывать родителей, слушать их наставления, не гордиться, не быть жадным, высокомерным)

- Чему он научился? (Прощать, понимать, ценить родителей, любить, помогать, не забывать близких)

 - Какие качества приобрел?   (Смирение, послушание, всепрощение, сострадание, отсутствие зависти и стремление к почестям, самоотречение,  простота)

Перед вами листы и маркеры, впишите ответы. Урок окончен. Домашнее задание к следующему уроку вы найдете в электронном дневнике. Оценки за урок будут выставлены на вашей странице в ЭЖД. 

Комментируют результаты своих исследований.

Добывают новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта к уроку технологии в 5 классе."Проект в технике пэчворк"

Одной из инновационных технологий, применяемых мной., является метод творческого проектирования. Данная разработка- сембиоз двух модулей : лоскутная пластика и проект....

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч"

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч", тип урока - урок первичного усвоения новых знаний.Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Познакомить с понятиями: единичный от...

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч"

Технологическая карта к уроку математики в 5 классе "Координатный луч", тип урока - урок первичного усвоения новых знаний.Задачи урока: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:1. Познакомить с понятиями: единичный от...

Технологическая карта открытого урока искусства в 8 классе "Стиль барокко"

Технологическая карта открытого урока искусства в 8 классе по теме "Стиль барокко" в рамках проведения профориентационной работы и исследовательской проектной деятельности учащихся....

Технологическая карта к уроку по технологии 5 класс. Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий.

Интегрированный урок черчения и технологии.Тема урока: Графическое изображение деталей и изделий....

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...