Итоговый проект выпускника основной школы: подготовка, защита, оценивание
статья

Кочкуркина Ольга Викторовна

В статье излагается опыт работы коллектива гимназии №3 г.Грязи по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, а также описывается система работы по подготовке и оцениванию индивидуального итогового проекта выпускника основной школы. Отдельно рассматриваются виды проектов, порядок подготовки итогового проекта и критерии его оценивания.

Ключевые слова: итоговый проект; критерии оценивания итогового проекта; алгоритм организации работы над проектом; план-график работы над индивидуальным итоговым проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovyy_proekt_vypusknika_osnovnoy_shkoly.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ: ПОДГОТОВКА, ЗАЩИТА, ОЦЕНИВАНИЕ

О.В.КОЧКУРКИНА,
заместитель директора МБОУ гимназии №3 г.Грязи
e-mai:
gimnaziya3@mail.ru , olga-gryazi@mail.ru 

В статье излагается опыт работы коллектива гимназии №3 г.Грязи по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся, а также описывается система работы по подготовке и оцениванию индивидуального итогового проекта выпускника основной школы. Отдельно рассматриваются виды проектов, порядок подготовки итогового проекта и критерии его оценивания.

Ключевые слова: итоговый проект; критерии оценивания итогового проекта; алгоритм организации работы над проектом; план-график работы над индивидуальным итоговым проектом.

Введение в практику работы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования призвано обеспечить необходимое качество образования, соответствующее потребностям современного общества. Для этого Стандарт устанавливает требования к планируемым результатам образования: личностным, метапредметным и предметным.

Успешность решения задач развития системы общего образования во многом зависит от системы оценки образовательных результатов, которая должна ориентировать образовательную деятельность на достижение образовательных результатов, удовлетворяющих потребности потребителей, а также и обеспечивать обратную связь на основе получения и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся для планирования и осуществления эффективного управления качеством образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП обучающимися основной школы – один из разделов основной образовательной программы образовательной организации, включающий текущую и итоговую оценку как личностных и предметных, так и метапредметных образовательных результатов школьников.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта.

В связи с актуальностью этого вопроса в гимназии была составлена программа инновационной деятельности по теме «Итоговый проект как способ оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ООП ООО» и с 1 декабря 2017 года мы работаем в статусе инновационной площадки института развития образования Липецкой области. Цель этой работы: разработка и введение в образовательную практику процедуры итоговой оценки достижения индивидуальных образовательных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Нормативно-правовые основы организации проектной деятельности школьников

Организация проектной деятельности школьников регулируется нормативными правовыми актами от федерального до институционального уровня.

В соответствии с пп.5,7 ст.12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует образовательную программу, которая создается с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Реализация основной образовательной программы обеспечивает достижение обучающимися планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов.

А также в статье 28 (п.3, ч.6) указано, что «К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся… разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации».

В соответствии с п.18.1.3 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна: определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; … обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования; предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга, в том числе – проектную деятельность обучающихся.

Таким образом, в условиях реализации ФГОС ООО к компетенции ОУ относятся планирование организации и содержания проектной деятельности как средства реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, а также осуществление оценки её результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт, как известно, предъявляет требования к образовательным результатам (п.12), к структуре основной образовательной программы (п.18), а также к условиям осуществления образовательной деятельности (п.21).

На основании закона «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта и с учётом примерных образовательных программ общего образования в гимназии №3 г.Грязи разработана Основная образовательная программа основного общего образования, один из разделов которой - 1.3.Система оценки планируемых результатов – содержит описание особенностей оценки метапредметных результатов.

Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

«Индивидуальный итоговый проект - учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).»

В «Положении о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся» указано, что «оценка уровня сформированности метапредметных действий обучающихся, завершающих освоение образовательной программы основного общего образования осуществляется на основе оценки итогового индивидуального проекта, выполнение и оценка которого регламентируются локальным актом Учреждения».

Таким локальным актом стало «Положение об оценивании итогового проекта обучающихся, завершающих освоение ООП ООО», которое содержит понятие об индивидуальном итоговом проекте, а также устанавливает, что:

«2.5. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, завершающего освоение основной образовательной программы основного общего образования.

2.6. Защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов.

2.7. Невыполнение индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки сформированности метапредметных результатов обучающегося.»

Проект этого Положения был составлен в рамках работы инновационной площадки.

Место проектной деятельности обучающихся в образовательной деятельности гимназии

Но открытие инновационной площадки вовсе не означает, что проектная деятельность обучающихся не присутствовала в образовательной деятельности гимназии до этого времени.

Ещё в 2005 году в школе инициативной группой педагогов было создано научное общество учащихся «Поиск», объединившее обучающихся разных возрастов, интересующихся информационными технологиями и проектно-исследовательской деятельностью.

В 2010 году коллектив гимназии начал работу по апробации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. А в 2012 году приказом Управления образования и науки Липецкой области от 15 мая 2012 г № 909 в гимназии была открыта инновационная площадка по теме «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности» и была утверждена программа опытно-экспериментальной деятельности по этой теме (приказ от 30.08.2012 г № 90/1).

К моменту начала работы по программе инновационной деятельности уже половина учителей начальных классов успешно работала в рамках системно-деятельностного подхода к обучению. Параллельно эффективно работало научное общество учащихся «Поиск», руководителями секций которого были 8-10 учителей-предметников ежегодно. Начало работы по программе «Школьный проект…» привлекло к внедрению проектной деятельности в практику работы большей части педагогического коллектива гимназии. В то же время, в ходе основного этапа реализации программы, гимназия начала апробацию введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (2014-2015 учебный год). И, конечно же, педагогам, активно применяющим проектные методы обучения, гораздо проще было перейти на организацию обучения с применением системно-деятельностного подхода. А также была реальная возможность у другой части коллектива для того, чтобы перенять опыт работы коллег.

Инновационная деятельность коллектива гимназии позволила усовершенствовать существующую систему по организации проектной деятельности обучающихся. Понятие проекта в учебной и внеурочной деятельности стало более широким и разносторонним, чем его интерпретировали до начала работы по программе.

Организация проектной деятельности в гимназии

Проектная деятельность становится неотъемлемой частью жизни школы. Повседневными стали творческие, информационные, познавательно-развлекательные мини-проекты, прочно вошли в школьную жизнь уроки защиты проектов.

Вот как наши педагоги видят организацию проектной деятельности обучающихся:

«1.        При выборе темы для работы учитывается её актуальность и наличие источников информации в литературе и интернет-ресурсах.

2.        Работа по проекту начинается с составления предварительного плана, который отражает замысел и этапы реализации задуманного.

3.        Изучается соответствующая литература, основные источники по данной теме и составляется план работы.

4.        Четко формулируются цели исследования.

5.        Работа завершается подведением итогов исследования: делаются выводы, намечаются перспективы дальнейшего изучения темы.

6.        Работа оформляется в виде реферата или компьютерной презентации.

7.        Темы проектов учащиеся в основном, выбирают сами. Учитель корректирует и направляет.

По итогам работы учащиеся могут выступать на уроках или во внеурочных мероприятиях, а также на НПК «Шаг в будущее» и на школьных фестивалях проектов.»

«В своей работе часто использую метод проектной деятельности.

 В основном проекты, которые готовят дети являются: 1.монопредметными, 2.краткосрочными, 3.чаще всего – информационными, творческими, 4.индивидульными, иногда групповыми.

Проекты чаще использую как форму обобщения, повторения изученной темы. На подготовку отводится от 1-2 дней до 1-2 недель. На уроке на защиту проектов отводится от 10 до 40 минут. Все зависит от темы и целей проекта.»

 

«Учащиеся, используя материалы Интернет, собирают и анализируют собранный материал, создают презентацию, представляют свою работу, обосновав критерии отбора материала. В среднем 4-5 уроков в году в каждой параллели посвящено защите проектов.

Во внеурочное время ученики готовят проекты для выступления на научно-практических конференциях и фестивале проектов, а также множество социальных проектов.»

 

«Участие в проектной деятельности мои ученики осуществляют во внеурочное время. Проекты могут быть выполнены в разных форматах: компьютерном, своими руками, в виде исследования или доклада. Учащиеся предпочитают работать дома и во внеурочное время, так как имеют доступ к большему объёму информации и материалам, которые им необходимы. Предпочтение отдаётся творческим видам деятельности, совмещенной с исследовательской. Широко применяю проекты во внеклассной деятельности и воспитательной работе с обучающимися.»

«На мой взгляд метод проекта применим на уроке, и вне его ... Проект вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся.»

Таким образом, проектные задания, как несложно догадаться, выполняют наши ученики достаточно часто. Поэтому итоговый проект становится для большинства выпускников основной школы продолжением уже знакомой работы.

Проектная деятельность в гимназии представлена следующими видами проектов:

  • исследовательский,
  • познавательный (учебный),
  • социальный,
  • творческий.

Выбор проектных заданий осуществляется по желанию обучающегося.

Исследовательский проект связан с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Имеет структуру, приближенную к научным исследованиям, требует аргументации актуальности и социальной значимости, выдвижения гипотезы с последующей ее проверкой, использования современных методов исследования: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Познавательный проект направлен на упорядочивание знаний о мире.

Социальный проект – проект поддержки различных мероприятий, создания новых, оригинальных технологий; дизайнерские разработки.

Творческий проект – не требует детальной проработанной структуры совместной деятельности участников; предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и др.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • презентация PowerPoint, слайд-фильм, видеоролик;
  • разработка игры, обучающий ролик, мультипликационный фильм;
  • книжка-малышка, буклет, сценарий, эссе;
  • карта, путеводитель, маршрут виртуальной экскурсии;
  • макет, модель;
  • плакат, газета, афиша, фотоколлаж;
  • папка с информационными материалами.

При организации проектной деятельности обучающихся необходимо четко различать учебное исследование и проектную работу, так как они имеют различную специфику.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Если вместо того, чтобы «пойти туда не знаю куда» и попытаться найти «то не знаю что…», начинающий исследователь под руководством педагога (особенно на первоначальном этапе работы) может точно сказать куда он идет, что ищет, и самое главное – что он это найдет, то тут возникает вопрос: если то, что предполагается найти, известно до начала исследования, то что же тогда будут искать?… В таком случае имеет место не исследовательский поиск, а проектирование – воплощение уже известной идеи в практику.

Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помочь ребенку разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Что касается оформления текста работы, то и здесь можно предложить некоторые рекомендации.

1.Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования) предполагает ответы на вопросы:

- Чем интересна решаемая задача с точки зрения получения новых знаний или её практического применения?

- Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?

- С какой целью выполнялась работа; насколько была достигнута поставленная цель?

2.Основная часть работы содержит краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, выявление степени изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристика методов решения проблемы, сравнение известных автору методов ее решения, обоснование выбранного варианта решения (указанием на его эффективность, точность, простоту, наглядность, практическую значимость и пр.) и главы. В конце каждой главы формулируются выводы, в которых в сжатом виде излагается то, о чем сказано в главе (без подробностей и доказательств).

3.Заключение это, как правило, лаконичное указание предложений по возможному практическому применению результатов исследования.

4.Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий, источников, использованных автором, с указанием города, издательства, года издания, общего числа страниц.

Работа над индивидуальным проектом завершается его презентацией (защитой) и оцениванием.

В гимназии №3 г.Грязи защита проекта может проходить:

- на конференции, фестивале проектов,

- в процессе специально организованной деятельности экспертной комиссии образовательного учреждения,

- в процессе участия проекта в конкурсах/мероприятиях муниципального, регионального и всероссийского уровня.

И поэтому результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или засчитаны по итогам успешного участия проекта в конкурсах/мероприятиях, подтвержденного документально.

Для оценки индивидуального итогового проекта выпускника основной школы предлагаются следующие критерии:

  1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

  1. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
  2. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
  3. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Занимаясь организацией проектной деятельности обучающихся на протяжении нескольких лет, мы постепенно составили алгоритм организации работы над проектом:

Этап 1        Выбор темы исследования, отбор и обработка литературы по теме исследования, подготовка объекта для исследования

1.Как сформулировать тему исследования?

Тема должна быть актуальной, то есть практически полезной и представлять интерес в отношении получения новых (ранее неизвестных автору проекта) знаний. Заголовки должны быть краткими и по возможности давать максимум информации о содержании. Работы, посвященные узким темам должны быть проработаны более детально.

2.Как определить актуальность выбранной темы?

Объяснение актуальности не должно быть многословным. Необходимо показать суть проблемы, пояснить для чего проводится исследование. Важная часть введения – формулировка проблемы (проблемной ситуации). Сформулировать проблему – значит показать умение выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

3.Как сформулировать цель исследования?

Сформулировать вопрос, на который требуется получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Результаты работы должны быть не только интересны её автору, но и быть интересными (полезными) еще какому-то кругу людей.

4.Как определить задачи исследования?

Перечислить шаги, которые необходимо совершить для достижения цели, указать проблемы, которые предстоит решить (изучить, описать, установить зависимости, выяснить, получить формулу и т.п.)

5.Как определить объект исследования?

Объект исследования – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

6.Как определить предмет исследования?

Предметом исследования может быть все то, что находится в границах объекта исследования, и отвечает аспектам рассмотрения. Предмет исследования должен быть узнаваем и поддаваться описанию.

7.Как выдвинуть гипотезу?

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений (процессов). Гипотеза может быть возможным вариантом решения проблемы. В ходе исследования гипотеза проверяется и делается вывод о её истинности (верным было предположение или неверным). Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем, позволяют увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Этап 2        Проведение исследования

1.Сформулировать вопросы, на которые необходимо ответить в ходе исследования.

2.Подобрать содержательные ответы на поставленные вопросы из теоретических источников, из практики (тезисы).

3.Перечислить источники содержания ответов (литература, интернет-источники, статьи и исследования по теме и пр.)

4.Подобрать методики проведения исследования (указать название методики и, по возможности, автора)

5.Описать полученные результаты исследования.

Этап 3        Оформление полученных результатов работы. Подготовка и написание текста работы

1.Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, объекта, предмета, гипотезы исследования)

Включить ответы на вопросы:

- Чем интересна решаемая задача с точки зрения получения новых знаний или её практического применения?

- Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?

- С какой целью выполнялась работа; насколько была достигнута поставленная цель?

2.Основная часть работы

- Краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, выявление степени изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристика методов решения проблемы, сравнение известных автору методов ее решения, обоснование выбранного варианта решения (указанием на его эффективность, точность, простоту, наглядность, практическую значимость и пр.)

- Главы. В конце каждой главы формулируются выводы, в которых в сжатом виде формулируется то, о чем сказано в главе (без подробностей и доказательств).

3.Заключение

Лаконичное указание предложений по возможному практическому применению результатов исследования.

4.Список литературы

Содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий, источников, использованных автором, с указанием города, издательства, года издания, общего числа страниц.

Этап 4        Публичная защита работы

1.Подготовка тезисов или статьи по результатам работы: тема исследования; вопросы, которые ставились в процессе исследования; ответы, найденные автором работы; результаты исследования – какие сделаны выводы, что узнал нового, какой продукт получил автор.

2.Подготовка презентации результатов. В презентации необходимо указать: тему исследования, автора и рецензента, результаты исследования (задача и результат, полученный в ходе исследования), вывод (вывод необходимо связать с теми открытиями, которые сделал для себя автор работы – новое знание, макет, модель, рекомендации и т.д.), основные источники исследования.

Учитывая такой порядок работы, к настоящему моменту сложился следующий примерный План-график работы над индивидуальным итоговым проектом обучающегося, завершающего освоение ООП ООО.

Мероприятие

Примерные сроки

Отметка о выполнении

Информирование педагогов

Ноябрь

Заседание педагогического совета (ноябрь)

Ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) с новой формой аттестации – итоговым проектом

8 класс

декабрь

Классные часы

Родительские собрания

(ноябрь-декабрь)

Определение направления проектной деятельности обучающегося совместно с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями

8 класс

январь-февраль

контрольная точка 1 Направление

Сбор сведений о направлениях проектной деятельности, определение педагогов-консультантов (февраль-март)

Предварительная формулировка темы проекта, предполагаемого продукта проектной деятельности

8 класс

февраль-апрель

контрольная точка 2 Тема

Сбор сведений о темах проектов, рассмотрение на заседании педагогического совета предварительных тем, списка педагогов-консультантов

(апрель)

Начало работы над проектом: постановка задач, подбор источников информации, сбор данных; изучение источников по теме проекта

8 класс

май

самостоятельная работа июнь-август

Уточнение темы проекта в зависимости от предварительных результатов работы, корректировка задач, предполагаемого продукта проектной деятельности

Проведение исследований, экспериментов, сбор статистических данных

9 класс

сентябрь - ноябрь

контрольная точка 3 Продукт

Сбор уточненных сведений: тема проекта, цель, задачи, продукт проектной деятельности

(ноябрь)

Решение задач проекта, упорядочивание и систематизация информации; подготовка к написанию текста работы

9 класс

ноябрь-январь

Оформление полученных результатов работы

Предзащита

9 класс

февраль

контрольная точка 4 Предзащита

Сбор отзывов классных руководителей и педагогов-консультантов о проделанной работе

(февраль)

Публичная защита работы

9 класс

март

контрольная точка 5 Защита

Заседание экспертной комиссии

Оценивание ИИП

Утверждение оценки индивидуального итогового проекта

(март)

Таким образом, обучающийся ведет работу над собственным итоговым проектом в процессе обучения в 8 и 9 классе, примерно в течение календарного года. Это достаточное время для осознания цели и выполнения задач работы, формулирования полученных результатов и подготовки работы к публичной защите.

Описанная в статье система подготовки и оценивания индивидуального итогового проекта выпускника основной школы сложилась в результате работы коллектива гимназии по программам инновационной деятельности и была успешно апробирована в работе с девятиклассниками выпуска 2019 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Организация повторения в 9 классе при подготовке к итоговой (государственной) аттестации выпускников основной школы по математике в новой форме»

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя, в его системности. ...

Выступление по теме: "Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А.Г. и др."

Выступление по теме: "Организация повторения при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по математике по учебнику Мерзляк А.Г. и др."...

Индивидуальный итоговый проект обучающихся основной школы

Кушнерёва Ольга Валентиновна ежегодно, с 2016 – 2017 учебного года по настоящее время, реализует программу итогового проекта в соответствии с основной образовательной программы основного о...

Рецензия на итоговый проект выпускника основной общей школы 2019 год

Защита индивидуального проекта в рамках ГИА....

Программа дополнительного образования внеурочной деятельности по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы (ОГЭ) по физике

Тема программы: « Архимедова сила. Условие плавания тел. Воздухоплавание. Метод гидростатического взвешивания.»...

Подготовка к итоговой аттестации выпускников основной школы

Теоретический материал при подготовке к ГИА по обществознанию...