Программа элективного курса "Рецепты красоты" 8 класс
олимпиадные задания по биологии (8 класс) на тему

Елисеева Людмила Александровна

Программа курса поможет научить ребят и их родителей с уважением относиться к своему организму, научит самостоятельно оценивать особенности своего развития, а так же определять пути его коррекции, вести здоровый образ жизни, соблюдать режим труда и отдыха, выработает привычку систематически заниматься физической культурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ФИО автора материала. Елисеева Людмила Александровна
  2. Место работы (название образовательного учреждения), МКОУ «Эртильская СОШ №1» Воронежская область, Эртильский район.
  3. Должность автора: Учитель биологии.

 ПРОГРАММА Элективного КУРСА

«Рецепты красоты»

35 учебных часов

(для учащихся 8 классов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Рецепты красоты»  рассчитана на обучающихся  8 класса, изучающих курс анатомии, физиологии и гигиены человека.

Века меняли эталоны человеческой красоты. Каждый народ , каждая эпоха вкладывала в них свой смысл, придавали свои черты. Восхищаясь утонченной изысканностью ликов красоты всех времен. Сами мы в наш стремительно-деловой век, требующий быстроты, энергии, самостоятельности решений, умения отвечать за себя, хотим видеть в своем современнике человека, способного на труд и борьбу, активно участвующего во всех областях общественной жизни.

Природа по-разному одарила каждого из нас. Однако, нет некрасивых людей. Есть те, которые не хотят быть красивыми. Главное условие привлекательности, стоящее превыше вкусов и мод, - это здоровье. Это стройная фигура , красивая осанка, легкая походка. Умение хорошо держаться, владеть своим телом и своими движениями. Свежая упругая кожа, блестящие, густые, волосы. ясные  глаза. Прибавьте к этому ровное , хорошее настроение, живость, энергию, доброжелательность- разве не назовем мы такого человека красивым, даже если черты его лица и пропорции фигуры далеки от классических канонов. А ведь все перечисленное не дар свыше, а результат воспитания человека, его привычек и образа жизни.

Программа электива поможет научить ребят и их родителей с уважением относиться к своему организму, научит самостоятельно оценивать особенности своего развития, а так же определять пути его коррекции, вести здоровый образ жизни, соблюдать режим труда и отдыха, выработает привычку систематически заниматься физической культурой и спортом.

Элективный курс рассчитан на 35 часов. Содержание курса отличается глубиной, использованием дополнительного материала, практическими знаниями, направленными на укрепление здоровья .  Курс предусматривает работу  с дополнительной литературой, периодикой, интернет -ресурсами, составление презентаций, проектно-исследовательскую деятельность, способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности.

Обучающиеся найдут ответы на многие вопросы: почему целителен свежий воздух, насколько важен нормальный сон, как закаливать организм, в чем состоит рациональное питание, каким должен быть режим труда и отдыха, в чем состоит лечебная и здоровая сила мускульных  движений….

В ходе работы проводятся практические и лабораторные работы. Предполагается проведение социологического исследования среди обучающихся школы и местного населения.

Цели курса:

-Пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к собственному здоровью благодаря углублению знаний по анатомии, физиологии и гигиены человека.

-Создание условий для формирования и развития у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результат наблюдений, выдвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

-Развивать интерес к предмету.

Задачи курса:

-Воспитывать в детях потребность быть здоровыми.

-Научить ухаживать за своим телом, избегать болезней, повысить иммунитет.

-Выработать убеждение обучающихся в негативном воздействии на организм таких веществ как табачный дым, алкоголь, наркотики.

Обучающиеся

должны знать:

-факторы формирующие здоровье

-факторы разрушающие здоровье

-взаимосвязь строения и функций организма

-причины нарушения функций организма

-последствия нарушений и возможность их устранения

-отрицательное воздействие на организм вредных привычек

-правила гигиены, сохраняющие здоровье человека

должны уметь:

- избегать стрессовых ситуаций, плохого настроения

-учиться рефлексии и навыкам укрепления и улучшения своего здоровья

-наблюдать и контролировать реакцию человека на различные экстремальные условия

-предотвращать по возможности их негативные последствия

-выявлять и устранять факторы отрицательно влияющие на организм

-составлять программу собственного индивидуального развития, сопоставимую с возрастом

-ставить простейшие опыты

-проводить анализ и формулировать выводы

 Формы и методы работы:

 интерактивные лекции, дискуссии, беседы ;

 работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, составление логических схем и таблиц);

 изучение статистических материалов

 изучение материалов СМИ, Интернет-материалов

 проведение социологических исследований;

 практические занятия и лабораторные работы;

 выполнение творческих работ (рефератов, докладов, мультимедийных презентаций, плакатов);

 учебное проектирование.

Форма итоговой аттестации по курсу – оценка по итогам курса складывается из следующих результатов:

 активная работа на занятиях;

 участие в школьных, городских и региональных мероприятиях и конкурсах по биологии;

 решение практических учебных задач;

успешное выполнение итогового тестового задания

Содержание программы.

  1. Вводные занятия(2ч)

 Понятие красоты. Эталоны красоты. Критерии красоты в мире. Древний Египет, Древний Китай, Древняя Греция, Средневековье, Возрождение , 18-20 века, наши дни.

  1. Раздел 1(5ч) Опорно-двигательный аппарат.

Опорно-двигательный аппарат. Красота тела и физическая активность. Формирование осанки. Влияние гимнастики, спорта и ходьбы пешком на организм. Предупреждение плоскостопия. Последствия гиподинамии. Особенности физической культуры школьников, связанные с возрастом. Заболевания костно-мышечного аппарата. Комплексы специальных упражнений для исправления дефектов фигуры.

  1. Раздел 2(4ч.) Кожа.

Красивая кожа - здоровая кожа. Функции кожи. Причины нарушений кожных покровов и повреждений кожи. Кожные заболевания и их профилактика. Гнойничковые поражения кожи. Угревая сыпь. Как ухаживать за кожей, волосами и ногтями. Типы кожи и соответствующий уход. Строение и функционирование сальных и потовых желез. Гимнастика лица. Веснушки и пигментные пятна. Гигиена одежды и обуви. Что такое мода.

  1. Раздел 3(3 ч.) Зрение.

Орган зрения. Строение зрительного анализатора. Красота глаз. Защитный аппарат глаза. Что такое слезы.  Светоощущения и цветоощущения. Дальтонизм. Влияние цвета на организм. Цветное видение человека и различных животных. Дефекты зрения. Близорукость и дальнозоркость. Слепота и ее причины. Гимнастика для глаз. Что такое косметика.

  1. Раздел 4 (7 ч.) Пищеварение.

Влияние правильного питания и состояния пищеварительной системы на здоровье и внешность. Понятие красивой фигуры в разное время и в разных странах. Гигиена питания. Что такое меню. Составление меню. Виды диет и их последствия. Ротовая полость и уход за ртом. Пищевые отравления. Инфекционные и неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта. Гельминтозы. Генно-модифицированные добавки и наличие их в продуктах питания. Классификация витаминов. Авитаминозы, гипо и гипервитаминозы.

  1. Раздел 5 (5 ч.) Сердечно-сосудистая система.

Сердечно-сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния человека. Сердце тренированного и нетренированного человека. Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии. Лабораторная работа: Изучение строения сердечной мышцы под микроскопом. Практическая работа :  Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа.  Сердечно-сосудистые  заболевания. Практическая работа: Измерение артериального давления и пульса  .  Влияние никотина, наркотиков и алкоголя на работу сердечно-сосудистой системы и внешний облик человека.

  1. Раздел 6 (3ч) Нервная система.

Мозг и здоровье человека. Понятие психического здоровья. Влияние печали и страха на организм. Наше здоровье в наших руках. Красота души. Нервны и психические заболевания. Что такое сон и сновидения. Здоровый сон, значение полноценного сна для организма. Режим дня.

  1. Раздел 7 (2ч.)

Работа над проектами.

      9.Итоговые занятия (3 часа)

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема занятий

Форма занятий

1

Введение. Понятие красоты. Эталоны красоты.

Вводная лекция с элементами беседы

2

Внешность и здоровье превыше вкусов и мод. Тест «Мое здоровье»

Рассказ учителя. Беседа.

Презентация.

3-4

Пропорции тела. Практическая работа «Определение своего типа телосложения»

Беседа. Практическая работа.

Как сохранить стройную фигуру. Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Лабораторные работы : «Просмотр препарата поперечнополосатой ткани под микроскопом», «Измерение силы с помощью ручного динамометра»

Рассказ. Беседа. Лабораторная работа.

5

«Кисейные барышни» и национальный идеал русской женщины. Практическая работа: «Определение гибкости позвоночника. Выявление нарушения осанки и сохранение ее при стоянии и в положении сидя»

Работа по мини проектам. Анкета.

6

Семинар : «Заболевания костно-мышечного аппарата

Беседа. Сообщения.

7

Красивые ноги и походка. Комплекс упражнений предупреждающий плоскостопие.

Рассказ.  Дискуссия.

8

Красивая Кожа- здоровая кожа. Кожные заболевания и их профилактика. Практическая работа «Исследуйте свои ногти»

Деловая игра. Презентации, рефераты. Практическая работа.

9

Уход за кожей. Лабораторная работа : « Определение типов кожи на разных участках лица» «изучение сальных и потовых желез, моющих свойств кожи.»

Рассказ. Беседа. Лабораторная работа.

10

Солнце, воздух и вода.

Рассказ, беседа. Исследовательская работа. Анкета.

11

Гигиена и мода. Что мы носим и обуваем.

Работа с мини проектами. Самопрезентации.

12

О красоте глаз. Защита глаз. Цветоощущения. Влияние цвета на организм.

Лекция. Исследовательская работа. Рефераты.

13

Дефекты и заболевания органа зрения.

Лекция. Исследовательская работа. Рефераты.

14

Гигиена зрения. Косметика.

Сообщения с презентацией.

15

Красивая фигура. Рацион и режим питания.

Рассказ. Беседа. Анкета

16

Диеты и их значение для организма.

Семинар.

17

Уход за полостью рта. Как пользоваться зубной щеткой и зубной нитью.

Лекция. Презентация.

18-19

Чем мы питаемся.

Практическая работа : «Составление меню.» Исследование питания и здоровья учащихся школы.

Практическая работа

20

Заболевания пищеварительной системы

Семинар.

21

Практическая работа : «Е в продуктах питания.» Санитарная проверка продуктов питания. Наличие генно-модифицированных добавок»

Практическая работа

22

Красота и витамины.

Лекция, беседа.

23

Сердечно-сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния человека.

Лекция, презентация.

24

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Практическая работа : «Измерение артериального давления и пульса»

Беседа. Сообщения. Практическая работа.

25

Вред курения.

Семинар.

26

«Золотые» сны от которых не просыпаются. О вреде наркотиков.

Лекция. Презентация

27

Поговорим об алкоголе.

Семинар.

28

Мозг и здоровье человека. Печаль и страх подтачивают здоровье.

Лекция

29

Сон необходим организму. Как и сколько мы спим. Режим дня.

Исследовательская работа. Проекты.

30

Профилактика нервных и психических заболеваний.

Семинар.

31-32

«Что значит быть красивым» конструируем организм.

Защита проектов.

33

Подведение итогов

34

Тестирование

35

Резервное время.

Исследовательские проекты.

  1. Состояние возрастного соотношения веса и роста подростов.
  2. Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня.
  3. Влияние эмоций на состояние здоровья
  4. Выявление нарушений осанки детей школьного возраста.
  5. Влияние закаливания на организм.
  6. Дефекты и заболевания органов зрения учащихся.
  7. Полноценный сон и здоровье.

Примерные темы рефератов.

1.Красота как биологическая целесообразность.

2.Болезни опорно-двигательного аппарата.

3.Красивая кожа- здоровая кожа.

4.Мифы о наркомании.

5.Человек и окружающая среда.

6.Икусственная реконструкция человека.

7.Алкоголь, мы и наше потомство.

8. Закаливание и его влияние на здоровье.

9.Социальная роль женщины в современном обществе.

10.Влияние окружающей среды на здоровье человека.

11.Вредные привычки и их влияние на здоровье.

12 Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.

13 Курение-фактор риска.

14 Подлинные и мнимые ценности.

Литература

Колесов Д.В., Маш Р.Д. "Основы гигиены и санитарии" М, Просвещение 1989г.

"Физкультура и спорт" за 1985 -1988 годы.

Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я., "Путь к здоровью и долголетию", М,

"Знание" 1989г.

В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко «Мозг, обучение, здоровье»

Книга для учителя Москва «Просвещение»1989г

К.Р.Аствацатуров, И.И. Кольгуненко «Косметика для всех»

Научно-популярная медицинская литература

Издательство: Издательство ЛФЭИ 1991

В.А.Кудашева «Чудесная диета или как стать сройным»

Москва «Просвещение»1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».

Курс «Графические редакторы» является предметным  элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...