урок в 5 классе_ Киммерийцы. Скифы и сарматы. Греческая колонизация
методическая разработка по истории

Оксимец Наталия Сергеевна

Киммерийцы. Скифы и сарматы. Греческая колонизация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5. История Ставрополья

Тема урока:  Киммерийцы. Скифы и сарматы. Греческая колонизация

Планируемые результаты:

-предметные: умение формулировать тему и определять проблему;

определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век до нашей эры, век нашей эры); использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, Древнего мира, Средневековья на территории Ставропольского края: соотносить хронологию истории Ставропольского края и Руси; проводить поиск информации в отрывках исторических текстов;

-метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы;

-личностные: российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, Ставропольскому краю, к прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа).

Основные понятия, изучаемые на уроке: колонизация, греческая фактория

Вид используемых на уроке средств ИКТ:

Проектор, презентация, компьютер.

Тип урока: урок изучения нового материала.

  1. Организационный момент.

Это приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Посмотрите на рисунок. Какие мысли приходят вам?

Да это народы, живущие давным-давно на территории нашего Ставропольского края и называются они…

Посмотрите на с. 45, прочитайте название параграфа 5.

Представим как бы они поприветствовали  друг друга.

Киммерийцы бы сказали: Здравствуйте – “суэсдэй”

Греки бы сказали: Здравствуйте = Γεια σας [Я сас]   Привет = Γεια σου [Я су]

Скифы и сарматы  сказали бы: Фыд æугæнд!

  1. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Так какую же цель мы поставим?

Цель урока: изучить историю и культуру киммерийского, скифского и сарматского народа на   территории Ставропольского края в древности.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с древней историей нашего края, с археологическими культурами, представленными в крае.
  • Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой.
  • Воспитывать чувство любви к Родине через знакомство с удивительными археологическими объектами Ставропольского края.

– Прочитайте  тему урока в рабочем листе.

Далее фиксируются цели урока.

Прием «Знаю» - «Повторить» - «Хочу узнать». Таблица с указанными словами поможет разобраться и выстроить каждому ученику свой маршрут.

Знаю

Повторить

Хочу узнать

3. Актуализация знаний.

Поиск решения учебной задачи.

Сначала учащиеся определяют способ поиска информации.

- Где мы можем это узнать? (в учебнике, в рабочем листе, Интернете).

4. Первичное усвоение новых знаний.

Слово учителя Дорогие ребята. Сегодня вам предстоит непростая работа. Вы сегодня исследователи исторических источников, которые позволят вам с помощью открытий археологов понять и рассказать всем нам о народах, которые проживали на территории Ставропольского края до н.э.

Далее реализуется способ достижения информации. Ученики делятся на 3 группы (по рядам) и находят информацию в рабочем листе, в учебнике.

1 группа  работает с информацией по киммерийцам.

2 группа работает с информацией по скифам.

3 группа работает с информацией по сарматам.

Учитель дает краткую информацию о греческой колонизации.

Ребята составляют кластеры (прием заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди»). Учитель направляет группы, помогает выделить особенности, систематизировать материал. Время регламентируется (15 минут на усвоение материала и его оформление).

5. Первичная проверка понимания.

Защита кластеров у доски (2 человека от группы). Один записывает на доске для класса, другой устно объясняет. При ответе демонстрируются на интерактивной доске иллюстрации, карты. Каждая группа представляет информацию в пределах 5 минут.

6. Первичное закрепление.

Игра «Пятерочка».

Каждая группа задает зрителям 5 вопросов, которые позволяют заполнить  итоговую таблицу.

-назовите народ, каково происхождение названия народа?

-укажите время проживания народа на Ставрополье

-назовите главные занятия народа.

-укажите названия стоянок.

-укажите длительность их пребывания на Ставрополье

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 Прочитать §5. «Киммерийцы, скифы и сарматы. Греческая колонизация». Выполните задание 5. Расскажите о находках археологов в одном из курганов железного века (по вашему выбору) на территории Ставропольского края

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Используя текст учебника заполните таблицу

Народы

Время проживания на Ставрополье

Основные занятия

Названия стоянок на Ставрополье

киммерийцы

VIII-VII  вв. до н.э.

кочевое скотоводство

Ст. Суворовская  Предгорного района

г. Ставрополь

скифы

VII-VI  вв. до н.э.

кочевое скотоводство

х. Красное Знамя Александровского района

с. Новозаведенное Георгиевского района

греки

VI-V  вв. до н.э.

Земледелие

торговля

с. Грушевское городище

с.Татарское городище

сарматы

III в. до н.э.

кочевое скотоводство, земледелие

с. Чапаевское городище

с.Татарское городище

п. Энергетик

г. Новопавловск Кировского района

Проанализируйте таблицу. Сделайте выводы.

C:\Users\melas\Desktop\Рабочие листы\post-9-1396419871.jpg



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что за народы представлены?

Слайд 2

Киммерийцы. Скифы и сарматы. Греческая колонизация Цель изучить историю и культуру киммерийского, скифского и сарматского народа на территории Ставропольского края в древности. задачи Познакомиться с древней историей нашего края, с археологическими культурами, представленными в нем. Развивать умения анализировать, делать выводы, работать с картой. Воспитывать чувство любви к Родине через знакомство с удивительными археологическими объектами Ставропольского края

Слайд 3

« Знаю» - «Повторить» - «Хочу узнать» Знаю Повторить Хочу узнать

Слайд 4

Киммерийцы

Слайд 5

Киммерийцы

Слайд 6

Киммерийцы

Слайд 7

Киммерийцы

Слайд 8

Киммерийцы

Слайд 9

Киммерийцы

Слайд 10

Киммерийцы

Слайд 11

Киммерийцы

Слайд 12

Киммерийцы

Слайд 14

СКИФЫ

Слайд 16

СКИФЫ

Слайд 20

СКИФЫ

Слайд 21

Греческая колонизация

Слайд 22

Греческая колонизация

Слайд 23

Найдите отличия в изображении грека и скифа

Слайд 25

Сарматы

Слайд 28

Сарматы

Слайд 29

Используя текст учебника заполните таблицу Народы Время появления Основные занятия Названия стоянок на Ставрополье киммерийцы скифы греки сарматы

Слайд 30

Проанализируйте таблицу. Сделайте выводы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Греческая колонизация

Презентация к уроку по истории Древнего мира на тему "Великая колонизация"....

Великая Греческая колонизация Северного Причерноморья урок в 5 классе

Данный материал разработан для 5 класса по истории. В разработке используются различные элементы технологий развивающего обучения....

Методическая разработка проблемно- диалогического урока по истории Древнего мира по теме «Великая греческая колонизация»

Цели и задачи урока:1. Учить объяснять процессы греческой колонизации и взаимодей­ствия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия ­  в целостную картину мира.2.  Учит...

Учебно-практическая задача по истории, 5 класс. Тема: "Греческая колонизация".

учебно- практическая задача по истории для 5 класса по теме "Греческая колонизация"...

Рабочий лист к уроку по теме "Великая греческая колонизация"

Задания для самостоятельного изучения материала по теме "Основание греческих колоний" в 5 классе по учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера....

Мифология скифов, меотов, сарматов. конспект урока кубановедения в 5 классе

Мифология скифов, меотов, сарматов. Конспект урока в 5 классе....