Урок ОРКСЭ, Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
методическая разработка по мхк на тему
Разработка посвящена формированию первичных представлений об иудаизме как национальной религии, месту иудаизма в системе мировых религий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doboniy_s.s._vvedenie_v_iudeyskuyu_duhovnuyu_traditsiyu._kultura_i_religiya.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа п. Выкатной»
Урок ОРКСЭ
Модуль «Основы иудейской культуры»,
урок 2
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Подготовила
Добоний Светлана Семёновна,
учитель МХК
2015 г.
Класс: 4
№ урока: 2
Тема: Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия
(Модуль «Основы иудейской культуры»)
Цель урока: формирование первичных представлений об иудаизме как национальной религии, о месте иудаизма в системе мировых религий.
Задачи: познакомить учащихся с ключевыми понятиями курса «культура», «религия»;
начать знакомство учащихся с представлением о Боге и иудаизме и традициях почитания Бога;
формировать уважение (толерантное отношение) к иудаизму, древнейшей религии мира.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной дискуссии.
Основные термины и понятия: культура, материальная культура, духовная культура, религия, религиозная культура, иудаизм, Тора.
Средства наглядности: фотографии религиозных предметов, презентация
Ожидаемые результаты: учащиеся познакомятся с основными понятиями курса, получат первичные представления об иудаизме как национальной монотеистической религии, о Боге и традициях почитания Бога в иудаизме.
Ход урока
- Вводный (организационно-мотивационный) этап.
Добрый день, ребята. Вспомните, какой предмет мы с вами будем изучать. Почему вы и ваша семья выбрали модуль «Основы иудейской культуры»? Что бы вы хотели узнать на уроках? Наш сегодняшний урок называется «Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия». Понятно ли вам название урока? Какие слова вам знакомы, а какие нет. Какие слова вы можете объяснить?
Давайте запишем тему урока в тетрадь! (Запись темы в тетрадь).
Сегодня вы узнаете – рубрика в учебнике «Вы узнаете», как иудейская традиция представляет Бога, почему иудаизм религия евреев.
- Основной информационно-аналитический этап
«Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы – команда одного корабля.»
А. Сент- Экзюпери
Работа с опорными понятиями
Кто такой бог? Это человек? На земле много разных народов, а значит у разных народов бог разный, это: Иисус Христос, Аллах, Будда. У разных народов своё представление о боге, то есть своя религия, своя вера. Беседа о боге (неподвластен законам природы, вне пространства и времени, не был рождён, бессмертен)
Притча о Боге
Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.
Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».
Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг.
Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.
Вывод – Бог в сердце каждого человека.
Сегодня мы с вами рассмотри Иудаизм.
Комментированное чтение текста из учебника, стр 6-8. Выделение главной мысли.
Иудаизм – древнейшая в мире монотеистическая религия (моно – один, теос – бог), возникла во 2 тысячелетии до н.э. Иудеи первыми провозгласили бога Творцом Вселенной. У православных священная книга – Библия, а у иудеев – Тора.
Заповеди иудаизма: не произносить имя Бога без необходимости, в повседневной жизни его называют Ашем, что в переводе значит (имя). В Торе его называют Царь, Судья, Eчитель, Пастырь, Спаситель. Работа над этими понятиями.
В Иудаизме считается, что Бог по отношению к человеку справедлив, он вознаграждает за хорошие поступки и карает за прегрешения, но если человек раскаялся, Бог его прощает. Человек же должен любить Бога и бояться.
В самом названии этой религии заключена национальность людей, которые её исповедуют. В переводе –это еврейская религия. Раньше слово Еврей и Иудей имело одно значение, потому, что все евреи были Иудеями. Теперь евреи могут быть не только иудеями, но любой не еврей, принимая иудаизм, становится евреем.
В основе этой религии учение об избранности евреев как святого народа, это образец всему человечеству, бог покровительствует еврейскому народу, если они соблюдают все заповеди, изложенные в Торе.
Что же помогло евреям сохраниться как народу?
Рассказ учителя о том, что такое культура и религия. Заполнение таблицы.
Ассоциации со словом «религия».
Религия –набожность, святыня, мировоззрение и ощущение, культ, основанный на вере в существование бога. Исторические формы развития религии: племенные, национально – государственные, (этнические), мировые.
Культура – возделывание, воспитание. Культура характеризует мир человека и включает в себя нормы и ценности, верования и обряды, обычаи и установления, язык и искусство.
Религиозные тексты | Религиозные обряды | Религиозное искусство | Религиозная практика |
Священные книги | Таинства | Архитектура | Богослужения |
Молитвы | Ритуалы | Музыка | Обряды |
Законы | Правила поведения | Живопись | Ритуалы |
Запреты | Декоративно-прикладное искусство | Религиозные праздники |
Религия. Иудеи еженедельно читают по главе из Торы, тем самым вспоминая и обсуждая историю народа.
Закрепление. Подписи к иллюстрациям: при показе слайдов презентации, нужно дать названия изображённых предметов или действий (Тора, Молитва).
Индивидуальная работа: составление предложений со словами «иудаизм», «культура», «религия».
- Заключительный оценочно-рефлексивный этап.
Что из сегодняшнего урока вам запомнилось больше всего? В чём состоит ценность культуры? Почему её надо беречь?
Я запомнил из урока…
Домашнее задание: расскажи родителям, что ты узнал на уроке;
Подбери и запиши несколько пословиц о религии, о боге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...
«Актуальность формирования у детей духовно-нравственного отношения к окружающему миру путем приобщения к истокам народной культуры, духовным традициям и обучения ремеслу посредством знакомства и проведения Православных праздников»
Аргументированное рассуждение на обозначенную тему....
Активные формы работы на уроках ОРКСЭ (на примере модуля "Основы православной культуры")
В презентации представлены активные формы работы на уроках ОРКСЭ на примере модуля "Основы православной культуры"....
Православные традиции как элемент духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ
В статье раскрыта связь православных традиций с духовно-нравственным воспитанием на уроках ОРКСЭ. Представлены интегрированные формы работы (чтение, музыка, ИЗО)....
Презентация по обществознанию по теме "Религия как элемент духовной культуры. Мировые религии".
Презентация является дополнением к занятию при изучении темы "Религия"...
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ внеурочная деятельность "Основы духовно-нравственной культуры России"
Рабочая программа для 5 класса. Внеурочная деятельность...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...