Конспект урока Мировой Художественной культуры по теме: "Крито-микенская культура"
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме
Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории искусства. В данной работе дано научное обоснование урока. Обозначены его цели и задачи. Структурный план и содержание дают возможность составить целостное представление об уроке. Данный урок проведен для преподавателей МХК Невского района Санкт-Петербурга и рекомендован к тиражированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе
Тема урока: «Крито-микенская культура»
1. ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА
1.1. Научно-методическое обоснование содержания урока
Урок разработан в соответствии с программой по обучению МХК Емохоновой Л.Г. «Мировая Художественная Культура».
Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории искусства. История Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название «Крито-микенской» или «Эгейской». Основными географическими точками этой культуры были остров Крит и города материковой Греции Микены и Тиринф. Пережив периоды подъема и упадка, крито-микенская культура просуществовала примерно до 1200г. до н.э. До нашего времени сохранились остатки крепостных стен, мраморные статуэтки, расписные сосуды. На рубеже 2-3тыс. до н.э. на островах появляются настоящие города. С этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса – легендарного царя острова. Вся жизнь была сосредоточена вокруг дворцов, которые состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, но воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.
Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.
В ходе урока предполагается рассмотреть разные по образности и средствам выражения культуры: минойская культура острова Крит и культура ахейцев города-полиса Микен.
1.2.Основная цель урока – сформировать у учащихся представление о Крито-микенской художественной культуре.
Данный урок относится по своему типу к урокам – исследованиям.
Методы организации взаимодействия учителя и учащихся: метод эвристического наблюдения, метод образного видения, метод проблемного изложения материала.
Задачи урока:
Образовательные
- Способствовать пониманию главной идеи культурного развития искусства Крито-микенского периода.
- Способствовать приобретению опыта анализа произведений искусства, сравнения особенностей культур.
- Способствовать пониманию различий в ценностных ориентирах и мировосприятии людей, создавших эти культуры.
- Способствовать формированию познавательного интереса учеников, самостоятельности поиска знаний, развитию мыслительных процессов
Развивающие
- Способствовать формированию умения анализировать произведения изобразительного искусства в контексте эпохи
- Способствовать развитию памяти и воображения.
- Способствовать развитию мыслительных операций – анализу, синтезу, сравнению.
Воспитательные
- Воспитание интереса к изобретательским решениям в искусстве и умение выявлять эти решения.
- Способствовать развитию умения работать индивидуально и в группах
1.3. Основные категории и понятия, изучаемые на уроке: Кносский лабиринт царя Миноса на Крите, дворец царя Агамемнона в Микенах, миф о Европе и Зевсе, миф оТесее и Минотавре; мегарон.
1.4. Задание для учащихся на уроке:
Сопоставляя особенности Кносского и Микенского дворцов, заполнить таблицу со сравнительной характеристикой архитектурных сооружений, изобразительного искусства, различие которых объясняется глубоким различием в мироощущении критян и ахейцев.
1.5. Домашнее задание:
Написать сочинение-зарисовку «Парижанка» (возможен вариант по выбору)
1.6. Изучаемые произведения:
Фрески Кносского дворца : «Голубые обезьяны», «Рыбак», «Царь-жрец», «Жрицы в голубом», «Ритуальные игры с быком», «Дельфины», «Парижанка»; ритуальный сосуд «Бык», «Похищение Европы» роспись краснофигурной вазы.
Фрески Микенского дворца: «Микенянка», «Охота на кабана», «Львиные ворота» дворца царя Агамемнона, Золотая маска из Микен; план-реконструкция Кносского дворца, план-реконструкция дворца царя Агамемнона.
1.7. Оборудование урока
Учителю: проекционный аппарат, экран, аудиосистема, компьютер.
Ученику: тетрадь, раздаточный материал.
1.8. Список литературы для подготовки к уроку
Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. Учебник для 10кл. «Академия» 2008г. С.68-73.
Л.Г. Емохонова.М., Н.Н. Малахова. Мировая художественная культура. Книга для учителя. «Академия» 2008г. С.54-56.
А.Н. Маркова. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. М.; 1998. С.101-103.
Мировая художественная культура. Научно-методический сборник под общ., ред.. Л.М. Ванюшкиной. – СПб., 2006. С.294-296.
На уроке используется приложение к УМК мр3диск и презентация
1.9. Структурный план урока
1.9.1. Организационная часть – знакомство с классом и вводный инструктаж о порядке работы на уроке - 5мин.
1.9.2. Изложение нового материала, постановка задачи исследования - 10мин.
1.9.3. Анализ произведений, обсуждение проблемных вопросов – 10мин.
1.9.4. Первичная проверка понимания – 3мин.
1.9.5. Работа в группах. Заполнение таблицы – 10мин.
1.9.6. Проверка работ, обсуждение -5мин.
1.9.7. Обобщение темы и домашнее задание - 2мин.
Содержание урока
На экране изображение карты Древней Греции.
Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.
«Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника критских царей».
Первая эпоха греческой истории – крито-микенская (III –II тыс. до н. э.) – охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории.
Название цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией. Остров Крит расположен почти на ровном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км. Он разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э., не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов. Античный, значит (от лат. antiqnus )древний. Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс – город-дворец Миноса (2тыс. до н.э.)
Лабиринт дворца – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами. Его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка с богиней плодородия и миф о быке Миноса – Минотавре.
Дворец состоял из несколько этажей (по мнению одних ученых – 4 этажа, хотя большинство полагает, что он был двухэтажным). Этажи были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами, расширяющимися кверху. В центре находился большой двор, вокруг него – дворцовые помещения, которые имели различное назначение. Одни из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для парадных приемов и религиозных церемоний. Некоторые помещения отводились под кладовые, где стояли огромные пифосы для хранения продуктов. В нижних этажах размещались склады оружия, кухни. Специально выделялись помещения для мастерских и для прислуги. К югу от дворца был раскрыт очень интересный комплекс построек, состоящий из жилого дома и павильона с ванной для омовения ног. В смежном помещении найдены остатки купальных шаек, и существуют основания считать, что здесь была холодная и горячая вода. В самом дворце открыта ванная комната и система, при помощи которой дождевая вода с крыши стекала в специальные водоемы. Центр пола «тронного зала» был покрыт красной штукатуркой. Рядом располагался бассейн для совершения очистительных обрядов, к которому вели ступеньки. Потолок зала поддерживался тремя утолщающимися кверху колоннами. По обе стороны к тронному залу примыкало святилище с алтарем.
В некоторых дворцовых помещениях сохранились фрески. Сюжеты фресок чрезвычайно разнообразны : сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры, приручение быков. Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных море, в котором плавают рыбы, сады, луга. Кошка, охотящаяся за птицами, куропатки, удоды, львы, быки, зайцы. Замечательна цветовая гамма красок этих росписей.
(Рассказ сопровождается демонстрацией изображений)
Микенский дворец, так же, как и Кносский, представлял собой комплекс помещений различных назначения. Вход в акрополь был через знаменитые Львиные ворота, воздвигнутые в XIVв. до н.э. Широкий пролет ворот венчает плита с рельефным изображением двух львиц, поставивших передние лапы на высокий пьедестал с критской по форме колонной. Морды львиц были сделаны из отдельных блоков камня или из бронзы и не сохранились. В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вокруг мегарона – большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле. К мегарону примыкали другие помещения. Их стены покрыты штукатуркой, на которой местами сохранились фрески. Под мощным полом двора были обнаружены приспособления для отвода воды. В Микенах так же были раскопаны остатки подземного водопровода и бассейна для хранения воды, сооруженных, по-видимому, на случай осады. Такой тип жилища стал прообразом греческого и римского дома.
Суровая скупая архитектура обуславливала характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой. Охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней. Сама тематика воплощала основное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствуют погребальные маски, передающие индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык. Маски также передавали желание ахейцев возвеличить царя. Это чувство критянам было незнакомо.
Далее работа в группах, которая предполагает рассматривание изображений критского и микенского искусства и заполнение сравнительной таблицы.
После обсуждения результатов исследования следует заключение: Динамичная линия критского искусства уступила место застывшим формам и сухому орнаменту микенского искусства. Холодноватые серебристые тона в красочной гамме Крита сменили теплые сочные цвета Микен. Живописность, подвижность, эфемерность критского искусства сменилась жестокостью, статичностью, приземленностью микенского.
Обобщение:
Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце 12 века до н.э. означало закат крито-микенской цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой выросла античная культура. Крито-микенская (Эгейская) культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления этой эпохи и доведшей их до совершенства.
Домашнее задание:
Написать сочинение-зарисовку по фреске «Парижанка» (возможен вариант по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Крито-микенская культура"
Этот материал поможет учащимся наглядно познакомиться с крито-микенской культурой и закрепить свои знания....
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
Компетентностно-ориентированное задание по теме "Крито-микенская культура" 10 класс
Задание подготовлено к уроку по МХК, может использоваться на уроке по всеобщей истории при изучении культуры Древней Греции....
Проверочная работа по МХК в 10 классе по теме "Крито-микенская культура"
Проверочная работа содержит тестовые задания и задание с иллюстративным материалом по крито-микенской культуре...
"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.
Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси»...
Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»
Конспект урока Мировой Художественной культуры в 10 классе Тема урока: «Крито-микенская культура»...