Элективный курс "По законам красоты"
элективный курс по мхк (9 класс) на тему
Элективный курс для 9 классов по "Искусству"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_pozakonam_krasoty_mou_sosh_no7_ispravleno.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рузаевского муниципального района
Программа элективного курса для учащихся 9 классов
По законам красоты
Автор - составитель учитель мировой художественной
культуры и музыки МБОУ «СОШ №7»
Крылова Яна Юрьевна
2014 г.
Программа элективного курса для учащихся 9 классов
«По законам красоты»
Пояснительная записка.
Изучение теории и практики архитектуры как ядра мировой художественной культуры и строительной технологии способствует формированию устойчивой потребности в расширении знаний в этой области, превращению их в часть своего духовного мира, вырабатывает способность воспринимать свою национальную архитектуру сквозь призму мировой архитектуры в единстве ее этнокультурного многообразия и одновременно в сравнении технологических, конструктивных и функциональных достижений, созданных разными народами, а также более качественно оценивать уникальность и неповторимость архитектуры.
Элективный курс «По законам красоты» дает возможность познакомить школьников с историей профессии, с ее основами; проследить ее развитие, связь с социальным строем и техническим уровнем развития общества; познакомиться с языком архитектуры, научиться чувствовать и понимать величие творений зодчих, знакомит с выдающимися архитекторами и их творениями.
Изучение данного курса создает широкий фронт для познания, самостоятельной деятельности и реализации творческого потенциала учащихся. Это, в свою очередь, обуславливает развитие способностей к анализу и синтезу, а также активизации их способности оперативного ориентирования в информационном потоке, критического усвоения и отбора информации.
Курс «По законам красоты» является «надпредметным», расширяет базовый курс мировой художественной культуры, где наряду с целью формирования духовного мира школьника, его нравственности, эстетической восприимчивости, в особо ответственный возрастной период развития – период перехода к самостоятельности, ведется подготовка школьников к выбору своего профессионального пути в жизни.
На базе изученного материала за предыдущие годы (изобразительное искусство, элементы культурологии на уроках истории, техническая графика – черчение, технология), накопленного теоретического и практического багажа учащиеся получают представление:
- о сложности современного зодчества;
- о роли архитектуры в обществе, ее значении в общественной и личной жизни человека;
- о роли архитектуры в формировании духовного облика человека, совершенствовании его интеллектуальных и социальных качеств;
- о технической стороне архитектурных проектов.
Сегодняшний человек существует в насыщенном и изменившемся визуальном пространстве. Зрительные образы обступают человека со всех сторон, активно формируя его сознание и духовный мир, неся с собой не только истинное искусство, но и антиискусство, безвкусицу. Подросток должен войти в этот мир духовно и эстетически, подготовленным, умеющим противостоять этому потоку, выделять в нем достойное и художественное. Данный курс отвечает этой потребности.
Об архитектуре сложно говорить без иллюстраций, видеофрагментов, интерактивного погружения в пространство городов, зданий, конструкций. Поэтому для проведения уроков по данному курсу необходима техническая оснащенность кабинета компьютером, телевизором и проекционной аппаратурой. Процесс обучения строится на разнообразии форм и методов и иллюстрируется разнообразными дидактическими материалами. Содержание курса обуславливает необходимость использования максимально разнообразных занятий с использованием активных форм обучения (беседы, семинары, групповые и коллективные работы, проектная деятельность, уроки-путешествия, уроки воображения, уроки-экскурсии).
Интегрированность курса определяет активное использование межпредметных связей: история, мировая художественная культура, география, физика, изобразительное искусство, черчение.
Основная цель курса - показать учащимся возможность развития их творческих способностей, побудить их к творческой активности, в результате помочь подросткам сформировать эстетический вкус и интерес к миру архитектуры.
Задачи курса:
- способствовать трудовому воспитанию школьников, ориентации на будущие профессии, связанные с техникой, с конструированием, с проектированием, строительной деятельностью;
- дать школьникам основные знания об архитектуре как специфической художественно-пространственной, конструкторской деятельности человека;
- познакомить с выдающимися архитекторами и их творениями;
- формировать сознательное отношение к такой проблеме сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры;
- научить учащихся воспринимать архитектуру как сложный и многогранный вид человеческой деятельности;
- пробудить стремление учащихся, к созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и культурной среды;
- способствовать формированию у них пространственных представлений, творческого воображения, эстетического восприятия и вкуса, художественно-конструкторских способностей.
Настоящая программа элективного курса «По законам красоты» предназначена для учащихся 9 классов средних общеобразовательных школ и рассчитана на 15 часов учебных занятий.
Учебно – тематический план
элективного курса для учащихся 9 классов
«По законам красоты»
№ п/п | Тема | Количество часов |
I Раздел Введение в понятие «Архитектура» | ||
1 | Что такое архитектура? | 1 |
2 | Возникновение архитектуры | 2 |
3 | История профессии | 2 |
4 | Польза, прочность, красота в архитектуре | 1 |
5 | Архитектура и техника | 1 |
II Раздел Виды архитектуры | ||
6 | В союзе с живой природой | 1 |
7 | Градостроение | 1 |
8 | Ландшафтная архитектура | 2 |
III Раздел Знаменитые архитекторы | ||
9 | Знаменитые архитекторы: Ле Корбюзье | 1 |
10 | Знаменитые архитекторы: Чарльз Макинтош | 1 |
11 | Знаменитые архитекторы: Антонио Гауди | 1 |
12 | Круглый стол «Архитектура ждет молодых» | 1 |
Всего: | 15 |
Содержание программы
элективного курса для учащихся 9 классов
«По законам красоты»
I Раздел Введение в понятие «Архитектура»
Что такое архитектура? (1 ч.)
Что такое архитектура? Язык архитектуры – язык образов. Архитектура – это образ времени и образ истории. Неотделимость архитектуры от практических потребностей человека. Архитектура – пространственное искусство. Тектоника. Пространство и тектоника – главные композиционно – выразительные средства архитектуры. Три основных вида архитектуры. Как обозначить черту, за которой простое строительство превращается в архитектуру?
Использование ИКТ (презентация):
Пирамиды Египта, Акрополь, Московской кремль, Санкт – Петербург. Внешний вид и интерьер романских и готических храмов Западной Европы. Церковь Покрова на Нерли, Индийские храмы и дворцы, храмы Новгорода, деревянное зодчество. Обычные типовые дома 60-70 годов, постройки гаражей.
Возникновение архитектуры (2 ч.)
Первые жилые постройки человека, «родезийский дом», археологическое открытие в 1908 году на Украине. Мегалиты: менгиры, дольмены, кромлехи – свидетельство развития материальной и духовной культуры, первые носители архитектуры. От «шалаша до квартиры» - дом в Месопотамии, Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Помпеях, жилища разных народов мира (юрта, иглу, чум, яранга, изба).
Использование ИКТ (презентация):
Различные виды мегалитов на территории Франции, Алжира, России, Стоунхендж. Различные виды домов древности, а также дома разных народов мира.
История профессии (2 ч.)
Возникновение слов «архитектор», «зодчий». Имхотеп – самой первый архитектор древности. Вехи в истории профессии: развитие профессии архитектора от Древнего Египта до XVII века – создания во Франции Академии Архитектуры. Роль архитектуры в преобразованиях Петра I, первый российский архитектор М.Г. Земцов. От опыта и интуиции к научным знаниям, профессиональные секреты в письменных источниках. Древнейшие помощники строителя – циркуль, линейка, ластик, угломер. В современной архитектурной мастерской. Современный архитектор – «дирижер и художественный руководитель оркестра» специалистов различного профиля. Методика архитектурного проектирования. Эскиз – основа разработки технического проекта.
Использование ИКТ (презентация):
Сообщение учащихся: Кто такой Имхотеп? М.Г. Земцов – первый российский архитектор.
Польза, прочность, красота в архитектуре (1ч.)
Прочность – непременное условие для сооружений. Различные точки зрения на взаимосвязь пользы и красоты в архитектуре. Польза материальная (утилитарная), польза духовная (утилитарно бесполезная). Понятие целесообразности в архитектуре. «Красота – капитал, который платит проценты всякий раз, как мы бросаем на нее взгляд».
Использование ИКТ (презентация):
Храмы Египта, Колизей, Собор Парижской Богоматери, Большой театр в Москве, Исаакиевский собор и Петропавловская крепость Санкт – Петербурга, Колонный зал Дома Союзов в Москве.
Архитектура и техника. (1ч.)
Взаимное влияние архитектуры и техники единый созидательный процесс. Различия в развитии техники и архитектуры. «Эволюция» строительных материалов. Развитие техники на службе сохранения сооружений имеющих большую ценность, перенос зданий. Архитектура для строительной техники – предмет ее целенаправленного существования. Строительная техника для архитектуры – средство осуществления архитектурных замыслов.
Использование ИКТ (презентация):
Пантеон в Риме, царский дворец в Пушкине, Здание Моссовета, Глазная клиническая больница в Москве (архитектор М. Казаков).
II раздел Виды архитектуры
В союзе с живой природой (1ч.)
«Здание, есть как бы живое существо, создавая которое следует подражать природе». Практическое использование природных форм. Архитектурная бионика – наука созидательная. Два пути использования законов живой природы: путь творческий, путь копирования. Примеры строительных «чудес». Бионика в архитектуре Антонио Гауди и Бориса Левинзона.
Использование ИКТ (презентация):
Творчество А. Гауди, Борис Левинзон и его проект «дом – дельфин» с интерьером
Исследовательская деятельность:
Парк Гуэля, театр в Сиднее
Градостроение (1ч.)
Архитектура- явление социальное. Архитектура и общество. Что такое город? Из истории градостроительной композиции. Древнейшие города мира - модель мироустройства.
Использование ИКТ (презентация):
Творческое задание: работа в группах по составлению эскиза благоустройства района города (по выбору)
Ландшафтная архитектура (2ч.)
Определение ландшафтной архитектуры. Регулярный парк. Андре Ленотр – создатель французской школы паркового искусства, величайший ландшафтный архитектор XVII века. Версаль. Пейзажный парк Англии. Вильям Кент – основоположник ландшафтных парков Англии. Парк Стоу. Садово – парковое искусство Китая и Японии, пейзажное стилевое направление. Основные принципы садово - паркового искусства Китая и Японии.
Использование ИКТ (презентация):
Садово – парковое искусство Франции, Англии, Павловска, Санкт – Петербурга, Японии, Китая.
Творческое задание:
Эскизное оформление своего домашнего участка или проект нового.
III Раздел Знаменитые архитекторы
Архитектор Ле Корбюзье (1ч.)
Биография. Характеристика творчества архитектора. Эстетика инженера и эстетика архитектора. Три напоминания архитекторам: объем, поверхность, план. «Пять отправных точек современной архитектуры» по Ле Корбюзье. Принципы современной архитектуры в его творчестве. Сооружения Ле Корбюзье.
Использование ИКТ (презентация):
Творчество Ле Корбюзье.
Исследовательская работа:
Вилла Саввой, Франция. Дом Центросоюза в Москве. Жилой дом в Марселе. Капелла в Роншане.
Архитектор Чарльз Макинтош (1ч.)
Биография. Представитель неоромантизма, Макинтош - архитектор, дизайнер, декоратор. Особый стиль Макинтоша – его работы совместили в себе геометрические формы с органическим символическим орнаментом шотландского и английского народного искусства. Три основные области его работ в архитектуре: общественные здания, частные дома и чайные комнаты. Опора в архитектуре на традицию сельского шотландского жилища и так называемый «баронский стиль» средневековых шотландских замков. Идея тотального дизайна: здание со всей его «начинкой», целостный объект, где все элементы в стилевом единстве. Работы Ч. Макинтош.
Использование ИКТ (презентация):
Творчество Ч. Макинтоша.
Исследовательская работа:
Дом Вальтера Блекки в Хелленсбурге
Архитектор Антонио Гауди (1ч.)
Биография. Неповторимость творческого почерка Гауди, использование самых различных стилей и их творческая переработка. «Декоративность – начало архитектуры» - творческое кредо Гауди. Раннее творчество в стиле раннего модерна: дом Винсенс, Эль Каприччо, дом Кальвет. Идеи неоготики в творчестве Гауди: епископский дворец в Астога, школа при монастыре Святой Терезы в Барселоне, дом Ботинес. Бионика в архитектуре Гауди: дом Мила, дом Бальо, Собор Святого Семейства, сооружения для семейства Гуэля. «…хочу строить так, как строит природа, лучшие интерьеры - небо и море, а идеальные скульптурные формы – дерево и облака», А. Гауди.
Демонстрация в виде презентации:
Творчество А. Гауди.
Исследовательская работа:
Собор Святого Семейства в Барселоне
Круглый стол «Архитектура ждет молодых. » (1ч.)
Защита проектов, творческих и исследовательских работ.
Рекомендуемая литература для учителя
- Борисовский Г.Б. «Наука, техника, искусство» (мысли о современной архитектуре). М., Наука, 1969г.
- Борисовский Г.Б. «Красота и польза в архитектуре» М., Стройиздат, 1975г.
- Бродский Б.И. «Связь времен» М., Детская литература, 1974г.
- Гильгулин М., Гудкова М. «Наша главная площадь» М., Политиздат, 1966г.
- Гольдштейн А.Ф. «Зодчество» М., Просвещение, 1979г.
- Гутнов А., Глазычев В. «Мир архитектуры. Лицо города» Москва, «Молодая гвардия», 1990г.
- Гутнов А. «Мир архитектуры» Москва, «Молодая гвардия», 1985г.
- Иконников А.В. «Архитектура города» М., Стройиздат, 1977г.
- Ильин М.А. «Москва» М., Искусство, 1970г.
- Искржицкий Г.И., Сычева М.А. «По законам красоты» Москва, «Просвещение», 1981г.
- Лебедев Ю.С. «Архитектура и бионика» М., Стойиздат, 1977г.
- Ле Корбюзье «Архитектура XX века», Москва, «Прогресс», 1977г.
- Любен Иванов Стоичев «Парковое и ландшафтное искусство», София, 1962г.
- Мерзликина М. «Идеальные сады Японии», журнал «Ландшафтный дизайн», №1, 2002г.
- Ожегов С.С. «История ландшафтной архитектуры», Москва, «Стройиздат», 1993г.
Рекомендуемая литература для учащихся
- Андреева М.В. «Рассказы о трех искусствах» (очерки). Л., «Детская литература», 1975.
- Лукьянов Б.Г., «В мире эстетики», Москва, «Просвещение», 1983г.
- Овсянников Ю.М. «Рассказы об архитектуре» М., «Детская литература», 1984г.
- Статья «Дом на Рождество», журнал «Интерьеры» №1, 2004г., о творчестве Б. Левинзона
- Рег Кокс, Нейл Моррис «Семь чудес света - древний мир, средние века, наше время», БММ АО Москва, 1997г.
- Черняк В.З., «Семь чудес света и другие», Москва, «Знание», 1983г.
Электронная библиотека
- Ле Корбюзье – Википедия Microsoft Internet Explorer
- Ле Корбюзье «Градостроительство», «Пять отправных точек современной архитектуры», «Жилой комплекс в Марселе» Microsoft Internet Explorer
- Хворостухина С., «Шедевры Гауди» Microsoft Internet Explorer
- Чарльз Макинтош - Википедия Microsoft Internet Explorer
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗАКОН ДОБРА И КРАСОТЫ»
ЭССЕ. МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ...
Элективный курс "Здоровье красота и химия"
Материал содержит объяснительную записку, тематический план и содержание элективного курса для учащихся 9 классов. А также в качестве примера презентация ученицы "Химия в косметике" В содержании есть ...
Урок в 8 классе "Есть ли у красоты свои законы" по программе "Искусство"
Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство 8 – 9 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой.Тема раздела: «Красота в искусстве и жизни» Тема урока: «Есть ли у красоты свои за...
Программа элективного курса Законы сохранения 9 класс
Данный курс «Законы сохранения» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы,...
Программа элективного курса "Рецепты красоты" 8 класс
Программа курса поможет научить ребят и их родителей с уважением относиться к своему организму, научит самостоятельно оценивать особенности своего развития, а так же определять пути его коррекции, вес...
Элективный курс "Законы физики на производстве"
Элективный курс разработан для учащихся 9 классов....