Рабочая по программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
рабочая программа (5 класс) на тему
Курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" призван обогатить процесс воспитания в школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традий и религиозных верований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России" | 37.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 17»
Рассмотрено: Утверждаю: на заседании методического объединения Директор МБОУ «ООШ № 17»
Протокол № _____от «___» ______2017г. _______________Н.В.Ермолаева
Руководитель МО_________М.Ю. Степанова Приказ № «___»_____2017г.
Согласовано на методическом совете Протокол педсовета №____
Протокол №___от «___» _______2017г. от «___» _______2017г.
Председатель МС_________ Л.В.Степанова
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Рабочая программа основного общего образования
5 класс
Анжеро-Судженск
2017
Составитель:
Богодухова О.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Рабочая программа для учащихся 5 класса. Анжеро-Судженск, 2017г., 9с.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная рабочая программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС ООО.
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения учащиеся научатся:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
- определять главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
- логично излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
- проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей; - использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач;
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства);
- приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
- усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения.
Получат возможность научиться:
- оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития;
- высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- работать с историческими источниками и документами;
- создавать видео- и медиапрезентации;
- использовать возможности ИКТ в творческой деятельности;
- выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
- получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения
- получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения;
- получат возможность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных национальностей.
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от её таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представление о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов.
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России. Деятели разных конфессий – патриоты. Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в сказках, легендах, пословицах разных народов.
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, учёные, путешественники, строители БАМа и т.д.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм: внешние особенности, внутреннее убранство. Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
тема | количество часов | из них контрольных |
В мире культуры | 2 | |
Нравственные ценности российского народа | 7 | |
Религия и культура | 5 | |
Как сохранить духовные ценности | 1 | |
Твой духовный мир | 1 | |
Промежуточная аттестация | 1 | 1 |
17 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России
Данная рабочая программа составлена по модулю Основы православной культуры для обучающихся 5 класса...
рабочая программа по Основам духовно-нравственной культуры народов России 5 класс по ФГОС
Цель курса: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяю...
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников
Тема одаренности детей, их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....
Отчет Дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственного развития культуры народов Ямала «Хозяйка чума» в рамках реализации МИП.
Отчет по программе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....