Рабочая программа по курсу ОРКСЭ внеурочная деятельность "Основы духовно-нравственной культуры России"
календарно-тематическое планирование (5 класс)
Рабочая программа для 5 класса. Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 385.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- ООП ООО МБОУ ООШ №13 х. Михайлов;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12);
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), - М.: Просвещение, 2009
- программой Н.Ф.Виноградовой, В.И.Власенко, А.В.Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс, М, 2012
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе. В пятом классе продолжается реализация главной цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом обучения за два года должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в пятом классе у учащихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат. В пятом классе продолжается реализация авторской идеи, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура».
Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений.
Сочетание разных методов обучения:
- чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
- организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур;
- пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
- отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
- последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение, наличие толкового словарика).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
- чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
- Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.
- Оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
- Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
- Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
- Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
- Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
- известных личностей.
- Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
Получат возможность научиться:
- Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
- Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
- Работать с историческими источниками и документами.
Содержание учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс 34 ч.
Раздел 1. В мире культуры– 4 ч
Урок 1-2. Величие многонациональной культуры России. Неповторимость, уникальность культур народов.
Понятие культуры. Культурные традиции разных народов России. Многонациональная культура народов России. Культура народа, рожденная религией.
Урок 3. Человек – творец и носитель культуры.
Народ – творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры. Поэтапное расширение мира культуры человека.
Урок 4. Законы нравственности – часть культуры общества.
Роль правил в жизни общества. Роль светской этики.
Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний источник нравственного поведения человека.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 14 ч.
Урок 5. Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества – долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги, былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны – пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Урок 6-7. Жизнь ратными подвигами полна. Подвиги во имя Родины в истории России.
Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Башкирские кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин. Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Урок 8. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного труженика перед обществом. Благородство труда в легендах, былинах, произведениях литературы.
Урок 9. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как нравственном состоянии человека.
Урок 10-11. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г. Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Урок 12. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Урок 13-14. Семья - хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Урок 15. Семья – первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как ценность. Распределение труда в семье.
Урок 16. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.
Жизнь семьи в разных религиях. Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети.
Урок 17.Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях.
Урок 18. Любовь - главная духовная ценность в семье.
Раздел 3. Религия и культура – 10 ч.
Урок 19-20. Роль религии в развитии культуры. Культурное развитие христианской Руси.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Культурное наследие христианской Руси. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Особенности православного календаря.
Урок 21. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон.
Урок22. Духовные святыни Адыгеи. Православные монастыри и храмы Адыгеи.
Духовные места г. Майкопа.
Урок 23-24. Культура ислама. Духовные святыни Адыгеи.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть – часть исламской культуры.
Урок 25-26. Культура иудаизма.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий Завет. Тора – Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Урок 27-28. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 4 ч.
Урок 29-30. Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия.
Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей-заповедник «Царское село».
Урок 31. Хранить память предков.
Хранение памяти предков – забота всех поколений.
Урок 32. Благотворительность в истории России.
Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.
Раздел 5. Твой духовный мир –2 ч.
Урок 33. Твое образование и интересы, культура поведения и нравственные качества.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение – важная часть культуры человека. Многообразные интересы человека. Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.
Урок 34. Диалог культур и поколений (урок обобщения).
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | В мире культуры | 4 |
2 | Нравственные ценности Россиийского народа | 14 |
3 | Религия и культура | 10 |
4 | Как сохранить духовные ценности | 4 |
5 | Твой духовный мир | 2 |
Итого: | 34 |
Приложение 1
Календарно – тематический план. ОДНКНР 5 класс
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Величие многонациональной российской культуры | Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» | 06.09 | |
2 | Величие многонациональной российской культуры | Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта», «Справедливость» | 13.09 | |
3 | Человек – творец и носитель культуры | Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России | 20.09 | |
4 | Законы нравственности – часть культуры общества | Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России | 27.09 | |
5 | «Береги землю родимую, как мать любимую» | Ответить на вопросы | 04.10 | |
6 | Жизнь ратными подвигами полна. | Ответить на вопросы | 11.10 | |
7 | Жизнь ратными подвигами полна | Ответить на вопросы | 18.10 | |
8 | В труде - красота человека | Ответить на вопросы | 25.10 | |
9 | Плод добрых трудов славен | Объяснить значение пословиц | 01.11 | |
10 | Люди труда | Объяснить значение пословиц | 15.11 | |
11 | Люди труда | Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде | 22.11 | |
12 | Бережное отношение к природе | Ответить на вопросы, сообщение о заповеднике | 29.11 | |
13 | Семья – хранитель духовных ценностей | Готовить проекты о семейных праздниках | 06.12 | |
14 | Семья – хранитель духовных ценностей | Готовить проекты о семейных праздниках | 13.12 | |
15 | Семья – первый трудовой коллектив | Готовить проекты о семейных праздниках | 20.12 | |
16 | Семейные ценности в разных религиях мира | Подготовить сообщение по теме урока | 27.12 | |
17 | Общее и особенное в семейных отношениях в разных религиях | Подобрать примеры произведений своего народа о нравсвенных качествах человека | 17.01 | |
18 | Любовь- главная духовная ценность в семье | Подобрать примеры произведений своего народа о нравственных качествах человека | 24.01 | |
19 | Роль религии в развитии культуры | Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности | 31.01 | |
20 | Культурное развитие христианской Руси | Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти, честности | 07.02 | |
21 | Духовная православная музыка | Сообщение-презентация о царь-колоколе | 14.02 | |
22 | Духовные святыни Адыгеи. Православные монастыри и храмы Адыгеи | Сообщение-презентация по теме урока | 21.02 | |
23 | Культура ислама | Сообщение-презентация об исламе | 28.02 | |
24 | Культура ислама. Духовные святыни Адыгеи | Сообщение-презентация об исламе | 07.03 | |
25 | Культура иудаизма | Сообщение-презентация об иудаизме | 14.03 | |
26 | Культура иудаизма | Сообщение-презентация об иудаизме | 21.03 | |
27 | Культурные традиции буддизма | Сообщение-презентация о буддизме | 04.04 | |
28 | Культурные традиции буддизма | Сообщение-презентация о буддизме | 11.04 | |
29 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституция РФ о свободе вероисповедания | Сообщение-презентация о храмах, мечетях Республики Адыгея | 18.04 | |
30 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. Восстановление памятников духовного наследия | Сообщение-презентация о храмах, мечетях Республики Адыгея | 25.04 | |
31 | Хранить память предков | Подготовить ответы на вопросы | 02.05 | |
32 | Благотворительность в истории России | Подготовить ответы на вопросы | 16.05 | |
33 | Твое образование и интересы, культура поведения и нравственные качества | Подготовить сообщение о традициях твоей семьи | 23.05 | |
34 | Диалог культур и поколений | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-ых классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: «Основ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур"
рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль "основы мировых религиозных культур" для учителей...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс
Рабочие программы по истории, обществознанию, праву, экономике...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") для 4 класса составлена по учебнику А. Кураева...
Рабочая программа к курсу ОРКСЭ (Основы духовно-нравственной культуры России)
В материале представлена рабочая программа к курсу для 5 класса...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)...