рабочие программы МХК 10-11 класс
рабочая программа по мхк (11 класс) на тему
Рабочие программы по МХК 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mhk_11_klass.docx | 92.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Таймырское муниципальное образовательное учреждение
«Караульская средняя общеобразовательная школа- интернат»
« Согласовано» « Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор
/. . . . . . . . . . . . . . ./О.Ю.Букарасева/ Е.В.Грязева/. . . . /
«. . . . .» . . . . . . . . . . . . . . .2016г. Приказ № . . . . . . . . .от
« . . . . . .» . . . . . .2016г.
Рабочая программа учителя
Байкаловой Людмилы Сергеевны
по МХК 11 класс
Рассмотрено на заседании
школьного методического объединения
протокол № . . . . . от
«. . . .» . . . . . . . . . . . . . . .2016г.
Аннотация к рабочей программе по МХК
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 11 класса (базовый уровень) составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне
Примерной программы среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на базовом уровне
Авторской программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура. Программа для 10-11 классов (базовый уровень), Москва, Издательский центр «Академия», 2007.
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
Данный курс изучается в 11 классе в течение 1 часа в неделю. Всего 34 часа.
Учебно-методическое сопровождение
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 48 с.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.
Журналы «Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»);
Энциклопедия «Искусство», «Шедевры мировой архитектуры», «История развития западноевропейского искусства», серия журналов «Государственная Третьяковская галерея», «История искусства».
Учебно-электронные издания:
«Мировая художественная культура» Емохонова Л.Г.
ЭСУН История искусства
Шедевры русской живописи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- программы Л.Г. Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.
Программа рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю.
Программа по Мировой художественной культуре составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) образования (базовый уровень) с учетом рекомендаций примерной программы.
Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.
Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:
- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения в общеобразовательных учреждениях. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе.
Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.
В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульманских стран. Для культуры Китая — это мифологические представления о мире как вечной гармонии двух полярных и взаимодополняющих начал — мужского небесного ян и женского земного инь, определяющие ее традиционность и устойчивость. Для Японии — уникальный синтез синтоистских убеждений в том, что красота присутствует в природе повсюду — нужно лишь разглядеть ее, и буддийского учения дзен, воспринимающего природу как живое и одухотворенное «космическое тело Будды». Альфой и омегой культуры ислама является идея райского сада, куда человек стремится возвратиться, и потому в программе акцент сделан на ее отражении в дворцовых, культовых, общественных комплексах. При выборе памятников предпочтение было отдано дворцу Альгамбра в Гранаде, колонной мечети в Кордове, купольной Голубой мечети в Стамбуле и площади Регистан в Самарканде — самым знаковым сооружениям арабо-мусульманской архитектуры. Особое внимание уделено их декоративному убранству, которое служит наиболее убедительным воплощением метафоры рая.
Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идейного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каждой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра позволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить, скажем, проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смогут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в ярких, чувственных образах.
Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Для характеристики социокультурных доминант дороманской культуры, в частности, была выбрана базилика Сен-Мишель де Кюкса — одна из немногих базилик, сохранивших дороманское архитектурное ядро (нефы, трансепт, северный портал). Монохромия как определяющая черта этого периода рассмотрена на примере фрескового цикла каролингской церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Для более полной картины раннего Возрождения в Италии в авторскую программу включено творчество Донателло, возродившего античные традиции в рельефе и круглой скульптуре. Это способствует целостности восприятия процессов развития пластики от греческой классики, скульптуры эллинизма, римского скульптурного портрета (также не включенных в обязательный минимум содержания, но присутствующих в авторской программе) до новаторства в творчестве Микеланджело в эпоху Высокого Возрождения.
Программа рассчитана на два года обучения (10 — 11 классы) и предполагает изучение курса в течение 70 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. В 10 классе (35 часов) предлагается изучение культуры Древнего мира, раннехристианского искусства, искусства Средних веков с акцентом на культуру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс нова как переходного от Средних веков к Ренессансу, культуры Дальнего и Ближнего Востока. В 11 классе изучаются темы: «Художественная культура эпохи Возрождения», «Художественная культура XVII века», «Художественная культура XVIII — первой половины XIX века», «Художественная культура второй половины XIX — начала XX века», «Художественная культура XX века». В рамках этих тем продолжается изучение искусства Западной Европы и России.
Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.
Значительное место в программе отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга. При этом изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возможность оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.
Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен:
знать /понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 10 КЛАСС»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебно-методический комплект «Мировая художественная культура. 10 класс» (базовый уровень) состоит из учебника, рабочей тетради и CD с иллюстрациями и отрывками музыкальных произведений. Учебник написан на основе авторской программы Л.Г. Емохоновой, опирающейся на содержательную часть Государственного стандарта общего образования и инвариантную часть примерной (рабочей) программы.
Курс по МХК носит обобщающий характер и учитывает знания, полученные школьниками на предыдущих этапах изучения изобразительного искусства и музыки в средней школе. В связи с этим акцент в новом учебнике делается на главной идее культурного развития в каждом культурном ареале. Известно, что культуры и ментальности зависят от того, как понимается тем или иным народом происхождение мира, богов, людей, иными словами, его мифологическое бессознательное. Превращение хаоса в космос мыслится либо как результат творческого акта демиурга (творение), либо как результат смены поколений богов (генезис). Поэтому, поставив во главу угла космогонический миф, нашедший отзвук в архитектуре храмов и их декоре, автор в доступной форме показывает специфику национального менталитета, понимание которого способствует толерантному отношению учащихся к представителям иных культур и правильности собственного позиционирования в современном мире, а в целом росту их компетентностей.
Учитывая, что основу всякого культурного развития составляют мифологические концепции мира, понятия мифа, магии, ритуала, первообраза рассматриваются в учебнике на ярких образных примерах, что облегчает усвоение этих сложных понятий. Поскольку древнейший пласт культуры характеризуется тесной связью искусства и мифологии, акцент сделан на памятниках, наглядно демонстрирующих эту связь.
Территориальный принцип распределения материала дает возможность осознать ту систему координат, в которой каждый народ воспринимает окружающий мир. Для получения предельно полной картины культурного развития отобраны наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Турция. Важной особенностью учебника является включение русской культуры в контекст культуры мировой, что позволяет по достоинству оценить ее масштаб и значимость.
Особенности европейской культуры Средних веков — Византии, Древней Руси, Западной Европы, связанные со спецификой европейского эгоцентризма, впервые на базовом уровне последовательно рассматриваются сквозь призму стиля. При этом под стилем подразумевается единая образная система, общность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных единством идейного содержания. Материал учебника распределен по темам так, чтобы, начиная с периода раннего христианства, формировалась стройная и максимально полная картина становления, развития и смены основных исторических стилей.
Наряду с территориальным принципом структурирования материала учитывается логика исторического линейного развития от первобытности до постмодернизма, дающая основу для сравнительного анализа и «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов.
При подборе и распределении материала в учебнике задействован новый принцип преподавания мировой художественной культуры, зафиксированный Стандартом и Методическим письмом, — принцип культурных доминант. Он позволяет, не увлекаясь перечислением памятников и имен, создавать целостный образ эпохи. Внимание уделяется одному-двум памятникам архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра определенного стиля или творчеству одного мастера, что позволяет тем не менее понять культурные доминанты эпохи, мировоззренческие особенности и художественные идеи времени.
Отдельно рассматривается культура Дальнего Востока (Китай, Япония) и арабо-мусульманская культура с акцентом на ключевую идею культурного развития в этих регионах.
Искусство — это уникальный язык общения поколений, эпох, народов. Важными аспектами восприятия, «проживания» художественной образности произведения выступают эмоциональность, способность к сопереживанию, умение осмыслять и критически оценивать явления искусства. Развитие у школьников отношения к искусству как к воплощению эмоциональных переживаний и творческого опыта человека позволяет наполнить уроки мировой художественной культуры личностным смыслом.
Познавательная деятельность учащихся в предлагаемом учебном курсе строится на развитии умений самостоятельно осваивать текст учебника, оценивать и сопоставлять феномены культуры, устанавливать между ними несложные связи, определять и обосновывать собственное отношение к произведениям искусства.
В учебнике осуществлен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для изучаемых эпох, причем каждому памятнику дается смысловая и эстетическая оценка, что на страницах учебных изданий по искусству встречалось крайне редко. Архитектурные сооружения, к примеру византийский крестово-купольный храм и западноевропейская базилика, рассматриваются, во-первых, с точки зрения воплощения основной идеи культурного развития в регионе. Во-вторых — с точки зрения их космической, топографической, временной символики в контексте религиозной (христианской) традиции. В-третьих — с точки зрения характерных декоративных средств оформления внутреннего пространства (мозаика, фреска, скульптура, иконы, витражи).
При знакомстве с произведениями изобразительного искусства значительное внимание уделяется раскрытию содержания и смысла традиционных сюжетов, что дает возможность приобщиться к древним мифам, ветхозаветным легендам, евангельским и историческим событиям. Анализ произведения предполагает также обязательное изучение основ иконографии, особенностей композиции и колорита.
В рамках каждого исторического стиля предусматривается знакомство с музыкой, позволяющей более тонко прочувствовать атмосферу времени, осознать специфику эпохи и культурных ареалов. Разбор наиболее типичных для стиля музыкальных произведений сопровождается прослушиванием отрывков, включенных в CD, что является одним из ноу-хау базового курса.
К учебнику, каждый урок в котором завершается вопросами и заданиями разных типов, прилагается рабочая тетрадь, содержащая задания по работе с иллюстрациями. Она может использоваться дома для самостоятельной работы или на уроке для расширения его диапазона. Материал в рабочей тетради подобран таким образом, чтобы, с одной стороны, сделать уроки более легкими и интересными, а с другой — более глубоко ощутить уникальность каждой культуры.
Правильно выполнить задания поможет перечень иллюстраций в конце рабочей тетради, где наряду с именами художников и названиями памятников указаны вид искусства, к которому они относятся, время их создания и местонахождение.
Формы и средства контроля
Тестирование, проведение контрольных работ, устных и письменных зачетов, написание сочинения (эссе), участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)
Возрождение в Италии (5 часов)
Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».
Северное Возрождение (4 часа)
Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)
Барокко (4 часа)
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».
Классицизм (1 час)
«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ)
Рококо (1 час)
«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.
Неоклассицизм, ампир (5 часов)
Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».
Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.
Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».
Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».
Романтизм (2 часа)
Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)
Реализм (3 часа)
Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)
Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».
Модерн (2 часа)
Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ)
Модернизм (5 часов)
Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.
Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».
Постмодернизм (1 час)
Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 11 класс (35 часов)
№ | Тема | Количество часов |
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 11 класс (35 часов) | ||
1 | Художественная культура эпохи Возрождения | 9 |
2 | Художественная культура XVII века | 5 |
3 | Художественная культура XVIII —первой половины XIX века | 8 |
4 | Художественная культура второй половины XIX —начала XX века | 7 |
5 | Художественная культура XX века | 6 |
ИТОГО | 35 |
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СВЕРХЗАДАЧИ
Уроки мировой художественной культуры не похожи ни друг на друга, ни на уроки других предметных областей. Проектируя уроки, косвенно проектируется развитие учеников. И в этом контексте чрезвычайно важен смысловой центр, идея, положенная в основу взаимодействия педагога с детьми, вдохновляющая и направляющая его. Речь идет о своеобразной художественно-педагогической сверхзадаче.
Можно выделить четыре типа художественно-педагогических сверхзадач уроков мировой художественной культуры в 11 классе. Это погружение, постижение, сравнение, обобщение.
Художественно-педагогическая сверхзадача погружение ставится учителем в том случае, когда вдохновляющей идеей урока является эмоционально-образное проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, его стиль. В процессе такого погружения достигается эффект присутствия, усиленный субъективным восприятием каждого участника урока (и учащихся, и учителя). Эмоциональная окрашенность знаний позволяет максимально приблизить к нам изучаемые эпохи и стили, пережить их « здесь и сейчас ».
Музыкальное, поэтическое сопровождение способствует большей эмоциональной насыщенности и открытости границ урока, рождая личностное видение произведения искусства.
Художественно-педагогическая сверхзадача постижение носит ярко выраженный познавательно-творческий характер. В ходе уроков, построенных на этой смысловой доминанте, происходит не только освоение, но и личностное переосмысление произведений искусства и тех культурно-исторических условий, благодаря или вопреки которым, они были созданы. Такие уроки чрезвычайно важны для становления и развития мировоззрения подростка.
Постижение предполагает использование имеющихся у детей знаний об изучаемом культурном феномене и активное стимулирование их способностей к рассуждению и самостоятельному анализу особенностей памятников искусства.
Художественно-педагогическая сверхзадача сравнение нацелена на эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных образов, их стилеобразующих черт, этапов развития видов искусства, мировоззренческих основ культурных эпох.
Художественно-педагогическая сверхзадача обобщение является смысловым стержнем итоговых уроков по различным тематическим разделам. Уроки, основанные на подобной сверхзадаче, позволяют:
1) обобщить социокультурный опыт, накопленный учащимися к моменту изучения конкретного художественно-исторического материала ;
2) активизировать эмоциональный и познавательный багаж, полученный в курсе МХК;
3) выйти на новый уровень понимания центрального художественного образа эпохи.
Для успешной реализации художественно-педагогической сверхзадачи важен тип урока. Мы выбрали четыре типа: образ-модель, исследование, созерцание, панорама. Гибкое соотношение типа урока и поставленной сверхзадачи доказало свою эффективность на практике, повысив уровень эмоциональной отзывчивости и творческой активности учащихся.
На уроке по типу образ-модель важно найти эмоционально-художественное зерно, наиболее точно воплощающее смысловую доминанту темы. В качестве такого зерна может выступать архитектурная деталь, живописный прием, литературная или музыкальная форма.
Урок, построенный по типу образ-модель, дает учителю возможность целостно охватить и содержательный, и эмоционально-образный контекст материала, а учащимся — полнее и глубже прочувствовать произведение, стиль, эпоху, находя при этом отзвук собственных мыслей и ощущений в предмете искусства.
На уроке по типу образ-модель можно органично сочетать эмоциональные и рациональные аспекты восприятия художественной культуры.
В рамках урока-исследования важно не соскользнуть на дидактический тон подачи материала. Этот тип урока предъявляет к учителю особые требования. Исследование шедевров мировой художественной культуры на уроке — процесс вдумчивого изучения, постоянного рассуждения и размышления педагога совместно с детьми. Учитель в контексте урока (мы имеем в виду и информативный, и художественный, и эмоционально-образный контекст) не декларирует истину, а постоянно вовлекает ребят в процесс ее открытия, делая время от времени лишь небольшие комментарии.
Предлагается сочетать на уроках данного типа групповую работу с самостоятельной, индивидуальной, организовать которую можно с помощью индивидуальных карт — познавательно-творческой карты, карты размышлений, исследовательской карты.
Так же как урок по типу образ-модель, урок-созерцание наиболее полно отражает природу искусства и рассчитан прежде всего на внешнее, чувственное воздействие. Искусству созерцания с помощью наставлений и навязанных схем детей не научишь. Этот процесс настолько индивидуален и неповторим, насколько уникален каждый ребенок, каждый человек на земле. На уроках созерцания важны и интонация, и особая благожелательная атмосфера, позволяющая свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы. Любое произведение искусства существует не только в своей материальной форме (на холсте, в камне, в нотной записи, в слове, на кинопленке и т.д.). По-настоящему оно начинает жить и раскрывать свой глубинный, истинный смысл в момент его восприятия.
К числу подобных художественно-педагогических приемов относятся художественно-эмоциональное созерцание, художественно-образное сравнение, художественно-психологическое наблюдение.
Урок-панорама. Широкий обзор, позволяющий охватить взглядом произведения одного или нескольких стилей, разных видов искусства, в контексте изучения мировой художественной культуры просто необходим. Такие уроки содержатся в каждом тематическом разделе курса. Они, как правило, целесообразны для итоговых, обобщающих тем либо для тем, включающих большой круг произведений и образов.
Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура эпохи Возрождения»
Тип урока | Художественно-педагогическая сверхзадача | |||
погружение | постижение | сравнение | обобщение | |
Образ-модель | Урок 1 | |||
Исследование | Урок 7 | Урок 5 | ||
Созерцание | Урок 2 | Уроки 3, 4, 6 | ||
Панорама | Урок 8 | Урок 9 |
Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура XVII века»
Тип урока | Художественно-педагогическая сверхзадача | |||
погружение | постижение | сравнение | обобщение | |
Образ-модель | ||||
Исследование | Уроки 10, 11 | |||
Созерцание | ||||
Панорама | Урок 12, 13 (фрагменты уроков 10, 11) | Урок 14 |
Классификация по типам уроков тематического раздела
«Художественная культура XVIII – первой половины XIX века»
Тип урока | Художественно-педагогическая сверхзадача | |||
погружение | постижение | сравнение | обобщение | |
Образ-модель | Урок 15 | |||
Исследование | Уроки 16, 20 | Урок 21 | Урок 17 | |
Созерцание | Урок 21 | Урок 19 | Урок 18 | |
Панорама |
Классификация по типам уроков тематического раздела
«Художественная культура второй половины XIX – начала XX века»
Тип урока | Художественно-педагогическая сверхзадача | |||
погружение | постижение | сравнение | обобщение | |
Образ-модель | Урок 28 | |||
Исследование | Урок 25 | Урок 22 | ||
Созерцание | Уроки 23, 26 | |||
Панорама | Уроки 24, 27 | Урок 29 |
Классификация по типам уроков тематического раздела «Художественная культура XX века»
Тип урока | Художественно-педагогическая сверхзадача | |||
погружение | постижение | сравнение | обобщение | |
Образ-модель | Урок 35 | |||
Исследование | Урок 34 | Урок 31 | Урок 32 | |
Созерцание | Урок 33 | |||
Панорама | Урок 30 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА». 11 класс (35 часов).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Используемый материал учебника | Вопросы, задания, проектная деятельность | Задания в рабочей тетради | Требуемые результаты. | Дата проведения | |
Страницы учебника | страницы | план | факт | ||||||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ) | - Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры. - Понимать особенности языка различных видов искусства. - Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); - Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятель- ного художест-венного творчества. | ||||||||
Возрождение в Италии (5 часов) | |||||||||
1 | Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. | 1 | Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Баттиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. | 16-21 | 21 | 3 | 1 неделя | ||
2 | Образ площади и улицы в живописи. Ренессансный реализм в скульптуре. | 1 | Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. | 22-26 | 26 | 4 | 2 неделя | ||
3 | Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. | 1 | Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцы делла Сеньятура в Ватикане: «Парнас». | 26-31 | 31 | 4-6 | 3 неделя | ||
4 | Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. | 1 | Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. | 31-36 | 36 | 7 | 4 неделя | ||
5 | Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. | 1 | Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца». | 37-41 | 41 | 8-9 | 5 неделя | ||
Северное Возрождение (4часа) | Дата провед. | ||||||||
6 | Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. | 1 | Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». | 42-47 | 47 | 10 | 6 неделя | ||
7 | Мистический характер Возрождения в Германии. | 1 | Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». | 48-52 | 52 | 10 | 7 неделя | ||
8 | Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. | 1 | Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. | 52-57 | 57 | 11 | 8 неделя | ||
9 | Ренессанс в Англии. Драматургия. | 1 | Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой». | 58-64 | 64-65 | 12-13 | 9 неделя | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ) | Дата проведения | ||||||||
Барокко (4 часа) | |||||||||
10 | Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Новое оформление интерьера. | 1 | Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Св. Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Св. Петра в Риме. | 68-73 | 75 | 14 | 10 неделя | ||
11 | Специфика русского барокко. | 1 | Специфика русского барокко. Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. | 75-81 | 81 | 16 | 11 неделя | ||
12 | Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма. | 1 | Плафонная живопись барокко. Джованни Баттиста Гаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенден-ций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антвер-пене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс ван Рейн. «Отречение апостола Петра». | 73-75 81-83 | 85, 89 | 15, 17 | 12 неделя | ||
13 | Музыка барокко. | 1 | Музыка барокко. Кл аудио Монтеверди. Опера «Орфей». Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею». | 86-88 | 13 неделя | ||||
Классицизм – 1 ч. | |||||||||
14 | Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. | 1 | «Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика». | 90-97 | 97 | 20-24 | 14 неделя | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (8 ЧАСОВ) | - Знать основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры. - Понимать особенности языка различных видов искусства. - Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); - Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятель- ного художест-венного творчества. | Дата проведения | |||||||
Рококо (1 час) | план | факт | |||||||
15 | Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо. Музыка рококо. | 1 | «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена. | 100-105 | 105 | 25 | 15 неделя | ||
Неоклассицизм, ампир (5 часов) | |||||||||
16 | Музыка Просвещения. | 11 | Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». | 106-109 | 109 | 16 неделя | |||
17 | Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. | 1 | Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев.«Выход России к морю» | 110-115 | 115 | 17 неделя | |||
18 | Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. | 1 | Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайлов-ский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. | 116-121 | 121 | 26-28 | 18 неделя | ||
19 | Неоклассицизм в живописи. Классицистические каноны в русской академической живописи. | 1 | Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи» . Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу». | 121-126 | 126 | 29 | 19 неделя | ||
20 | Зарождение классической музыкальной школы в России. | 1 | Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье». | 126-131 | 131 | 20 неделя | |||
Романтизм (2 часа) | |||||||||
21 | Романтический идеал и его воплощение в музыке. | 1 | Романтический идеал и его воплоще-ние в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». | 132-137 141-142 | 138 | 30 | 21 неделя | ||
22 | Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Образ романтического героя. | 1 | Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Францис-ко Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова». | 138-141, 143 | 142-143 | 31 | 22 неделя | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ) | Дата проведения | ||||||||
Реализм (3 часа) | |||||||||
23 | Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники | 1 | Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». | 146-151 | 151 | 18, 32 | 23 неделя | ||
24 | Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. | 1 | Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». | 152-154 | 155 | 24 неделя | |||
25 | Лирико-психологическое начало в музыке. Тема «Человек и рок» в музыке. | 1 | Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама». | 155-159 | 159 | 25 неделя | |||
Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа) | |||||||||
26 | Основные черты импрессионизма в живописи. Импрессионизм в скульптуре и в музыке. | 1 | Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». | 160-166 | 166 | 26 неделя | |||
27 | Символизм в живописи. Постимпрессионизм | 1 | Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином». | 167-173 | 173 | 33-34 | 27 неделя | ||
Модерн (2 часа) | |||||||||
28 | Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре. | 1 | Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». | 174-181 | 181 | 34 | 28 неделя | ||
29 | Мифотворчество — харак-терная черта русского модер-на в живописи. Специифика русского модерна в музыке. | 1 | Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином». | 182-185 | 185 | 35-36 | 29 неделя | ||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ) | Дата проведения | ||||||||
Модернизм (5 часов) | |||||||||
30 | Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Вибрация живописной повер-хности в экспрессионизме. Деформация форм в кубизме.. Отказ от изобразительности в абстракционизме. Иррацио-нализм подсознательного в сюрреализме. Функционализм. | 1 | Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстрак ционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». | 188-194 | 194 | 37 | 30 неделя | ||
31 | Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Советский конструктивизм. «Органическая архитектура». Функциализм. | 1 | Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля Эдуара Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. | 194-198 | 198 | 38 | 31 неделя | ||
32 | Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр. | 1 | Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». | 199-203 | 203 | 32 неделя | |||
33 | Кинематограф. | 1 | Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра». | 204-207 | 207 | 33 неделя | |||
Постмодернизм (1 час) | |||||||||
34 | Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». | 1 | Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием. | 208-212 | 212 | 34 неделя | |||
35 | Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза. | 1 | Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан». | 213-224 | 224 | 39-41, 42-43 | 35 неделя |
Планируемые результаты
нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.
В соответствии с требованиями, обозначенными в Государственном стандарте, ученик должен: знать/ понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства; уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В соответствии с нормативными требованиями, на основании Методического письма 2011 года для оценивания уровня подготовки учащихся по мировой художественной культуре используются следующие методические пособия:
- Гузик М.А., Кузьменко Е.М. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1999
- Гузик М.А., Культура Древнего Востока: занимательные игры: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1997
- Челышева Т.В., Янике Ю.В. «Основы художественной культуры: МХК», тестовые задания. - М.: Владос, 1999
- Григорьева Н.А. «История и мировая художественная культура: интегрированные задания. 10-11 класс». - М.: «Русское слово», 2006
Педагогом составлены тестовые задания, тексты и варианты контрольных и самостоятельных работ на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области, включающие в себя темы 10 и 11 классов. Используются также задания рабочих тетрадей.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Специфика предмета «Мировая художественная культура», его синтетическая сущность и всеохватность, прямой выход на творческую деятельность предполагают создание в кабинете целостной предметно - развивающей эстетической среды, которая может реализоваться в виде экспозиционных площадей для постоянных и временных выставок, дополнительных помещений для занятий творческими элективными курсами (художественная студия, студия для мультипликационных фильмов и т.д.).
Помещение кабинета МХК оснащено всем необходимым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играют условия для использования компьютерных и информационнокоммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
^ Д - демонстрационный экземпляр
- К - полный комплект
- Ф - комплект для фронтальной работы
- П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД:
- Стандарт среднего полного общего образования по мировой художественной культуре
- Примерная программа по МХК;
- Авторская рабочая программа по МХК;
- Учебник «МХК. 10-11 классы»;
- Дидактические пособия по МХК;
- Энциклопедии, справочные пособия, словари (мифологический словарь, словарь символов и аллегорий, терминов по искусству);
- Методические пособия для учителей по МХК;
- Периодические издания по МХК;
- Альбомы по искусству;
- Мультимедийные обучающие программы и учебники;
- Электронные базы данных и справочные материалы по МХК;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика/Л.И.Акимова. - СПб., 2007.
- Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика/Л.И.Акимова. - СПб., 2007.
- Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века/М.Альбанезе. - М., 2003.
- Андреева Е.Ю. Постмодернизм/Е.Ю.Андреева. - СПб., 2007.
- Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. - М., 1998.
- Герман М.Ю. Модернизм/М.Ю.Герман. - СПб., 2005.
- Даниэль С.М. Рококо/С.М.Даниэль. - СПб., 2007.
- Емохонова Л.Г. Художественная культура буддизма/Л.Г.Емохонова. - М., 2007.
- Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама/Л.Г.Емохонова. - М., 2007.
- Искусство: энциклопедический словарь школьника. / сост. П.Кошель. - М., 2000.
- Китай. Земля небесного дракона / под общ.ред. Э.Л.Шонесси. - М., 2001.
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. - М., 2005.
- Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия/В.Г.Лисовский. - СПб., 2007.
- Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. - М.,
2003.
- Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века/А.В.Степанов. - СПб., 2005.
- Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век/А.В.Степанов. - СПб., 2007.
- Энциклопедия искусства XX века/сост. О.Б.Краснова. - М.,
2003г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- http://artorbita.ru/tipy_rospisi/batik/gory
- http://art.1september.
- http://www.kafedramhk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...