Конспект районного открытого урока по мировой художественной культуре Древнерусская иконопись
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

Аушева Марина Геннадьевна

Конспект районного

открытого урока

по мировой художественной культуре

Древнерусская иконопись

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_mhk.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект районного

открытого урока

по мировой художественной культуре


Тема: «Древнерусская иконопись»

Цель:         1. Познакомить учащихся 10 класса с историей появления иконописи, основными приемами написания икон.

                2. Расширить кругозор учащихся, обогатить их словарный запас.

                3. Воспитывать любовь к родному краю, русским традициям и обычаям, умение видеть прекрасное и духовное.

Ход урока

Икона… к ней прикладываются, ей поклоняются, от нее исцеляются, ею благословляются. Иконы на Руси были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце или боярской усадьбе. Их не продавали и не покупали, а выменивали на деньги. Такая мена превращалась в особый ритуал. Старые «облинявшиеся» иконы нельзя было просто выбросить или сжечь, их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили из пожара и за большие деньги выкупали из плена.

Ребята, у вас, наверное, у каждого в доме есть иконы. Что же значит икона для вас и вашей семьи? Я давала вам домашнее задание написать на эту тему небольшую миниатюру, эссе или стихотворение. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (Учащиеся читают домашнее задание).

В 988 году Древняя Русь стала христианским государством. Она переняла от Византии православные традиции, в том числе и в сфере церковного искусства. Усвоение этих традиций и их творческая переработка породили оригинальное и самобытное явление – русскую икону. Зарождение русской иконописи связано со славными именами Олимпия Печерского – иконописца более раннего периода, Даниила Черного, Прохора Сгородца, Феофана Грека и, конечно же Андрея Рублева. Иконотворчество было на Руси делом особо авторитетным и чрезвычайно ответственным. Рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смиренной, монашеской, поэтому писали иконы иноки. Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы в уединении, благовение духовного наставника. Непрестанно молился не только сам иконописец, но и весь монастырь, где создавалась икона. Писались иконы на дереве сосне, липе.

Сталкиваясь с художественной культурой древней Руси, мы зачастую не понимаем ее, предпочитая ей искусство эпохи Возрождения или других классических эпох. И это неудивительно, поскольку в искусстве эпохи Возрождения нам все видимо и понятно. В древнем искусстве мы не найдем того, что позволит нам наслаждаться содержанием, любоваться формой. И содержание и форма скрыто от нашего взора. Мы смотрим, но не видим, слушаем, но не слышим той глубины и богатства, которые скрыты в произведениях древнего искусства.

Давайте попытаемся открыть завесу непознанного, увидеть и понять неизреченную красоту древнерусской иконы. Понаблюдайте за горящей свечой, слушая церковное песнопение. (Звучит музыка, горит свеча).

Изобразите свет горящей свечи цветом. Подумайте, в какой цветовой гамме вы можете изобразить свет? Какие оттенки цвета встречаются чаще всего?

А теперь скажите, с чем ассоциируется свет у всего живого?

Мы сейчас говорили о свете, как о явлении физическом. Давайте попытаемся освятить этот вопрос с философской точки зрения и поразмышляем о «свете духовном». С какими понятиями, с какими словами вы его связываете? (Бог, Вера, Икона, Гармония, Красота и т.д.)

В своих ответах вы назвали и слово икона. Да, икона – есть свет, икона – символ. Через символ изображается мир запредельный, мир, недоступный для понимания. В иконе, в ее линиях и красках мы имеем красоту, по преимуществу смысловую. Красоту в иконе нужно искать не в области эстетической, а скорее в образе религиозных идей.

Иконописцами была выработана жестокая система написания икон – иконографический канон. По преданию древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом, как «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ», о появлении которого предание рассказывает следующее: «Благочестивый царь Авгарь послал придворного живописца к Иисусу Христу написать его портрет, но живописец, как не старался, не смог передать Лика Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом, на котором чудесным образом отпечатался его лик. Иисус вручил художнику плат с письмом для царя. Так появилась первая икона». Либо иконы были написаны с натуры. Например изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик. Чтобы неукоснительно следовать канону иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета. В иконописной практике применялись также образцы – рисунки, а позднее прореси – контурные кальки. Каноны сохраняли иконопись от нарушения традиций и уклонения в ересь и личные фантазии.

Икона это священная живопись. А не светский портрет, поэтому они никогда не писались с живых людей или по воображению художника.

А теперь давайте проведем исследовательскую работу. И по таблицам проанализируем, в чем же различие иконы и светского портрета.

Мы выявили основные отличия православной иконы от светского портрета. Для православных русских людей является кощунством даже называть икону в храме произведением искусства, разглядывая ее, восторгаться, оценивать ее художественные достоинства. Дело в том, что как бы не восхищался мир русской иконой, главное назначение ее связано не с эстетической функцией, икона не создается как картина для любования, она создается для молить. Но вместе с тем, не является кумиром, идолом, конечной инстанцией, к которой обращается молящийся. Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного Бытия. Стоя перед обычным окном, мы можем увидеть мир, который за этим окном открывается, а можем рассматривать раму и стекло, обнаруживая их недостатки. А иногда, переполненные эмоциями, мы смотрим, но не видим ни окна, ни того, что за ним находится. Что же мы видим, стоя перед иконой – зависит от нашего воспитания, миропонимания. Искусствовед увидит в иконе то, что его интересует, а верующий человек идет в храм для общения с Богом через икону. Отсюда образуется целая система условностей русской церковной живописи:

  1. Прежде всего, следует сказать о сознательном нарушении пропорций изображаемых силуэтов Христа, Богородицы, Ангелов, Святых, т.е. об удлиненности, неестественной вытянутости фигур. Сочетание очень высокого роста, удлиненности, неземной легкости и изящества, говорит о принадлежности к духовному миру и о значимости обитателей его.
  2. Плоскостное изображение, т.е. отсутствие передачи объема фигур то же очень важная особенность иконописи, делающее иконописное изображение сильно отличающимся от реалистической живописи. Художник реалист с помощью передачи света и тени изображает предмет так, как он выглядит в мире земном, но в отличии от мира земного. Горний мир наполнен не физическим светом, а пронизан светом духовным, который не дает тени. Люди попадают в Горний мир только тогда, когда сами наполняются таким светом. Поэтому, изображая духовную реальность, иконописец не пользуется способами передачи, свойственного земной жизни, трехмерного пространства, объемного. Он создает образ через силуэт, пластику, цвет, композицию, но не использует светотень, так как в Горним мире нет тени, там везде свет, свет, идущий от самой иконы.
  3. Икона имела свою цветовую символику. Золото и белый цвет символизирует божественный, небесный свет, это цвета Христа, Богоматери, Сил небесных. Зеленый цвет означает земное цветение, синий – небесную сферу, бесконечность, вечную молодость. Красно-пурпурный цвет обозначает строгость веры, любовь к Богу, символизирует пролитую мучениками кровь. Фиолетовый цвет – скромность, симпатия, страдания. Черный цвет – это не только отсутствие цвета, это знак чего-то противоположного Богу, смертоносного.
  4. Икона особым образом ориентирована на человека. Ее перспектива условно называемая обратной имеет точку схода не внутри изображения, а наоборот перед ним в глазах зрителя, каждый предмет расширяется по мере удаления, а не сужается. Прямоугольники получают вид трапеции.
  5. На иконописном языке лицо называется ликом, а все прочее, включая тело, одежды, палаты, деревья называются доличными. Взгляд святого, выражение его глаз составляет высшее сосредоточие духовной жизни. Очень часто физической неподвижностью передается необычайное напряжение и мощь неуклонного совершающегося духовного подъема. Чем неподвижнее тело, тем сильнее и яснее воспринимается движение духа. Духовная жизнь передается одними глазами совершенно неподвижного облика, таким образом, символически выражается необычайная власть духа над телом. Лики и тела наследует ту аскетическую истонченность, которая является свойством мира духовного, небесного, но не земного. Это резко выраженное отрицание того самого животного начала в человеке, которое возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь. Изнеможденные лики святых на иконах противостоят самодавлеющей и сытой плоти.

Наши иконописцы находили в иконе красоту, которая спасет мир, и увековечили ее в красках. И сама мысль о целящей силе красоты давно уже живет в идее чудотворной иконы. Среди той многотрудной борьбы, которую мы ведем, среди бесконечной скорби, которую мы испытываем, да послужит эта сила источником утешения и благородства. В иконе воплощены те идеи, которые не погибают. Не погибает и тот народ, который с этими идеями связывает свою судьбу. Есть надежда, что человек сумеет победить в себе зверочеловека, обратиться к сфере духовной, будет черпать в ней силы и в будущем приблизится к идеалу – Богочеловеку.

Рефлексия

  • Что нового вы узнали о древнерусской иконе, что открыли для себя?
  • Изменилось ли ваше отношение к русскому религиозному искусству?
  • Стал ли понятен язык, на котором оно говорит?
  • Какие религиозные идеи вы взяли для создания идеально общества в будущем?

Приложение:

Сравнительный анализ иконы и светского портрета.

№ п/п

Сравнительные параметры

Икона

Светский портрет

1

Объем фигур

2

Наличие светотени

3

Телесность: истонченная или наоборот

4

Цветовая гамма

5

Пропорции фигуры и лица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.

Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...

Конспект урока Мировой Художественной культуры по теме: "Крито-микенская культура"

Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории ис...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

Конспект мероприятия по мировой художественной культуре "Женщина - великое слово"

Конспект занятия составлен в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом, рабочей программой и календарно – тематическим планом по предмету Мировая художественная культ...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»

Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»...