урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Царство мрачного Аида"
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему
Урок МХК "Царство мрачного Аида". Знакомство с миропониманием древних греков посредством мифологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mhk_tsarstvo_mrachnogo_aida.zip | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Царство мрачного Аида»
Цель: расширить знания учащихся об эпохе античности.
Задачи:
1.Познакомить с особенностями миропонимания древних греков посредством мифологии
2.Изучить религиозные представления древних греков.
Оборудование.
Для учителя: Мультимедиа, учебник, доска, карточки с заданиями
Для учащихся: учебники, фломастеры, чистые листы бумаги.
Оформление доски: Жерло вулкана.
Афоризм: Дайте мне право сказать обо всем, что я слышал: дозвольте
Все мне открыть, что во мгле глубоко под землею таится.
Вергилий
План урока:
1. Орг. Момент. 3 мин.
2. Проверка Д/З 7 мин.
3. Объяснение новой темы 20 мин
4. Закрепление 7 мин
5. итог урока 3 мин.
Ход урока.
- Приветствие. Проверка готовности к уроку. Тема нашего сегодняшнего урока «Царство мрачного Аида». В тетрадях запишите сегодняшнее число и тему. Откройте учебник на странице 80. На сегодняшнем уроке мы углубим свои знания о мировоззрении древних греков, а точнее узнаем, как понимали эллины проблему бессмертия человеческой души.
- Прежде чем приступим к изучению новой темы, восстановим в памяти картину мироздания древних греков.
1.Работа с текстом: Гесиод «Теогония» главная идея данного отрывка? (сотворение мира, космоса)
Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, — Эрос.
Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
2.Вставьте пропущенное имя божества
Рея, поятая ---------, детей родила ему светлых -
Деву-Гестию, Деметру и златообутую Геру,
Славного мощью Аида, который живет под землею,
Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея,
И промыслителя Зевса, отца и бессмертных и смертных,
Громы которого в трепет приводят широкую землю.
Каждого ----------- пожирал, лишь к нему попадал на колени
(Энносигей - Посейдон)
3.Выделите маркером имена богов-олимпийцев в тексте:
Когда коварный Крон низверг своего отца Урана, ему было предсказано, что и него востанут дети. И повелел Крон жене своей Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно глотал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу своих детей. Уже поглотил Крон Гестию, Деметру, Геру, Аида, Посейдона. Рея не хотела потерять и последнего ребенка. По совету своих родителей Урана и Геи удалилась она на остров Крит и там родился у нее Зевс.
4.Вставьте пропущенные имена божеств, определите чей монолог.
«Илиада» Гомер
Три нас родилося брата от древнего Крона и Реи:
Он – громовержец, и я, и________- преисподних владыка;
Натрое все делено, и досталося каждому царство:
Мне – волношумное море, _____ - подземные мраки,
______ досталось меж туч и эфира пространное небо;
Тексты дублируются в презентации
- Напоминаю тему урока «Царство мрачного Аида» Как вы думаете о чем мы будем говорить?
Сединой виски покрылись, голова белеет снегом,
И в зубах я чую старость,- молодые годах, где вы?
Нет, недолго пить осталось из отрадной чаши жизни;
Из очей росятся слезы: не дает покоя Тартар,
Ах, ужасен мрак Аида, многотруден спуск подземный;
А кто раз туда спустился - на возврат оставь надежды!
Анакреон
Во все времена человека волновали вопросы жизни и смерти, отсюда бесконечные поиски человеком бессмертия или вечной молодости. Человек боится того, что его ожидает за гранью, но еще больше он боится того что его там вообще ничего не ожидает, человек во все времена боялся конечности своего существования. Поэтому во всех религиозных системах сформировано понимание устройства загробной жизни
У греков существовало понимание Тартара как безграничного пространства, скрытого в недосягаемой глубине космоса. Существовало так же понимание Аида по имени бога, как подземного царства мертвых. Греки не любили говорить об Аиде, и храмов ему почти не строили. Мифические сюжеты с персонажами подземного мира нашли свое воплощение большей степени в росписях и скульптуре. Как устроен аид греки знали по рассказам Энея, Одисея, Геракла, которые там побывали и вернулись. В древнегреческой мифологии рассматривается несколько ключевых проблем, характерных для любых религиозных систем: Проблема смерти и бессмертия. Проблема наказания, возмездия за злодеяния, которые человек совершил при жизни. Проблема вечного желания обмануть смерть.
Давайте в тетраде обозначим эти проблемы. Представления древних греков о загробной жизни:
- Проблема смерти и бессмертия похищении Аидом Персефоны
- Проблема наказания, возмездия за злодеяния мифах об Иксионе, Тантале, о дочерях Даная.
- Проблема желания обмануть смерть мифе о Сизифе, об Орфее.
Теперь в тексте учебника найдите краткое содержание следующих мифов: страница 82 (называю ученика) миф о похищении Персефоны. Страница 84 мифы об Иксионе, о Тантале, о дочерях Даная (называю ученика). Страница 84-85 мифы об Орфее, о Сизифе. (называю ученика). Распределяем мифы по проблемам.
Теперь мы рассмотрим как устроен подземный мир. Правит им Аид (Гадес) вместе с женой Персефоной. У них нет детей, потому что смерть не может быть началом. Им сопутствуют другие мрачные поземные божества. У вас на партах карточки, на них имена богов и богинь. Но не все они обитают в Аиде. Выберите нужные используя как подсказку текст учебника. Результат на призентации.
Теперь мы составим карту подземного мира. Греки считали , что вход в аид – это жерло вулкана. Но в самом царстве есть и реки и другие географические объекты. Кроме этого аид населяют разные чудовища. У вас на партах чистый лист бумаги, фломастеры и текст с описанием. Произвольно нарисуйте объект который описан в тексте и выделен жирным шрифтом. Начнем путешествие со слов Энея из поэмы Вергилия «Энеида»
Боги, властители душ, и вы, молчаливые тени,
Хаос, и ты, Флегетон, и равнины безмолвья и мрака,
Дайте мне право сказать обо всем, что я слышал; дозвольте
Все мне открыть, что во мгле глубоко под землею таится.
Собираю карту. Ученики комментируют
Хочется сказать о том, что древнегреческая мифология дала много крылатых выражений и нарицательных имен, которыми мы пользуемся до сих пор.сей час я раздам вам выражения. А вы пользуясь новыми знаниями поясните, что сегодня означают данные слова, или выражения.
- Кануло в Лету— быть забытым, бесследно исчезнуть
- Сизифов труд бесконечная и бесплодная работа
- Полететь в тартарары –безвозвратно пропало
- Цербер злой, свирепый надсмотрщик
- Фурия злая, сварливая женщина
- Муки Тантала- мучения, вызываемые близостью, кажущейся достижимостью желания и невозможностью осуществления.
- Объятия Морфея (Морфей - Гипнос) - сон
На сегодняшнем уроке мы расширили свои знания о мировоззрении древних греков. Познакомились с различными мифами, отражающими отношение греков к вопросам жизни и смерти. Что вам запомнилось больше всего?
Д/З параграф 8
Там, под оливами, близ шумного каскада,
Где сочная трава унизана росой,
Где радостно кричит веселая цикада
И роза южная гордится красотой,
Где храм оставленный подъял свой купол белый
И по колоннам вверх кудрявый плющ бежит, -
Мне грустно: мир богов, теперь осиротелый,
Рука невежества забвением клеймит.
1 задание
… Дальше дорога вела к Ахеронту, в глубь преисподней.
Мутные омуты там, разливаясь широко, бушуют,
Ил и песок выносят в Коцит бурливые волны.
Воды подземных рек стережет перевозчик ужасный —
Мрачный и грязный Харон. Клочковатой седой бородою
Мертвых на утлом челне через темный поток перевозит.
Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу.
К берегу страшной реки стекаются толпы густые: (тени умерших)
Жены идут, и мужи, и героев сонмы усопших,
Юноши, дети спешат и девы, не знавшие брака,
Все умоляли, чтоб их переправил первыми старец,
Руки тянули, стремясь оказаться скорей за рекою.
Лодочник мрачный с собой то одних, то других забирает,
Иль прогоняет иных, на песок им ступить не давая.
Молвил Сивилле Эней, смятенью теней удивляясь:
"Дева, ответь мне, чего толпа над рекою желает?
Души стремятся куда? Почему одни покидают
Берег, меж тем как по серым волнам отплывают другие?"
Жрица старая так отвечала кратко Энею:
"Истинный отпрыск богов, Анхиза сын! Пред тобою
Ширь Стигийских болот и Коцита глубокие воды.
Ими поклявшийся бог не осмелится клятву нарушить.
Эти, что жалкой толпой здесь стоят,— землей не покрыты.
Лодочник этот — Харон; перевозит он лишь погребенных.
На берег мрачный нельзя переплыть через шумные волны
Прежде тенями, чем покой обретут в могиле останки.
Здесь блуждают они и сто лет над берегом реют,—
Только потом к желанной реке их вновь допускают".
задание 2
Лежа в пещере своей, в три глотки лаял огромный
Цербер, и лай громовой оглашал молчаливое царство.
Видя, как шеи у пса ощетинились змеями грозно,
Сладкую тотчас ему лепешку с травою снотворной
Бросила жрица, и он, разинув голодные пасти,
Дар поймал на лету. На загривках змеи поникли,
Всю пещеру заняв, разлегся Цербер огромный.
……………………………………………………………
Рядом — обители тех, кто погиб от лживых наветов.
Но без решенья суда не получат пристанища души;
Суд возглавляет Минос: он из урны жребии тянет,
Всех пред собраньем теней вопрошает о прожитой жизни
…………………………………………………………………….
К свету вернуться опять и терпеть труды и лишенья!
Но не велит нерушимый закон, и держит в плену их
Девятиструйный поток и болота унылые Стикса.
Краткий пройден был путь — перед взором Энея простерлась
Ширь бескрайних равнин, что "полями скорби" (асфоделевые луга)зовутся:
Всех, кого извела любви жестокая язва,
Прячет миртовый лес, укрывают тайные тропы,
Ибо и смерть не избавила их от мук и тревоги.
…………………………………………………….
Огненный бурный поток вкруг твердыни Тартара мчится,
Мощной струёй Флегетон увлекает гремучие камни.
задание 3
Рядом ворота стоят на столпах адамантовых прочных:
Створы их сокрушить ни людская сила не может,
Ни оружье богов. На железной башне высокой
Днем и ночью сидит Тизифона в одежде кровавой,
Глаз не смыкая, она стережет преддверия Дита.
Кносский судья Радамант суровой правит державой
Всех он казнит, заставляет он всех в преступленьях сознаться,
……………………………………………………………………
Посмотри,— ты видишь обличье
Той, что на страже стоит и порог изнутри охраняет?
Гидра огромная там, пятьдесят разинувши пастей,
Первый чертог сторожит.
Застланы пышно, и пир приготовлен с роскошью царской,
Яства у самого рта,— но из фурий страшнейшая тут же
То за столом возлежит, не давая к еде прикоснуться,
………………………………………………………………….
Сделав это и долг пред богиней умерших исполнив,
В радостный край вступили они, где взору отрадна
Зелень счастливых дубрав, где приют блаженный таится.
Здесь над полями высок эфир, и светом багряным
Солнце сияет свое, и свои загораются звезды.
………………………………………………………
В рощах, откуда бежит под сенью лавров душистых,
Вверх на землю стремясь, Эридана поток многоводный.
Здесь мужам, что погибли от ран в боях за отчизну,
Или жрецам, что всегда чистоту хранили при жизни,
Кто средь живых о себе по заслугам память оставил,—
Всем здесь венчают чело белоснежной повязкой священной.
………………………………………………………………….
Тут увидел Эней в глубине долины сокрытый
Остров лесной, где кусты разрослись и шумели вершины:
Медленно Лета текла перед мирной обителью этой,
…………………………………………………………….
Чтобы немногим затем перейти в простор Элизия.
Время круг свой замкнет, минуют долгие сроки,—
Вновь обретет чистоту, от земной избавленный порчи,
Душ изначальный огонь, эфирным дыханьем зажженный.
Словарь:
1.Реки:Стикс,
Ахеронт,
Пирифлегетон – огненная река,
Эридан,
Лета – река забвения,
Коцит (Кокит)
2.Стигийские болота, где бродят непогребенные тени умерших.
3.Асфоделевый луг (поля скорби): асфодел- дикий тюльпан
4. Гидра. С 50 пастями сторожит порог Тартара в Аиде
5. Тартар- бездна
6. Дит – город Аида.
7.Цербер. - Чудовищная собака подземного царства Аида, с берегов подземной реки Стикса.
8. Минос, Радамант, Эак- подземные судьи
9. Харон- перевозчик душ
10. Элизиум (острова блаженных) – светлое место куда попадают герои, безгрешные жрецы.
11. Елисейские поля- место пребывания безгрешных.
12.Гипнос – бог сна
13.Танатос – бошиня смерти.
14. Немезида -богиня мщения
15. Дике – богиня справедливости
16.Геката – богиня мрака, чародейства
17. Керы – демонические существа
18. Фурии – демонические существа в женском обличии, отвратительныу старухи со змеями вместо волос
19. Танат – крылатый Бог смерти
20. Эмпуса - ужасное привидение с ослиными ногами
21. Ламия – чудовищное существо она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)
ПредметРечь и культура общенияКласс6Тип урокакомбинированныйТема урокаИспользование топов в письменной и устной речи.Цель урокаОбобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обуч...
Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и резким изменением паводковой обстановки в Томской о...
Реализация модуля «Уроки семьи» воспитательной программы «Моя программа жизни» для 11 класса
В основе модуля «Уроки семьи» лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей. Это по...
Презентация к уроку "Поэтический образ природы" (5 класс, уроки 8-9). Программа под ред. Т.Я. Шпикаловой. (Часть 1.)
Эта презентация также может быть использована на уроках в 5-7 классах при изученин пейзажа, времен года. Тема раскрыта на материале Японии, ее природы и эстетики. Урок формирует эстетическое вним...
урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Вершина греческой классики"
Урок МХК. тема "Вершина греческой классики". Знакомство с художественным наследием античной цивилизации....
урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Житейская драма маленького человека".
Урок МХК по программе Солодовникова Ю.А. Тема "Житейская драма маленького человека". 11 класс. Конспект урока и призентация. Изучается творчество А.Г. Веницианова и П.А. Федотова....
Доклад на тему: Проект рабочих документов учителя по предмету «Технология» в контексте требований ФГОС: рабочей программы по преподаваемому предмету, конспекта урока (технологической карты), программы формирования УУД.
Проект рабочих документов учителя по предмету «Технология» в контексте требований ФГОС...