Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Белова Алла Владимировна

Содержание адаптированной рабочей программы

 

I.  Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

      - психолого-педагогическая характеристика класса

    2. Планируемые результаты освоения программы

     - общая характеристика предмета, цели и задачи обучения географии, а также особенности построения курса

        - требования к уровню подготовки

             3.  Система оценки достижений

        -  Формы текущего контроля знаний, умений, навыков

        

 

II.    Содержательный раздел

1.      Методические рекомендации по реализации программы

2.      Основные направления коррекционной работы при изучении курса искусства

3.      Тематическое планирование

 

III. Организационный раздел

1.    Организационно-педагогические условия реализации АОП по искусству

2.      Система специальных условий реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА                                                                                                                          

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

классов КРО

от «»г.

Руководитель МО:

«Согласовано»

на заседании методсовета №1

от «»г.

Руководитель методсовета:

«Утверждено»

Приказ №

от «»г.

Директор школы:

Адаптированная  общеобразовательная

рабочая программа

по искусству

на 2017-2018 учебный год

Ф.И.О. учителя: Белова А.В.

Класс 8 ?

количество часов в год – 35

количество часов в неделю – 1

Содержание адаптированной рабочей программы

  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

      - психолого-педагогическая характеристика класса

    2. Планируемые результаты освоения программы

     - общая характеристика предмета, цели и задачи обучения географии, а также особенности построения курса

        - требования к уровню подготовки

             3.  Система оценки достижений

        -  Формы текущего контроля знаний, умений, навыков

         

  1. Содержательный раздел

  1. Методические рекомендации по реализации программы

  2. Основные направления коррекционной работы при изучении курса искусства

  3. Тематическое планирование

  1. Организационный раздел
  1. Организационно-педагогические условия реализации АОП по искусству
  2. Система специальных условий реализации.

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по искусству для обучающихся 8 ? класса составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  и федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Федеральным межведомственным комплексным планом по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (утвержден 13.02.2015 года).
  • Порядоком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 N 1015 в ред. от 28.05.2014 № 598).
  • Письмом Минобрнауки РФ от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» (методические рекомендации для детей с умственной отсталостью).
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15).
  • Постановлением Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Письмом Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.
  • Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082).
  • Федеральным переченем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе  в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год .
  • Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
  • Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О Порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
  • Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.07.2013 г №281-п «Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.
  • Приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.02.2015 г. №107 «Об утверждении порядка взаимодействия субъектов образовательной деятельности при проведении обследования психолого-медико педагогическими комиссиями в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».
  • Приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО- Югры от 04.05.2016 г. «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ,  развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры».
  • Инструктивно-методическим письмом ДОИМП ХМАО-ЮГРЫ  № 8193 от 10  августа  2015 г «О формировании учебных планов образоватеьными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные  образовательные программы общего образования».
  • Приказом ДОИМП ХМАО-ЮГРЫ  №1087 от 13 августа 2015 года «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования  на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с ОВЗ в МБОУ СОШ №2 (утв. приказ №113  от 16.04.2016).
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего и основного общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ №2 (утв. приказ № 235  от 04.09.2014).
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ЗПР МБОУ СОШ №2 в рамках ФГОС НОО ОВЗ (Вариант 7.1) (утв. приказ №    113  от 16.04.2016).
  • Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБОУ СОШ № 2 (приказ № 235 от 04.09.2014).
  • Положением о дистанционном обучении детей в МБОУ СОШ №2 (приказ №260 от 16.09.2013).
  • Положением о разработке и реализации индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 167  от  05.05.2016).
  • Положением о порядке организации индивидуального обучения, обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов в МБОУ СОШ №2 (приказ №167 от 05.05.2016).
  • Положением об организации обучении детей с ОВЗ в специальных классах для детей с ЗПР (приказ № 167  от  05.05.2016).
  • Положением об организации обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ СОШ №2 (приказ № 167  от  05.05.2016).
  • Положением о логопедическом пункте МБОУ СОШ №2 (приказ № 167  от  05.05.2016).
  • Положением об адаптированной  рабочей  программе по учебному предмету для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (приказ № 167  от  05.05.2016).
  • Программой по Искусству для ОУ (8-9 классы). (Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.).
  • Учебником для ОУ «Искусство 8-9 класс». (Авторы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.)
  • Учебным планом МБОУ СОШ № 2 на 2017-2018 учебный год.  

Психолого-педагогическая характеристика 8? класса

           В  классе обучается ?? человек, из них ??-мальчиков и ? девочка. Средний возраст детей  ?? лет.

        8? класс – класс коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития (VII). Обучающиеся с таким развитием имеют небольшие отклонения в умственном (интеллектуальном развитии) и эмоционально-личностном развитии, у кого-то из детей бывает смешанная несформированность данных функций, поэтому к детям нужен особый интеллектуальный подход в обучении.

По характеру, темпераменту, уровню воспитанности дети разные: гиперактивный, спокойные и нерешительные.

         Познавательная и учебная мотивация у большинства учащихся класса сформирована на среднем  уровне. В соответствии с уровнем интеллектуального развития детей  условно можно поделить на  группы.

          Небольшую группу (??%) составляют ученики, которые наиболее успешно овладевает программным материалом в процессе фронтального обучения.  Все задания они выполняют с достаточной долей самостоятельности, не испытывая  больших затруднений при выполнении измененного задания, могут использовать имеющийся опыт при выполнении нового задания.  Умение объяснить свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении ими учебного материала. При выполнении относительно сложных заданий учащиеся нуждаются в помощи педагогов.

          Достаточно стабильно обучаются в классе ??%  учащихся,  хотя и испытывают  некоторые трудности. В основном  они понимают объяснения учителя, но не всегда  в состоянии сделать  выводы и обобщения  без помощи преподавателя.  Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются не только в активизирующей, но и организующей помощи.

20-30% учащихся с трудом усваивают программный материал,  нуждаются в разнообразных видах помощи.

        Отставание  детей в 8? классе проявляется в целом или локально в отдельных функциях. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, сформированы у них недостаточно. У детей отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы задания с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Обучающиеся быстро утомляются, часто отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. паузы, постоянное поддержание интереса (похвала, использование наглядности, игровых форм работы, повышение мотивации. Научились практически применять полученные учебные навыки и умения. Они являются лидерами учебного процесса. Для детей 8? касса характерна бедность словарного запаса и недостаточный уровень развития устной связной речи. Многие обучающиеся могут не выполнить домашнее задание, поэтому следует задавать его «дозированно», и на  изученную тему.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Общая характеристика предмета, цели и задачи обучения искусству, а также особенности построения курса

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. На изучение регионального компонента возможно выделение 10—15% времени инвариантной части Базисного учебного плана, отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из его вариативной части.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологи (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин,  В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.        Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский,     Д. К. Кирнарская,     А. А. Мелик-Пашаев, B.        Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и пр.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе: развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра; овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление  возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве,  наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  • углубление художественно-познавательных интересов и
    развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  • воспитание художественного вкуса;
  • приобретение   культурно-познавательной,   коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить свое конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом, все науки» (Л. В. Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/ антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Творческие задания (CD-ROM) нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, усвоение основных понятий и категорий курса «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

        При обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) искусству  ставятся те же задачи, что и в общеобразовательном классе.  

Однако особенности развития детей указанной категории обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысления выполняемой учебной работы.

Коррекционно-развивающий компонент (КРК) программы направлен на повышение уровня общего развития обучающихся старших классов с ОВЗ, так как чаще всего выраженные нарушения той или иной деятельности помешают ребенку обучаться наравне со всеми детьми в классе. Применение на уроках искусства коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку их применение направлено на:  

повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;  

              повышения уровня развития логического мышления; развитие наглядно-образного и логического мышления.

          развитие речи, развитие приемов учебной деятельности, развитие личностно- мотивационной сферы, развитие восприятия и       ориентировки в пространстве.

В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально - ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Любые коррекционно-развивиющие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.

В процессе обучения детей с задержкой психического развития реализуются следующие коррекционные задачи:

        Образовательно-коррекционные:

        1.  Формирование правильного понимания и отношения к веществам.

        2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.

        3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

        Воспитательно-коррекционные:

        1.  Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.

        2.  Формирование здорового образа жизни.

        3.  Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.

        4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

        Коррекционно-развивающие:

        1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.

        2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.

        3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках музыки.

        4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.

        5. Повышение уровня развития наглядно-образного и  логического мышления.

        6. Развитие приёмов учебной деятельности.         

Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного предмета в 8 ? классе обучающийся с ЗПР должен знать:

В результате изучения предмета «Искусство» учащиеся 8 классов

Обучающиеся должны знать/понимать:

Смысл употребляемых терминов, общее и особенное в произведениях изобразительного искусства, ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств, выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; наиболее значимые художественные музеи России и мира;

Обучающиеся должны уметь:

Наблюдать жизненные явления.  Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. Размышлять о произведениях искусства, выявлять важные, значимые жизненные проблемы, ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

Обучающиеся  получат  возможность  научиться

  • представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
  • наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;
  • усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;
  • различать изученные виды и жанры искусств;
  • описывать явления искусства, используя специальную терминологию;
  • классифицировать изученные объекты и явления культуры;
  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.

3.        Система оценки достижений

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8—9 классов:

  • эмоциональность   восприятия   разнообразных   явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
  • личностно-оценочные суждения о   роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах,   современности   звучания   шедевров   прошлого
    (усвоение опыта поколений) в наши дни;
  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования,   в   изучение  других  школьных  предметов;   их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

Проверка теоретических знаний по предмету, предполагает не просто ответы на сформулированные вопросы, а собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности.

1. ведение конспекта - способствует обучению этому виду деятельности, лучшему запоминанию, правильной систематизации изучаемого материала;

  • отметка «5» ставится за наличие и полноту конспекта;
  • отметка «4» ставится за краткое изложение конспекта;
  • отметка «3» ставится за неточную интерпретацию в использовании терминов, небрежность в оформлении;
  • отметка «2» ставится за нарушение логики конспекта, несоответствие содержанию; а также за невыполнение задания;

2. Домашние задания, которые могут носить творческий или поисковый характер, что соответствует требованиям к предмету

  • отметка «5» ставится за наличие задания, использование дополнительных информационных ресурсов, использование компьютерных технологий;
  • отметка «4» ставится за краткое, недостаточно иллюстрированное задание,
  • отметка «3» ставится за небрежность, неаккуратность, за полное копирование из источника без осмысления и отсутствие собственной позиции;
  • отметка «2» ставится за невыполнение задания;

3. Критерии оценивания работы в форме защиты проекта (презентации)

  • отметка "5" - структура, содержание и оформление проекта полностью отвечают требованиям к осуществлению проектной деятельности, при защите проекта работа получила полное представление, продемонстрированы аргументированность, свободное владение материалом, четкость и точность ответов на вопросы, культура речи.
  • отметка "4" - незначительные неточности при оформлении проекта, при защите проекта проявилось недостаточная аргументированность и представление работы, нечеткие ответы на вопросы.
  • отметка "3" - в содержательной части проекта неполно раскрыта тема проекта, при защите слабая аргументированность и неполное представление работы, недочеты при ответах на вопросы.
  • отметка "2" – проекты, не отвечающие основным требованиям к проектной деятельности.

4. Олимпиадные задания делятся на три группы. Задания первой группы направлены на проверку знаний о конкретных явлениях искусства и культуры. Задания второй группы для своего выполнения требуют умений давать оценку произведений искусства, на доступном уровне осуществлять их критический анализ. Задания типа эссе требует умения размышлять о художественных явлениях, о связях искусства с жизнью и человека.

Задания раздаются каждому ученику в печатном виде. За участие в школьном туре ученики получают оценку в журнал:

  • Оценка «5» ставится, если ученик набрал от 70 до 100 баллов.
  • Оценка «4» ставится в случае, если ученик набрал от 50 до 70 баллов.
  • Оценка «3» ставится от 30 до 50 баллов.
  • Оценка «2» - не ставится, предлагается выполнить дома творческую работу.

5.Рефераты.

  • Оценка «5» ставится, если ученик выполнил письменную работу в соответствии со всеми требованиями и при защите продемонстрировал методы исследовательской деятельности, глубокое владение теоретическим знаниями и практическими навыками, а также личную или общественную значимость работы.
  • Оценка «4» ставится в случае, если ученик недостаточно чётко сформулировал свою позицию при защите, если имеются небольшие недочёты в структурно-содержательном компоненте.
  • Оценка «3» ставится при несоблюдении требований к письменной работе, а также, если устная защита недостаточно логична и убедительна, требует умения размышлять о художественных явлениях, о связях искусства с жизнью и человека.

1. Устные ответы

2. Синквейн («наглядный» экспресс-опрос) рассчитан как на развитие, так и на диагностику способности учащихся к обобщению и образному мышлению. Конкретные виды заданий: учащимся предлагается после знакомства с произведением искусства написать (за 5-10 мин) а) одно существительное; б) два эпитета; в) три глагола; г) фразу из четырех слов, связанную с произведением; д) одно слово, выражающее суть произведений. Критерием оценивания может выступать выполнение задания на уровне сущностного, смыслового постижения содержания произведения, что оценивается учителем или одноклассниками после обмена работами. Другой вариант – факт выполнения всего задания за отведенное время – «зачет».

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Система оценки достижения планируемых результатов курса осуществляется с помощью:

  • контрольно-диагностических материалов в форме тестов;
  • творческих работ;
  • организации  проектной/ учебно-исследовательской деятельности с последующей защитой полученных результатов

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Творческие задания

Блиц-опрос.

Творческие задания

Блиц-опрос.

Блиц-опрос.

Творческий проект

тест.

тест.

Творческие задания

Блиц-опрос.

  1. Содержательный раздел

При подготовке к урокам необходимо предусмотреть формирование у обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал, планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний обучающихся.

В основу АОП по искусству  для детей с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Основным средством реализации деятельностного подхода  является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

         Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  •  обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

При реализации программы используются следующие формы обучения:

  • урок-коммуникация,
  • урок-практикум,
  • урок-игра,
  • урок развития речи и т.д.

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
  • наглядные (наблюдение, демонстрация);
  • репродуктивный и частично-поисковый (работа с текстами, словарем);
  • частично-поисковый (подбор материала);
  • практические – упражнения;
  • методы изложения новых знаний;      
  • методы повторения, закрепления знаний;    
  • методы применения знаний;
  • методы контроля.

        Обучение по данной программе ведётся с использованием элементов технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, А.С. Границкой; здоровьесберегающих технологий; теории содержательного обобщения В.В. Давыдова; теории активизации познавательной деятельности школьника Т.И. Шамова и А.К. Маркова; педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; работ по личностно-ориентированному обучению И. Якиманской.

        

  1. Методические рекомендации по реализации программы

Система работы с учащимися с ЗПР направлена на формирование общих способностей детей к учебной деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

        Эффективно использовать на уроках различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность учащихся более значимой.

        Усвоение учебного материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузки обучающихся.

Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Кия-щенко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологи (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин,  В. С. Библер, Ю. М. Лотман, A.        Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский,     Д. К. Кирнарская,     А. А. Мелик-Пашаев, B.        Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и пр.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе: развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра; овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление  возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, в театры, кино и концертные залы.

На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/ антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).

Творческие задания (CD-ROM) нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, усвоение основных понятий и категорий курса «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

Виды коррекционно-развивающих упражнений:

активизация познавательной деятельности учащихся;

- повышение уровня их умственного развития;

- нормализация учебной деятельности;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

-социально-трудовая адаптация.

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь детей в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;

- осуществлять психокоррекцию поведения ребенка;

- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.

Художественно-творческая деятельность обучающихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

Коррекционно-развивающие упражнения направлены на:  

  • повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;

  • повышения уровня развития логического мышления;

  • развитие наглядно-образного и логического мышления;

  • развитие речи;

  • развитие приёмов учебной деятельности;

  • развитие личностно-мотивационной сферы;

  • развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

        В процессе применения на уроках искусства коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы учащегося с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально - ценностного отношения учащихся к процессу изучения предмета и обязательным условием эффективности этого процесса. Любые коррекционно-развивающие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.

  1. Основные направления коррекционной работы при изучении предмета Искусство в  8 ? классе

развитие учащихся с ЗПР при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству;

необходимо раскрыть перед школьниками Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство, как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности;

 постижение основ языка художественной выразительности должно выступать для детей с ЗПР не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру;

необходимо больше вовлекать детей с ЗПР в непосредственное участие в художественно-творческой деятельности, что будет воспитывать эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей;

развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования;

активизировать художественную деятельность детей с ЗПР помогает игра (так как искусство является продолжением игры), практическое участие детей с ЗПР в художествееных представлениях;

 избегать соревновательных элементов игры с детьми с ЗПР.

повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами);

 формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам;

приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и возможно исполнителя;

способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием;

интеграция полученных знаний в собственной индивидуальной, может быть не всегда художественной с детьми с ЗПР, художественно-творческой деятельности и, что немаловажно для детей с ЗПР, умение организовать свой культурный досуг.

приобретение учащимися с ЗПР умений ориентироваться в современном информационном пространстве (плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства).

1.  Психолого-педагогическое обеспечение.

- Обеспечение условий в соответствии с рекомендациями ПМПК:

-  использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ,    ориентированных на особые образовательные потребности детей;

-  дифференцированное индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка;

-  комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Обеспечение психолого-педагогических условий:

-  коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;

-  учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка;

-  соблюдение комфортного  психоэмоционального режима;

-  использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ для оптимизации образовательного процесса.

Обеспечение здоровье сберегающих условий:

-  оздоровительный и охранительный режим;

-  укрепление физического и психического здоровья;

-  профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

-  соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.

Обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в досуговых мероприятий

2.  Программно-методическое обеспечение.

Использование в процессе деятельности:

-  коррекционно - развивающих программ;

-  диагностического и коррекционно-развивающего инструментария в условиях массовой школы

3.  Кадровое обеспечение:

- осуществление коррекционной работы специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

- привлечение логопеда, социального педагога,  психолога,  медицинских работников.

-  обеспечение на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.  Материально  -техническое обеспечение:

- создание надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения:

-  оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и    лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания.

5.  Информационное обеспечение:

- создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в  передвижении, с использованием

современных информационно-коммуникационных технологий.

- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных

представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий.

  1. Тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование

Раздел (модуль)

Примерное количество часов

1

Искусство в жизни современного человека

2

2

Искусство открывает новые грани мира

7

3

Искусство как универсальный способ общения

7

4

Красота в искусстве и жизни

11

5

Прекрасное пробуждает доброе

8

Итого:

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема/

Раздел

Кол

час

Тип,

форма урока

Форма организации познавательной деятельности

Дата

План

Факт

I

Искусство в жизни современного человека

2

1

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления

Вводный

ФФ

2

Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей        

РУЗ КУ

ФФ

II

Искусство открывает новые грани мира

7

3

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное        

РУЗ КУ

ФФ

4

Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства

РУЗ КУ

ФФ

5

Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров

СУНЗ КУ

ФФ

6

Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве

СУНЗ КУ

ФФ

7

Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве

СУНЗ КУ

ФФ

8

Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции

РУЗ КУ

ФФ

9

Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции

РУЗ КУ

ФФ

III

Искусство как универсальный способ общения

7

10

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

СУНЗ КУ

ФФ

11

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации

СУНЗ КУ

ФФ

12

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде

СУНЗ КУ

ФФ

13

Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде

СУНЗ КУ

ФФ

14

Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.

РУЗ КУ

ФФ

15

Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам

РУЗ КУ

ФФ

16

Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам

РУЗ КУ

ФФ

IV

Красота в искусстве и жизни

11

17

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания

РУЗ КУ

ФФ

18

Символы красоты

СУНЗ КУ

ФФ

19

Символы красоты

СУНЗ КУ

ФФ

20

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве

СУНЗ КУ

ФФ

21

Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве

СУНЗ КУ

ФФ

22

Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника

РУЗ КУ

ФФ

23

Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника

РУЗ КУ

ФФ

24

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи

СУНЗ КУ

ФФ

25

Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи

СУНЗ КУ

ФФ

26

Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза

СУНЗ КУ

ФФ

27

Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза

СУНЗ КУ

ФФ

V

Прекрасное пробуждает доброе

8

28

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер)

РУЗ КУ

ФФ

29

Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания

РУЗ КУ

ФФ

30

Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания

РУЗ КУ

ФФ

31

Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др.

РУЗ КУ

ФФ

32

Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др.

РУЗ КУ

ФФ

33

Синтез искусств в создании художественного образа спектакля

РУЗ КУ

ФФ

34

Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души

СУНЗ КУ

ФФ

35

Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души

СУНЗ КУ

ФФ

        

        Информационно-методическое обеспечение

  1. Основная часть

Автор

Название

Издательство

Год издания

1

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство»

Москва «Просвещение»

2012

2.

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова,  Е.Д. Критская

Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс

Москва «Просвещение»

2012

3.

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс

Москва «Просвещение

2012

4.

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Фонохрестоматия «Искусство» 8-9 класс

Москва «Просвещение

2012

        MULTIMEDIA 

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

5.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

6.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

7.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Список научно-методической литературы.

«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

Песенные сборники.

Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

Дополнительная литература для учителя

Алленов М.М. Русское искусство ХVIII – начала ХХ вв. – М.: Трилистник, 2000. – 319 с.; Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство Х – начала ХХ века. М.: Искусство, 1989. – 480 с.; Алленов М.М., Лифшиц Л.И. История русского искусства. В 2-х тт. – М.: Белый город, 2007. Т. 1. – 347 с.; Т. 2. – 320 с.

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. – СПб.: АЗБУКА-КЛАССИКА, 2007. – 912 с.

Гайдамак А. Русский ампир. – М. – Париж: ТРИЛИСТНИК, 2000. – 272 с.

Гнедич П.П. Всеобщая история искусств: Живопись, скульптура, архитектура. – М.: ЭКСМО, 2012. – 608 с.

Древние цивилизации / С.С. Аверинцев, В.П. Алексеев, В.Г. Ардзинба и др.; Под общ. Ред. Г.М. Бонгард-Левина. – М.: Мысль, 1989. – 479 с.

Дмитриева Н. Краткая история искусств. – М.: АСТ-ПРЕСС, Галарт, 2009. 624с.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2000. – 368 с.; Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учеб. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.

История искусств: учебное пособие / Кол. авт.; под ред Г.В. Драча, Т.С. Паниотовой. – 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2013. – 680с.

История искусств с древнейших времен до классицизма. Энциклопедия / Председатель научно-ред. совета академик РАН Чубарьян А.О.  – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640 с.

История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник / Колл. авт. института им. И.Е. Репина, Академия художеств / Под ред. А.П. Чубовой. – 5-е изд. – М.: Сварог и К, 2008. – 376 с.

История искусства: Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств / Ред. кол. М.А. Бусев, В.В. Ванслов, Т.Х. Стародуб; под ред. Е.Д. Федотовой. Т. 1. – М.: Белый город, 2012. – 520 с.

История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

История русской архитектуры. Под общей ред. Ю.С. Ушакова. СПб., 1994.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры / М.С. Каган. – 2-е изд. – СПб.: Петрополис, 2003. Кн. 1. – 368 с.

Культурология: Библиотека словарей / В.Д. Лихвар, Д.Е. Погорелый, Е.А. Подольская. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.

Лифшиц Л.И. История русского искусства. Искусство X-XVII веков Т. 1. - М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2007 – 344 с.

Лихачев Д.С. Русское искусство: от древности до авангарда. – СПб.: Искусство-СПб, 2009. – 480 с.

Любимов Л.Д. История мирового искусства. Древняя мир. Древняя Русь. Западная Европа / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2007. – 543 с.; Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы / Л.Д. Любимов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 240 с.

Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства. - М.: Эксмо, 2008. – 704 с.

Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству / С.М. Петкова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 506.

Печенкин И.Е. Русское искусство второй трети XIX- начала XX веков: Учебное пособие. - М.: В.ШЕВЧУК, 2008. – 240 с.

Робертс Дж.М. Иллюстрированная история мира в 10 томах. – М.: БММ АО, 1998.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М.: МГУ, 1989; Сарабьянов Д.В. История русского искусства кон. XIX - нач. ХХ в. М.: МГУ, 1993.

Толстикова И.И. Мировая культура и искусство: Учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2011. – 416 с.

Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 512 с.

Дополнительная литература для обучающихся

Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. — М., 1986.

Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.

Кашекова И. Э. От античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.

Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев, 2005.

Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.

Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.

Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.

Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. — М., 1996.

        V. Организационный раздел

1. Организационно-педагогические условия реализации АОП

Требования к тетрадям

В тетрадях должны быть грамотно оформлены все записи, писать разборчивым почерком. Способствует обучению этому виду деятельности, лучшему запоминанию, правильной систематизации изучаемого материала

        Домашнее задание

        Объём домашнего задания не должен превышать норм СанПиН. Закрепление пройденного материала или опережающее или дифференцированное.  Могут носить творческий или поисковый характер, что соответствует требованиям к предмету

        Система специальных условий реализации

Современные подходы к преподаванию искусства предполагают актуализацию:

– организация проектной – художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;

– использование информационно-коммуникационных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в различных областях искусства.

Оснащение учебного помещения определённым оборудованием должно способствовать:

· развитию индивидуальности учеников, где каждый должен найти занятие, которое раскрывает его потенциал;

· формированию практических навыков работы с разнообразными источниками информации;

· саморазвитию и адекватному определению собственного потенциала;

· развитию коммуникативных навыков учеников;

· воспитанию высокоинтеллектуальных и многогранных личностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....