Рабочая программа по искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО. Устенко Л. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО.
Программа рассчитана на 35 годовых часа. Составлена в соответствии с требованиями оценки качества знаний учеников общеобразовательных школ.
Рабочая программа по искусству для 5 класса построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_iskusstvu.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№1»
Утверждено
на заседании школьного Протокол №
методического совета от
Протокол №
от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСКУССТВУ
региональный компонент
Когалым
2011 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Искусство»
Региональный компонент
5 класс
Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломант Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО. Устенко Л. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО.
Программа рассчитана на 35 годовых часа. Составлена в соответствии с требованиями оценки качества знаний учеников общеобразовательных школ.
Рабочая программа по искусству для 5 класса построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.
Принцип введения школьников в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщать их к художественной культуре.
Пояснительная записка.
Программно-методическое пособие создано с учётом современных процессов модернизации и гуманизации российского регионального образования, обновления содержания общего художественного воспитания, любви и бережного отношения к культурно-историческими традициям русского и других народов страны.
Целью программно-методических материалов на основе национально–регионального компонента, включаемого в систему преподавания искусству в общеобразовательной школе является пдготовка всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России.
Задачами курса являются:
- Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности;
-Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества;
- Развитие познавательной деятельности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций, СД-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении 1-7 классов.
В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трёх видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства в его взаимодействии с жизнью.
Требования к уровню подготовки выпускников
в соответствии с государственным образовательным стандартом:
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- известные центры народных ремёсел России и округа;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- особенности языка следующих видов изобразительного искус ства: живописи, графики, скульптуры;
- основные жанры изобразительного искусства;
- о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
- о выдающихся произведениях советского изобразительного искусства, своей республики, родного края;
- уметь работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы.
уметь:
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и мастеров Югры, назвать их авторов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Используемые технологии, методы и формы работы,
обоснование их использования
Основные дидактические принципы методики обучения
изобразительному искусству в школе:
- Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
- Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительно-
му искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уро-
ках изобразительного искусства).
- Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству
(роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).
- Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.
- Принцип единства восприятия и созидания.
- Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
Методики проведения занятий по изобразительному искусству в школе:
Художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разно образные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с на туры, по памяти, по представлению, воображению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- использование на уроках компьютерных и электронных технологий:
- работа с интерактивной доской,
- с программами Power Point Corel и DRAW X3,
- с ресурсами Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Применение компьютерных технологий позволяет значительно снизить трудоемкость обучения и сэкономить время как учителям, так и школьникам.
Основное содержание
предмета изобразительное искусство региональный компонент в 5 классе
1 четверть 9 часов
1 час. Красота осеннего пейзажа Югры.
1 час. Югорские мотивы.
1 час Осенние мотивы
1 час Подарки северной осени
1 час Сибирский урожай
2 часа Таёжный натюрморт
1 час Северное Древо – Древо счастья, древо жизни
1 час Народные мастера Югорского края
II четверть 7 часов
1 час Красота рук по свету ходит
1 час Красота обладателя находит
2 часа Портрет народного югорского мастера за работой
1 час Северные фантазии
2 часа Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли»
III четверть 10 часов
1 час Традиционный орнамент коренных жителей Севера
1 час Полна набирушка морошки
1 час Традиционное летнее жилище коренных жителей Севера
1 час Деревянные постройки зимних поселений обских угров
1 час Деревянная архитектура Севера
1 час Деревянный обский град
1 час Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогуски
2 часа Выполнение эскизов костюмов «Вороний праздник» - Вурни хатл
1 час Художники нашего края
IV четверть 8 часов
1 час Братья наши меньшие (наброски и зарисовки)
1 час Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка) «Медведь»
2 часа Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков»
1 час Народная кукла обских угров.
2 часа Праздник «Вскрытие реки»,
Список литературы
- Банников В. Н., Петрук О. И. Изобразительное искусство в национальной школе; методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2005.- 61с.
- Банников В. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования: программно- методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2004.-116 с.
- Белявская-Ерныхова Е. А. Этнотворческая лаборатория «Утренняя заря».- Саранпауль, 2005-66 с.
- Валов А. А. Художники города Ханты- Мансийска: альбом.- Ханты-Мансийск, 1997.-62 с.
- История Ханты- Мансийского автономного округа с древности до наших дней /Отв. Ред. Редик Д. А.- Екатеринбург: НПМП «Волот», 2000. – 467 с.
- Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ. – Екатеринбург, 2001. – 117 с.
- Кудрявцев В. Т,, Решетникова Р. Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров.- М.: Издательство ИКАР, 1993. – 208 с.
- Лукина Н. В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа).- Томск.: Изд. Томского университета, 2000. – 239 с.
- Оборотова Е. А. Уроки Евдокии Ерныховой. – Берёзово, 1997.- 207 с.
- Устенко Л. Н. Виды и жанры пластических искусств: методическое пособие. - Ханты-Мансийск, 2006.- 65 с.
- Шпикалова Т. Я. Яживу в России. – М.: Просвещение, 2006.-32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...
Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству Примерной учебной программы основного обра...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...