Конспект урока и презентация по теме "Растения" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Шинкарь Лидия Ивановна

 

 

В рамках реализации ФГОС процесс преподавания претерпевает существенные изменения. Конструируя учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности, особое внимание уделяется всем этапам урока, но крайне важными становятся целеполагание, где зарождается интерес к познанию, и этап реализации построенного проекта, на котором приобретаются знания в малых группах под руководством учителя. Многократное закрепление полученных знаний и умений на уроке, позволяет включить их в систему уже имеющихся, и в дальнейшем, возможности применения в жизни.  На многих этапах урока производится  взаимо- и самооценка деятельности. Таким образом, из урока в урок формируются не только система осмысленных знаний, но и система универсальных учебных действий, которые «учат учиться».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rasteniya_5_klass.zip1.15 МБ

Предварительный просмотр:

     

         Класс: 5                  

Четверть: II

УМК:  под редакцией Пономарёва И.Н.

Тема: «Многообразие живых организмов»

Тема урока: «Растения»

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Формы проведения: фронтальная  работа со всем классом, работа в малых группах, индивидуальная работа.

Методы: эвристическая беседа, рассказ, работа с информационным источником, тестирование, решение биологических задач.

Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, электронный учебник «Анатомия 8 класс».

Список используемой литературы:

1. Пономарёва И.Н. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ─  М.: Вентена-Граф, 2012. ─ 128 с.: ил.

Цели урока:

обучающие:  создать условия для знакомства с особенностями строения, многообразием растений на Земле, их значением в природе и жизни человека;

развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях; сравнивать цветковые и голосеменные растения; характеризовать их сходство и различия; характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;

воспитательные:  воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность

Оборудование: гербарий  растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросл; мультимедийное оборудование, электронный учебник по УМК Пономарёва 6 класс, презентация к уроку «Растения» (Приложение1.ppt), дидактический раздаточный материал

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»).

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие 

- Что изучали на прошлом уроке?


- Выберите иллюстрации бактерий  (остались изображения растений).                                                                        (Слайд 2)




-  Как отличить бактерии от других организмов? Постройте ответ по плану:                                                    (Слайд 3)

  • размер
  • особенности строения
  • многообразие
  • местообитания


- Каково значение бактерий в природе  и для человека?

Ответить, предлагаю,  в форме ролевой игры «Суд над бактериями».                                                                    

1 группа – «обвинители» называют отрицательную роль бактерий

2 группа – «защитники» указывают на положительную роль бактерий

3 группа – «судьи» выносят решение

- Оцените свою работу, работу  соседа по парте. Посоветуйте, если есть необходимость, как улучшить знания вашему товарищу по изученной теме.

_

- Что оказалось лишним? (Слайд 2)  По каким признакам вы отнесли их к растениям? Исторически сложившаяся совокупность всех растений называется флорой.  Наука, которая изучает растения – ботаника. Расскажите о них по плану: (Слайд 3)

  • особенности строения
  • многообразие
  • местообитания

Беседа с учителем.


Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану








Отстаивание своей точки зрения






Самооценка, взаимооценка




Учащиеся  соотносят свои действия с используемым
способом действий (алгоритмом)

Ф



И




И







Ф



Г





П





И

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.




Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция,  оценка действий партнёра.













Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения

- Почему не получается рассказать о растениях как о бактериях по предложенному плану?

- Каких знаний не хватает?

- Что хотели бы узнать?

- Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения



Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Определите  цель урока (для устранения возникшего затруднения)

- Предположите тему урока.

- Постройте  проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).                                                                  (Слайд 4)

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.


Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

  1. Отличительные особенности растений от других организмов

- Выясните,  по каким признакам растения отличаются от представителей других царств, используя  маршрутный лист №1, работая в парах.


Маршрутный лист №1

Выясните общие признаки царства Растения. По мере выполнения заданий,  делайте записи в тетради.

  1. Определите преобладающий цвет растений.  Он зависит от присутствия пигмента хлорофилла, который находится в хлоропластах клеток растений.
  2. Выясните,  почему растения являются автотрофами.  Используйте  текст учебника на стр.46 , 2 абзац.
  3. Найдите корень в слове РАСТЕНИЕ. Как вы думаете, растет ли растение всю жизнь.


 2). Изучение многообразие растений

- Что изучает систематика?  

На земле насчитывается около 500000 видов растений. Среди них имеются   одноклеточные и многоклеточные,  высшие и низшие, споровые и семенные, цветковые и голосеменные.

- Познакомьтесь с особенностями строения, образом жизни и значением представителей различных групп, работая в группах, используя маршрутный лист №2.


Маршрутный лист №2

  1. Выясните главный признак, благодаря которому растения выделили в отдельную группу, изобразите признак схематично на листе бумаги.
  2. Составьте рассказ по плану:
  • особенности строения
  • местообитание
  • значение




3) Сравнение клеток растений и бактерий (Слайд 5)

4) Самооценка








Самостоятельная работа в парах с информационными источниками.


Устное представление результатов совместной работы.













Самостоятельная работа в группах  с источниками информации.

Устное представление результатов совместной работы.








П


















Г













И

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1). Назовите общие признаки растений.

2). Дополните схему, проиллюстрировав её рисунками цветковых, голосеменных,  споровых – папоротники, хвощи, плауны, мхи, водорослей.

3). Какова роль растений в природе?

4) Определи клетку растений, бактерий. Ответ обоснуй.

 Выполняют    задания


Ф

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выберите правильные суждения                              (Слайд 6)

1.Клетки растений содержат хлорофилл в хлоропластах.

2.Растения растут только определённый период в  жизни.

3.Цветковые растения состоят из корня и побега, на котором могут развиваться цветы, а затем плоды.

4.Семена голосеменных защищены оболочкой плода.

5.Мхи, папоротники, хвощи и плауны размножаются спорами.

6.Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем.

Проверьте правильность выполнения задания.

 Ответы (1,3,5,6)

Самопроверка  

самооценка 

И

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение.

Дайте обоснованный ответ.

- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: «Ура! Я растение!». Так ли это?                                     (Слайд 7)

- В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему?                                                         (Слайд 8)

- Какое  растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили?                      (Слайд 9)

- Хвощ  полевой растёт  на кислых почвах, которые требуют известкования,  для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение.                            (Слайд 10)                                                                               

- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?

Решение биологических задач

Ф

Регулятивные: прогнозирование

Информация о домашнем задании

П.11, ответить на вопросы стр.51

Приготовить  информацию о самых - самых растениях (индивидуально)                                                             (Слайд 11)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?  

Продолжите любое высказвание:      

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я  …

- Мне трудно представить, что…                                (Слайд 12)





 Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

        ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...