Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
методическая разработка (5 класс) по теме
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православный человек».
2. Развивать умения объяснять связи изучаемых объектов, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с текстом.
3. Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по курсу Основы религиозной культуры и светской этики по теме:
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
(урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
Подготовил: учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 3 города Ершова Саратовской области»
Громадюк Татьяна Николаевна
Ершов, 2012
Урок 2.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православный человек».
Развивать умения объяснять связи изучаемых объектов, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с текстом.
Формировать уважительное отношение к материальным и духовным ценностям, к культурным ценностям прошлого и настоящего.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия : Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.
Техническое оборудование: мультимедийная установка для представления презентаций.
Раздаточный материал: репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А. Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви», текст притчи.
Тип урока: урок по выработке и закреплению умений и навыков с применением ЦОР.
Ход урока:
Организация деятельности учащихся.
Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Примерные вопросы к учащимся:
О чем беседовал с родными и друзьями?
Что нового узнал для себя?
Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?
Формирование и закрепление умений детей работать с текстом, анализировать, делать выводы, высказывать собственные суждения, участвовать в диалоге через знакомство с новым материалом.
Творческие задания на закрепление
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
Задание на дом: Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.
Просмотр презентации на тему «Культура».
Вопросы к презентации:
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Почему место, где мы живем, называется Родина?
- Что сначала означало слово «культура»?
- Человек своим трудом создает культуру: мосты, здания – эта культура называется материальной. А что относится к духовной культуре?
2. Давайте прочитаем маленькую притчу, которая позволит нам понять, что такое «духовность».
3. Давайте в тетради попробуем составить логический ряд: (дух-душа-душевность-духовность)
4. Как вы думаете, что влияет на развитие нашей души? (Воспитание, образование, семья, культура). Если дети сами не ответят, то учитель может дополнить – религия.
5. Просмотр презентации на тему: «Религия».
Вопросы к презентации:
- Что такое религия?
- Кем считают себя люди нашей страны? К какой религии они себя относят?
- Какие мировые религии вы еще знаете?
- Можно ли считать религию частью культуры?
- Почему вы так думаете?
6. Давайте поработаем со словарем и выясним, как словарь толкует нам понятия: христианство, православие, культура, религия.
7. Давайте проведем маленький конкурс «Самый быстрый». В тетради нужно записать по одному предложению со словами: христианство, православие, культура, религия. Тот, кто выполнит это задание быстрее других победит. 3 победителя будут членами жюри в следующем конкурсе.
8. Три победителя внимательно слушают ответы детей и их комментарии, а затем объявляют «Мастеров пера».
9. Чтение по цепочке. Фрагмент текста параграфа:
Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах.
В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:
В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!
Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.
По отчеству зовут даже крестьян.
Черный хлеб любят больше белого.
Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.
И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
Вопросы:
- Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?
- Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?
Работа на закрепление полученных представлений.
Презентация № 3.
Вопросы в слайдах презентации.
Слайд 1.
- Попробуйте отобрать полезное для культуры нашей Родины. При работе с данным слайдом понятия зла будут выброшены в мусор по щелчку.
(Аккуратность, любовь к Родине, драка, уважение к родителям, предательство, вежливость, дружба, пьянство, милосердие, бескорыстие, православие, грубость, жадность, преступность)
Вы выбрали добро и выбросили зло.
Слайд 2
- Кто дает нам представления о добре и зле?
- Почему нужно беречь традиции? Как можно беречь традиции?
- В теме нашего урока понятия религия и культура находятся по - соседству, как вы думаете – это правильно?
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
Что ты расскажешь членам своей семьи об особенностях восточного христианства?
Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятий культура и религия?
11. Задание на дом: Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс
Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...
Авторская разработка "Рабочая тетрадь по основам православной культуры к учебнику А.В. Кураева. 4 класс". Победитель муниципального конкурса "Сельский учитель" 2013 год
Рабочая тетрадь разработана по учебнику А.В. Кураева и адресована учащимся 4-х классов, учителям, изучающим курс «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках модуля «Основы православной куль...
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...
конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ (модуль православная культура) 4 класс
Третий год преподаю в 4 классе ОРКСЭ (модуль православная культура). Предмет для учащихся начальной школы новый, сложный, поэтому стараюсь учебный материал представить интересным, доступным. Использую...
Урок ОРКСЭ, Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.
Разработка посвящена формированию первичных представлений об иудаизме как национальной религии, месту иудаизма в системе мировых религий....
Урок по теме «Модуль числа» (математика 6 класс, учебник Н.Я.Виленкина)
Тип урока: Урок «открытия нового знания».Тема урока: Модуль числа.Цели урока:Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов де...
Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...