Тема: «Родителям о ОРКСЭ. Введение модуля «Основы православной культуры»
план-конспект урока (5 класс) по теме
Тема: «Родителям о ОРКСЭ. Введение модуля «Основы православной культуры»Тема: «Родителям о ОРКСЭ. Введение модуля «Основы православной культуры»
Цели собрания:1. Ознакомление родителей обучающихся 3-х классов с содержанием комплексного учебного курса «Основы православной культуры».
2.Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей основ духовной культуры.
3.Датьсоветы и рекомендации родителям по поводу формирования у детей духовной отзывчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Родителям о ОРКСЭ. Введение модуля «Основы православной культуры»
Цели собрания:1. Ознакомление родителей обучающихся 3-х классов с содержанием комплексного учебного курса «Основы православной культуры».
2.Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей основ духовной культуры.
3.Датьсоветы и рекомендации родителям по поводу формирования у детей духовной отзывчивости.
Участники: родители, классный руководитель, учитель, преподающий предмет «Основы православной культуры»
Форма проведения: информационный лекторий с элементами практикума.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска (мультимедийная презентация, клип)
Организация родительского собрания:
- анкетирование родителей по проблеме собрания;
- собеседование с учителем – предметником, преподающим ОПК;
- оформление класса и классной доски по теме собрания;
- изготовление памяток – советов;
- выставка литературы по теме собрания;
- разработка сценария.
План собрания.
- Вступительное слово.
2. Модуль «Основа православной культуры».
3. Мастер – класс «Добро и зло в православии».
1. Анкетирование родителей.
2.Вступительное слово.
Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностей, присущих обществу во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания детей имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - первый шаг на пути восстановления в новых условиях на принципах гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. Государство через школу стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, согласовать воспитание в семье и воспитание в школе. Значение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» велико. Проведение федерального эксперимента, введение нового предмета направлено на содействие семье и обществу в решении педагогических, моральных проблем. Основные содержательные модули курса:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
3. Модуль «Основа православной культуры».
- Сегодня рассмотрим модуль «Основа православной культуры».
Цель учебного модуля «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры.
Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ православной культуры в 4–5 классах общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.
Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся .
Темы учебного курса «Основы православной культуры»:
Урок 1 курса. Россия – наша Родина
Урок 2 курса. Православие и культура
Урок 4 курса. Православная молитва
Урок 5 курса. Библия и Евангелие
Урок 6 курса. Проповедь Христа
Урок 7 курса. Христос и Его Крест
Урок 8 курса. ПАСХА
Урок 9 курса. Православное учение о человеке
Урок 10 курса. Добро и зло. Совесть
Урок 11 курса. Заповеди
Урок 12 курса. Милосердие
Урок 13 курса. Золотое правило этики
Урок 14 курса. Храм.
По отношению к федеральному эксперименту в общественном мнении возник ряд устойчивых негативных стереотипов, или мифов.
Миф 1 – в школу придут священнослужители. Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними. Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.
Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.
В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция. На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета. В этом нас убедит Мастер – класс.
4. Мастер – класс «Добро и зло в православии»
Формулирование темы
-Прослушайте стихотворение, определите его основную мысль.
Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.
- Предположите тему нашего разговора.
Вступительная беседа
- В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки: добрые или не очень.
- Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте и мы поразмышляем вместе на эту тему.
- Как вы понимаете значение слов «добро» и «зло»?
Обратимся к Словарю русского языка: добро – всё положительное, хорошее. Зло – всё дурное, плохое, вредное.
-Подберите смысловые ассоциации к слову «добро» и к слову «зло».
(на партах карточки, надо соединить слова-ассоциации со словами «добро» и «зло»)
тепло война смерть веселье мама слёзы семья ласка разруха отзывчивость горе | добро зло |
- А какими людьми вы хотели бы быть? Добрыми или злыми? (добрыми)
- Что делает человека добрым или злым? (соблюдение правил, справедливость, милосердие и т.д.)
Из рассказа учителя из священной истории «Небесная война» . Ребята объясняют, как зло вошло в жизнь людей.(Денница не стал идти путём ангельским, хотел приобрести свойства Бога, тем самым пошёл против Бога. Чтобы ангелы созерцали не Бога, а его, для этого он изобрёл клевету и стал Дьяволом, а когда он от клеветы перешёл в неподчинение Богу, перестав его слушать, он стал Сатаною, уже осознанно. Но сила меча Архангела Михаила победила Сатану. Так возникло противостояние святых и падших, т.е. добра и зла)
- Войдя в мир, зло пыталось навредить людям, запутать их, заставить совершать плохие поступки. Но победить зло могут добрые дела.
-Какие пословицы о доброте вы знаете?
Давайте вместе попробуем их вспомнить.
Работа с пословицами (соедини пословицы)
- Кто добро творит, того Бог благословит
- Добро творить себя веселить
- Час в добре пробудешь - всё горе забудешь
- Добрый человек в добре проживёт век
- Не одежда красит человека, а его добрые дела
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху
- А вы часто делаете добрые дела?
- Как вы думаете, какому человеку жить легче и проще, тому, кто делает добрые дела или злые поступки?
- Для чего люди делают добрые поступки?
- Как вы считаете, нужно ли рассказывать и гордится своими добрыми делами, поступками?
Просмотр видео «Христианская притча «Добрые дела»
- Давайте послушаем христианскую притчу «Добрые дела». Я думаю, она поможет нам найти ответ на этот вопрос.
-О чём говорит притча?
Итог занятия
-Давайте подведем итог нашего занятия..
-Каким же должно быть доброе дело? (тест)
-Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики передают свечу, высказывая свое мнение).
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.
- Вот так на основе христианской притчи формируются нравственные качество - доброта.
Клип «Культура России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс
Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...
Тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс
Тематическое планирование составлено к учебнику Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова "Основы православной культуры" для 4 класса....
Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»
«Красота и цвета образов зовут меня к молитве. Это праздник глазам моим».Иоанн ДамаскинЦели урока: - дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,- познакомить с...
План-конспект урока ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме «Зачем творить добро?» 4 класс
Тема урока: «Зачем творить добро?»Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать п...
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»
План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...
Технологическая карта урока по ОРКСЭ по теме «РОССИЯ – НАША РОДИНА» Модуль «Основы православной культуры»
Учащиеся сформируют понятия: Отечество, традиции, семья, ценности;уточнят и закрепят знания о защитниках Отечества, обобщат и систематизируют знания понятий: Отечество, Отчизна, Родина...
Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") Тема урока: Защита Отечества
В конспекте указаны цель, задачи и предоставлены основные этапы урока...