План-конспект урока "Внешняя политика в Эпоху дворцовых переворотов" 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)
Материал содержит технологическую карту урока, план и конспект урока. На уроке изучаются основные напревления внешней политики в данный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vneshnyaya_politika.docx | 21.76 КБ |
vneshnyaya_politika.docx | 15.14 КБ |
vneshnyaya_politika.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Внешняя политика России в 1725-1762 гг.»
Цель урока: охарактеризовать основные направления внешней политики Российской империи после смерти Петра I до начала правления Екатерины II.
Задачи урока:
- Обучающая: познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в период дворцовых переворотов;
- Развивающие:
- формировать у учащихся ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;
- развивать у учащихся аналитико-прогностические навыки, творческие и когнитивные способности;
3. Воспитательная: формировать у обучаемых толерантность, умение
работать в команде; воспитание культуры учебного труда. Прививать чувство патриотизма и гордости за Родину
Планируемые результаты:
Предметные:
- способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий 1725-1762 гг.
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по периоду дворцовых переворотов в России
Метапредметные:
- Формирование и развитие навыков работы с интерактивной картой
- Развитие навыков работы в малых группах и парах
- Освоение универсальных учебных действий (УУД)
- умение самостоятельно ставить учебные и познавательные задачи (определять цели и задачи урока), исходя из поставленной проблемной ситуации
- овладение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности, владение основами рефлексии
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы, умение работать в малой группе, находить общее решение, слушать партнера
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;
- осмысление социально-нравственного опыта России 1725-1762гг.;
- формирование эмпатии, как способа эффективной коммуникации партнёров и создания ощущения психологического комфорта при общении
Учебник: «История России» 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Оборудование: мультимедийный видеопроектор, ПК
Используются технологии: интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая или парная работа)
Этапы урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие учеников, настройка класса на рабочий лад | Приветствие учителя, готовятся к уроку |
Проверка Д/З | Учитель спрашивает какая была тема прошлого урока. Сегодняшняя проверка домашнего задания пройдет в необычной форме – загадки о периоде и людях, который мы проходим 1. Ее звали именем прекрасным Она была женой Петра Вступила на престол опасный Но жалко, вскоре умерла. (Екатерина I ) 2Любила все немецкое Министром был Бирон. На дворе всем правил не кто- то А именно он.( Анна Иоанновна) 3. Подписала, разорвала, Слово даже не сдержала. Фаворит ее- Бирон В министерстве был почет. (Анна Иоанновна) 4.На престол возведена Год проправила она. (Екатерина I) 5. Маленький мальчуган На престоле побывал (Иван Антонович) 6.Наряжалась, развлекалась С государством не справлялась (Елизавета Петровна) 7.Великолепная краса И первая она Сподвижница Петра Великого Петра Она зловеща и смела Во всей красе была Скажите, кто она? (Екатерина I) 8. Этот жениться собрался- Ан – нет! Оспа послала его на тот свет. (Петр II ) 9. Эту царицу презрительно звали кухаркой Хоть и любима была мужем царем И вознесена на высокий престол Гвардией да Алексашкой. (Екатерина I) 10. Тайной женой атамана Казачьего войска была Да заветы отца в царстве своем воплотила ( Елизавета) 11.Эта царица заморской была В лжи обвинив дворян, что на трон пригласили, Бумагу рвала, ножками топала Немцев повсюду править поставила Главным Бирон был при ней (Анна Иоанновна) 12.Эта сила всех на престол возносила А как не нравились- сбрасывала Да на место пустое ставила другого. (Гвардия) Этот бездарный да недалекий Дворянам вольности дал да от них же и пострадал (Петр III) | Называют тему прошлого урока Отвечают на загадки |
Актуализация знаний | Учитель спрашивает какие темы мы изучали на прошлых уроках. На слайде эпиграф, учитель его зачитывает: «Россия, ты – великая держава, Ираида Мордвинова Скажите, как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Как это связано с эпиграфом? На слайде в презентации представлены портреты правителей Эпохи Дворцовых переворотов. Учитель задает вопрос: Кто представлен на слайде и как эти личности связаны с изучаемой темой. | Говорят, что изучают ЭДП, познакомились с правителями и внутренней политикой в данный период. Слушают эпиграф, думают и отвечают Отвечают на вопрос учителя, что на слайде представлены правители Эпохи Дворцовых переворотов и именно они проводили внешнюю политику в данный период. Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | Давайте вспомним какие направления внешней политики были при Петре I? Рассказ учителя: После смерти Перта I внешняя политика России в целом сохранила свою прежнюю направленность. Продолжавшееся ослабление Османской империи способствовало усилению борьбы России за выход к Черному морю Политическая борьба, охватившая Польшу, подтолкнула Россию к активному вмешательству в ее внутренние дела с целью обеспечить воссоединение украинских белорусских земель с Россией. Нежелание Швеции мириться с итогами Северной войны делало одной из важных задач внешней политики Российской империи сохранение петровских завоеваний в Прибалтике. Требовали своего решения задачи закрепления России на Кавказе, оставшиеся нерешенными после Персидского похода. Учитель вызывает к доске ученика и просит показать на карте направления политики России Учитель говорит, что изучение внешней политики будет проходить по схеме:
По этому плану ученики делают таблицу и вносят записи в тетрадь.
Борьба за польский престол, которая разгорелась после кончины короля Августа II, подтолкнула Россию начать борьбу за возвращение белорусских и украинских земель в состав империи. (цель- контроль над Польшей) В 1733-1735 г в Польше началась борьба за престол. Кандидатов было несколько и каждый искал поддержку у государств. Кандидатуру Станислава Лещинского поддержала Франция. Россия и Австрия обещали поддержку сыну польского короля Августа. Выбрала польская шляхта Станислава, но при поддержке России и Австрии, Пруссии королем стал Август III. После сдачи русским войскам в июне 1734 г. крепости и порта Гданьска Лещинский бежал из страны, а высаженный французский десант капитулировал. Вопрос решен Россия получила контроль над Польшей. Русско-турецкая война (1735-1739гг.)- самостоятельная работа с учебником ( пункт 3 с. 98). Русско-шведская война 1741-1743г- парная работа с учебником п.1 с.96 Семилетняя война- просмотр видеоматериала и внесение информации по плану в тетрадь | Отвечают Начинают конспектировать(на презентации выделены направления политики) Выходит, к доске ученик показывает направления политики в 1725-1762гг. Слушают объяснение учителя, как работать с материалом Чертят таблицы в тетради Начинают записывать в тетрадь Выполняют задание в тетради. После проверят выполненное задание, показ на карте основных мест сражений Выполнение и проверка.Работа с картой Смотрят видео и заполняют таблицу. Проверка. |
Закрепление изученного материала | Учитель просит учеников ознакомится с заполненными таблицами и сделать вывод по внешней политике. Какие цели были достигнуты, а какие нет? Почему? | Укрепление России в Прибалтике Расширение территорий на Востоке Турция и Персия признаны «спорными» территориями Россия так и не получила выхода к Черному морю. |
Домашнее задание | Вопросы после параграфа Из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем» любой вопрос письменно | Запись домашнего задания |
Предварительный просмотр:
Внешняя политика России в 1725-1762гг
- На экране эпиграф (зачитаю его).
Далее на экране портреты правителей: Как связаны портреты этих правителей с темой нашего урока? (За период с 1725 г по 1762 г. было пять дворцовых переворотов. Именно эти государственные деятели проводили внешнюю политику после смерти Петра). 3мин
- Новый материал (говорю сама):
Давайте вспомним, итоги внешней политики Петра?
После смерти Перта I внешняя политика России в целом сохранила свою прежнюю направленность.
Продолжавшееся ослабление Османской империи способствовало усилению борьбы России за выход к Черному морю
Политическая борьба, охватившая Польшу, подтолкнула Россию к активному вмешательству в ее внутренние дела с целью обеспечить воссоединение украинских белорусских земель с Россией.
Нежелание Швеции мириться с итогами Северной войны делало одной из важных задач внешней политики Российской империи сохранение петровских завоеваний в Прибалтике.
Требовали своего решения задачи закрепления России на Кавказе, оставшиеся нерешенными после Персидского похода. (слайд –направление политики) 5-7 минут
- Русско-польская война (война за польское наследство) 5 мин
Борьба за польский престол, которая разгорелась после кончины короля Августа II, подтолкнула Россию начать борьбу за возвращение белорусских и украинских земель в состав империи. (цель- контроль над Польшей)
В 1733-1735 г в Польше началась борьба за престол. Кандидатов было несколько и каждый искал поддержку у государств. Кандидатуру Станислава Лещинского поддержала Франция. Россия и Австрия обещали поддержку сыну польского короля Августа. Выбрала польская шляхта Станислава, но при поддержке России и Австрии, Пруссии королем стал Август III.
После сдачи русским войскам в июне 1734 г. крепости и порта Гданьска Лещинский бежал из страны, а высаженный французский десант капитулировал. Вопрос решен Россия получила контроль над Польшей. (сама расскажу)
- Русско-турецкая война (1735-1739гг.)- работа с учебником пункт 3. Цель-выход к черному морю. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. завершилась Белградским миром: Россия не получила ни выхода к Чёрному морю, ни права держать там свой флот; купцы могли возить товары лишь на турецких кораблях. В качестве трофеев России достались Азов без права строить там укрепления и полоса степного пространства вдоль среднего течения Днепра; русским паломникам гарантировалось свободное посещение Иерусалима. 5-7 мин
- Русско-шведская война 1741-1743г- работа с учебником п1. Швеция хочет взять реванш после поражения в Северной войне (Прибалтика по Ништадскому миру). – работа с учебником. В июне 1741 года Швеция объявила войну России. Против них была направлена армия под командованием П.П. Ласси. (9) Уже в 1742 г. Русская армия одержала победу под Гельсингфорсом. В августе 1742 г был заключен Абоский мирный договор.Швеция передала России часть территории Финляндии, подтвердила прежние приобретения России.5-7мин
- Семилетняя война- видео(5.20) + 5
- Итог по внешней политике 1725-1762(на слайде)
Изучаем войны по плану:
1.Война
2.годы
3. основные события, цели
4.Итог
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН УРОКА Главные направления внешней политики России после смерти Петра I . Русско-турецкая война 1735-1739гг. Семилетняя война. Итоги внешней политики.
Задачи внешней политики России
Фельдмаршал Миних
Русско-турецкая война 1735 – 1739гг. После смерти Петра I основные направления его внешней политики сохранились. В 1736г. Русская армия под командованием Б. Миниха и П. Ласи овладела Азовом и Бахчисараем. Затем были взяты Очаков и Хотин Азов Бахчисарай Очаков Хотин
П. Ласи Русско-шведская война 1741-1743гг
Причины вступления России в войну с Пруссией
Россия в семилетней войне
Степан Федорович Апраксин
Гросс - Егерсдорф Цорндорф 1758 1757 Берлин 1760 1759 Кунерсдорф Кольберг 1761
Елизавета отстранила С.Ф.Апраксина от командования армией и отдала его под суд. Новым командующим Елизавета назначила Фермора. Генерал Фермор Россия в семилетней войне
П.С.Салтыков – командующий русской армии с 1759 г. Россия в семилетней войне
Русско-прусский мирный договор 1762г
Но! Главные итоги внешней политики России в 1725-1762 г.г. Россия прочно утвердилась в Прибалтике Она показала себя одной из сильнейших держав Европы Расширила свою территорию на Востоке Турция и Персия признали «спорными» северокавказские земли Кабарды и Дагестана, а также Приазовья. Россия так и не добилась выхода к Черному морю
Домашнее задание Вопросы после параграфа Из раздела «Думаем , сравниваем, размышляем» любой вопрос письменно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Внешняя политика Екатерины Великой"
План-конспект урока, содержащий схемы и таблицы...
План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).
Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....
План-конспект урока "Внешняя политика Екатерины II"
План-конспект урока составлен с использованием электронных образовательных ресурсов....
План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе
Данное учебное занятие в 9 классе проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...
План - конспект урока "Тип Хордовые. Подтипы Бесчерпные и Позвоночные. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые" в 7 классе
Конспект урока составлен на основе системно - деятельностного метода обучения....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА « Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.»
Урок по истории России...
Конспект урока на тему "Внутренняя политика в Эпоху дворцовых переворотов" 8 класс.
Разработка содержит конспект урока, задания учителя для учеников с расчетом времени, презентация. Материал подготовлен к учебнику Арсентьев Н.М., Данилов А.А. «История России 8 класс»...
- Мне нравится (1)