Методическая разработка урока МХК, 10 класс
методическая разработка по мхк (10 класс) на тему
Урок по теме «Возрождение в Венеции» проводится в 10 классах на уроках МХК. Уровень образования – общеобразовательный. Занятие рассчитано на 45 минут. В соответствии с ФГОС второго поколения использована исследовательская технология. Для решения поставленных задач были необходимы следующие приемы: индивидуальные сообщения. Ученики работали в группах по 4 человек (6 групп). Организуя процесс восприятия, важно обратить внимание школьников на определение роли венецианской архитектуры и школы живописи в мировой художественной культуры. Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок можно провести в форме классного часа. Ученики учатся ставить задачи, находить пути их решения. Таким образом, занятие соответствует ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mhk-10_klass_21.03.2017.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Возрождение. Урок МХК, 10 класс.
Методические рекомендации к уроку.
Урок по теме «Возрождение в Венеции» проводится в 10 классах на уроках МХК. Уровень образования – общеобразовательный. Занятие рассчитано на 45 минут. В соответствии с ФГОС второго поколения использована исследовательская технология. Для решения поставленных задач были необходимы следующие приемы: индивидуальные сообщения. Ученики работали в группах по 4 человек (6 групп). Организуя процесс восприятия, важно обратить внимание школьников на определение роли венецианской архитектуры и школы живописи в мировой художественной культуры.
Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок можно провести в форме классного часа.
Ученики учатся ставить задачи, находить пути их решения. Таким образом, занятие соответствует ФГОС второго поколения.
Тема урока: | Возрождение в Венеции. |
Цель: | Познакомить учеников с видами искусства в ”Жемчужине Адриатики”- Венеции в эпоху Позднего Возрождения в Италии. |
Задачи: | -формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры Венецианского искусства; -изучение шедевров архитектурного облика Венеции второй половины XVI века, знакомство с характерными особенностями мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; -осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении его исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в произведениях мирового искусства; -развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей. -помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находя в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры; -способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы. |
Технология проблемного обучения. | Направление на развитие познавательной активности творческой самостоятельности учащихся. Задействованы следующие способы учебной деятельности учащихся: рассуждающий, диалогический, эвристический, практический. |
Тип занятия | Творческая мастерская |
Методы обучения | Словесный, наглядный, ретроспективный, практический. |
Инновационные технологии | Работа в группах, дифференциация и интеграция, работа с наглядными пособиями. |
Необходимое аппаратное программное обеспечение (локальная сеть, мультимедийный компьютер, программные средства). Вид, используемых на уроке средств ИКТ. | Мультимедийный проектор, локальная сеть, программные средства, мультимедийная презентация. |
Интеграция и межпредметные связи | Мировая художественная культура, литература, история, изобразительное искусство. |
Результаты освоения раздела Возрождение. | Личностные: формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства; развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство; накопления разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания; формирование творческого отношения к проблемам. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с ним, оценивают свои достижения на занятии. Познавательные: учатся пользоваться необходимой информацией; получают опыт анализируя художественные произведения, создают презентаии, самостоятельно собирают и осваивают материал для воплощения своего проекта. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (адекватно оценивают свою работу); строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
Образовательные ресурсы |
|
Этапы занятия: | 1. Организационный момент. 2. Домашнее задание (презентации). 3.Вступительное слово учителя. Презентация: “Возрождение в Венеции ”. 3. Групповая исследовательская работа. 4. Демонстрация результатов поисковой работы учеников. 5. Физкультминутка. 6. Подведение итогов урока. Домашнее задание. 7. Рефлексия. |
Ход урока:
- Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к занятию. | Включение в деловой ритм работы. |
- Повторение пройденного материала.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Вместе с учениками слушает ответы учеников, презентации на тему: Золотой век Возрождения. | Домашнее задание (презентации).
Ученики слушают, оценивают презентации одноклассников. |
- Вступительное слово учителя.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Презентация Слайд 1. “Возрождение в Венеции”. “Жемчужина Адриатики”, “владычица морей, обрученная с морем”, Венеция стала столицей Позднего Возрождения в Италии. Этот удивительный город-республика дольше других итальянских городов сумел сохранить свою независимость. На закате Возрождения Венеция оставалась последним центром художественной культуры Италии, продолжающим хранить “верность” гуманистическим традициям эпохи. Город обязан своим расцветом морской торговле, поддерживал связи со странами Западной Европы и Востока. В иноземной культуре Венеция черпала то, что могло служить ее украшению: нарядность и золотой блеск византийских мозаик, каменную ажурность мавританских сооружений, фантастичность храмов готики. При этом здесь был выработан свой оригинальный стиль в искусстве, тяготеющий к парадности и красочности. Венеция создала свой Ренессанс, свою самобытную художественную культуру. Слайд 2. Фрагмент видеофильма “Венеция” (из цикла “Клуб путешественников”) Слайд 3. Архитектурный облик Венеции. Творчество известных архитекторов - Якопо Самсовино. Здание новой библиотеки Сан-Марко. Слайд 4. Андрео Палладио называют теоретиком архитектуры: ему принадлежит фундаментальное исследование “Четыре книги об архитектуре” (1570). Слайд 5. Самое знаменитое сооружение Палладио – вилла “Ротонда”. Слайд 6. Велико значение творчества Палладио в истории мировой архитектуры. Он оказал сильнейшее влияние на последующее развитие зодчества в Англии, Франции и России, создав классический тип усадьбы. Слайд 7. Важнейшим завоеванием Позднего Возрождения стала живопись, прославляющая извечные радости жизни человека и природы. Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини. Слайд 8. Жизнь Джорджоне (1477-1510). По свидетельству Вазари, “природа наделила его талантом столь легким и счастливым,…что многие из тогдашних мастеров признали в нем художника, рожденного для того, чтобы вздохнуть жизнь в фигуры…” Слайд 9 Его прославленные картины “Гроза”, “Сельский концерт”, “Юдифь”, “Три философа”, “Спящая Венера” пленяют элегичностью настроения и светлой поэтичностью образов. Слайд 10. Художественный мир Тициана. Испанский художник XVII в. Диего Веласкес писал: “В Венеции – все совершенство красоты! Я отдаю первое место живописи, знаменосцем которой является Тициан”. Слайд 11. Картины: Автопортрет, “Венера Урбинская”, “Кающаяся Мария Магдалина”, “Портрет юноши с перчаткой”. Слайд 12. Одним из самых ярких певцов Венеции стал Паоло Веронезе – певец праздничной Венеции. После смерти Тициана в 1576 году Веронезе стал официальным художником Венецианской Республики. Слайд 13. Описание картин: “Пир в доме Левия”, “Похищение Европы”, “Венера и Марс, связанные Амуром” Слайд 14. Трагический мир Тинторетто (1518-1594). Лучшие картины Тинторетто отличаются особенным драматизмом, психологической глубиной и смелостью композиционных решений. Слайд 15. Описание картин: “Тайная вечеря”, “Распятие” | Ученики записывают тему урока в тетрадь, слушают доклад учителя. Ученики внимательно смотрят фильм, делают пометки в тетрадь. Какие черты присущи творениям каждого из них? Якопо Самсовино- готические элементы архитектуры. Андреа Палладио- применение в архитектуре античных ордеров. Ученики рассматривают слайд, делают записи в тетрадь. Ученики записывают в тетрадь представителей венецианской школы живописи. Ученики записывают высказывание Вазари в тетрадь. Ученики рассматривают слайд, делают записи в тетрадь. Ученики рассматривают слайд, записывают высказывание Диего Веласкеса о живописи Тициана. Ученики рассматривают слайд, делают записи в тетрадь. Ученики знакомятся с творчеством Паоло Веронезе. Ученики рассматривают слайд, записывают высказывание исследователя Н.А. Дмитриевой о живописи Якопо Тинторетто. |
- Групповая исследовательская работа.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учитель, разделив ребят на группы, формулирует задание для исследовательской работы, инструктирует учащихся. Уточняет задание: Разработать маршрут путешествия по Венеции. | Ученики используют конспекты урока, текст учебника, иллюстрации Венецианской архитектуры, выдающихся мастеров венецианской школы оформляют альбом “Путешествие по Венеции”. 1 группа (стр. 280, 293 задание 1), 2 группа (стр.281-283 задание 2), 3 группа (стр.283-286 задание 3), 4 группа (стр. 287-290 задание 4), 5 группа (стр. 290-293 задание 5).
|
IV. Демонстрация результатов исследовательской работы учеников.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учитель вносит поправки, оценивает ответы учеников. | Каждая группа представляет свою страницу. Представляют эпоху в красках. |
V. Физкультминутка.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Учитель предлагает ученикам сделать под музыку зарядку. | Слушают учителя, запоминают, выполняют определенные действия. |
VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
В конце занятия организуется экспресс-выставка. После доработки рисунки могут быть использованы для оформления альбома. | Домашнее задание. Доклады, сообщения, презентации. “Архитектурный облик Венеции”, “Творчество Джорджоне”, “Тициан-знаменосец” венецианской живописи”, “Мифологические и библейские сюжеты в творчестве Веронезе”, “Вечное и общечеловеческое в произведениях Тинторетто” |
IX. Рефлексия.
Ученики с восторгом рассматривают выставку.
Оценивают свою работу и сравнивают ее с работой одноклассников.
Литература:
- Российский общеобразовательный портал (WWW.schol.edu.ru).
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.edu.ru).
- Государственный Эрмитаж (www.hermitagemuseum.org) -обширная цифровая коллекция изображений музейных экспонатов, информация о выставках, программах Школьного центра и других службах музея.
- Газета “Искусство” (http:art.1september.ru) –Издательский дом “Первое сентября” представляет электронную газету “Искусство”. Среди постоянных рубрик газеты: “Урок МХК”, “Урок ИЗО”, “Урок музыки”, “Идем в музей”.
- Учебник Мировая художественная культура. 10 класс. Л.А.Рапацкая.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
- Арган Дж. История итальянского искусства. В 2т.М., 1990.
- Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...