урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Вершина греческой классики"
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему
Урок МХК. тема "Вершина греческой классики". Знакомство с художественным наследием античной цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ с.Ния
План – конспект урока МХК 10 класс.
Тема: Вершина греческой классики.
Учитель: Черновалова Е.А.
Ния 2012
План – конспект урока МХК 10 класс.
Тема: Вершина греческой классики.
Цель: Знакомство с художественным наследием античной цивилизации.
Задачи:
- Познакомить с этапами развития мифологического мировоззрения древних греков
- Выявить связь между мифическими представлениями и искусством, архитектурой
Оборудование. Для учителя: конспект, учебник, карточки, наглядные пособия, мультимедиа, экран, доска, мел.
Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски: Тема. Изречение: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства» (Гораций, римский поэт). Антикус (от латинского) – древний. Наглядность.
План урока:
- Орг.момент. 3мин.
- Проверка Д/З.7 мин
- Объяснение новой темы. 20 мин
- Закрепление. 7 мин
- Итог урока. 3 мин
1.Приветствие. Проверка готовности к уроку. Тема нашего урока звучит так: Вершина греческой классики запишите сегодняшнее число и тему.
2.Но прежде, чем начать новую тему, проверим домашнее задание. Итак я задаю вопросы по предыдущему параграфу вы отвечаете.
1. В какие группы были объединены первые боги в древнем Египте, и каким городам они покровительствовали? Какие боги и почему стали приобретать значение для всего Древнего Египта? Вызываю 1 ученика
2. В каких городах Древнего Египта были построены самые знаменитые архитектурные храмовые комплексы? Какие обязательные элементы составляли структуру древнеегипетского храма? Какие природные явления символизировали колоны древнеегипетского храма? Вызываю 2 ученика (Ответы)
3. А теперь переходим к новой теме. Сегодня на уроке вы расширите свои знания о Культуре Древней Греции (Эллады), мы поговорим об особенностях мировоззрения древних греков, о древнегреческом искусстве.
Начну с изречения Белинского «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество»
Сначала хочу задать вам вопрос: Что вы знаете о культуре Древней Греции? О чем пойдет речь по теме? (ответы) Поиграем в игру Ассоциация. Я называю слово вы свое.
Греция-
Олимп-
Остров-
Океан -
Лабиринт-
Герой-
Время-
Подвиг-
Гомер-
Теплый климат, нарядный ландшафт с невысокими гopaми, уютные долины, поросшие лимонными, оливковыми, померанцевыми рощами, море с множеством островков и бухточек – весь окружающий мир, eгo красота и простота породили ощущение соразмерности сил человека и природы. Гpeкaм не нужно было отвоевывать себе жизненное пространство, утверждаться в нем; все было осязаемо, близко. Однако они не сразу достигли гармонии с природой. Страх перед ее необузданными стихийно-демоническими силами был преодолен благодаря созданию мира олимпийских богов, который стал своеобразным зеркалом, отразившим человеческое бытие. Мифологическое осмысление действительности характерно для многих народов древности, но эллины поэтически переработали мифы и создали целостную, стройную космогоническую картину мира.
Итак запишите заголовок 1. Мифология. Как вы думаете о чем пойдет речь в этом разделе?
Прослушай те отрывок из мифа, и дайте ему название.
Сначала был вечный, безграничный, темный Хаос. Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему. Далеко под Землей родился мрачный Тартар- ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из хаоса родилась и могучая сила Эрос – оживляющая любовь. Хаос породил вечный Мрак – Эреб и темную Ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет- Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Могучая земля породила беспредельное голубое небо – Урана. И раскинулось Небо над землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.
Пожалуйста дайте название отрывку. (ответы) Рождение космоса. Мир греки называли космосом. Как и в любой другой мифологии, все начинается с сотворения мира. Есть некие космические первоначала. Назовите их (ответы) Теперь запишите в тетради 1. Рождение космоса.
Дальше идет этап Хтонической мифологии. Смотрим на экран.
Уран воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. 12 титанов: шесть сыновей и шесть дочерей родилось от союза Геи и Урана. Кроме этого Гея породила 3 великанов – циклопов и 3 сторуких великанов – гекатонхейеров. Возненавидел Уран своих безобразных детей и заточил в недра земли. Но нашелся один коварный титан, который восстал против отца и сверг его. Крон – время. На этом заканчивается 2 этап строительства мира. Возникновение архаических божеств. (записать) Титаны – олицетворение грубой дикой неразумной силы, силы стихий.
Крону было предсказано, что его свергнет его сын. И поэтому он стал пожирать своих рождавшихся детей. 5 проглотил он. Но последнего Зевса, Мать Рея спрятала но острове Крит, а Крону дала проглотить камень. Вырос и возмужал Зевс. Он восстал против отца и заставил Крона извергнуть обратно своих братьев и сестер. И новое поколение богов стали вести ужасную борьбу с титанами, в которой победили воцарившись на Олимпе. Новый этап рождение и победа богов-олимпийцев. Запишите 3 этап строительства мира: победа сил разума, порядка и гармонии над грубыми стихиями. Верховные боги Зевс, Посейдон, Аид.
«Илиада» речь Посейдона
Три нас родилося брата от древнегo Крона и Реи:
Он - громовержец, и я, и Аид, преисподних владыка;
Натрое все делено, и досталося каждому царство:
Мне волношумное море, Аиду подземные мраки,
3евсу досталось меж туч и эфира пространное небо;
Общею всем остается земля и Олимп многохолмный.
Отсюда начинается переход к героической мифологии. Здесь рождается 3 поколение богов и герои. О подвигах героев написано несколько поэм. Это поэмы Гомера «Одисея», «Иллиада», поэма Гесиода «Теогония». Культ Героев
Сделайте вывод по какой схеме, принципу идет развитие мифологического устройства мира? От общего к частному. Развитие мифологического сюжета идет вместе с развитием общества и культуры.
Боги оправдывали жизнь людей тем, что жили так же, как они, и под ярким светом олимпийцев люди ощутили себя paвными богам. А чтобы еще более возвеличиться, греки oкpужили себя той красотой, которая являлась неотъемлемой чертой существования небожителей. Этот чудный мир красоты был воплощен в искусстве. Олимпийцы часто приходили на землю и на земле у бога должно быть достойное жилище. Греческий храм всегда соразмерен человеку и природе.
Заголовок Архитектура. О каких аспектах темы пойдет речь в данном разделе? Устройство древнегреческого храма. В основной части храма устанавливалась статуя бога. В восточной части находился вход, в задней хранились дары. Храм украшался колоннами. Бывает несколько типов колон. На западном и восточном фасадах есть треугольные фронтоны – это область олимпийских богов. Фронтоны украшались барельефами с изображениями мифологических сюжетов.
До наших дней дошли великолепные архитектурные ансамблеи. Это:
- Афинский Акрополь. Скульптор Фидий и стратег города Перикл. Множество барельефов и скульпткрных групп изображающих различные сцены из жизни богини Афины и других богов.
Один из главных храмов Порфенон – вершина древнегреческой архитектуры.
Просмотр презентации.
Вопрос. Черты архитектуры? записать: Величественность, строгая пропорциональность, логичность, согласованность частей. Три вида храмов: дорический, ионический, коринфский.
4. Итак, сегодня мы познакомились с основой мифологического мировоззрения эллинов, с особенностями архитектуры. Хочу задать вам вопрос: Что привлекает уже много столетий людей искусства в античной культуре? В парах напишите свои предположения.
Что привлекает нас в античности?
(с демонстрацией на экране):
- цельность человека
- его наивность и мудрость
- его ощущение видеть себя свободным
- гармоничное соединение человека с миром, с природой
Хочу закончить урок словами Мережковского, известного русского поэта, писателя, об Афинском Акрополе: «Я Взглянул, увидел все сразу и сразу понял, - скалы Акрополя, Парфенон, Пропилеи и почувствовал то, чего не забуду до самой смерти. В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое дает красота… И – растерянный, полубезумный я повторял: «Господи, да что же это такое» Здесь полная, никогда уже более не повторявшаяся гармония между творениями рук человеческих и природою»
- Запишите Д/З параграф 5. Оценки следующие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок МХК в 10 классе по теме "Эволюция греческого рельефа"
урок знакомит учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и классики; дает представление о рельефах...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-590193-1423554049.jpg)
Открытый урок в 9 классе «Прямое цельнокройное платье в греческом стиле»
Урок закрепления и систематизации практических знаний...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-676610-1443553780.jpg)
Методическая разработка проблемно- диалогического урока по истории Древнего мира по теме «Великая греческая колонизация»
Цели и задачи урока:1. Учить объяснять процессы греческой колонизации и взаимодействия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия в целостную картину мира.2. Учит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005581-1517551372.jpg)
урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Царство мрачного Аида"
Урок МХК "Царство мрачного Аида". Знакомство с миропониманием древних греков посредством мифологии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005581-1517551372.jpg)
урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Житейская драма маленького человека".
Урок МХК по программе Солодовникова Ю.А. Тема "Житейская драма маленького человека". 11 класс. Конспект урока и призентация. Изучается творчество А.Г. Веницианова и П.А. Федотова....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-1167420-1575462073.jpg)
урок в 5 классе_ Киммерийцы. Скифы и сарматы. Греческая колонизация
Киммерийцы. Скифы и сарматы. Греческая колонизация...