Урок МХК в 10 классе по теме "Эволюция греческого рельефа"
методическая разработка по мхк (10 класс) на тему
урок знакомит учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и
классики; дает представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в
Олимпии, Парфенона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №12.
Тема. Эволюция греческого рельефа.
Цель. - Познакомить учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и
классики; дать представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в
Олимпии, Парфенона.
- Развивать умение сравнивать произведения одного вида искусств в разное
историческое время; соотносить изученные произведения с определенной эпохой.
- Выражать собственные суждения о произведениях классики.
Оборудование. Компьютер, проектор, компьютерный диск, иллюстративный и раздаточный материал по теме.
Понятия и термины. Рельеф, декор, фриз, метопа, композиция.
Литература.
1. Мартынов В.ФЙ. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – Минск, 1999.
2. Гузик М.А. В поисках золотого руна. МХК в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. – М.,1994.
3. Культурология. Учебное пособие для студентов. – Ростов-на-Дону,1995.
4. Кто есть кто в античном мире. Справочник. – М.,1993.
5. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 1,2. «Аванта», - М.,1999.
Оформление доски. Тема. Эпиграф, проблемное задание.
Тип урока. Комбинированный
Форма организации урока. Школьная лекция. В закреплении элементы практической работы.
План изучения нового материала.
1. Рельеф храма Афины в Селинунте:
2. Храм Зевса в Олимпии:
3. Метопы и ионический фриз Парфенона.
Эпиграф. Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы
не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные
греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую
душу.
И. Винкельман.
Проблемное задание. После изучения нового материала, выполните задание 7 в рабочей тетради. ( Соедините стрелками изображения дорических храмов периодов архаики и классики с соответствующими рельефами).
Ход урока.
Оргмомент.
Повторение.
- Используя иллюстративный материал, определите части греческого храма (задание 1).
- задания 2, 3 более высокого уровня сложности.
- Проверка творческих заданий.
Изучение нового материала.
Назвать тему, цель урока, познакомить с эпиграфом.
В рельефе греческое искусство достигло высочайшего совершенства. Особенность греческого рельефа состоит не в передаче портретного сходства, а в умении мастера найти те формы, которые лучше всего отражают суть сюжета.
Мы с вами проследим эволюцию (развитие) рельефа на примере дорического храма в разные периоды развития греческой культуры.
Далее, сообщаем проблемное задание. Для удобства работы на уроке учащимся предлагается заполнить следующую таблицу:
Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.
Вопросы для сравнения. | Рельеф периода архаики. | Рельеф периода классики. |
Особенности изображения фигуры. |
Соблюдение пропорций человеческого тела. |
Особенности композиции. |
Далее следует лекция.
План лекции.
Рельеф храма Афины в Селинунте:
- сюжетная линия рельефа;
- приемы и методы передачи основной идеи;
-особенности композиции, изображения фигур;
- теневой узор.
Храм Зевса в Олимпии:
- сюжетные линии рельефов;
- способы передачи драматического действия.
Метопы и ионический фриз Парфенона.
- особенности композиции метоп и ионического фриза;
- идея торжества афинской демократии в изображении шествия жителей Афин в
праздник великих Панафиней;
- ритм рельефа, отсутствие экспрессии, надлома, эпатажа.
По ходу лекции идет работа с иллюстративным материалом CD-диска. На проектор выводится зрительный ряд:
- Похищение Европы. Метопа храма Афины в Селинунте.VI век до н.э.
- Бегущие нереиды. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.
- Зевс и Гера. Метопа храма Афины в Селинунте.VI век до н.э.
- Геракл и титан. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.
- Геракл и Деянира. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.
- Фидий. Бой лапифа с кентавром. Метопа Парфенона.
- Фидий. Эфебы с конями. Метопа Парфенона.
- Водоносы. Северный ионический фриз Парфенона.
- Фидий. Боги Олимпа. Восточный ионический фриз Парфенона.
Для того, чтобы дополнить и расширить изученный материал, учащимся предлагается прослушать сообщения о Фидии, подготовленные ребятами.
По окончании лекции, проверяем, какой материал был записан в таблицу, делаем уточнения и дополнения.
Закрепление. Напоминаем учащимся проблемное задание. Для актуализации изученного материала предлагаем просмотреть компьютерную презентацию, в которой подобран иллюстративный материал по изученной на уроке теме (2-3 минуты). Далее ученики самостоятельно выполняют задание 7 в рабочей тетради.
Собираем тетради.
Работа с документом. (Раздаточный материал к уроку).
Познакомьтесь с документом и сделайте вывод об эволюции греческого рельефа от архаики до классики.
Домашнее задание. §12, сообщения о греческих скульпторах (Поликлет, Скопас).
Записи учащихся в тетради.
Тема. Эволюция греческого рельефа.
Эпиграф. Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы
не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные
греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую
душу.
И. Винкельман.
Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.
Вопросы для сравнения. | Рельеф периода архаики. | Рельеф периода классики. |
Особенности изображения фигуры. | Фигуры приземистые, с толстыми ногами и коротким туловищем. Вблизи тяжеловесны. | Рельеф передает все особенности человеческого тела: резко обозначенные мышцы. Напрягшиеся икры, |
Соблюдение пропорций человеческого тела. | Пропорции не соблюдались, головы очень большие. | Соблюдение основных пропорций человеческого тела. |
Особенности композиции. | По краям храма располагались динамичные композиции, к центру более безжизненные и застывшие. | В композиции найдена идеальная пропорция между повторами и контрастом, свидетельствующая о чувстве меры. |
Особенность рельефа | Чередование светлых и затемненных участков рельефа. | Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест. |
Раздаточный материал к уроку.
Работа с документом.
« Все эти – то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья. Эти орлы, эти тела, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость – все это небо и вся земля – да, это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам…» (И.Тургенев)
Вопросы к документу.
В чем на ваш взгляд состоит прелесть греческого рельефа?
Выскажите собственные суждения об изученных на уроке произведениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству по уроку 1-ом классе по теме «Лепка рельефа "Бабочка» из солёного теста"
Учебный материал может быть интересен педагогам по изобразительному искусству. Данный материал содержит план-конспекты двух занятитй, образцы работ учащихся и методические рекомендации по ...
Урок в 5 классе "Греческая вазопись"
Урок "Греческая вазопись" по программе Б.М.Неменского для 5 класса....
Конспект урока ИЗО в 5 классе по теме "Греческая вазопись"
Конспект урока ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского...
Урок МХК в 10 классе по теме "Греческий храм"
Урок открывает тему "Художественная культура античности"....
урок истории в 5 классе по теме "Греческие полисы. Спарта."
Пятиклассники на этом уроке сравнивают государственный строй Афин и Спарты. Урок проходит в виде игры....
Урок ИЗО, 5 класс "Искусство древних обществ. Греческие сосуды"
Презентация к уроку ИЗО, 5 класс "Искусство древних обществ. Греческие сосуды", 3 четверть. Программа Б.М. Неменского...
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...