Рабочая программа по искусству для 9 класса
календарно-тематическое планирование по мхк (9 класс) на тему
Рабочая программа по искусству для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_l.a._iskusstvo_9_kl.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Артемовского городского округа
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников Протокол от «25» августа 2016 г. № 1 Руководитель методического объединения __________ Л.В. Лютова подпись расшифровка подписи | Согласовано зам. директора по УВР ________ Л.И. Сова подпись расшифровка подписи «29» августа 2016 г. | Утверждаю и.о. директора МБОУ СОШ № 9 __________ Н.А. Блинова подпись расшифровка подписи Приказ от «31» августа 2016 г. № 35 |
Рабочая программа
по искусству (музыка и ИЗО)
для 9 класса
Составитель: учитель искусства
МБОУ СОШ № 9
первой квалификационной категории
Старовойтова Л.А.
Артемовский городской округ
2016 – 2017 уч. год
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать / понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре.
Уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать
- специфику музыки как вида искусства;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- богатство музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей.
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведе ния современных композиторов;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
Содержание тем учебного предмета, курса
- Рабочая программа по искусству составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. № 241, от 3 июня 2008 г. № 164, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012 г. № 69), от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598), от 5 марта 2004 года N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 31 января 2012 года), с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993) (с изменениями и дополнениями).
- Учебного плана МБОУ СОШ № 9 на 2016 / 2017 учебный год.
- Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
- Программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 1; тестов – 1, самостоятельных работ – 2.
- Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:
Учебники:
- Ломов, С.П. Искусство: Изобразительное искусство. 9 кл. учебник / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. – 124, [4] с.: ил.
- Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.И Науменко, В.В. Алеев. – М. : Дрофа, 2010. – 144 с.: ил., нот.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название раздела | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
«Изобразительное искусство» - 16 часов | ||||
1 | Тема № 1 «Изображение в полиграфии» | 6 | 5 | 1 (тест) |
2 | Тема № 2 «Опыт творческой деятельности» | 1 | 1 | |
3 | Тема № 3 «Изображение в фотографии» | 2 | 2 | |
4 | Тема № 4 «Опыт творческой деятельности» | 1 | 1 | |
5 | Тема № 5 «Синтетическая природа экранных искусств» | 4 | 4 | |
6 | Тема № 6 «Опыт творческой деятельности» | 1 | 1 (сам. работа) | |
7 | Тема № 7 «Изображение на компьютере» | 1 | 1 | |
«Музыкальное искусство» - 18 часов | ||||
8 | Тема № 8 «Музыка в формировании духовной культуры личности. Опыт музыкально-творческой деятельности» | 18 | 16 | 1 (контр. работа) 1 (сам. работа) |
Всего: | 34 | 30 | 4 |
Учебно (календарно) - тематическое планирование
Наименование раздела учебной программы по предмету | № урока | Тема урока | К-во час. | Тип урока | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | Вид контроля | Дата прове-дения | |
9 - А | 9 - Б | |||||||
«Изобразительное искусство» - 16 часов | ||||||||
Тема № 1 «Изображение в полиграфии» 6 часов | Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: основы изобразитель-ной грамоты (цвет, тон, коло-рит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция) Уметь: применять художес-твенные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности | опрос | |||
Формы полиграфической продукции: книги, журналы. | 1 | |||||||
Плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. | 1 | |||||||
Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии. | 1 | |||||||
Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин). | 1 | |||||||
Художники книги (В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.). | 1 | тест | ||||||
Тема № 2 «Опыт творческой деятельности» 1 час | Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. | 1 | Уроки ознакомления с новым материалом | Знать: основы виды и жанры изобразительных искусств Уметь: анализировать содер-жание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности | опрос | |||
Тема № 3 «Изображение в фотографии» 2 часа | Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Художественные образы в фотоискусстве. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: особенности художес-твенной фотографии, худо-жественные образы в фотоискусстве, фотохудож-ников Уметь: ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения | опрос | |||
Фотохудожники. | 1 | |||||||
Тема № 4 «Опыт творческой деятельности» 1 час | Создание художественной фотографии, фотоколлажа. | 1 | Урок изучения нового материала | опрос | ||||
Тема № 5 «Синтетическая природа экранных искусств» 4 часа | Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). | 1 | Комбинированные уроки | Знать: специфику киноизоб-ражения, средства эмоцио-нальной выразительности в фильме, выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения Уметь: ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения | опрос | |||
Документальный, игровой и анимационный фильмы. | 1 | |||||||
Фрагменты фильмов. Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.). | 1 | |||||||
Телевизионное изображение, его особенности и возможности. | 1 | |||||||
Тема № 6 «Опыт творческой деятельности» 1 час | Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: основы изобразитель-ной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, простран-ство, объем, ритм, композиция) Уметь: анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) | сам.работа | |||
Тема № 7 «Изображение на компьютере» 1 час | Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Проектирование сайта. | 1 | опрос | |||||
«Музыкальное искусство» - 18 часов | ||||||||
Тема № 8 «Музыка в формировании духовной культуры личности. Опыт музыкально-творческой деятельности» 18 часов | Музыка в формировании духовной культуры личности. Арттерапевтические возможности музыкального искусства. | 1 | Комбинированный урок | Знать: специфику музыки как вида искусства Уметь: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения | опрос | |||
Опыт музыкально-творческой деятельности. Прослушивание музыкальных произведений Е. Дош. Высказывание своего отношения к этим произведениям. Контрольная работа № 1 по теме: «Роль музыки в формировании духовной культуры личности» | 1 | Урок контроля и оценки знаний | контр. работа | |||||
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох. Проблема жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена). | 1 | Комбинированные уроки | Знать: возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов | опрос | ||||
Опыт музыкально-творческой деятель-ности. Прослушивание музыкальных произведений и обсуждение поставленных в них проблем. | 1 | |||||||
Проблема вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха). | 1 | |||||||
Проблема любви и ненависти в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта», в трактовках Г. Берлиоза, П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева. | 1 | |||||||
Тема № 8 «Музыка в формировании духовной культуры личности. Опыт музыкально-творческой деятельности» 18 часов | Опыт музыкально-творческой деятель-ности. Сравнение общего и особенного в различных национальных музыкальных культурах. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: основные жанры народной и профессиональ-ной музыки Уметь: узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов | опрос | |||
Тема войны и мира в творчестве Д.Д. Шостаковича, Г. Малера, Д.Б. Кабалевского. | 1 | Знать: возможности музы-кального искусства в отражении вечных проблем жизни, имена выдающихся композиторов и исполнителей Уметь: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения | ||||||
Опыт музыкально-творческой деятельности. Осмысление учащимися места и значения музыки в своей жизни. | 1 | |||||||
Личность и общество в творчестве Л. Ван Бетховена. | 1 | |||||||
Опыт музыкально-творческой деятельности. Знакомство с популярной литературой, посвященной различным сторонам музыкальной жизни страны и мира. | 1 | |||||||
Личность и общество в творчестве А.И. Хачатуряна, А.Г. Шнитке. | 1 | |||||||
Проблема внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский). | 1 | |||||||
Проблема внутренних противоречий в душе человека (Р. Шуман, Ж. Бизе) и др. | 1 | |||||||
Опыт музыкально-творческой деятельности. Знакомство с фрагментами оперных произведений. | 1 | сам.работа | ||||||
Тема № 8 «Музыка в формировании духовной культуры личности. Опыт музыкально-творческой деятельности» 18 часов | Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. | 1 | Комбинированные уроки | Знать: богатство музыкаль-ных образов и способов их развития Уметь: устанавливать вза-имосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов | опрос | |||
Соотнесение национальных музыкальных культур Запада и Востока с национальными представлениями своего народа. | 1 | Знать: специфику музыки как вида искусства Уметь: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения | ||||||
Опыт музыкально-творческой деятельности. Представление собственной коллекции музыкальных аудио и видеозаписей. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству 5 класс
Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...
Рабочая программа по искусству 8 класс
Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...
Рабочая программа по Искусству 8 класс
Рабочая программа по Искусству 8 класс...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...