Рабочая программа по искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО. Устенко Л. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО.

 Программа рассчитана на 35 годовых часа. Составлена в соответствии с требованиями оценки качества знаний учеников общеобразовательных школ.

Рабочая программа по искусству для 5 класса построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства  с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_iskusstvu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1»

                        Утверждено

        на заседании школьного        Протокол №

        методического совета                от

        Протокол №

        от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО   ИСКУССТВУ

региональный компонент

Когалым

2011 г.

Рабочая программа

 по учебному предмету «Искусство»

Региональный компонент

5 класс

        

                Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО. Устенко Л. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО.

 Программа рассчитана на 35 годовых часа. Составлена в соответствии с требованиями оценки качества знаний учеников общеобразовательных школ.

Рабочая программа по искусству для 5 класса построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Принцип введения школьников в связи искусства  с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.

Пояснительная записка.

Программно-методическое пособие создано с учётом современных процессов модернизации и гуманизации российского регионального образования, обновления содержания общего художественного воспитания, любви и бережного отношения к культурно-историческими традициям русского и других народов страны.

Целью программно-методических материалов на основе национально–регионального компонента, включаемого в систему преподавания искусству в общеобразовательной школе является пдготовка всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России.

        

Задачами курса являются:

- Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности;

-Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества;

- Развитие познавательной деятельности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

        Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности

        

Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение  на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу;  восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного  творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.

        В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью.

Требования к уровню подготовки выпускников

в соответствии с государственным образовательным стандартом:

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

  1. основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  2. основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  3. известные центры народных ремёсел России и округа;
  4. наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  5. особенности языка следующих видов изобразительного искус ства: живописи, графики, скульптуры;
  6. основные жанры изобразительного искусства;
  7. о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
  8. о выдающихся    произведениях    советского    изобразительного искусства, своей республики, родного края;
  9. уметь работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
  10. выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
  11. добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
  12. передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
  13. передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы.

уметь:

  1. применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  2. анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  3. узнавать отдельные произведения выдающихся художников и мастеров Югры, назвать их авторов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  1. восприятия и оценки произведений искусства;
  2. самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Используемые технологии, методы и формы работы,

обоснование их использования

Основные дидактические принципы методики обучения

изобразительному искусству в школе:

  1. Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
  2. Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительно-

      му искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уро-

      ках изобразительного искусства).

  1. Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству

     (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).

  1. Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.
  2. Принцип единства восприятия и созидания.
  3. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

Методики проведения занятий по изобразительному искусству в школе:

Художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разно образные  формы выражения:

  1. изображение на плоскости и в объеме (с на туры, по памяти, по представлению, воображению);
  2. декоративная и конструктивная работа;
  3. восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  4.  обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  5. изучение художественного наследия;
  6. подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  7. использование на уроках компьютерных и электронных технологий:

  1. работа с интерактивной доской,
  2. с программами Power Point Corel и DRAW X3,
  3. с ресурсами Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

    Применение компьютерных технологий позволяет значительно снизить трудоемкость обучения и сэкономить время как учителям, так и школьникам.

Основное содержание

предмета изобразительное искусство региональный компонент в 5 классе

1 четверть 9 часов

1 час.  Красота осеннего пейзажа Югры.

1 час.  Югорские мотивы.

1 час  Осенние мотивы

 1 час  Подарки северной осени

1 час  Сибирский урожай

2 часа Таёжный натюрморт

1 час  Северное Древо – Древо счастья, древо жизни

1 час  Народные мастера Югорского края

II четверть 7 часов

1 час  Красота рук по свету ходит

1 час  Красота обладателя находит

2 часа Портрет народного югорского мастера за работой

1 час  Северные фантазии

2 часа Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли»

III четверть 10 часов

1 час  Традиционный орнамент коренных жителей Севера

1 час  Полна набирушка морошки

1 час  Традиционное летнее жилище коренных жителей Севера

1 час  Деревянные постройки зимних поселений обских угров

1 час  Деревянная архитектура Севера

1 час  Деревянный обский град

1 час  Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогуски

2 часа Выполнение эскизов костюмов «Вороний праздник» - Вурни хатл

1 час  Художники нашего края

IV четверть 8 часов

1 час  Братья наши меньшие (наброски и зарисовки)

1 час  Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка) «Медведь»

2 часа Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков»

1 час  Народная кукла обских угров.

2 часа Праздник «Вскрытие реки»,

        Список литературы

  1. Банников В. Н., Петрук О. И. Изобразительное искусство в национальной школе; методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2005.- 61с.
  2. Банников В. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования: программно- методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2004.-116 с.
  3. Белявская-Ерныхова Е. А. Этнотворческая лаборатория «Утренняя заря».- Саранпауль, 2005-66 с.
  4. Валов А. А. Художники города Ханты- Мансийска: альбом.- Ханты-Мансийск, 1997.-62 с.
  5. История Ханты- Мансийского автономного округа с древности до наших дней /Отв. Ред. Редик Д. А.- Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000. – 467 с.
  6. Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. – Екатеринбург, 2001. – 117 с.
  7. Кудрявцев В. Т,, Решетникова Р. Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров.- М.: Издательство ИКАР, 1993. – 208 с.
  8. Лукина Н. В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа).- Томск.: Изд. Томского университета, 2000. – 239 с.
  9. Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. – Берёзово, 1997.- 207 с.
  10. Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. - Ханты-Мансийск, 2006.- 65 с.
  11. Шпикалова Т. Я. Яживу в России. – М.: Просвещение, 2006.-32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...