Рабочая по программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
рабочая программа (5 класс) на тему

Богодухова  Ольга Витальевна

Курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" призван обогатить процесс воспитания в школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традий и религиозных верований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа № 17»

Рассмотрено:                                                                           Утверждаю:                                                                                          на заседании методического объединения                           Директор МБОУ «ООШ № 17»

Протокол № _____от «___» ______2017г.                            _______________Н.В.Ермолаева

Руководитель МО_________М.Ю. Степанова                     Приказ №   «___»_____2017г.

Согласовано на методическом совете                                   Протокол педсовета №____

Протокол №___от «___» _______2017г.                               от «___» _______2017г.

Председатель МС_________ Л.В.Степанова                                

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Рабочая программа основного общего образования

5 класс

Анжеро-Судженск

2017

Составитель:

Богодухова О.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

        Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа для учащихся 5 класса. Анжеро-Судженск, 2017г., 9с.

        

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данная рабочая программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС ООО.

Личностные результаты:

 - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Познавательные:

  - характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

  - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

 -  различать культовые сооружения разных религий;

 - формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

  - рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

 - кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

Рефлексивные:

  - оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

  - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

  - анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

        - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения учащиеся научатся:

  • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
  • определять главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
  • логично излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  •    оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
  • анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета
  • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
  • проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
  • создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;
  • оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
    известных личностей;
  • использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач;
  • анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства);
  • приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
  • усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения.

Получат возможность научиться:

  • оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития;
  • высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
  • решать проблемы творческого и поискового характера;
  • работать с историческими источниками и документами;
  • создавать видео- и медиапрезентации;
  • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности;
  • выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
  • получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения
  • получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения;
  • получат возможность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. В мире культуры

Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей.

Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа

«Береги землю родимую, как мать любимую». Представление о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов.

Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России. Деятели разных конфессий – патриоты. Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.

В труде – красота человека. Тема труда в сказках, легендах, пословицах разных народов.

«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.

Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники, строители БАМа и т.д.).

Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура

Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.

Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм: внешние особенности, внутреннее убранство. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.

Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.

Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.

Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности

Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.

Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

Раздел 5. Твой духовный мир

Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

тема

количество часов

из них контрольных

В мире культуры

2

Нравственные ценности российского народа

7

Религия и культура

5

Как сохранить духовные ценности

1

Твой духовный мир

1

Промежуточная аттестация

1

1

17

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России

Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...

рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС

Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....