Методическая разработка по МХК «Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга»
методическая разработка по мхк (11 класс)

Демурина Марина  Владимировна

Русский классицизм – явление замечательное, с точки зрения Н. Дмитриевой, «еще более замечательное, чем русское барокко и не менее самобытное» Этот период – период творчества блестящих зодчих, которые создают вдохновеннейшие архитектурные произведения, ансамбли, по своим масштабам, творческому размаху, художественной цельности не знающие равных в европейской архитектуре того времени.

Как и в предшествующие времена, основным центром культурной жизни продолжает оставаться Петербург. Именно по петербургским архитектурным памятникам, легче всего проследить развитие стиля, смену художественных вкусов.Почти каждый российский император, помимо огромной свиты и других приближенных лиц, имел и собственного архитектора. Эта презентация познакомит с сооружениями придворных архитекторов эпохи классицизма в Санкт-Петербурге 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План -конспект урока по МХК в 11 классе

Тема : «Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга»

Класс: 11

Тип урока: комбинированный

Цели урока: сформировать представление об особенностях классицизма в Санкт-Петербурге

Задачи:

образовательная:

познакомить обучающихся с творчеством придворных архитекторов, работающих в стиле классицизм

развивающая:

развивать творческие способности обучающихся , их познавательную активность при создании виртуальной экскурсии

воспитательная:

содействовать эстетическому воспитанию обучающихся через, воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу.

Формы познавательной деятельности:

  • групповая

Оборудование:

        компьютер, проектор и экран, 3 ноутбука

        раздаточный материал

        Учебник «Искусство. Базовый уровень» 10 класс Даниловой Г.И.  

 / М. : Дрофа. 2014.»

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово учителя, чтение и анализ эпиграфа.

Эпиграф:         Люблю тебя, Петра творенье

Люблю твой «строгий, стройный вид»,

Невы державное теченье

Береговой её гранит…

А.С. Пушкин.

Учитель: У каждой эпохи свой Петербург. Образ города всегда волновал воображение русских поэтов и писателей. А.С.Пушкин запечатлел Петербург в своём творчестве, выразив тем самым индивидуальное отношение к этому прекрасному и загадочному городу.

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Какой архитектурный стиль описал А.С.Пушкин в своих строках? Назовите этапы развития петербургского классицизма и его характерные особенности.

Ответы учеников.

Учитель: Назовите императоров , которые правили в России в этот период.

Ответы учеников.

Обобщение: Смена стиля барокко, который долгое время господствовал в России, произошел после прихода к власти императрицы Екатерины II. Язык классицизма оказался универсален: он позволял строить как дворцовые и храмовые сооружения, так и государственные и общественные учреждения, частные дома-усадьбы. Поэтому классицизм быстро получил широкое признание в России.

ІІІ. Изучение нового материала.

Учитель:

Почти каждый российский император, помимо огромной свиты и других приближенных лиц, имел и собственного архитектора.  Сегодня мы познакомимся с сооружениями придворных архитекторов эпохи классицизма в Санкт-Петербурге и разработаем виртуальную экскурсию «Любимые архитекторы российских императоров эпохи классицизма»  Я предлагаю вам объединиться в группы. У меня в руках волшебный сундук с изображением зданий города. Выберите любое изображение. На столах стоят таблички с именами архитекторов, которые построили эти здания. Распределитесь по группам и займите места за столами. А теперь давайте проверим , правильно ли вы заняли места.

Учитель: Внимание на экран! (Учитель дает информационную справку и комментирует  почему ученики будут знакомиться с творчеством этих архитекторов  )

Группа № 1  .

Екатерина II пригласила Чарльза Камерона в Россию после того, как ознакомилась с его архитектурным трудом «Термы римлян», который высоко ценили в Европе. Здесь Камерон получил квартиру, жалованье в 1800 рублей и контракт на создание архитектурного ансамбля в Царском Селе. Он проявил себя как мастер садово-парковой архитектуры: построил Холодную баню, Агатовые комнаты, Камеронову галерею, Висячий сад. В Александровском парке он возвел Китайскую деревню и мостики в восточном стиле. Также именно Чарльз Камерон помог устроиться в России зодчим Адаму Менеласу и Вильяму Гесте. Однако Павел I, взойдя на престол, сразу же решил избавиться от любимого архитектора матери — Камерона уволили, отобрали у него дом, но при этом запретили уезжать из России.

Группа № 2

Придворным архитектором Павла I был итальянец Винченцо Бренна. Он познакомился с будущим императором еще во время путешествия наследника престола по Европе. Великий князь Павел Петрович предложил ему работу по декорированию дворца в Павловске — и Бренна оказался в России. Он также участвовал в работах над Гатчинским дворцом и Исаакиевским собором Антонио Ринальди, достраивал Михайловский замок, помогал возводить интерьеры Каменноостровского дворца. После смерти Павла I Бренна первое время оставался в России — его обеспечивала работой вдова императора Мария Федоровна, но позже он был вынужден вернуться в Европу.

Группа № 3

В Александровскую эпоху одним из наиболее влиятельных архитекторов Петербурга был итальянец Карл Росси. Выдающимися его работами стали ансамбль Михайловского дворца и площадь перед ним, Дворцовая площадь со зданием Главного штаба, Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода, а также Александринский театр с площадью перед ним и улицей рядом (сегодня она носит имя зодчего Росси). В 1820-е годы Росси был самым высокооплачиваемым архитектором Петербурга — он получал 15000 рублей в год. Его авторитет признавали не только в России, но и за рубежом: в частности, пригласили преподавать во Флорентийской академии художеств. Со смертью Александра I положение Росси при дворе сильно пошатнулось — он не сошелся с окружением Николая I, в 1832-м ушел в отставку, а в 1849 году умер практически в нищете.

Учитель: Ребята, убедитесь в том, что вы правильно заняли места в группах.

У вас на столах ноутбуки,  на рабочем столе в папке вы можете найти фотогалерею с изображениями зданий , которые были построены выбранными вами архитекторами. На столе папки с QR-кодом, где можно найти информацию и карта города.

Создавая экскурсию необходимо придерживаться определенного плана.

1 Придумать название.

2. Определить содержание экскурсии (отбор материала, информации).

3 Подобрать иллюстрации объектов.

6 Составить маршрут экскурсии. Обосновать выбор объектов.

7.Оформить в PowerPoint

V. Творческое применение знаний в новой ситуации
Мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой виртуальной экскурсии по Санкт -Петербургу, которую вы разработали . Выберите из группы ребят, которые выступят сегодня в роли гидов и представят работу группы.

Выступление ребят будут оценивать эксперты -2 человека из каждой команды. Напротив каждого пункта плана ребята выставляют баллы по трехбалльной шкале.

Выступление обучающихся.

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: Большое спасибо нашим гидам. А сейчас предоставим слово экспертам.

Выставление оценок:

10-15 б.-5

7-9 б.-4

5-8 б.-3

Учитель комментирует оценки.

Учащимся предлагается описать при помощи эпитетов образ Санкт-Петербурга эпохи классицизма.

П- прекрасный

Е – единственный и неповторимый

Т – театральный, творческий

Е- единообразный

Р- романтичный, ровный

Б - благородный

У- удивительный

Р- разный

Г- гармоничный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к элективному курсу: «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»

Методическая разработка к элективному курсу:  «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»...

Методическая разработка «Экскурсия по английским местам в Санкт-Петербурге»

Серия докладов об английских местах Санкт-Петербурга...

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах....

Методическая разработка. Классный час для старшеклассников. "Инновационный Санкт-Петербург:перспективы развития"

В ходе классного часа учащиеся знакомятся с поняти ем «инновация»,  с различными типами инноваций; вместе с учителем обсуждают наиболее крупные инновационные  проекты Санкт-Петер...

Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга, 9 класс

Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок рассчитан на 45 минут. В соответстви...

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с  анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению  истории  и культуры Санкт-Петербурга....