Конспект урока по теме: "Музыка эпохи барокко и классицизма" для 10 класса
методическая разработка по мхк (10 класс)
Данный конспект урока предназначен для изучения темы по МХК "Западноевропейская музыка 17-18 вв." в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_epohi_barokko_i_klassitsizma.doc | 58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Музыка эпохи барокко и классицизма»
(для 10 класса; рассчитан на 45 мин.)
Урок изучения нового материала
Цель – дать представление об особенностях барочной и классицистической европейской музыки.
Задачи:
- Образовательные - ознакомить учащихся с основными произведениями музыкального искусства барокко и классицизма, их особенностями.
- Развивающие - развитие умения планирования собственной деятельности (внимательно слушать учителя, выделять из его речи главное), развитие музыкального слуха и памяти (слушание музыки), развитие умения графической организации материала (конспект в тетради), развитие умения грамотно отвечать на вопросы учителя; развитие музыкального мышления.
- Воспитательные - формирование личностного эстетического и музыкального вкуса; воспитание интереса и уважения к западноевропейской музыке.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Форма урока – урок – лекция.
Формы организации обучения – фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: презентация, речь учителя, музыкальный материал, конспект.
Методы обучения:
- Устный – повествование учителя на этапе изучения нового материала, формулировка вопросов на протяжении всего урока.
- Графический – построение конспекта во время урока.
- Аудиовизуальный – прослушивание музыкальных фрагментов во время урока, презентация.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Орг. момент | Здравствуйте! Давайте отметим присутствующих | Здравствуйте! |
2. Актуализация | На одном из уроков мы с вами изучили мировоззренческую основу барокко. Давайте вспомним основные особенности данного периода. |
|
3. Первичное усвоение материала | Подпишите тему «Музыка эпохи барокко и классицизма» Музыка барокко Особенности барочной музыки:
1. Одним из ярких барочных композиторов является И.С. Бах (1685 – 1750 гг.). Токката и фуга ре-минор наиболее ярко отражает борьбу рационального и чувственного в человеке:
Слушаем фрагменты и делаем пометки в тетрадях об особенностях музыки (ритм, мелодия, полифония, гармония, фактура, тембр). 2. «Взволнованность» и драматургия человеческих переживаний нашли отражение в исполнительской манере мастеров барочного концерта. Антонио Вивальди (1678 – 1741 гг.). «Времена года», лето - противоречие одного инструмента всему оркестру (человек против несправедливого мира). Слушаем фрагменты и делаем пометки в тетрадях об особенностях музыки (ритм, мелодия, полифония, гармония, фактура, тембр). 3. Развивается жанр оперы. Служила для воспитания на примерах античных сюжетов:
4. Первые музыкальные театры (1637 г. – в Венеции) Музыка классицизма На смену чувственности приходит идея разума и порядка. Вспомните особенности классицистической культуры.
Особенности классицистической музыки:
Главные темы в музыке:
К классицистическому стилю принадлежат композиторы Венской школы. 1. В.А. Моцарт (1756 – 1791 гг.). «Маленькая ночная серенада». Главная тема произведения – человек активный, деятельный, общительный. Слушаем фрагменты и делаем пометки в тетрадях об особенностях музыки (ритм, мелодия, полифония, гармония, фактура, тембр). «Свадьба Фигаро» - комическая опера. Музыка энергичная, лёгкая. Цирюльник оказывается умнее графа - воплощение идеи неизменной победы светлого и разумного начала над силами разрушения и зла. Слушаем фрагменты и делаем пометки в тетрадях об особенностях музыки (ритм, мелодия, полифония, гармония, фактура, тембр). «Волшебная флейта», ария Царицы ночи – даже виртуозная партия Царицы ночи звучит очень оптимистично. Слушаем фрагменты и делаем пометки в тетрадях об особенностях музыки (ритм, мелодия, полифония, гармония, фактура, тембр). 2. Л.В. Бетховен (1771 – 1827 гг.) Выразил музыкой идеалы человечества: свободы, единения, братства (эпоха Французской революции). Он социализировал музыку, сделал из нее аппарат мощного воздействия на массы, проводником философских идей. Пятая симфония – «через борьбу к победе». 1 часть – так судьба стучиться в дверь. Слушаем фрагменты и делаем пометки в тетрадях об особенностях музыки (ритм, мелодия, полифония, гармония, фактура, тембр). «Лунная» соната – неразделенная любовь к женщине. 1 часть – печальная. Слушаем фрагменты и делаем пометки в тетрадях об особенностях музыки (ритм, мелодия, полифония, гармония, фактура, тембр). Вывод: можно ли считать музыку душой эпохи? | Записывают. Записывают. Записывают. Слушают, делают пометки и запоминают. Записывают. Слушают, делают пометки и запоминают. Записывают.
Записывают. Слушают. Слушают. Записывают. Слушают. Слушают. (примерный ответ) Да. Потому что музыка обращается напрямую к чувствам человека, дает возможность прочувствовать прошедшее время. (примерный ответ) Нет. Исполнители не могут с точностью передать музыку прошлых эпох (если говорит о современном исполнении музыки). |
4. Осознание о осмысление материала | Осознание и осмысление происходит во время прослушивания музыкальных фрагментов на уроке. |
|
5. Закрепление материала | Викторина по музыкальным произведениям, изученным на уроке (Приложение 1). | Пишут викторину |
6. Домашнее задание | Напишите небольшое сочинение – эссе о Творчестве И.С. Баха, В.А. Моцарта и Л.В. Бетховена на выбор. | Записывают. |
7. Рефлексия | 1. Что мы сегодня изучили? 2. Назовите композиторов Венской классицистической школы. 3. Какая музыка понравилась вам больше и почему? | 1. Музыку барокко и классицизма. 2. Моцарт, Бетховен. |
Приложение 1
Викторина
Сейчас прозвучат фрагменты музыки. Вам нужно узнать какая музыка звучит, и записать в строгом порядке номер за номером. Вначале пишем композитора, затем произведение. Удачи!
- А. Вивальди, «Времена года», Лето.
- В.А. Моцарт, «Волшебная флейта», Ария Царицы ночи.
- Л.В. Бетховен, «Лунная соната».
- И.С. Бах, Токката и фуга.
- В.А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Музыка в нашей жизни" в 9 классе
урок к разделу "Музыка", включает в себя разные виды работы...
Конспект урока по теме: "Музыка" в 9 классе по УМК Кузовлев В.П.
Урок с использованием краеведческого материала, презентации учащихся....
Конспект урока по теме "Музыка Италии в творчестве русских композиторов"
Конспект урока по музыке для 4 класса....
Конспект урока по теме "Музыка"
Конспект урока по теме "Музыка" в 9 классе...
конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"
конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"...
План-конспект урока по теме: «Музыка в жизни подростков».
Урок на тему: «Музыка в жизни подростков» знакомит учащихся с исследованиями о влиянии на людей классической музыки, учит работать самостоятельно, развивать критическое мышление, а т...
План-конспект урока "Внешняя политика в Эпоху дворцовых переворотов" 8 класс
Материал содержит технологическую карту урока, план и конспект урока. На уроке изучаются основные напревления внешней политики в данный период....