Интеллектуально-творческая игра «Знатоки искусства»
план-конспект занятия по мхк (6 класс) на тему
Игра проводится между командами в количестве 5-6 человек из класса или из параллели по следующим конкурсам: конкурс капитанов (блиц-вопросы), конкурс команд (вопросы, творческие и письменные задания).
Для игры выбираются члены жюри или приглашаются 2-3 учащихся из других классов.
После каждого конкурса члены жюри озвучивают результаты. По окончании игры определяются места и награждаются победители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знатоки искусства | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Интеллектуально-творческая игра
«Знатоки искусства»
6 -7 кл.
(изобразительное искусство, МХК, музыка, танец)
Цель мероприятия: обобщить знания по изобразительному искусству, развивать творческие способности, прививать интерес к искусству.
Оборудование: презентация «Знатоки искусства», раздаточный материал для команд по вопросам и заданиям конкурса, заготовки для творческих заданий (для задания № 1: заготовки овалов лица, (формы глаз, губ – по усмотрению учителя), цветной лист формата А4 коричневого или др. цвета (для волос), ножницы, клей, фломастеры, маркеры), для задания № 2: разрезанные репродукции с натюрмортами, представленными в презентации, по усмотрению учителя могут быть заменены другими произведениями).
Игра проводится между командами в количестве 5-6 человек из класса или из параллели по следующим конкурсам: конкурс капитанов (блиц-вопросы), конкурс команд (вопросы, творческие и письменные задания).
Для игры выбираются члены жюри или приглашаются 2-3 учащихся из других классов.
После каждого конкурса члены жюри озвучивают результаты. По окончании игры определяются места и награждаются победители.
I конкурс: конкурс капитанов
Вопрос № 1:
Одними из древнейших являются темперные краски, изготовленные на основе разбавленного водой желтка цельного куриного яйца, соков растений, сухих порошковых натуральных пигментов.
А как называются краски представляющие суспензии неорганических пигментов и наполнителей в олифах, изготовляемых из растительных масел с достаточно высокой способностью к высыханию, которые стали широко использовать художники в Европе с XV века, а в России только с XVIII века? (Ответ: масляные краски)
Вопрос № 2:
Почему картины на холсте часто называют станковой живописью? (Ответ: так называют картины, выполненные на мольберте или станке).
Вопрос № 3:
Этот способ передачи художниками иллюзии глубины пространства на картине стал одним из величайших завоеваний искусства эпохи Ренессанса (Раннего Возрождения в Средние века) и переводится с латинского языка как «ясно видеть».
Как называется этот способ передачи пространства на картине? (Ответ: перспектива).
Вопрос № 4:
Объясните, какие 2 значения имеет слово «палитра». (Ответ: слово «палитра» обозначает дощечку для смешивания красок и употребляется в словосочетании «цветовая палитра»).
II конкурс: конкурс команд.
Вопрос № 1:
Этот жанр искусства в России возник лишь в 18 веке. Изначально эти изображения называли «парсуны» от лат. persona — «личность; особа». О каком жанре изобразительного искусства идет речь? (Ответ: портрет. Портрет – от французского portrait, а со старофранцузского portraire переводится как «воспроизводить что-либо черта в черту»). (Демонстрируется портрет работы Фёдора Рокотова. «Портрет неизвестной в розовом платье», 1770-е годы).
Вопрос № 2:
Кто из отечественных ученых в 18 веке возродил давно забытое на Руси искусство мозаики? (Ответ: Михаил Ломоносов. Демонстрируется мозаика Михаила Ломоносова "Полтавская баталия". (Северная война 1700-1721 гг., Государственный исторический музей в Москве).
Творческое задание № 1: «Собери свой портрет». Из отдельных заготовок (овал лица, форма глаз, губ, цветной лист формата А4 коричневого или др. цвета для волос) с помощью ножниц и клея необходимо собрать портрет, дорисовать детали фломастерами или маркерами.
Вопрос № 3:
В Российской Академии художеств в XVIII веке имелись следующие классы живописи: «разных видов и архитектуры», «фруктов и цветов», «домашних упражнений». Скажите, о каких жанрах живописи может идти речь?
(Ответ: Пейзаж, Натюрморт, бытовой жанр. Демонстрируются работы: Щедрин Семен Федорович. Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной. 1803.; Федот Петрович Толстой "Ветка винограда": Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора (1777)
Творческое задание № 2: «Собери натюрморт». Из разрезанных частей необходимо собрать единую картину).
После выполнения задания на презентации демонстрируются картины.
Письменное задание № 1. Кроссворд
Командам даются листы с кроссвордом и вопросами к нему. Необходимо разгадать кроссворд.
Русские художники-пейзажисты
По горизонтали:
- Этот художник извинялся за свою картину «Московский дворик», как за безделицу, представляя ее на передвижной выставке в 1878 г.
- Художник-маринист, автор картин «Девятый вал», «Буря» и др.
- Картина «Грачи прилетели», представленная на первой выставке передвижников, сразу принесла известность этому художнику, ставшему одним из родоначальников русского реалистического пейзажа.
- Этот художник уделял особое внимание свету в своих картинах, и его картины «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» поражают эффектами необычного освещения – солнечного и лунного.
- Певец русского леса, автор картин «Рожь», «Корабельная роща». Настоящую славу этому художнику принесла картина «Утро в сосновом лесу», которую он создал вместе с художником Константином Савицким.
- Ученик И.И.Шишкина, автор картин «Мокрый луг», «Оттепель» и др.
- Этот художник - ученик А.К.Саврасова и В.Д.Поленова, один из первых передал щемящую прелесть русского пейзажа, написав картины «Над вечным покоем», «Владимировка», «Золотая осень», «Вечерний звон» и др.
(Ответы: 1.Поленов. 2. Айвазовский. 3. Саврасов. 4. Куинджи. 5.Шишкин. 6. Васильев. 7. Левитан)
Письменное задание № 2. Восстанови названия картин.
Командам раздаются листы с неверными названиями картин. Необходимо восстановить названия картин, заменив выделенные слова словами противоположными по смыслу.
- Юноша, затененный луной (В.Серов) (Ответ: «Девушка, освещенная солнцем»)
- Красная тишина (А.Рылов) (Ответ: «Зеленый шум»)
- Дождливочка (М.Врубель) (Ответ: «Снегурочка»)_
- Сдача дождливой деревеньки (В.Суриков) (Ответ: «Взятие снежного городка»)
- Белый круг (К.Малевич) (Ответ: «Черный квадрат»)
- Солнечный день на Днепре (А.Куинджи) (Ответ: «Лунная ночь на Днепре»)
Вопрос № 4:
Назовите имена купцов, один из которых собрал самую большую коллекцию картин художников-передвижников в Москве, а другой стал основателем первого художественного музея в Астрахани. (Ответ: Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи в Москве и Павел Михайлович Догадин, основатель картинной галереи в Астрахани).
Вопрос № 5:
В основу сюжета этой картины легло следующее свидетельство древнеримского писателя Плиния Младшего: «День стоял сумрачный, словно обессиливший, здания вокруг тряслись. Огромное количество людей теснило и толкало нас...В черной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги»… О какой картине К. Брюллова идет речь? (Ответ: «Последний день Помпеи»)
Вопрос № 6:
В основу сюжета этой картины В. Сурикова, написанной в 1881 г. легло свидетельство австрийского дипломата 17 века. Корба: «На небольших московских телегах были посажены сто виновных, ожидавших своей очереди казни… Каждый держал в руках зажженную восковую свечу… Горький плач жен усиливал для всех страх предстоящей смерти… Мать рыдала о своем сыне, дочь оплакивала судьбу отца, несчастная супруга стонала об участи своего мужа». Как называется картина? (Ответ: «Утро стрелецкой казни»)
Вопрос № 7:
К какой картине И.Е. Репина относится это описание, сделанное автором: «У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезали, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами… Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели»? (Ответ: «Бурлаки на Волге»)
Вопрос № 8:
"Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами... вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа " бывших людей" … Одетый, бывало, с иголочки,.. безукоризненный человек общества, изысканный, брезгливый..." - так описывал Репин несчастливую долю великого композитора.
Его портрет был выполнен за четыре дня до смерти композитора - 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что он болен неизлечимо и его кончина близка. О каком портрете идет речь? (Ответ: «Портрет М.П. Мусоргского»)
(Для учащихся предлагается прослушать отрывок из произведения М.П. Мусоргского» "Картинки с выставки – Богатырские ворота)
Подведение итогов. Определение победителей. Вручение заранее заготовленных грамот.
Приложение.
Письменное задание № 1.
Кроссворд «Русские художники-пейзажисты»
По горизонтали:
- Этот художник извинялся за свою картину «Московский дворик», как за безделицу, представляя ее на передвижной выставке в 1878 г.
- Художник-маринист, автор картин «Девятый вал», «Буря» и др.
- Картина «Грачи прилетели», представленная на первой выставке передвижников, сразу принесла известность этому художнику, ставшему одним из родоначальников русского реалистического пейзажа.
- Этот художник уделял особое внимание свету в своих картинах, и его картины «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» поражают эффектами необычного освещения – солнечного и лунного.
- Певец русского леса, автор картин «Рожь», «Корабельная роща». Настоящую славу этому художнику принесла картина «Утро в сосновом лесу», которую он создал вместе с художником Константином Савицким.
- Ученик И.И.Шишкина, автор картин «Мокрый луг», «Оттепель» и др.
- Этот художник - ученик А.К.Саврасова и В.Д.Поленова, один из первых передал щемящую прелесть русского пейзажа, написав картины «Над вечным покоем», «Владимировка», «Золотая осень», «Вечерний звон» и др.
Письменное задание № 2.
Восстанови названия картин
(замени выделенные слова словами противоположными по смыслу)
- Юноша, затененный луной (В.Серов) _______________________
- Красная тишина (А.Рылов) - _______________________________
- Дождливочка (М.Врубель)__________________________________
- Сдача дождливой деревеньки (В.Суриков)______________________________
- Белый круг (К.Малевич)_________________________________
- Солнечный день на Днепре (А.Куинджи)_______________________________
Использованная литература:
1. Рябцев Ю.С. Рабочая тетрадь к школьному курсу История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVII –XIX вв». М. : Гумманит. изд. центр Владос, 1997
2. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Знатоки искусства". 1
Игра для урока обобщающего повторения в 1 классе в конце учебного года. Содержит материал, соответствующий учебнику "Изобразительного искусства". 1 кл. по программе Б. Неменского...
Игра "Знатоки искусства". 2
Игра составлена в соответствии с материалом учебника "Изобразительное искусство" по программе Б. Неменского. 2 класс. Рекомендуется использовать на уроке обобщающего повторения в конце учебного года. ...
Игра "Знатоки искусства. 3"
Игра рекомендована для уроков обобщающего повторения в конце учебного года. Составлена в соответствии с учебником "Изобразительное искусство" по программе Б. Неменского , 3 класс....
Игра "Знатоки искусства. 4"
Игра составлена в соответствии с учебником "Изобразительное искусство" по программе Б. Неменского, 4 кл. Рекомендуется к применению на уроках обобщаущего повторения в конце учебного года....
Интеллектуальная игра "Знатоки искусства" для учащихся 8-10 классов
Игру "Знатоки искусства"можно использовать во время проведения декады по искусству, а также её фрагменты на уроках мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки....
Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ». Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематизации знаний о музыкантах, композиторах, жанрах, инструм
Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ».Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематиза...
Презентация к уроку-игре "Знатоки изобразительного искусства"
Игра проводится в 3 тура: «Знаешь ли ты виды и жанры ИЗО?»; «Знаешь ли ты художников?»; «Знаешь ли ты картины художников?». Выигрывает та команда, которая ответит н...