Конспект урока и презентация по теме "Растения" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
В рамках реализации ФГОС процесс преподавания претерпевает существенные изменения. Конструируя учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, особое внимание уделяется всем этапам урока, но крайне важными становятся целеполагание, где зарождается интерес к познанию, и этап реализации построенного проекта, на котором приобретаются знания в малых группах под руководством учителя. Многократное закрепление полученных знаний и умений на уроке, позволяет включить их в систему уже имеющихся, и в дальнейшем, возможности применения в жизни. На многих этапах урока производится взаимо- и самооценка деятельности. Таким образом, из урока в урок формируются не только система осмысленных знаний, но и система универсальных учебных действий, которые «учат учиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_5_klass.zip | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Четверть: II
УМК: под редакцией Пономарёва И.Н.
Тема: «Многообразие живых организмов»
Тема урока: «Растения»
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)
Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.
Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, тестирование, решение биологических задач.
Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, электронный учебник «Анатомия 8 класс».
Список используемой литературы:
1. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ─ М.: Вентена-Граф, 2012. ─ 128 с.: ил.
Цели урока:
обучающие: создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;
развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях; сравнивать цветковые и голосеменные растения; характеризовать их сходство и различия; характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность
Оборудование: гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросл; мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс, презентация к уроку «Растения» (Приложение1.ppt), дидактический раздаточный материал
Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»). | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Ф | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие | - Что изучали на прошлом уроке? - Выберите иллюстрации бактерий (остались изображения растений). (Слайд 2) - Как отличить бактерии от других организмов? Постройте ответ по плану: (Слайд 3)
- Каково значение бактерий в природе и для человека? Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры «Суд над бактериями». 1 группа – «обвинители» называют отрицательную роль бактерий 2 группа – «защитники» указывают на положительную роль бактерий 3 группа – «судьи» выносят решение - Оцените свою работу, работу соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме. _ - Что оказалось лишним? (Слайд 2) По каким признакам вы отнесли их к растениям? Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой. Наука, которая изучает растения – ботаника. Расскажите о них по плану: (Слайд 3)
| Беседа с учителем. Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану Отстаивание своей точки зрения Самооценка, взаимооценка Учащиеся соотносят свои действия с используемым | Ф И И Ф Г П И | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ. Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Выявление места и причины затруднения | - Почему не получается рассказать о растениях как о бактериях по предложенному плану? - Каких знаний не хватает? - Что хотели бы узнать? - Каким способом можно получить нужную информацию? | Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения | Ф | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения) - Предположите тему урока. - Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи). (Слайд 4) | Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. | Ф | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Реализация построечного проекта. |
- Выясните, по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя маршрутный лист №1, работая в парах. Маршрутный лист №1 Выясните общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий, делайте записи в тетради.
2). Изучение многообразие растений - Что изучает систематика? На земле насчитывается около 500000 видов растений. Среди них имеются одноклеточные и многоклеточные, высшие и низшие, споровые и семенные, цветковые и голосеменные. - Познакомьтесь с особенностями строения, образом жизни и значением представителей различных групп, работая в группах, используя маршрутный лист №2. Маршрутный лист №2
3) Сравнение клеток растений и бактерий (Слайд 5) 4) Самооценка | Самостоятельная работа в парах с информационными источниками. Устное представление результатов совместной работы. Самостоятельная работа в группах с источниками информации. Устное представление результатов совместной работы. | П Г И | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | 1). Назовите общие признаки растений. 2). Дополните схему, проиллюстрировав её рисунками цветковых, голосеменных, споровых – папоротники, хвощи, плауны, мхи, водорослей. 3). Какова роль растений в природе? 4) Определи клетку растений, бактерий. Ответ обоснуй. | Выполняют задания | Ф | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выберите правильные суждения (Слайд 6) 1.Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах. 2.Растения растут только определённый период в жизни. 3.Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды. 4.Семена голосеменных защищены оболочкой плода. 5.Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами. 6.Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем. Проверьте правильность выполнения задания. Ответы (1,3,5,6) | Самопроверка самооценка | И | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Включение в систему знаний и повторение. | Дайте обоснованный ответ. - Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: «Ура! Я растение!». Так ли это? (Слайд 7) - В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему? (Слайд 8) - Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили? (Слайд 9) - Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение. (Слайд 10) - Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения? | Решение биологических задач | Ф | Регулятивные: прогнозирование |
Информация о домашнем задании | П.11, ответить на вопросы стр.51 Приготовить информацию о самых - самых растениях (индивидуально) (Слайд 11) | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Достигнуты ли цель и задачи урока? Продолжите любое высказвание: - Я узнал (а)… - Меня удивило… - Работая в группе, я … - Мне трудно представить, что… (Слайд 12) Оценка деятельности учащихся. | Анализируют выполнение цели и задач урока. | Ф | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...