Конспект урока и презентация по теме "Искусство Великого Новгорода" в 10 классе
методическая разработка по мхк (10 класс) на тему
Материал содержит конспект урока, презентацию по теме "Искусство Великого Новгорода" в 10 классе и приложение с репродукциями для самостоятельной работы (программа Г.И.Даниловой "Мировая художественная культура")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_velikogo_novgoroda.rar | 982.48 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Тема: Искусство Великого Новгорода.
Цель: Знакомство с творчеством иконописца Феофана Грека.
Задачи урока:
1. Раскрыть особенностей древнерусской живописи через анализ творчества Феофана Грека и особенность его мастерства.
2.Раскрыть значение его творчества для развития русской иконописи.
3.Развивать умение анализировать работы иконописцев, оценивать их достоинство.
4.Воспитывать уважение к мастерам, которые помогали развитию русского искусства.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: классно-урочная.
Оборудование: АРМ учителя, презентация, репродукции с изображением святых: Алипий Столпник, Макарий Египетский, Пантократор.
1.Организационный момент.
2.Повторение, проверка домашнего задания.
Слайд 1. Изображения соборов Святой Софии в Киеве и Великом Новгороде.
Слушаем описание храмов по плану.
3.Изучение нового материала.
а) вызов.
Учитель: Продолжим экскурсию по Великому Новгороду. Показ слайдов: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 год), Церковь Федора Стратилата на Ручью. XIV век.
Учитель: XIV в. – время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек.
Работа с учебником. Прочтите свидетельство одного из современников иконописца.
Слайд - шоу: показ икон Ф.Грека.
Сформулируйте тему занятия.
Запись в тетради темы: Искусство Великого Новгорода.
Поставьте перед собой задачу этого занятия. (Уточняю: познакомиться, раскрыть значение творчества иконописца, выявить особенности иконописи, уметь анализировать работу).
б) осмысление: работа с учебником §17.1.
Прочитать, заполнить таблицу (на следующих уроках продолжится заполнение таблицы по творчеству А.Рублева и Дионисия для сравнения).
Феофан Грек | |||
Композиция. | Симметричность, вытянутость фигур, четкие контуры, устремленность к небу, использование пробелов передают либо динамичность, либо сосредоточенность, суровость, напряжённость, страстность Бог суров, непостигаем. Святые находятся в состоянии духовного напряжения. Мир горний и мир дольний разделены. | ||
стиль | резкие, порывистые, стремительные Необычайно выразительный, энергичный короткий мазок, эксцентричность, динамичность | ||
Краски. | суровый колорит красок, основанный на коричневых и как бы тлеющих тонах: темно-желтых, красновато-розоватых, зеленовато-синих. |
в) рефлексия
На столах репродукции с изображением святых: Алипий Столпник, Макарий Египетский, изображение Пантократора (по рядам).
Используя таблицу, выявить и описать черты иконописи Ф.Грека.
Какие чувства испытываете вы, глядя на лики святых?
Учитель: Вероятно, и новгородцам, стоящим перед образами, было страшно и тревожно. Мир земной и небесный были в противоречии, в противоборстве, а образы святых оставались недосягаемым идеалом для людей.
4. Подведение итога урока. Рефлексия:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
5.Домашнее задание. §17.1, написать письмо другу о Ф.Греке
Дополнительный материал.
У истоков этой школы стоял великий мастер родом из Константинополя — Феофан Грек (30_е гг. XIV в. — после 1405). Феофан Грек приехал в Новгород уже зрелым, сложившимся мастером в 70-е годы ХIV века. На Руси Феофан нашел вторую родину, где сумел полностью реализовать свой необыкновенный творческий дар. Современников поражали его ум, образованность, давшие ему славу мудреца и философа.
Особенности письма Феофана Грека (Тёмные красно-коричневые тона, контрастный белый, линии резкие, стремительные, порывистые – пробела или движки; образы даны в движении; строгие, взирающие с высоты на мир.)
Образы Феофана словно возникают в отблесках пожара или подобно молнии. Они тревожат, порождают трепет перед грозным и великим Божеством, карающем за неисполение заповедей, за грехи, призывают к покаянию и исправлению жизни. Белые мазки придавали изображению динамику, движение, неподвижность, суровость. В той и другой росписях они – светотени и в то же время – сияние таинственного света, который пронизывал образы и преображал плоть человеческую.
Феофан был одним из византийских христиан, которые принесли на Русь исихазм.
Слово «исихазм» (от греч. «исихия» – «покой, безмолвие») имеет много значений. Обычно подразумевает мировоззрение, связанное с представлением об «обожении» подвижника-христианина уже в земной жизни, с идеей видения Божественного Света в глубине собственного сердца.
«Обожение» достигается не просто личными усилиями или божественным даром, а согласным движением человеческой воли и воли Божией.
Исихастами обычно называют монахов-подвижников, которые применяют особые приёмы молитвы как внутренней духовной работы.
Она совершается безмолвно, бессловесно, «умом» – в глубинах человеческой души.
Известный книжник Епифаний Премудрый и расскажет о нём как о человеке общительном, порывистом и стремительном: «Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседует с приходящими...»
Его путь, возможно, шёл через противоборство с собой, с миром, с известными канонами, а другой путь – безмолвия и тишины – хоть и был желанен, но невозможен.
Может быть, потому он изображает Бога как непостигаемую силу, попытки соединения с которым требуют титанических усилий. Может быть, потому, глядя на феофановских святых и столпников, ты понимаешь, как сам далёк от совершенства.
Идейную основу живописи Феофана составляет мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода Судьи. Лик Вседержителя – воплощение карательной силы. Между этим грозным судией и грешным человечеством в качестве посредников выступают: праотцы, пророки и подвижники-столпники.
Все они в изображении Феофана – строгие аскеты, поэтому так суровы их лица и величественны жесты. Каждый из них устремляет свой духовный взор внутрь себя. Суров и колорит красок, основанный на коричневых тонах: темно-желтых, красновато-розовых, зеленовато-синих.
Персонажи у Феофана не только внешне не похожи друг на друга – они живут, проявляют себя по-разному. Каждый персонаж Феофана – незабываемый человеческий образ.
Алимпий: руки сложены на груди, он погружён в сердечную молитву; лик почти исчез под копной белых волос и в струящейся белой бороде. Истинно трагическая неуемность в его чертах, в жесте его рук! В глазах затаенная мольба, скорбь и надежда. Разительный контраст темного лика, темных рук – и белой, как лунь, шапки волос да снежным потоком спадающей бороды.
Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежд, образующие молниеподобные зигзаги, белильные движки и в результате – нервная, предельно динамичная живопись, передающая людские страсти, сомнения, раздумья, порывы.
Макарий Египетский подобен горящей свече: охвачен белым пламенем – столп света.
В купольном своде – изображение Пантократора, безжалостно взирающего на землю. Он грозный судия, не знающий ни пощады, ни снисхождения.
Может потому, что мир земной и небесный жили для них не в гармонии, а в противоборстве, а образы святых аскетов остаются недосягаемым идеалом для многих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс
Конспект урока и презентация по теме "Кислоты" 8 класс, автор учебника О.С.Габриелян, 2 часа в неделю по учебному плану....
Конспект урока и презентация по теме "Еда". 3 класс. УМК М.З.Биболетова "Enjoy English 1"
Здесь представлен конспект урока и презентация по теме "Еда". Урок рассчитан для 3 класса. УМК М.З.Биболетова "Enjoy English 1"...
"Зимушка-зима". План-конспект урока с презентацией по ИЗО для 4 класса
Пейзаж родной земли.Зимушка-зима. Цель и задачи урока:познакомить детей с красотой зимнего пейзажа, раскрыть роль искусства в понимании красоты родной природы, учить рисовать по памяти и представлению...
Конспект урока и презентация к нему для 5 класса по теме "Искусство и декор"
Работа содержит конспект урока и презентацию к нему по теме "Искусство и декор" для 5 класса....
Конспект урока и презентация по теме "Растения" 5 класс
В рамках реализации ФГОС процесс преподавания претерпевает существенные изменения. Конструируя учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, особо...
Конспект урока и презентация по литературе в 6 классе по теме "Поэты Печоры"
Материал содержит информацию о современных поэтах Печоры....
Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....