Интеллектуально-творческая игра «Знатоки искусства»
план-конспект занятия по мхк (6 класс) на тему

Николаева Альбина Николаевна

Игра проводится между командами в количестве 5-6 человек из класса или из параллели по следующим конкурсам:  конкурс капитанов (блиц-вопросы), конкурс команд (вопросы, творческие и письменные задания).

Для игры выбираются члены жюри или приглашаются 2-3 учащихся из других классов. 

После каждого конкурса члены жюри озвучивают результаты. По окончании игры определяются места и награждаются  победители. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Знатоки искусства83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Интеллектуально-творческая игра

«Знатоки искусства»

6 -7 кл.

(изобразительное искусство, МХК, музыка, танец)

Цель мероприятия: обобщить  знания по изобразительному искусству,  развивать творческие способности, прививать  интерес к искусству.

Оборудование: презентация «Знатоки искусства», раздаточный материал для команд по вопросам и заданиям конкурса, заготовки для творческих заданий (для задания № 1: заготовки овалов лица, (формы глаз, губ – по усмотрению учителя), цветной лист формата А4 коричневого или др. цвета (для волос), ножницы, клей, фломастеры, маркеры), для задания № 2: разрезанные репродукции с натюрмортами, представленными в презентации, по усмотрению учителя могут быть заменены другими произведениями).

Игра проводится между командами в количестве 5-6 человек из класса или из параллели по следующим конкурсам:  конкурс капитанов (блиц-вопросы), конкурс команд (вопросы, творческие и письменные задания).

Для игры выбираются члены жюри или приглашаются 2-3 учащихся из других классов.  

После каждого конкурса члены жюри озвучивают результаты. По окончании игры определяются места и награждаются  победители.

I конкурс: конкурс капитанов

Вопрос № 1: 

Одними  из древнейших являются  темперные краски, изготовленные на основе разбавленного водой желтка цельного куриного яйца, соков растений, сухих порошковых натуральных пигментов.

        А как называются краски представляющие суспензии неорганических пигментов и наполнителей в олифах, изготовляемых из растительных масел с достаточно высокой способностью к высыханию, которые  стали широко использовать художники в Европе с XV века, а в России только с XVIII века?  (Ответ: масляные  краски)

Вопрос № 2: 

Почему картины на холсте часто называют станковой живописью? (Ответ: так называют картины, выполненные на мольберте  или станке).

Вопрос № 3: 

Этот способ передачи художниками иллюзии глубины пространства на картине стал одним из величайших завоеваний искусства эпохи Ренессанса (Раннего Возрождения в Средние века) и переводится с латинского языка как «ясно видеть».  

Как называется этот способ передачи пространства на картине? (Ответ: перспектива).

Вопрос № 4: 

Объясните, какие 2 значения имеет слово «палитра». (Ответ: слово «палитра» обозначает дощечку для смешивания красок и употребляется в словосочетании «цветовая палитра»).

II конкурс: конкурс команд.

Вопрос № 1:

Этот жанр искусства в России возник лишь в 18 веке. Изначально эти изображения называли «парсуны» от лат. persona — «личность; особа». О каком жанре изобразительного искусства идет речь?  (Ответ: портрет. Портрет – от французского portrait, а со старофранцузского portraire переводится как  «воспроизводить что-либо черта в черту»). (Демонстрируется портрет работы Фёдора Рокотова. «Портрет неизвестной в розовом платье», 1770-е годы).

Вопрос № 2:

Кто из отечественных ученых в 18 веке возродил давно забытое на Руси искусство мозаики? (Ответ: Михаил Ломоносов. Демонстрируется мозаика Михаила Ломоносова "Полтавская баталия". (Северная война 1700-1721 гг., Государственный исторический музей в Москве).

Творческое задание № 1:  «Собери свой портрет».  Из отдельных заготовок (овал лица, форма глаз, губ, цветной лист формата А4 коричневого или др. цвета для волос) с помощью ножниц и клея необходимо собрать портрет, дорисовать детали фломастерами или маркерами.

Вопрос № 3:

В Российской Академии художеств в XVIII веке имелись следующие классы живописи: «разных видов и архитектуры», «фруктов и цветов», «домашних упражнений». Скажите, о каких жанрах живописи может идти речь?

(Ответ: Пейзаж, Натюрморт, бытовой жанр.  Демонстрируются работы: Щедрин Семен Федорович. Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной. 1803.; Федот Петрович Толстой "Ветка винограда": Михаил Шибанов. Празднество свадебного договора (1777)

Творческое задание № 2:  «Собери  натюрморт». Из разрезанных частей  необходимо собрать единую картину).

После выполнения задания на презентации демонстрируются картины.

Письменное задание № 1. Кроссворд

Командам даются листы с кроссвордом и вопросами к нему. Необходимо разгадать кроссворд.

Русские художники-пейзажисты

       

         

 

По горизонтали:  

  1. Этот художник извинялся  за свою картину «Московский дворик», как за безделицу, представляя ее на передвижной выставке в 1878 г.
  2. Художник-маринист, автор картин «Девятый вал», «Буря» и др.
  3. Картина «Грачи прилетели», представленная на первой выставке передвижников, сразу принесла известность этому художнику, ставшему одним из родоначальников русского реалистического пейзажа.
  4. Этот  художник уделял особое внимание свету в своих картинах, и его картины «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» поражают эффектами необычного освещения – солнечного и лунного.
  5. Певец русского леса, автор картин «Рожь», «Корабельная роща». Настоящую славу этому художнику принесла картина «Утро в сосновом лесу», которую он создал вместе с художником Константином Савицким.
  6. Ученик И.И.Шишкина, автор картин «Мокрый луг», «Оттепель» и др.
  7. Этот художник - ученик А.К.Саврасова и В.Д.Поленова, один из первых передал щемящую прелесть русского пейзажа, написав картины «Над вечным покоем», «Владимировка», «Золотая осень», «Вечерний звон» и др.

(Ответы: 1.Поленов. 2. Айвазовский. 3. Саврасов. 4. Куинджи. 5.Шишкин. 6. Васильев. 7. Левитан)

Письменное задание №  2. Восстанови названия картин.
Командам раздаются листы с неверными названиями картин. Необходимо восстановить названия картин, заменив выделенные слова словами противоположными по смыслу.

  • Юноша, затененный луной (В.Серов) (Ответ: «Девушка, освещенная солнцем»)
  • Красная тишина (А.Рылов) (Ответ: «Зеленый шум»)
  • Дождливочка (М.Врубель)   (Ответ: «Снегурочка»)_
  • Сдача дождливой деревеньки (В.Суриков) (Ответ: «Взятие снежного городка»)
  • Белый круг (К.Малевич) (Ответ: «Черный квадрат»)
  • Солнечный день на Днепре (А.Куинджи) (Ответ: «Лунная ночь на Днепре»)

Вопрос № 4:

Назовите имена  купцов, один из которых собрал самую большую коллекцию картин художников-передвижников в Москве, а другой стал основателем первого художественного музея в Астрахани.  (Ответ: Павел Михайлович Третьяков,  основатель Третьяковской галереи в Москве и Павел Михайлович Догадин, основатель картинной галереи в Астрахани).

Вопрос № 5:

В основу сюжета этой картины легло следующее свидетельство древнеримского писателя Плиния Младшего: «День стоял сумрачный, словно обессиливший, здания вокруг тряслись. Огромное количество людей теснило и толкало нас...В черной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги»… О какой картине К. Брюллова идет речь?  (Ответ: «Последний день Помпеи»)

Вопрос № 6:

В основу сюжета этой картины В. Сурикова, написанной в  1881 г. легло свидетельство австрийского дипломата 17 века. Корба: «На небольших московских телегах были посажены сто виновных, ожидавших своей очереди казни… Каждый держал в руках зажженную восковую свечу… Горький плач жен усиливал для всех страх предстоящей смерти… Мать рыдала о своем сыне, дочь оплакивала судьбу отца, несчастная супруга стонала об участи своего мужа». Как называется картина?  (Ответ: «Утро стрелецкой казни»)

Вопрос № 7:

К какой картине И.Е. Репина относится это описание, сделанное  автором: «У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезали, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами… Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели»?  (Ответ: «Бурлаки на Волге»)

Вопрос № 8:

"Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами... вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа " бывших людей" …  Одетый, бывало, с иголочки,.. безукоризненный человек общества, изысканный, брезгливый..." - так описывал Репин несчастливую долю великого композитора.

Его портрет был выполнен за четыре дня до смерти композитора - 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что он болен неизлечимо и его кончина близка. О каком портрете идет речь?  (Ответ: «Портрет М.П. Мусоргского»)

(Для учащихся предлагается прослушать отрывок из произведения М.П. Мусоргского» "Картинки с выставки – Богатырские ворота)

Подведение итогов. Определение победителей. Вручение заранее заготовленных грамот.

Приложение.

Письменное задание №  1.

Кроссворд «Русские художники-пейзажисты»

       

 

По горизонтали:  

  1. Этот художник извинялся  за свою картину «Московский дворик», как за безделицу, представляя ее на передвижной выставке в 1878 г.
  2. Художник-маринист, автор картин «Девятый вал», «Буря» и др.
  3. Картина «Грачи прилетели», представленная на первой выставке передвижников, сразу принесла известность этому художнику, ставшему одним из родоначальников русского реалистического пейзажа.
  4. Этот  художник уделял особое внимание свету в своих картинах, и его картины «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» поражают эффектами необычного освещения – солнечного и лунного.
  5. Певец русского леса, автор картин «Рожь», «Корабельная роща». Настоящую славу этому художнику принесла картина «Утро в сосновом лесу», которую он создал вместе с художником Константином Савицким.
  6. Ученик И.И.Шишкина, автор картин «Мокрый луг», «Оттепель» и др.
  7. Этот художник - ученик А.К.Саврасова и В.Д.Поленова, один из первых передал щемящую прелесть русского пейзажа, написав картины «Над вечным покоем», «Владимировка», «Золотая осень», «Вечерний звон» и др.

Письменное задание №  2.

Восстанови названия картин 
(замени выделенные слова словами противоположными по смыслу)

  • Юноша, затененный луной (В.Серов) _______________________
  • Красная тишина (А.Рылов) - _______________________________
  • Дождливочка (М.Врубель)__________________________________
  • Сдача дождливой деревеньки (В.Суриков)______________________________
  • Белый круг (К.Малевич)_________________________________
  • Солнечный день на Днепре (А.Куинджи)_______________________________

Использованная литература:

1. Рябцев Ю.С. Рабочая тетрадь к школьному курсу История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVII –XIX вв». М. : Гумманит. изд. центр Владос, 1997

2. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. Методическое пособие. -         М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Знатоки искусства". 1

Игра для урока обобщающего повторения в 1 классе в конце учебного года. Содержит материал, соответствующий учебнику "Изобразительного искусства". 1 кл. по программе Б. Неменского...

Игра "Знатоки искусства". 2

Игра составлена в соответствии с материалом учебника "Изобразительное искусство" по программе Б. Неменского. 2 класс. Рекомендуется использовать на уроке обобщающего повторения в конце учебного года. ...

Игра "Знатоки искусства. 3"

Игра рекомендована для уроков обобщающего повторения в конце учебного года. Составлена в соответствии с учебником "Изобразительное искусство" по программе Б. Неменского , 3 класс....

Игра "Знатоки искусства. 4"

Игра составлена в соответствии с учебником "Изобразительное искусство" по программе Б. Неменского, 4 кл. Рекомендуется к применению на уроках обобщаущего повторения в конце учебного года....

Интеллектуальная игра "Знатоки искусства" для учащихся 8-10 классов

Игру  "Знатоки искусства"можно использовать во время проведения декады по искусству, а также её фрагменты на уроках мировой художественной культуры, изобразительного искусства, музыки....

Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ». Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематизации знаний о музыкантах, композиторах, жанрах, инструм

Сценарий интеллектуальной игры «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ».Цель: Закрепить знания , полученные на уроках музыки. Поддержать интерес школьников к музыкальному искусству. В игровой форме способствовать систематиза...

Презентация к уроку-игре "Знатоки изобразительного искусства"

Игра проводится в 3 тура: «Знаешь ли ты виды и жанры ИЗО?»; «Знаешь ли ты художников?»; «Знаешь ли ты картины художников?». Выигрывает та команда, которая ответит н...