Урок ОДНКНР, 5 класс, тема: «Монашество-особый путь духовного восхождения. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский».
методическая разработка по мхк (5 класс)
Урок ОДНКНР, 5 класс, тема: «Монашество-особый путь духовного восхождения. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский». Урок проводился в технологии фасилитации "Мировое кафе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_odnknr.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Рыльская основная общеобразовательная школа №2»
Открытый урок
по предмету ОДНКНР
на тему:
«Монашество-особый путь духовного восхождения.
Иосиф Волоцкий и Нил Сорский».
Подготовила и провела:
учитель высшей квалификационной
категории
Грибова С.А.
2019 г.
Тема урока: Монашество-особый путь духовного восхождения. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.
Технология: «Мировое кафе»
Цель урока: - построить мотивацию, изучение нового материала и рефлексию таким образом, чтобы помочь учащимся осмыслить монашество как особый путь служения Богу;
Задачи: акцентировать внимание учащихся на тех моментах жизни и качествах характера святых, которые могут служить для подражания, воспитывать интерес к православной культуре;
• учить представлять свой творческий замысел, отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для их осуществления;
• учить ориентироваться в мире информации;
• обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
• воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;
• воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения
героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; эмоциональное «проживание» текста, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание.
Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУД постановки и решения проблем: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов
решения проблем поискового характера;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,
контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением); умение работать
по предложенному учителем плану.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
Основные понятия: исихазм, нестяжательство
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, иллюстрации, карточки.
Формы работы: работа в группах.
Ход урока:
- Мобилизующий этап урока.
Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость творческого общения и наполнит души добрыми и светлыми чувствами.
- Определение темы урока.
Прослушивание песни «Монастыри».
(Речь пойдет о монастырях, монахах).
-Верно. А узнать больше о монашеской жизни мы сможем на примере двух святых: преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского.
- Тема нашего урока звучит так «Монашество-особый путь духовного восхождения. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий». (на экране)
-Поставьте для себя цели и задачи. (познакомиться с жизнью святых, узнать секреты монашеской жизни) Для работы мы объединимся в группы.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Прием «Корзина понятий»
-На ваших столах находятся таблички с словами. Выберите те, которые относятся к теме «Монастыри». Поясните смысл слов.
ИСИХАЗМ, НЕСТЯЖАНИЕ, ЛЕТОПИСЬ, ИКОНОПИСЬ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПЕРЕВОДЫ НА РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
-Какие слова вам оказались незнакомы? Мы поставим рядом с ними знак вопроса, но я уверена, в течение урока сможем объяснить их значение
IV. Работа по теме урока. (звучит легкая мелодия)
- (Класс разбит на три группы). В каждой группе учителем выбран «хозяин».
- Поисково-исследовательский этап. Сбор и систематизация материалов.
(У групп на столах источники информации в виде книг, учебников, распечатанных текстов, изображения святых. По окончанию работы кафе, группы представляют презентации своих работ).
Приложение 1. (задания для «хозяина» кафе)
а) Задания «хозяина» I кафе для первой группы:
1. Прочтите текст.
2. Вырежьте изображение святого и заголовок. Поместите на плакат.
3. Какие труды были написаны Иосифом Волоцким? («Просветитель», послания ученикам)
-Какие встретились в тексте незнакомые слова? (исихазм, нестяжательство)
-Прочтите их определения. Дома поместите значения новых слов в свой глоссарий)
Исихазм (от греч. — спокойствие, покой, тишина, молчание, уединение) учит «умному деланию молитвы» – священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве.
Нестяжание — это нищета, избранная по собственной воле, — один из обетов, которые даются монахами при пострижении.
б) Задания «хозяина» I кафе для второй группы:
1. Прочтите текст.
2. Найдите определения незнакомых слов, поместите на плакат слово, характеризующее Иосифа Волоцкого. (исихазм)
3. Имена каких известных иконописцев связаны с именем святого Иосифа Волоцкого? (Андрей Рублев, Дионисий)
в) Задания «хозяина» I кафе для третьей группы:
1. Прочтите текст.
2. Какого взгляда придерживался Иосиф Волоцкий о монастырской жизни? (Иосиф Волоцкий, дискутируя с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
3. Каким двум течениям позволили возникнуть различные взгляды на монастырскую и монашескую жизнь Иосифа Волоцкого и Нила Сорского?
(Возникли два течения: иосифляне и нестяжатели.)
(Просмотр видео о прп.Иосифе Волоцком)
г) Задания «хозяина» II кафе для первой группы:
1.Прочтите текст.
2.Вырежьте изображение святого и заголовок. Поместите на плакат.
3.Какие труды были написаны Нилом Сорским? («Предания», «Устав о скитской жизни»)
д) Задания «хозяина» II кафе для второй группы:
1.Прочтите текст.
2.Найдите определения незнакомых слов, поместите на плакат слова, характеризующие Нила Сорского. (исихаст, нестяжатель)
3.Запишите название святого места, давшего Нилу Сорскому драгоценные знания монашества. (гора Афон)
е) Задания «хозяина» II кафе для третьей группы:
1.Прочтите текст.
2.Какого взгляда придерживался Нил Сорский о монастырской жизни? (Жить в постоянной молитве в уединении, нестяжательство)
3.Каким двум течениям позволили возникнуть различные взгляды на монастырскую и монашескую жизнь Иосифа Волоцкого и Нила Сорского?
(Возникли два течения: иосифляне и нестяжатели).
Вывод: Нил Сорский призывает идти к Богу путем умного делания молитвы, уединенной, как молятся исихасты.
Прослушивание записи слов Нила Сорского об учениках и молитве.
Вывод: Преподобные Нил и Иосиф думали, что призывают к противоположным идеалам монашества, но на самом деле стремились к одной цели, просто шли к ней разными путями: один через милость, другой через строгость.
ж) Задания «хозяина» III кафе для первой группы:
1.Прочтите текст.
2.Вырежьте изображения и заголовок. Поместите на плакат.
3.С именем какого старца связана судьба Рыльского Свято-Николаевского монастыря? (Архимандрит Ипполит)
-Многие монахи следовали взглядам Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Перенять афонские традиции смог известный в нашей местности и далеко за ее пределами старец Ипполит.
(Рассказ подготовленного ученика, который сопровождается презентацией)
О. Ипполит (в миру Сергей Халин) родился 18 апреля 1928 года в многодетной крестьянской семье. Прошел несколько монастырей, прежде, чем отправиться на святую гору Афон. Оттуда он вернулся в Россию старцем, то есть человеком, стяжавшим бесстрастие, чистоту сердца. Отец Ипполит чтил Афонские традиции, стал настоящим исихастом. В Рыльский монастырь стали приезжать люди не только из ближайших городов. Ехали с Украины, Беларуси, из стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече, помогал, лечил. Чудеса по молитве батюшки продолжаются и после его почина. В настоящее время послушники старца Ипполита продолжают его дело по восстановлению обители и укреплению веры православных христиан. 17 декабря 2002 года батюшка почил. Когда его хоронили, на небе появилась радуга. На 9 день крест на могилке батюшки замироточил. Мира было так много, что оно текло, прокладывая в снегу дорожки. Не чудо ли это?
з) Задания «хозяина» III кафе для второй группы:
1.Прочтите текст.
2.Найдите определения незнакомых слов, поместите на плакат слово, характеризующее архимандрита Ипполита. (исихаст)
3.Назовите святое место, в котором старец Ипполит научился традициям монашества. (Святая гора Афон)
и) Задания «хозяина» III кафе для третьей группы:
1.Прочтите текст.
2.В каком году впервые упоминается Рыльский Свято-Николаевский монастырь? (1505)
3.Что вы знаете о судьбе монастыря?
Рыльский мужской Свято-Николаевский монастырь известен далеко за пределами своего местонахождения. Впервые Николаевский монастырь называется в документах за 1505 год. Батюшка Ипполит рассказывал, что прп. Серафим бывал в Рыльском монастыре, молился здесь на службах, а когда нес послушание сборщика пожертований и обходил города и веси - с котомкой и ящичком проходил и монастырским рыльским лугом, что находится в пойме реки Сейм. За время существования обители не раз приходилось отражать нападения врагов. Так, в 1615 году монастырь был полностью разорен поляками. В 1941 году Рыльск оказался во власти фашистов. Во время войны монастырь ни разу не пострадал.
Однако, в 1997 году игумену Ипполиту монастырь достался в глубоком разорении. Долог был путь его восстановления.
Вывод: Архимандрит Ипполит продолжал на нашей земле Афонские традиции. На примере батюшки и нашего монастыря мы видим объединение двух взглядов столпов православия: Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Необходимость общего жительства, земельных угодьев (для кормления нуждающихся, паломников и себя) и с другой стороны важность глубокой молитвы.
- Итог урока.
Просмотр видео ролика о науке и искусстве.
-Возможно ли существование мира без прекрасного? (нет)
А без научных открытий? (нет)
Это как составляющие части целостности нашего мира. Также и взгляды преподобных отцов являлись частями одного целого мира христианства и по праву считаются столпами и его основой.
Учитель: Таким образом, труд духовный (Нил Сорский) и труд телесный (Иосиф Волоцкий) составляют две стороны христианского призвания. Оба направления всегда сосуществовали, дополняя друг друга. Это как части одного целого. Одно движение вперед к Богу, путь ко спасению. Как спасительный Ноев ковчег, который получился из плакатов детей. (учитель составляет корабль из плакатов).
Он допускает всё! Послушай,
Неверящий ты человек!
Не хочешь ли спасти ты душу?
Ведь, Церковь Божья -твой ковчег.
VI. Рефлексия.
-Заполните таблицу.
Святые | характеристики |
Прп. Иосиф Волоцкий |
|
Прп. Нил Сорский |
|
V. Оценивание работы учащихся.
Уч-ль: Наш урок был необычным. Все замечательно потрудились. Нашим гостям ребята подарят сделанные самостоятельно календари.
VII. Домашнее задание. Заполнить глоссарий, выучить определения, стр. читать
Приложение 1
Преподобный Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий почитается в лике преподобных, память 9 сентября и 18 октября. Происходил из дворянской семьи. Около 20 лет принял монашество. Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий. В книге «Просветитель» Иосиф Волоцкий, споря с другим подвижником, духовным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
Таким образом, возникли два течения: иосифляне и нестяжатели.
Исихастскую традицию ( уединенная и глубокая молитва) он знал также, как и Нил Сорский.
Иосиф был почитателем иконного творчества монаха Андрея Рублева, собирал иконы его кисти. Близким знакомым волоцкого игумена был другой великий иконописец Руси — Дионисий.
7 декабря 2009 года по благословению патриарха Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования. В последние годы жизни тяжело болел. Скончался 9 сентября 1515 года. Дни памяти: 22 сентября и 31 октября.
Преподобный Нил Сорский
Достоверных сведений о прп. Ниле Сорском сохранилось очень мало. Родился в 1433 году в богатом дворянском роду. Известен как основатель скитского (уединенного) жительства на Руси, автор книг «Предания», «Устав о скитской жизни».
Приняв постриг, Нил отправился странствовать. Он сумел пройти множество земель, где внимательно изучал христианские традиции. Большое впечатление на него произвели годы на святой горе Афон, где он научился монашеской жизни, перенял умения исихаста, пришел на Русь и принес с собой это драгоценное знание. К преподобному стали присоединяться другие монахи, которые по уставу Нила Сорского должны были питаться от труда своих рук и жить в уединении.
Нил Сорский считал, что главные качества монаха – это простота, молитва, нестяжание.
В это время известный церковный деятель Иосиф Волоцкий призывает монастыри увеличивать землевладения, улучшать внешний вид храмов. Важнейшим фактом жизни Нила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей. Преподобный считает излишним иметь земельные угодья, в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви.
Таким образом, возникли два течения:
иосифляне и нестяжатели.
Умер в 1508 г., так и не узнав, какой оборот примут его разногласия с преподобным Иосифом Волоцким. Память празднуется 20 мая.
Рыльский Свято-Николаевский монастырь
Рыльский мужской Свято-Николаевский монастырь известен далеко за пределами своего местонахождения. Впервые Николаевский монастырь называется в документах за 1505 год. Батюшка Ипполит рассказывал, что прп. Серафим бывал в Рыльском монастыре, молился здесь на службах, а когда нес послушание сборщика пожертований и обходил города и веси - с котомкой и ящичком проходил и монастырским рыльским лугом, что находится в пойме реки Сейм. За время существования обители не раз приходилось отражать нападения врагов. Так, в 1615 году монастырь был полностью разорен поляками. В 1941 году Рыльск оказался во власти фашистов. Во время войны монастырь ни разу не пострадал.
Однако, в 1997 году игумену Ипполиту монастырь достался в глубоком разорении.
Отец Ипполит (в миру Сергей Халин) родился 18 апреля 1928 года в многодетной крестьянской семье. Прошел несколько монастырей, прежде, чем отправиться на святую гору Афон. Оттуда он вернулся в Россию старцем, то есть человеком, нашедшим бесстрастие, чистоту сердца. Отец Ипполит чтил Афонские традиции, стал настоящим исихастом. В Рыльский монастырь стали приезжать люди не только из ближайших городов. Ехали с Украины, Беларуси, из стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече, помогал, лечил. Чудеса по молитве батюшки продолжаются и после его почина. В настоящее время послушники старца Ипполита продолжают его дело по восстановлению обители и укреплению веры православных христиан.
Приложение 2
Вопросы хозяина первого стола
I группа:
- Прочтите текст.
- Вырежьте изображение святого и заголовок. Поместите на плакат.
- Какие труды были написаны Иосифом Волоцким?
II группа:
- Прочтите текст.
- Найдите определения незнакомых слов, поместите на плакат слово, характеризующее Иосифа Волоцкого.
- Имена каких известных иконописцев связаны с именем святого Иосифа Волоцкого?
III группа:
- Прочтите текст.
- Какого взгляда придерживался Иосиф Волоцкий о монастырской жизни?
- Каким двум течениям позволили возникнуть различные взгляды на монастырскую и монашескую жизнь Иосифа Волоцкого и Нила Сорского?
Вопросы хозяина второго стола
I группа:
1.Прочтите текст.
2.Вырежьте изображение святого и заголовок. Поместите на плакат.
3.Какие труды были написаны Нилом Сорским?
II группа:
1.Прочтите текст.
2.Найдите определения незнакомых слов, поместите на плакат слова, характеризующие Нила Сорского.
3.Запишите название святого места, давшего Нилу Сорскому драгоценные знания монашества.
III группа:
1.Прочтите текст.
2.Какого взгляда придерживался Нил Сорский о монастырской жизни?
3.Каким двум течениям позволили возникнуть различные взгляды на монастырскую и монашескую жизнь Иосифа Волоцкого и Нила Сорского?
Вопросы хозяина третьего стола
I группа:
1.Прочтите текст.
2.Вырежьте изображения и заголовок. Поместите на плакат.
3.С именем какого старца связана судьба Рыльского Свято-Николаевского монастыря?
II группа:
1.Прочтите текст.
2.Найдите определения незнакомых слов, поместите на плакат слово, характеризующее архимандрита Ипполита.
3.Назовите святое место, в котором старец Ипполит научился традициям монашества.
III группа:
1.Прочтите текст.
2.В каком году впервые упоминается Рыльский Свято-Николаевский монастырь?
3.Что вы знаете о судьбе монастыря?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики на тему: "Решение задач путем составления уравнений"
Предлагаю план - конспект открытого урока, а также презентацию к нему. Презентация содержит иллюстративный материал к уроку математики в 5 классе по теме: "Решение задач путем составления уравнений". ...
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности
19.12.2012, 01:30Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личностиТворчество - это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты...
Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...
Конспект урока ОДНКНР по теме: "Хорошие манеры"
Конспект урока ОДНКНР по теме: "Хорошие манеры" разработан для 5 класса с учетом системно-деятельностного подхода....