"Зимушка-зима". План-конспект урока с презентацией по ИЗО для 4 класса
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Пейзаж родной земли.Зимушка-зима. Цель и задачи урока:познакомить детей с красотой зимнего пейзажа, раскрыть роль искусства в понимании красоты родной природы, учить рисовать по памяти и представлению, развивать образное видение, творческую фантазию. На уроке ребенок более глубоко разбирается в зимнем пейзаже. Отвечает на вопросы- какого цвета снег и от чнго это зависит. Посмотреть на снег зоркими глазами художника и ответить на все вопросы поможет презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Зимний пейзаж" план-конспект урока по ИЗО с презентацией | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Зимушка-зима. Пейзаж родной земли.
Тип урока: Урок формирования предметных умений и навыков.
Форма : фронтальная, индивидуальная.
Цель урока: 1. Привлечь внимание детей к красоте окружающего мира
и характерным особенностям зимы.
2. Создание зимнего пейзажа.
Задачи урока: (воспитательные, образовательные, развивающие).
Воспитательные:
- формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость через музыку, изобразительное искусство и литературу.
Образовательные:
- активизировать интерес к искусству и природе;
- формировать умение самостоятельно находить решение творческих
задач, отвечающих выбранной технике;
- расширить представления учащихся о зиме;
- учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.
Развивающие:
- развивать память, внимание, кругозор учащихся;
- развивать пространственное мышление;
- развивать творческое и художественное мышление, фантазию;
- Развивать умение чувствовать и понимать значение цвета при восприятии произведений живописи;
- развивать умение оценивать свою деятельность и работу товарища
по классическим критериям.
Методы:
а) на усвоение знаний:
- простота и доступность изложения материала;
- включение диалога «учитель – ученик»;
б) на прочность знаний:
- применение ИКТ;
- применение наглядных пособий;
в) на повышение интереса к предмету:
- использование нетрадиционных форм урока;
- игровые ситуации;
- музыкальное и литературное сопровождение.
Применение современных образовательных технологий:
Использование педагогики сотрудничества и лицензионного образовательного ресурса «Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Учимся понимать живопись»
Оборудование:
Для учителя:
- медиапроектор;
- магнитофон;
- плакаты-иллюстрации;
- цветовые карточки для игры;
- мольберт для фронтального показа учителя.
Для детей:
- альбомный лист А4;
- акварель, кисти;
- палитра;
- вода, тряпочка.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Активизация и постановка познавательной задачи, определение
целей и задач урока.
- Основной этап урока с показом презентации
( литературный, художественный, музыкальный ряд);
а) игра «Зимние терема»;
б) итог новых знаний и постановка творческой задачи;
в) физкультминутка.
4. Практическая часть урока.
5. Выставка детских работ.
6. Рефлексия.
7. Заключение и домашнее задание.
1.Организационный момент:
Подготовились к уроку,
Мальчики, девчушки??
Глазки зоркие откройте,
Навострите ушки!!!
Надо ясно воспринять,
Что дает учитель,
Если вы оценку «пять»
Получить хотите!!!
2. Активизация и постановка познавательной задачи.
Хорощо, молодцы. Все готовы. А говорить мы сегодня будем о русской природе, а, точнее… Слушаем загадку: (Слайд№2)
На дворе белым-бело,
Будто пухом намело,
Встали ребятишки на коньки и лыжи.
И веселый хоровод
Запускает Новый год.
Вот она пришла, кума --
Раскрасавица ?….
Ответ детей: Зима.
Учитель: Да! Говорить будем о природе, а, точнее – о зиме.
3.Основной этап урока:
Ребята! Улыбнёмся друг другу. «Навострим» ушки.
Сегодня вы – зрители, как бы входите в картину.
И тогда, глаза художников становятся вашими глазами, их
радости, их впечатления - вашими впечатлениями. В течение урока мы совершим путешествие по рощам, по полям и лугам. А поможет нам музыка великого композитора П.И. Чайковского «Времена года» и стихи поэтов.
Учитель: Где можно увидеть снег, который не будет таять, лужок, на котором никогда не завянут трава и цветы, осенние деревья, с ветвей которых никогда не облетают листья, вечернюю зарю, что не погаснет много, много лет?
Ответ детей: На картинах художников!
(Слайд№3)
А С. Михалков написал для вас «Белые стихи», послушайте их:
Снег кружится,
Снег ложится.
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица и, конечно, человек!
Рады серые синички,
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке тают белые снежинки!
(автор А.С.Михалков «Белые стихи»)
Учитель: А какого цвета снег?
Ответ детей…
Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть- еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника.
(Слайд№4, 5)
Перед вами картины: А.А.Пластова «Первый снег» и И.Э.Грабаря «Мартовское солнце».
Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло-коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?
Ответ детей…
Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу – словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.
Вторая зимняя картина: И.Э. Грабаря «Мартовский снег».
Учитель: Почему, как вы думаете, художник назвал картину «Мартовский снег», а не «Шла девочка за водой», как в русской народной песне?
Ответ детей.
Правильно! Главный – он, снег. Снег уходящей зимы.
Он ещё по-зимнему пышен, но недолго ему осталось лежать на земле, уже светит весеннее яркое, теплое солнце.
Чем ближе к весне, тем ярче солнце и ярче тени. Вот синие, а вот голубые тени – их отбросили на снег деревья.
Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Мазки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются.
(Слайд№6)
Учитель: Что изображено на этой картине?
Ответ детей.
Художник Б.М. Кустодиев приглашает нас на парадное гуляние, на масляничной неделе. В честь весеннего праздника пекли блины, как солнце, золотистые и круглые.
(Слайд№7)
Учитель: Какое настроение несёт картина?
Ответ детей...
Учитель: Какие краски применял художник?
Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!
А вот еще зимние пейзажи. Внимательно посмотрите на них, слушая музыку П.И.Чайковского. Это очень поможет вам глубже понять и почувствовать русскую зиму! (Слайд№8,9,10,)
В. К. Бялыцкий-Бируля «Зима» И.И.Левитан «Март»
А.К.Саврасов «Зима» М.М.Гермашев «Лиловый снег»
Физкультминутка
Кружатся снежинки
Вихрем серебристым
Сядем, сжав пружинки,
Распрямимся быстро!
Пухом серебристым
Кружит снег в раздолье!
Кружат фигуристы на ледовом поле!
Игра - закрепление «Зимние терема»
Два человека сидят за каждой партой и у каждой пары цветовые карточки. Необходимо выбрать цвета, характерные зимнему пейзажу и составить сказочный зимний терем. Сколько парт- столько будет замечательных зимних теремов. При постройки терема советуйтесь друг с другом, правильно ли вы подбираете цветовую гамму.
(Дети выполняют работу парами, советуясь между собой и помогая друг другу)
Готово! Соответствует ли каждый терем зимушке - зиме? Не заблудился ли кто в цветовой гамме?
Учитель проверяет коллективные работы детей.
Перед самостоятельной работой дети вспоминают образ дерева (таблицы на доске).
4. Практическая часть урока.
Красота русской природы не оставила кого-либо равнодушным. Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж, да и какими цветами будете работать, вы уже определились. Работать будем на альбомном листе в технике «по-сырому». Мы уже пользовались этой техникой, давайте вспомним ее:
-Альбомный лист смачивается водой. Наносится фон - небо, облака, земля (снег). Когда чуть подсохнет, выполняем основные детали нашего рисунка. Заканчиваем работу прорисовкой деталей тоненькой кисточкой. Далее наносятся блики и тени. ( учитель демонстрирует работу «по-сырому» на мольберте)
Я хочу вам пожелать творческого настроения словами Маргариты Алигер:
И тогда уж, собрав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисуем такую картину,
Что не сможем мы глаз отвести
(автор Маргарита Алигер)
Учитель индивидуально помогает советами детям в творческой работе.
5. Выставка детских работ
Детские работы вывешивается на доске. Радуемся удачным работам. Можно сделать замечания по ошибкам (но только в форме советов).
6.Рефлексия (Слайд № 11)
- Какие художники пейзажисты вам запомнились?
- Какого цвета снег?
- Какие ассоциации вызывает русская зимушка- зима?
- Какая из картин затронула больше всего, разбудила в вас особенные чувства?
- Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?
- Понравился ли вам урок и почему?
- Заключение и домашнее задание.
Давайте вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня написали. Я думаю, что за такую дружную, плодотворную, замечательную работу похвалить можно всех ребят. Всем большое спасибо!
Задание на дом. Найти в произведениях изобразительного искусства женские и мужские образы, соответствующие их представлению о красоте русского человека.
Убираем за собой рабочее место.
Список использованной литературы:
- «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение» 2010 год
- «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяева. Москва. «Просвещение» 1991год
- «Петербургский урок» сборник материалов под редакцией И.В. Муштавинской, Н.В. Семеновой. Спб, АППО, 2010 год.
- Стихи и загадки личного сочинения (Прынцевой Г.В.), кроме тех, где указаны авторы.
- «Стихи для детей» сборник. Москва, «Современник» 1976 год.
- Энциклопедия школы развития личности Кирилла и Мефодия. «Учимся понимать живопись» ООО «Кирилл и Мефодий», М..2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8 классе. Тема урока: «Natural Disasters»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель - Багдасарян Сусанна Г...
Презентация и план-конспект театрализованного урока английского языка во 2-м классе по теме «The Ugly Duckling» by Hans Christian Andersen («Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена)
В своей работе я использовала инсценировку сказки "The Ugly Duckling" by Hans Christian Andersen и в завершении учебного года мы показали ее для родителей. Автор и произведение сказки «Гадкий утенок» ...
План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс
Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...
План-конспект открытого урока "Машиноведение". Презентация к уроку.
История создания швейных машин. Классификация машин. Виды приводов швейных машин. Устройство швейных машин. Техника безопасности....
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе с презентацией
Данная работа содержит развернутый план-конспект урока английского языка в 5 классе "Spotlight" и презентацию к уроку....