Элективный курс "Законы физики на производстве"
рабочая программа по физике (9 класс)
Элективный курс разработан для учащихся 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Законы физики на производстве" | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5
«Центр современных индустриальных технологий»
Рассмотрена и рекомендована Координационно-методическим советом Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 «Центр современных индустриальных технологий» Протокол № от . | Согласовано Зам. директора по УВР ____________________ «____» _________ 2019 г | Утверждена приказом от № М.П. |
Рабочая программа
элективного курса "Законы физики на производстве»
(основное общее образование)
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5
«Центр современных индустриальных технологий»
города Рассказово Тамбовской области
на 2019 – 2020 годы
9 класс
г. Рассказово
2019 г
Пояснительная записка
Физика - одна из самых древних наук о природе, содержащая как фундаментальные знания о существовании и развитии материального мира, так и наиболее простые и общие представления об окружающей действительности.
В условиях перехода на профильное обучение в старших классах, возникает необходимость качественного и эффективного проведения предшествующей ей предпрофильной подготовки в 9-м классе, которая должна обеспечить осознанный выбор учащимся соответствующего профиля для дальнейшего обучения.
Данный элективный курс - ориентационный. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах и вызывающие познавательный интерес учащихся. Элективный курс "Законы физики на производстве" поможет ученику увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотнести их с реальными потребностями регионального и местного рынка труда. Программа позволяет школьнику построить индивидуальную образовательную траекторию.
Задачи курса :
образовательные:
1. Формирование умений применять законы физики для объяснения процессов, протекающих в быту, в промышленности .
2. Расширение и углубление представлений о роли механики как одной из естественнонаучных дисциплин.
3.Совершенствование методики проведения эксперимента.
4.Овладение методами научных исследований, освоение способов анализа экспериментальных данных и интерпретации результатов опытов.
развивающие:
1.Развитие познавательной активности и самостоятельности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.
2.Совершенствование навыков работы со справочной и научно-популярной литературой.
воспитательные:
1.Создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора будущего естественнонаучного профиля обучения.
2.Выработка навыков сотрудничества в процессе работы в группах и парах.
3.Развитие коммуникативных навыков, интеллектуальной компетентности учащихся.
4.Воспитание убеждённости в преимуществах здорового образа жизни.
Цели курса:
- создание условий для формирования у учащихся интереса к изучению физики как науки, связанной с изучением природы и дающей знания, которые потом применяются в технике и производстве;
- вызвать интерес у учащихся к техническим профессиям.
Достижение указанных целей подразумевает решение в процессе реализации данной программы, следующих задач:
- выявить физические законы, лежащие в основе создания и эксплуатации технических устройств и сооружений на производстве;
- освоить некоторые методы, применяемые на практике при разработке и оценке качества технических объектов;
- составить целостное представление о взаимном дополнении процессов научного и технического прогресса;
- сформировать положительную мотивацию и устойчивый интерес к физике.
Рабочая программа элективного курса «Законы физики на производстве» разработана для учащихся 9 классов в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Концепцией инновационного образовательного учреждения «Школа - центр современных индустриальных технологий»
Согласно учебному плану на изучение элективного курса отводится
17 часов.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;
- формирование умения работы в группах.
Метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер;
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
познавательные универсальные учебные действия
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия;
- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
коммуникативные универсальные учебные действия
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Предметные
В результате изучения курса учащиеся должны:
- разбираться в устройстве и принципе работы технических объектах;
- выдвигать гипотезы и объясняющие физические явления;
- уметь применять физические законы для объяснения принципа работы технических устройств;
- научиться думать, рассуждать;
- уметь обобщать и делать выводы;
- выступать с сообщениями и докладами.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
• использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Содержание курса
Всего 17 часов
1. Введение (1 ч).
Роль техники в жизни общества и каждого человека. Современное производство.
2. Цикл естественнонаучного познания (3 ч)
Вклад ученых в развитие прикладных наук. Фундаментальные открытия, повлекшие за собой научно-технический прогресс общества. Пути познания мира: от истоков до современности.
Семинар на тему «Великие чудеса техники на производстве»: - наука и промышленность; - космос; - вооружения; - транспорт; - бытовая техника; - медицина.
3. Строительство (6 ч).
Грузоподъемные приспособления и механизмы (краны, подъемники, лебедки, домкраты, тали). Физические принципы строительства (типы фундаментов, стен и перекрытий, подпорки и оттяжки). Нагрузки фундаментов и несущих конструкций.
Экскурсия на Тамбовский завод грузоподъемных машин. ТЗГПМ.
Экскурсия на АО «ТЗ «РЕВТРУД»
4. Приборостроение (6 ч).
Принцип действия лупы, телескопа, микроскопа, оптические устройства. Пилотажно-навигационные приборы. Применение.
Экскурсия на Тамбовский приборостроительный завод.
Экскурсия на Тулиновский приборостроительный завод.
5. Итоговое занятие (1ч)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
Введение | 1 ч | |
1 | Роль техники в жизни общества и каждого человека. Современное производство. . | 1 |
Цикл естественнонаучного познания | 3 ч | |
2 | Вклад ученых в развитие прикладных наук. | 1 |
3 | Фундаментальные открытия, повлекшие за собой научно-технический прогресс общества. | 1 |
4 | Семинар на тему «Великие чудеса техники на производстве» | 1 |
Строительство | 6 ч | |
5 | Грузоподъемные приспособления и механизмы (краны, подъемники, лебедки, домкраты, тали). | 1 |
6 | Основные принципы организации строительства | 1 |
7 | Нагрузки фундаментов и несущих конструкций. | 1 |
8 | Экскурсия на Тамбовский завод грузоподъемных машин. ТЗГПМ. | 1 |
9 | Экскурсия на АО «ТЗ «РЕВТРУД» | 1 |
10 | Отчетное занятие. | |
Приборостроение | 6 ч | |
11 | Принцип действия лупы, телескопа, микроскопа | 1 |
12 | Пилотажно-навигационные приборы. Применение. | 1 |
13 | Медицинская техника. Применение. | 1 |
14 | Экскурсия на Тамбовский приборостроительный завод. | 1 |
15 | Экскурсия на Тулиновский приборостроительный завод. | 1 |
16 | Отчетное занятие. | 1 |
17 | Итоговое занятие | 1 ч |
Всего | 17 ч |
Литература для учителя:
1. Организация профильного обучения в школе. Т.И. Галкина, Н.В. Сухенко.- Ростов - на –Дону, 2006.
2. Межпредметные связи курса физики в средней школе. Ю.И. Дик, И.К.Турышев. – М.: Просвещение, 1987.
3. Формирование представлений о физике как основе техники. Р.Н. Щербаков «Физика в школе. № 5. 2005».
4. Физика и научно технический прогресс. Кн. для учителей, под ред. А.Г. Глазунова, В.Г. Разумовского, В.А. Фабриканта. – М.: Просвещение, 1988.
5. Профессиональная ориентация учащихся на уроках физики. И.А. Карабанов, В.К. Калоша. – Минск: Народная Асвета, 1983.
6. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в старшей школе. Под ред. А.Т. Глазунова, В.А. Фабриканта. – М.: Просвещение, 1985.
7. Экскурсии по физики в средней школе. В.Г. Сердинский. – М.: Просвещение, 1990.
8. Техника на уроках физики. М.М. Маркович, П.Я. Уваров. – М.: Просвещение, 1960.
9. Информация о профессиях и производстве при изучении физики. Журнал «Физика в школе» - М. : Педагогика, 1991.
10. Внеурочная работа по физике. Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1983.
Литература для учащихся:
1. Факультативный курс физики 9 класс. Учебное пособие для учащихся. О.Ф. Кабардин и др. – М.: Просвещение, 1985.
2. Физика – юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения, 8 класс. Сост. М.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1980.
3. Знаете ли вы физику? Я.И. Перельман. – М.: Наука, 1992.
4. Краткий справочник по физике. А.С. Енохович. – М.: Высшая школа, 1985.
5. Физика и творчество в твоей профессии. Т.Е. Гнедина – М.: Просвещение, 1988.
6. 100 великих чудес техники. С.А.Мусский. – М.: Вече, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Физика и автомобиль"
В элективном курсе затрагиваются вопросы, которые помогут более осмысленно и грамотно эксплуатировать автомобиль....
Элективный курс "Физика человека"
Содержится программа элективного курса "Физика человека" и рабочая тетрадь к нему....
Элективный курс "Физика в профессиях"
Элективный курс "Физика в профессиях" предназначен для учащихся 8-9 классов, которым предстоит выбрать профиль дальнейшего обучения http://narod.ru/disk/35299038001/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%...
Элективный курс "Физика и опыт"
Курс предпрофильной подготовки для 8,9 классов (16 часов). Включает пояснительную записку, тематический план,теоретический материал, задания, используемую литературу....
разработка занятия по теме "Физика слуха" по програме элективного курса "Физика и медицина"
В разработке представлена методика проведения занятия элективного курса по программе "Физика и медицина",дается обоснование и объяснение влияния звука на здоровье человека.Историчечкие фак...
Программа элективного курса «Химия и производство некоторых неорганических и органических соединений» для учащихся 11-х классов.
Основной целью изучения данного элективного курса является расширение научного кругозора обучающихся профильного класса по химии, оптимизация подготовки обучающихся данного класса в ВУЗы в соответстви...
программа элективного курса " Бизнес и производство"
Цели курса:...