Конспект урока истории в 5 классе по теме «Основание греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.» (Технология проблемного диалога)
план-конспект урока по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Паутова Наталья Васильевна, учитель истории средней школы № 29, г. Ярославль
Конспект урока истории в 5 классе по теме
«Основание греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.»
(Технология проблемного диалога)
Цели:
Образовательная:
- подвести учащихся к пониманию причин основания греческих колоний;
- обеспечить усвоение понятия «колония»;
- сформировать у учащихся представление о последствиях греческой колонизации;
Развивающая:
- продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);
- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией;
Воспитательная:
- способствовать реализации творческого потенциала учащихся в учебной деятельности;
Продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать оценку конкретных ситуаций.
Методы и формы обучения:
Метод: технология проблемного диалога
Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: карта, презентация, учебник.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Находить на карте и устно комментировать положение греческих колоний;
- Характеризовать основные занятия населения колоний;
- Выделять причины греческой колонизации;
- Характеризовать последствия греческой колонизации.
Личностные:
- Понимать культурное многообразие мира, уважение к истории других народов мира;
- Аргументированно оценивать поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Метапредметные:
- Способствовать сознательной организации и регулированию своей учебной деятельности;
- Выработка умений работать с учебной информацией;
- Выработка умений определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;
- Готовность к сотрудничеству с одноклассниками;
- Стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимания прочитанного; умение делать выводы из сформулированных посылок.
Анализ | Учитель | Ученики | |
Актуализация знаний | - Какую страну мы изучаем? - Покажите на карте её расположение. - На каком полуострове она расположена и какие моря её омывают? (назвать, показать на карте) | - Грецию Показывают Называют, показывают. | |
Постановка проблемы | - Вспомните, каковы были природные условия Греции? - Как вы думаете, хорошие условия для жизни в Греции? - Ребята, посмотрите на карту «Греческие колонии» (название скрыто), что вы видите? - А как вы думаете, что это означает? - А как называются новые поселения (вспомните Финикию) - Итак, вы сначала как думали? - А как на самом деле? - Так какой будет тема урока? Запись на доске и в тетради: Основание греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э. | - климат теплый и мягкий, - большая часть Греции покрыта горами, - мало пригодных для земледелия земель, - береговая линия изрезана множеством бухт и гаваней, - мягкий климат способствовал развитию земледелия: выращивали виноград, оливки, ячмень, разводили коз, овец. - Да. - От Греции нарисовано много стрелок в разных направлениях. - Греки покидают страну и основывают новые поселения. - Колонии - В Греции хорошо жить. - Греки покидают родину и основывают колонии. - Основание греческих колоний. | |
Формулирование плана Побуждение | - Что мы должны узнать о колониях? (фиксирует пункты плана) | - Почему греки основывают колонии? - Где греки основывают колонии? - Чем занимаются греки в колониях? - Что изменилось в Греции после основания колоний? | |
Поиск Групповая работа с источником | Каждая группа получает свой текст и изучит один пункт плана - Заслушаем 1 группу - почему греки покидают родину? Вывешивайте на доску свой рабочий лист - Заслушаем 2 группу – в каких местах греки основывают колонии? Вывешивайте на доску свой рабочий лист - В каких направлениях переселялись греки? (карта) - Назовите колонии, основанные греками (карта) - Заслушаем 3 группу – чем занимаются жители колоний и как влияют колонии на жизнь и культуру местного населения? - Опишите по рисунку (стр 152) греческую колонию в Пичерноморье. - Греки покидали свою родину, а были они с ней связаны? - Как можно доказать, что греки даже разбросанные по самым отдаленным уголкам Средиземноморья, по-прежнему оставались единым народом? | Каждая группа читает свой текст, фиксирует на листе опорные слова рассказывают по опоре - В Греции растет численность населения, не хватает земли для занятия земледелием, начинаются конфликты между демосом и знатью, развивается торговля. рассказывают по опоре - Для основания колонии греки выбирали места с удобной гаванью, плодородными землями и источниками пресной воды. - северо-восток (Северное Причерноморье) - юго-восток - запад - Пантикапей, Танаис, Херсонес, Ольвия - Византий, Кирена - Сиракузы, Неаполь, Массилия рассказывают по опоре - колонисты выращивают хлеб, занимаются ремеслом и торговлей; - колонисты жили как в Греции — их жизнью управляло Народное собрание, архонты и городские советы; - колонисты вступали в браки с местным населением (легенда о скифском царе Скиле); - колонисты одевались как на родине; - колонисты распространяли греческую культуру и обычаи на местное население, а так же принимали их обычаи (Танаис). Описывают Вывод — колония похожа на греческий город - Да. - И в Греции и в колониях были единые управление, культура, обычаи и торговля. | |
Побуждающий к выдвижению гипотез диалог | - К каким последствиям привело основание греческих колоний? Какие есть гипотезы? | - к развитию ремесла (так как развивается торговля); - к развитию кораблестроения и мореплавания; - к росту числа рабов (привозят из колоний) - к укреплению мелких крестьянских хозяйств в самой Греции. | |
Доска тема пункты плана опорные слова | Основание греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.
Причины основания колоний:
Северное Причерноморье: Пантикапей, Танаис, Херсонес, Ольвия Юго-восток: Византий, Кирена Запад: Сиракузы, Неаполь, Массилия
1) колонисты выращивают хлеб 2) занимаются ремеслом и торговлей;
Последствия греческой колонизации: 1) развитие ремесла 2) развитие кораблестроения и мореплавания 3) рост числа рабов-чузеземцев 4) укрепление мелких крестьянских хозяйств | ||
- Итак, о чем мы сегодня узнали? | - Как и почему греки основывали колонии; - Как жили и чем занимались колонисты; - Как колонисты соседствовали с местным населением; - К чему привела греческая колонизация. | ||
Домашнее задание | Параграф 32 прочитать, на вопросы и задания ответить устно, выполнить задания по контурной карте «Основание греческих колоний в VIII-VI вв. до н.э.» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией
Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...
Конспект урока английского языка по теме "Animals " по УМК М.З. Биболетовой "Happy English -II" с использованием технологии "проблемно- диалогическое обучение"
Конспект урока по английскому языку для 2 класса по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"...
Конспект урока в 8 классе по теме "Основания"
Конспект урока по теме "Основания"...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Конспект урока в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры.
Урок в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры имеет целью отработать навыки решения квадратны...