Программа элективного курса "Рецепты красоты" 8 класс
олимпиадные задания по биологии (8 класс) на тему
Программа курса поможет научить ребят и их родителей с уважением относиться к своему организму, научит самостоятельно оценивать особенности своего развития, а так же определять пути его коррекции, вести здоровый образ жизни, соблюдать режим труда и отдыха, выработает привычку систематически заниматься физической культурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
- ФИО автора материала. Елисеева Людмила Александровна
- Место работы (название образовательного учреждения), МКОУ «Эртильская СОШ №1» Воронежская область, Эртильский район.
- Должность автора: Учитель биологии.
ПРОГРАММА Элективного КУРСА
«Рецепты красоты»
35 учебных часов
(для учащихся 8 классов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Рецепты красоты» рассчитана на обучающихся 8 класса, изучающих курс анатомии, физиологии и гигиены человека.
Века меняли эталоны человеческой красоты. Каждый народ , каждая эпоха вкладывала в них свой смысл, придавали свои черты. Восхищаясь утонченной изысканностью ликов красоты всех времен. Сами мы в наш стремительно-деловой век, требующий быстроты, энергии, самостоятельности решений, умения отвечать за себя, хотим видеть в своем современнике человека, способного на труд и борьбу, активно участвующего во всех областях общественной жизни.
Природа по-разному одарила каждого из нас. Однако, нет некрасивых людей. Есть те, которые не хотят быть красивыми. Главное условие привлекательности, стоящее превыше вкусов и мод, - это здоровье. Это стройная фигура , красивая осанка, легкая походка. Умение хорошо держаться, владеть своим телом и своими движениями. Свежая упругая кожа, блестящие, густые, волосы. ясные глаза. Прибавьте к этому ровное , хорошее настроение, живость, энергию, доброжелательность- разве не назовем мы такого человека красивым, даже если черты его лица и пропорции фигуры далеки от классических канонов. А ведь все перечисленное не дар свыше, а результат воспитания человека, его привычек и образа жизни.
Программа электива поможет научить ребят и их родителей с уважением относиться к своему организму, научит самостоятельно оценивать особенности своего развития, а так же определять пути его коррекции, вести здоровый образ жизни, соблюдать режим труда и отдыха, выработает привычку систематически заниматься физической культурой и спортом.
Элективный курс рассчитан на 35 часов. Содержание курса отличается глубиной, использованием дополнительного материала, практическими знаниями, направленными на укрепление здоровья . Курс предусматривает работу с дополнительной литературой, периодикой, интернет -ресурсами, составление презентаций, проектно-исследовательскую деятельность, способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности.
Обучающиеся найдут ответы на многие вопросы: почему целителен свежий воздух, насколько важен нормальный сон, как закаливать организм, в чем состоит рациональное питание, каким должен быть режим труда и отдыха, в чем состоит лечебная и здоровая сила мускульных движений….
В ходе работы проводятся практические и лабораторные работы. Предполагается проведение социологического исследования среди обучающихся школы и местного населения.
Цели курса:
-Пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к собственному здоровью благодаря углублению знаний по анатомии, физиологии и гигиены человека.
-Создание условий для формирования и развития у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результат наблюдений, выдвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
-Развивать интерес к предмету.
Задачи курса:
-Воспитывать в детях потребность быть здоровыми.
-Научить ухаживать за своим телом, избегать болезней, повысить иммунитет.
-Выработать убеждение обучающихся в негативном воздействии на организм таких веществ как табачный дым, алкоголь, наркотики.
Обучающиеся
должны знать:
-факторы формирующие здоровье
-факторы разрушающие здоровье
-взаимосвязь строения и функций организма
-причины нарушения функций организма
-последствия нарушений и возможность их устранения
-отрицательное воздействие на организм вредных привычек
-правила гигиены, сохраняющие здоровье человека
должны уметь:
- избегать стрессовых ситуаций, плохого настроения
-учиться рефлексии и навыкам укрепления и улучшения своего здоровья
-наблюдать и контролировать реакцию человека на различные экстремальные условия
-предотвращать по возможности их негативные последствия
-выявлять и устранять факторы отрицательно влияющие на организм
-составлять программу собственного индивидуального развития, сопоставимую с возрастом
-ставить простейшие опыты
-проводить анализ и формулировать выводы
Формы и методы работы:
интерактивные лекции, дискуссии, беседы ;
работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, составление логических схем и таблиц);
изучение статистических материалов
изучение материалов СМИ, Интернет-материалов
проведение социологических исследований;
практические занятия и лабораторные работы;
выполнение творческих работ (рефератов, докладов, мультимедийных презентаций, плакатов);
учебное проектирование.
Форма итоговой аттестации по курсу – оценка по итогам курса складывается из следующих результатов:
активная работа на занятиях;
участие в школьных, городских и региональных мероприятиях и конкурсах по биологии;
решение практических учебных задач;
успешное выполнение итогового тестового задания
Содержание программы.
- Вводные занятия(2ч)
Понятие красоты. Эталоны красоты. Критерии красоты в мире. Древний Египет, Древний Китай, Древняя Греция, Средневековье, Возрождение , 18-20 века, наши дни.
- Раздел 1(5ч) Опорно-двигательный аппарат.
Опорно-двигательный аппарат. Красота тела и физическая активность. Формирование осанки. Влияние гимнастики, спорта и ходьбы пешком на организм. Предупреждение плоскостопия. Последствия гиподинамии. Особенности физической культуры школьников, связанные с возрастом. Заболевания костно-мышечного аппарата. Комплексы специальных упражнений для исправления дефектов фигуры.
- Раздел 2(4ч.) Кожа.
Красивая кожа - здоровая кожа. Функции кожи. Причины нарушений кожных покровов и повреждений кожи. Кожные заболевания и их профилактика. Гнойничковые поражения кожи. Угревая сыпь. Как ухаживать за кожей, волосами и ногтями. Типы кожи и соответствующий уход. Строение и функционирование сальных и потовых желез. Гимнастика лица. Веснушки и пигментные пятна. Гигиена одежды и обуви. Что такое мода.
- Раздел 3(3 ч.) Зрение.
Орган зрения. Строение зрительного анализатора. Красота глаз. Защитный аппарат глаза. Что такое слезы. Светоощущения и цветоощущения. Дальтонизм. Влияние цвета на организм. Цветное видение человека и различных животных. Дефекты зрения. Близорукость и дальнозоркость. Слепота и ее причины. Гимнастика для глаз. Что такое косметика.
- Раздел 4 (7 ч.) Пищеварение.
Влияние правильного питания и состояния пищеварительной системы на здоровье и внешность. Понятие красивой фигуры в разное время и в разных странах. Гигиена питания. Что такое меню. Составление меню. Виды диет и их последствия. Ротовая полость и уход за ртом. Пищевые отравления. Инфекционные и неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта. Гельминтозы. Генно-модифицированные добавки и наличие их в продуктах питания. Классификация витаминов. Авитаминозы, гипо и гипервитаминозы.
- Раздел 5 (5 ч.) Сердечно-сосудистая система.
Сердечно-сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния человека. Сердце тренированного и нетренированного человека. Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии. Лабораторная работа: Изучение строения сердечной мышцы под микроскопом. Практическая работа : Измерение скорости кровенаполнения капилляров ногтевого ложа. Сердечно-сосудистые заболевания. Практическая работа: Измерение артериального давления и пульса . Влияние никотина, наркотиков и алкоголя на работу сердечно-сосудистой системы и внешний облик человека.
- Раздел 6 (3ч) Нервная система.
Мозг и здоровье человека. Понятие психического здоровья. Влияние печали и страха на организм. Наше здоровье в наших руках. Красота души. Нервны и психические заболевания. Что такое сон и сновидения. Здоровый сон, значение полноценного сна для организма. Режим дня.
- Раздел 7 (2ч.)
Работа над проектами.
9.Итоговые занятия (3 часа)
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема занятий | Форма занятий |
1 | Введение. Понятие красоты. Эталоны красоты. | Вводная лекция с элементами беседы | |
2 | Внешность и здоровье превыше вкусов и мод. Тест «Мое здоровье» | Рассказ учителя. Беседа. Презентация. | |
3-4 | Пропорции тела. Практическая работа «Определение своего типа телосложения» | Беседа. Практическая работа. | |
Как сохранить стройную фигуру. Роль двигательной активности в сохранении здоровья. Лабораторные работы : «Просмотр препарата поперечнополосатой ткани под микроскопом», «Измерение силы с помощью ручного динамометра» | Рассказ. Беседа. Лабораторная работа. | ||
5 | «Кисейные барышни» и национальный идеал русской женщины. Практическая работа: «Определение гибкости позвоночника. Выявление нарушения осанки и сохранение ее при стоянии и в положении сидя» | Работа по мини проектам. Анкета. | |
6 | Семинар : «Заболевания костно-мышечного аппарата | Беседа. Сообщения. | |
7 | Красивые ноги и походка. Комплекс упражнений предупреждающий плоскостопие. | Рассказ. Дискуссия. | |
8 | Красивая Кожа- здоровая кожа. Кожные заболевания и их профилактика. Практическая работа «Исследуйте свои ногти» | Деловая игра. Презентации, рефераты. Практическая работа. | |
9 | Уход за кожей. Лабораторная работа : « Определение типов кожи на разных участках лица» «изучение сальных и потовых желез, моющих свойств кожи.» | Рассказ. Беседа. Лабораторная работа. | |
10 | Солнце, воздух и вода. | Рассказ, беседа. Исследовательская работа. Анкета. | |
11 | Гигиена и мода. Что мы носим и обуваем. | Работа с мини проектами. Самопрезентации. | |
12 | О красоте глаз. Защита глаз. Цветоощущения. Влияние цвета на организм. | Лекция. Исследовательская работа. Рефераты. | |
13 | Дефекты и заболевания органа зрения. | Лекция. Исследовательская работа. Рефераты. | |
14 | Гигиена зрения. Косметика. | Сообщения с презентацией. | |
15 | Красивая фигура. Рацион и режим питания. | Рассказ. Беседа. Анкета | |
16 | Диеты и их значение для организма. | Семинар. | |
17 | Уход за полостью рта. Как пользоваться зубной щеткой и зубной нитью. | Лекция. Презентация. | |
18-19 | Чем мы питаемся. Практическая работа : «Составление меню.» Исследование питания и здоровья учащихся школы. | Практическая работа | |
20 | Заболевания пищеварительной системы | Семинар. | |
21 | Практическая работа : «Е в продуктах питания.» Санитарная проверка продуктов питания. Наличие генно-модифицированных добавок» | Практическая работа | |
22 | Красота и витамины. | Лекция, беседа. | |
23 | Сердечно-сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния человека. | Лекция, презентация. | |
24 | Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Практическая работа : «Измерение артериального давления и пульса» | Беседа. Сообщения. Практическая работа. | |
25 | Вред курения. | Семинар. | |
26 | «Золотые» сны от которых не просыпаются. О вреде наркотиков. | Лекция. Презентация | |
27 | Поговорим об алкоголе. | Семинар. | |
28 | Мозг и здоровье человека. Печаль и страх подтачивают здоровье. | Лекция | |
29 | Сон необходим организму. Как и сколько мы спим. Режим дня. | Исследовательская работа. Проекты. | |
30 | Профилактика нервных и психических заболеваний. | Семинар. | |
31-32 | «Что значит быть красивым» конструируем организм. | Защита проектов. | |
33 | Подведение итогов | ||
34 | Тестирование | ||
35 | Резервное время. | ||
Исследовательские проекты.
- Состояние возрастного соотношения веса и роста подростов.
- Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня.
- Влияние эмоций на состояние здоровья
- Выявление нарушений осанки детей школьного возраста.
- Влияние закаливания на организм.
- Дефекты и заболевания органов зрения учащихся.
- Полноценный сон и здоровье.
Примерные темы рефератов.
1.Красота как биологическая целесообразность.
2.Болезни опорно-двигательного аппарата.
3.Красивая кожа- здоровая кожа.
4.Мифы о наркомании.
5.Человек и окружающая среда.
6.Икусственная реконструкция человека.
7.Алкоголь, мы и наше потомство.
8. Закаливание и его влияние на здоровье.
9.Социальная роль женщины в современном обществе.
10.Влияние окружающей среды на здоровье человека.
11.Вредные привычки и их влияние на здоровье.
12 Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.
13 Курение-фактор риска.
14 Подлинные и мнимые ценности.
Литература
Колесов Д.В., Маш Р.Д. "Основы гигиены и санитарии" М, Просвещение 1989г.
"Физкультура и спорт" за 1985 -1988 годы.
Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я., "Путь к здоровью и долголетию", М,
"Знание" 1989г.
В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко «Мозг, обучение, здоровье»
Книга для учителя Москва «Просвещение»1989г
К.Р.Аствацатуров, И.И. Кольгуненко «Косметика для всех»
Научно-популярная медицинская литература
Издательство: Издательство ЛФЭИ 1991
В.А.Кудашева «Чудесная диета или как стать сройным»
Москва «Просвещение»1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса 9 класса
Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс
Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Программа элективного курса 9 класса. Химические вещества в повседневной жизни.
Химические вещества в повседневной жизни...
Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"
Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...
Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».
Курс «Графические редакторы» является предметным элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...