Символика цвета
проект по мхк (5 класс) на тему
Работа к НОУ "Символика цвета" заняла 2 место в школьных чтениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_tsvetadoklad_nou.docx | 86.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования Сормовского района
Научное общество учащихся
Мировая художественная культура
«Символика цвета»
Выполнила: Королева Кристина,
5 «А» класс.
Научный руководитель:
Смирнова Л.В.,
учитель ИЗО и МХК.
г. Нижний Новгород
2015 год.
Содержание:
1. Введение. стр. 2-3
2. Актуальность. стр. 4-5
3. История возникновения цветовой символики. стр. 6-8
4. Значение цветов в мировых культурах. стр. 9-15
5. Заключение. стр. 16
6. Библиографический список. Интернет – ресурсы. стр. 17
7. Приложение. стр. 18-29
1
Введение
Все, что мы видим, имеет цвет. Именно благодаря цвету, зритель имеет возможность ощутить всю красоту живописного произведения и воспринять реалистичность или фантастичность изображения. Цвет не только несет информацию о видимом объекте, но и сам имеет символическое значение, оказывает на человека определенное психологическое воздействие. Символика цвета имеет очень давнюю историю. Удивительно, что в разных культурах один и тот же цвет может ассоциироваться с одинаковыми или совершенно разными качествами. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. При этом цвета символизировали и социальное положение людей и их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, в народных обрядах, пословицах и поговорках. Предметом изучения данной работы является цвет – как главный элемент живописи и как одна из главных составляющих человеческой культуры.
2
Цель данной работы я вижу в углубленном знакомстве с символикой цвета.
Задачи работы:
1. Дать развернутое представление об истории становления цветовой символики в мировой художественной культуре.
2. Дать понятие о символике цвета в культурах разных народов.
Работа состоит из 6 глав:
- введение
- актуальность
- основная часть
- заключение
- библиографический список
- приложение
Во введении сформулирована цель и задачи работы, изложена ее структура. В актуальности высказывается мысль о необходимости более глубокого исследования этой темы.
В основной части дается рассматривается история возникновения и развития цветовой символики, рассматриваются значения цветов в культуре разных народов.
В заключении говорится о значении цветовой символики в культуре человечества. Далее приводится список использованной литературы и интернет – ресурсов. В приложении содержатся следующие материалы: геральдическая цветовая символика, символика цвета в странах Востока, символика цвета в христианской Западной Европе, символика цвета в Русской православной Церкви, цветовая символика современного общества, личностные характеристики цвета, цветовая картина эмоций, олимпийская символика, символика цветов в букетах, список различных оттенков цветов, употребительных в русском языке, сочетание цветов.
3
Актуальность.
Казалось бы, символика цвета с течением времени практически ушла в прошлое, но как выяснилось, сегодня символика цветов используется так же широко. Цвет несет информацию о человеке. Так, например, синий цвет говорит об авторитете, власти, солидности. Во многих странах цвет формы полицейского — синий. В России униформа государственного служащего (милиционера, представителя налоговой службы, прокуратуры) сдержанных синих, серых и темно-зеленых цветов. Вряд ли мы сможем доверять судье, одетому в желтую мантию или милиционеру в розовой униформе.
Формирование цветовых приоритетов зависит не только от групповых, но и от индивидуальных факторов: возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада (характер, темперамент), бытовая среда. Кроме того, согласно многочисленным исследованиям отечественных и зарубежных ученых, существует биологическая врожденность цветовых предпочтений. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания обнаруживают одинаковый цветовой выбор: красный, оранжевый и желтый они предпочитают зеленому, голубому и фиолетовому.
Популярность различных цветов среди подростков и взрослых распределяется следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.
Одним из свидетельств взаимосвязи между одеждой и общественным положением людей является английское выражение «белые воротнички» — для обозначения работников умственного труда. Таким образом, умственный труд очень просто обозначается характерной частью одежды. С другой стороны, белый цвет — символ роскоши. В XX веке белый автомобиль, белый костюм, белый интерьер стали знаками принадлежности к обеспеченному классу. Малиновый исторически воспринимается как «богатый» цвет, символизирующий успех и высокое положение в обществе, не случайно несколько лет назад у нас в стране малиновый пиджак надели бизнесмены, и он стал ассоциироваться с представителями класса так называемых «новых русских».
В начале января 2015 года в российских социальных сетях появились снимки новой формы сотрудников «Почты России». Сейчас эта форма внедряется как корпоративный стандарт для сотрудников почтовых отделений. Новый гардероб российских почтальонов оказался удивительно похож на черные мундиры эсэсовцев времен Великой Отечественной войны. Цвет и элементы новой униформы напомнили россиянам недавнее трагическое прошлое. Шквал критики обрушился на разработчиков этой одежды и на руководителей почтовых отделений, когда их фотографии в новой форме появились в интернете. После протестов общественности почтовые чиновники заменили свои фотографии на снимки в обычной гражданской одежде.
Также цветовая символика активно используется в политической сфере, как государственная цветовая символика, символика политических партий. В этом отношении политическая цветовая символика продолжает традиции средневековой геральдической символики, в наше время она имеет национальное содержание. В профессиональной сфере цветовая символика используется для фиксации социального положения, способа и уровня деятельности. Существует также гендерная цветовая символика, основанная на специфике половых цветовых предпочтений и социального статуса полов, а также субкультурная цветовая символика, отличающая группы, противопоставляющие себя современному обществу. 4
Также активно символику цвета взяли на вооружение для создания бизнес - рекламы. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный — это цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сектором, поскольку это — «дорогие» цвета, столетиями отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность. Этот подход, например, практикуется при создании дорогих духов и одеколонов для мужчин.
Если цвета высшего класса должны ассоциироваться у людей с уверенностью и солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald's и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого цветов, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта.
Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.
Существует большое количество индивидуальных цветовых символик, формируемых в основном в сфере искусства.
5
История возникновения цветовой символики.
Своеобразный язык цветовой символики существовал с древнейших времен. Символическое значение цвет приобрел уже на ранних стадиях развития человечества. Оно связано с физиологией человеческого тела и сильными физиологическими переживаниями, обусловленными эмоциональным осознанием «сильных» цветовых символов — белого, красного и черного. Эти символы существуют в настоящее время у африканских, индейских и австралийских племен. У них белое ассоциируется с Водой, Воздухом, Чистотой, Миром и Счастьем; черное — с Землей, Нечистотами, Злом и Смертью; красное носит промежуточное значение: примыкая к белому, обозначает добрые силы, а к черному — злые. Это относится также к Огню и Солнцу — согревающим и сжигающим явлениям природы, к крови, потому что кровь здорового человека «чистая» и «белая», а больного — «нечистая» и «черная». Возникновение цветовой символики.
На первом этапе исторического развития люди использовали только два цвета: белый и черный, символизирующие соответственно Небо и Землю, Свет и Тьму, Мужчину и Женщину, Счастье и Несчастье, Добро и Зло, Жизнь и Смерть. В эпоху сложившихся общественных отношений понадобился и третий цвет, которым стал красный. В более поздние времена, когда развитие общества потребовало наличие системного языка, стало применяться большое количество цветовых символов и стало закономерным, что у разных народов цветовая символика превращалась в системы языкового характера. Такие системы были у инков, индейцев-ирокезов и других племен.
В инкском узелковом письме „кипу" цвета шнурков символизировали события, растения, животных и другие предметы: белый цвет обозначал Мир и Серебро, пурпурный — Войну и Воинов, красный — Богатство, зеленый — Маис, желтый — Золото, синий — Религию. С помощью этих цветовых знаков-символов передавалась информация в общественной жизни и производственных отношениях. В индейском знаковом письме грамматическую роль играли раковины и их вязка на шнурке, а цвет обозначал следующие явления: белый — Мир, Счастье, Благополучие, черный — несчастье, красный — Войну, фиолетовый — Опасность и Враждебность.
Разница в цвете могла относиться даже к полу. У бушменов, самцы антилопы обозначались красным цветом, а самки светло-желтым. В Древнем Египте, мужские фигуры красились в темно-коричневый и красный тон, женские в желтый.
У других древних народов цветовая символика развивалась параллельно с основной письменностью. Основой символики цвета у многих народов древности была природа с ее цветовым богатством. Человек видел в ней цветовую гармонию, обожествлял ее, подражал ей. Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков. Эта символика опиралась на объективные особенности человеческого восприятия и различные ассоциации, нередко, достаточно простые: зеленое – весна, пробуждение , надежда; синие – небо, чистота; красное – огонь, кровь; желтое – солнце, жизнь; черное – темнота, страх, неясность, смерть. Такое объяснение имело, да и сейчас имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Представление о связи свойств предмета с его цветом вызывает и у современного зрителя определенные ассоциации. Желтый цвет чаще всего ассоциируется с солнцем, синий — с водой и далью, зеленый — с лугом и лесом, красный — с огнем и кровью.
В Древнем Египте зеленый цвет отождествлялся с богом Осирисом, Воскресением и плодородием, зелеными берегами Нила; желтый — с богом Ра и цветом песка 6
пустынь; голубой — с главным божеством Мемфиса богом Пта и небом; коричневый — с Жизнью; черный — с Плодородием, а на статуях людей — со Смертью.
Краски живописи могли указывать на страны света: как полагали жители Азии, символ Севера золото, Востока серебро, Юга ляпис-лазурь, Запада красный рубин. В Греции считалось, что краски обозначают темпераменты: красный сангвиник, желтый холерик, белый флегматик, черный меланхолик.
В Древнем Риме все оттенки коричнево-желтого и серо-черного были естественным цветом овечьей шерсти и потому воспринимались как признак скромных, бережливых, трудолюбивых граждан; а все оттенки красного, фиолетового, зеленого, напротив, создавались с помощью натуральных красителей, стоивших дорого и привозившихся издалека. Эти цвета одежды указывали на богатство человека, ее носившего, и на его включенность в сферу интенсивного торгового обмена.
Произведения искусства Древнего мира характеризуются яркими, открытыми цветами, преобладанием основных цветов в палитре художника. Средневековая живопись, в которой особенно важны цветовые символы, также стремится к сохранению чистоты цвета, использует контрасты теплых и холодных красок, активно включает дополнительные цвета (красный — зеленый; оранжевый — фиолетовый, желтый — синий).
Если рассмотреть, например, черный и белый цвета. Символическое содержание, признанное за тем или иным цветом, подвергалось изменению со временем. Так, например, в раннем немецком средневековье белый и черный цвета противопоставлялись как прекрасный и безобразный, но позже черный цвет теряет свою репутацию безобразного и становится просто контрастной противоположностью белого. В описаниях человеческой красоты говорится, например, о белой как снег коже и черных, как крыло ворона, волосах. Сейчас на Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучат предупреждения о его угнетающем воздействии. Традиционно черный - это цвет траура. Белый же цвет, наоборот, ассоциируется с чистотой, миролюбием, оптимизмом. Поэтому подвенечное платье в западных странах и в России традиционно белого цвета. Это символ веры и чистоты. Никому не придет в голову надеть белые одежды на траурную церемонию, а невесте присутствовать на свадьбе в черном платье. Тем не менее, в некоторых странах Востока именно белый, а не черный, является цветом траура. А черный символизирует торжество.
Анализируя историю цветовой символики в одежде, можно вспомнить богатую палитру оттенков красного в английской моде XIV века. Например, красновато-желтый символизировал ложь, хитрость, обман; красный — доблесть, отвагу, удаль, а ярко-красный — мужество. Невесты всех сословий и состояний во всей Европе венчались в красных платьях.
Постепенно связь между предметом и присущим ему цветом разрывается и цвет начинает как бы жить самостоятельно. Образуется своеобразный язык цвета. Говорят, красный «горит», «светится», бывает «огненным». Его иногда называют кроваво-красным, огненно-красным. Зеленый цвет может быть зеленый, как трава, или ядовито-зеленый. Белый цвет бывает как полотно, как снег. Черный цвет — «черный как смоль», «черный как ворон», «черный как ночь» и т. д.
В произведениях изобразительного искусства решающую роль играет предметно-смысловое значение цвета, которое подчиняется конкретным задачам, идее 7
художественного
произведения. В большинстве произведений живописи цвет изображаемого предмета соответствует природному цвету, но у некоторых мастеров цвет отходит от реального и предмет приобретает новое звучание. Иной цвет дает предмету новое смысловое значение. Например, в картине К. С. Петрова – Водкина «Купание красного коня» конь — ярко-красного цвета. Зритель сразу переключается с конкретного, буквального восприятия сюжета (мальчики купают коней) на отвлеченный, философский лад, вовлекается в размышление о жизни вообще, о будущем. В истории живописи многие цвета связываются с особенностями мироощущения и творческого метода художников. Желтый и пронзительно-синий отличают картины Винсента Ван Гога, «голубой» и «розовый» периоды — творчество Пабло Пикассо, золотисто-охристые тона – живопись Рембрандта, смелое сопоставление красного и зеленого — картины Анри Матисса, фиолетовые лица характерны для искусства Марка Шагала. В произведениях живописи символика выступает не только носителем дополнительной смысловой нагрузки, но и существенным образом влияет на эстетическое впечатление, производимое отдельным цветом и всей картиной в целом.
В настоящее время символика цвета разных народов продолжает жить, например, в цветах национальных флагов. Государственный флаг СССР красного цвета — символ революционной борьбы за свободу и построение коммунизма. Цвета государственного флага Франции соответствует трехцветной кокарде времен Французской революции.
Символы рождались и умирали, а символичность цветов сохранялась в искусстве, в поговорках, крылатых словах. И до сих пор можно услышать слова: тоска зеленая, скука серая, дела черные, радость светлая и др.
8
Значение цветов в мировых культурах.
Красный цвет
Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью.
С древних времен люди проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.
Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. У древних греков красный цвет был цветом бога Диониса и являлся основным в живописи и архитектуре. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».
Красное обозначает также власть, величие. Финикийцы открыли пурпур, ставший излюбленным у императоров Рима. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. Многие византийские церкви были окрашены насыщенным красным цветом.
У некоторых народов Индии красный цвет стал свадебным цветом. Красный цвет в Японии олицетворяет смелость и справедливость. В Монголии красный цвет — радость и победа. У древних германцев красный обозначал кровь и жизнь; также он был цветом силы и войны. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
В средние века красный цвет одновременно считался и цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком предательства; в то же время, согласно другим средневековым источникам, красной бородой наделялись положительные персонажи.
В древнерусской символике красный цвет - это красота, сила, власть. Так же это цвет солнца (Владимир Красно солнышко). В славянской мифологии красную одежду или шапку носят домовой, водяной; красные глаза, зубы, волосы у ведьмы, русалок. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, которые наделяются защитными свойствами и используются в качестве оберега. Цвет Ярилы - солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем. «Весна красна»- в былинах и сказках обозначает приход Весеннего солнца Ярилы.
Красный цвет имел значение красивого, и все, что связывалось с понятием «красивый», называлось красным: «Красная площадь», «весна -красна», «красное крыльцо», 9
«красна девица», «красный угол». Богатыри на Руси обычно предпочитали красные одежды (штаны, сапоги, кафтан, плащ и т.д., только рубаха обычно — белая) отсюда былинное «красный молодец».
Красное пасхальное яйцо – символ воскресения, возрождения жизни.
В современном мире это цвет революций.
Красный олицетворяет энергию, движение, опасность, ярость, а чёрный - тайну, печаль, грусть, но сочетание красного и чёрного сразу же преобразуется во что-то экстравагантное, манящее. А вот сочетание красного с другим, ярким и эмоционально насыщенным цветом, может смотреться безвкусно и раздражать глаз.
Белый цвет
Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном. Белый был цветом социального согласия и мира. Может быть цветом отрешенности, холодности, безразличия.
В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.
Чаще всего он используется в качестве фона, все цвета на нем выглядят сочно и ярко.
Черный цвет
Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» — любовь.
В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.
Черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.
У славян черный цвет звучит как «нет» в боевом протесте (как концентрированный сгусток агрессивного упорства). Чёрный цвет символизирует ночь. Это время тёмных сил. Это время сна, временного небытия.
Обычно его сочетают с более теплыми и яркими цветами для придания большей контрастности. Черный цвет является классическим, черные костюмы на мужчнинах — неотъемлемая часть делового стиля. Незаменим при создании четких форм и линий.
Желтый цвет 10
Желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира. Европейцы считают его цветом радости и счастья.
У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. Желтый в Древнем Китае — цвет счастья, императора. Желтый является священным цветом и цветом празднования весны в Индии. Желтый цвет был любимым цветом Винсента ван Гога. Жёлтый цвет живёт в его картинах в жёлтых подсолнухах, в желтизне колосьев, в жёлтом цвете всего ландшафта во время сбора урожая, в свете солнца.
С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Буддизме – это благоприятный цвет, он поддерживает мудрость. В Японии он символизирует храбрость и благородство. В Европе это цвет изгоев, отверженных. В Европе же желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест — чуму. Во Франции желтый обозначает ревность. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» («цвет сплетен») и «желтый дом». Зелено- и серо- жёлтые оттенки имеют значение зависти и фальши, да и выглядят неприятно.
У славян цветовой символ Дажьбога — золото. Это связано с тем, что Дажьбог — это образ малого солнцеворота (день). Многие художники изображают его в золотых тонах.
Этот цвет часто используют в упаковке продуктов питания, в частности хлеба, мучных изделий, круп. Он вызывает положительные ассоциации в рекламе.
Синий цвет
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, вечность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. Это цвет мудрости. Синий цвет – это упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Он является цветом убеждения. Англичане называют истинного протестанта «синим».
Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «Синей бороде»). В Древней Греции синий считался мужским цветом, им окрашивались бороды архаических статуй.
У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов. Синюю тесьму на рубахах используют люди, вставшие на путь духовного самосовершенствования.
Темно-синий цвет считается деловым, профессиональным и авторитетным - недаром его так любят бизнесмены.
Зеленый цвет 11
Зеленый — цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой — и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости). В большом количестве вызывает чрезмерную расслабленность, переходящую в вялость, скуку и лень, поэтому его следует сочетать с другими цветами.
«Зеленым» называют профессионалы необученного человека, новичка (по смыслу — неопытный, молодой). Зеленый цвет избегают на упаковках сладкого, т.к. доказано, что в восприятии людей зеленый цвет «горький» или «кислый», но никак не сладкий.
У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище — «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки. В США зеленый цвет олицетворяет деньги и надежду.
Зеленый цвет у славян характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы у лешего, русалки, водяного; зеленого цвета водяной; зеленые глаза имеют леший, русалки, вилы, водяные.
Оранжевый цвет
Оранжевый – это созидающий цвет, побуждающий к действию, цвет свободы и оптимизма. Он помогает проявиться скрытым возможностям, освобождает от депрессий и страхов. Повышает общительность и является символом добродушия.
Людей всегда привлекала необычайная красота заката. Заходящее солнце, как самый искусный художник, причудливо смешивает краски, образуя новые цвета и оттенки, приводящие человека в восхищение. Основным цветом заката является оранжевый цвет, значение которого прочно связывается с ощущением энергии и тепла. Оранжевый цвет сочетает в себе энергетику двух цветов – красного и желтого. Излучая золотое сияние желтого цвета, он менее агрессивен, чем красный (о значении красного цвета читайте здесь). Именно желтый, значение которого очень многогранно, в большей степени определяет интенсивность оранжевого цвета. Яркие грейпфрутовые оттенки оранжевого дарят человеку ощущение радости, заряжают его энергией и поднимают настроение. Оранжевый цвет уникален ещё и тем, что не имеет холодных оттенков. Энергетика этого цвета более горячая, чем у красного, поскольку в оранжевом цвете присутствует энергия двух ярких цветов.
Оранжевый цвет, значение которого в древности олицетворяло любовь земную и небесную, действительно дарит ощущение тепла и любви. Одеяния оранжевого цвета носили греческие Музы и римские Боги. Символом многодетного и прочного брака в Древнем Риме считали вуали оранжевого цвета, их надевали молодые девушки перед свадьбой. Вобрав в себя энергетику двух цветов, оранжевый несёт в себе физическую энергию красного и утонченную изысканность золотого. На Востоке символизирует надежду на счастье, процветание. Оранжевый - национальный цвет королевской семьи Нидерландов.
Основная ассоциация, связанная с оранжевым цветом - это пряность, пикантность. Именно это слово может определять наше отношение к оранжевому цвету. 12
Чтобы оранжевый цвет не вызывал раздражения можно использовать различные его оттенки. Пастельный оранжевый цвет приближается к персиковому - а этот цвет в сознании людей обычно связывается со свежестью и здоровьем, естественным цветом кожи и косметикой.
Возможные негативные ассоциации: избыток оранжевого кажется нам нахальным и наглым.
В Америке оранжевый цвет в дизайне упаковок подчёркивает дешевизну товара.
Фиолетовый цвет
Фиолетовый цвет — это знание, интеллект, святость, покаяние, смирение, умеренность. Цвет духовной силы человека. Помогает сосредоточиться на главном, вызывает вдохновение. Также фиолетовый цвет означает печаль, ностальгию, горе, старость, траур. У христиан значение фиолетового цвета сводится к священническому праву и власти, истине, посту, печали, покаянию. Этот цвет считается цветом Марии Магдалины, у римлян — он считался цветом Юпитера. У евреев значение фиолетового цвета – это основание.
Фиолетовый не был известен первобытному человеку, не использовался и древними греками. В христианской символике насыщенный фиолетовый – цвет духовного страдания. Фиолетовый цвет для индусов и бразильцев символизирует грусть. Индейцы трактовали фиолетовый как дух вселенской власти, духовной любви, самоотдачи, защиты.
В Европе своя история этого цвета. Прежде всего, этот цвет присутствовал в истории Франции эпохи Средневековья. Бурбоны и Меровинги носили фиолетовый цвет во время скорби. А Наполеон дарил своей возлюбленной Жозефине фиалки.
В России символом модерна в революционный период истории искусств был фиолетовый Ирис. В последние годы ХХ столетия среди молодежи фиолетовый приобрел более «кислотный» оттенок. Оттенками фиолетового часто рисуют молнии, что наталкивает на мысли о сверхъестественном, мистическом.
Фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга, его часто используют на упаковках шоколада, изюма, орехов. В последнее время фиолетовый часто стал использоваться при оформлении современных интерьеров.
Розовый цвет
Розовый цвет символизирует радость, юность, доброту, дружелюбие, женственность. Как и красный это цвет любви и цветов. Также можно сказать, что розовый — это цвет мечты и надежды. Ему свойственны и такие свойства как хрупкость, расплывчатость, слабость. Возможно легкомысленность, выставление себя на показ. Он часто воспринимается как женский.
Розовый цвет часто используется в косметике, особенно для юных девушек, этот цвет предпочитают производители игрушек. Игрушки, одежда, предназначенные для девочек традиционно розового цвета.
Голубой цвет
13
Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии. Этот цвет связан с интеллектом и умением
умиротворять с помощью слов. Ассоциируется с честностью, искренностью, чистотой, тишиной, прохладой, но самые сильные ассоциации — это земной шар, вода, небо, мир, лед. Это комфортный цвет, вызывает ощущение благополучия, безопасности, доверия. Голубой цвет не такой холодный, как синий, поэтому находясь в одной гамме, он более комфортный, свежесть и прохлада голубого совсем другая нежели морозность синего.
«Голубая кровь» говорит о благородном происхождении.
Парфюмерно-косметические компании, а также производители разнообразных средств гигиены активно пользуются этой особенностью цвета, используя его на упаковках своей продукции.
Серый цвет
Серый цвет соединяет в себе противоположные качества черного и белого. Серый цвет считается одиноким, т.к. живет на границе черного и белого. Сам по себе нейтральный, обладает утонченной красотой, особенно при сочетании с яркими цветами.
В мифологии и искусстве серый цвет используется мало.
Как правило, такой цвет надевают при нервном истощении. Серый цвет на теле (коже) говорит о болезни. Часто воспринимается как цвет города, современных офисов, асфальта, пыли.
Светло – серый действует очень легко, выражает свободу и готовность к контактам, хорошо успокаивает, умиротворяет и тело и разум (стремится к белому). Стиль его движения – неприкаянность (цвет привидения). Темно – серый воздействует спокойно и тяжело. Он характеризуется такими выражениями, как “подрезаны крылья”, “убитый, поломанный, но еще живой”. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют "серыми мышками", "серыми кардиналами".
Коричневый цвет
Коричневый цвет, как цвет матери-земли ассоциируется с прочностью и надежностью. Слово «коричневый» в нашем языке происходит от слов «кора», «корица». То есть буквально это цвет коры дерева. Однако это еще и цвет земли, почвы, осенней травы и листьев, очень смуглой кожи и шерсти многих животных. Это самый естественный цвет, окружающий нас повсюду. Коричневый цвет расслабляет, успокаивает, как бы защищает и влияет на преобладание здравого смысла.
Древние египтяне коричневый цвет высоко ценили, связывали его с почвой, а свою темную кожу считали очень красивой. Да и наша кожа в разной степени несет в себе этот оттенок, благодаря пигменту меланину (именно он активно вырабатывается во время загара).
В Европе подобную эстетику сперва не разделяли. Этот «нечистый» цвет считали уродливым и мерзким. Серые и коричневые одежды носил в основном низкий люд – поэтому эти цвета стали символом бедности и убожества.
14
Отношение к коричневому цвету в Европе стало меняться, когда на мировую сцену вышел новый социальный класс – буржуазия. Ранние буржуа ценили такие качества, как умеренность и практичность. В их одежде, как бы в пику ярким нарядам дворян, всё чаще появлялся немаркий и неброский коричневый цвет. Впоследствии коричневый цвет вошел в группу так называемых «элегантных» и солидных» цветов, которым отдавали предпочтение богатые люди и представители высших кругов общества. Сейчас коричневый цвет наряду с черным и темно-синим часто доминирует в одежде богатых и уверенных в себе людей, что подчеркивает их чувство собственного достоинства.
Коричневый цвет близок к черному по своей агрессивности. В 1930-х годах этот цвет приобретает крайне негативную символику, ассоциируясь с фашизмом. Причиной тому стали коричневые рубашки немецких штурмовиков-нацистов из СА. Надо сказать, что подобная униформа отнюдь не свидетельствовала о какой-то особой тяге фашистов к коричневому. Просто возглавлявший штурмовиков Рем обнаружил на военных складах множество неиспользованных рубашек того самого цвета и пустил их в дело. С тех пор выражение «Коричневая чума» стало неизменно связываться с фашизмом. Коричневый цвет близок к черному по своей агрессивности. Не потому ли он стал «своим» для фашистов?
В наше время коричневый цвет в одежде предпочитают люди, соблюдающие традиции и ставящие семью и родственные связи на первый план. Немало положительных качеств коричневого связано и с тем, что это цвет древесины, которая постоянно окружала человека в жилищах. Это и стены изб, и мебель, и теплый деревянный пол. Недаром коричневое окружение и фон у многих ассоциируется с уютом, комфортом, безопасностью, теплом.
Темный красно-коричневый, подобный ржавчине, цвет означает скупость. Темный, тяжелый, серо-коричневый цвет означает эгоизм.
Коричневый — цвет прочности, солидности, стабильности, практичности. Имеет абстрактные символы — трудолюбие, выносливость, консерватизм. Коричневый — цвет кофе и ароматных специй, его изысканно обыгрывают в оформлении интерьеров кофеен и ресторанов. Он может использоваться в офисной тематике.
Кому – то коричневый цвет может показаться скучным, даже депрессивным, вызывать ассоциации с табаком, курением, неприятными запахами.
15
Заключение.
Все цвета вызывают какие — либо ассоциации : сознательные или подсознательные. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов. Во все времена разными народами цвета использовались как одним из способов выражения своих эмоций, чувств, традиций, социальной принадлежности и т.д. Моя работа дала мне прекрасную возможность погрузиться в проблему символики цвета. Эта проблема сложна, запутанна и требует своего специального изучения с привлечением данных исторической лингвистики, мировой художественной культуры, фольклористики и этнографии. Эта тема настолько велика и обширна для изучения, как и культура человечества. В своей я работе я попыталась заглянуть в нее, приоткрыть завесу тайного значения цветов.
16
Библиографический список.
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982.
2. Визер Виктория. Система цвета в живописи. – М.: Патер, 2004.
3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1965.
4. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986.
5. Иванов Виктор. О тоне и цвете. Советы начинающим. Часть 2. О цвете в живописи. – М.: Юный художник, 2002.
6. Купер М., Мэтьюз Л. Язык цвета. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.
7. Мифы народов мира, тт 1. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
8. Могилевцев В.А. Основы живописи. - М.: Арт - индекс, 2012.
9. Редькина Т.В. Свет и цвет в живописи. Особенности изображения. – М.: Мир книги, 2010.
10. Сокольникова Н.М. основы живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1998.
11. Стармер Анна. Цвет. Энциклопедия. – М.: Арт - Родник, 1999.
12. Успенский Л. Смысл и язык икон. Журнал Московской Патриархии, 1995, №6, 7.
Интернет – ресурсы.
1. mironovacolor.org/theory/humans_and_color/symbolism/
2. http://www.pictorial-art.info/simbolika-czveta.html
3. psyfaktor.org/color.htm
4. www.simbolsbook.ru/perception/simbolika-tsvetamar4586.narod.ru/colors/index.html
5. www.yugzone.ru/psy/colors.htm
6. www.ref.by/refs/31/5383/1.htm/
7. www.videoton.ru/articles/sym_color.html/
8. ruspravda.info/simbolika-tsveta-v-russkoy-traditsionnoy-kulture-2534.html
9. shedevrs.ru/cvetovedenie/220_vliyanie-cveta.html
10. www.pravklin.ru/publ/8-1-0-200
17
Приложение
18
Геральдическая цветовая символика.
Цветовая символика особенно прочно вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имела силу закона. Петр I ввел ее в России специальным Уложением. Символика цветовой геральдики без религиозных символов строго соблюдается в гербах и флагах современных государств:
белый цвет — Серебро, Чистота, Правдивость, Европа, Христианство;
желтый — Золото, Богатство, Смелость, Азия, Буддизм; красный.— Сила, Демократия, Революционность, Америка; зеленый — Плодородие, Расцвет, Юность, Австралия, Ислам;
голубой — Невинность, Миролюбие; синий — Мудрость, Владение морем; фиолетовый — Печаль, Бедствие; черный — Траур, Смерть, Африка.
Современная цветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признаки психического эмоционального значения. В настоящее время создана расширенная система цветовых символов [33]:
желтый цвет — Солнце, Свет, Радость, Ревность, Зависть, светлый, легкий, свежий, веселящий, юный, сияющий;
оранжевый — Зной, Энергия, Радость, Теплота, Спелость, излучающий, выступающий вперед, сухой, теплый, взволнованный;
красный—Огонь, Любовь, Страсть, Борьба, Динамизм, Гнев, Сила, Революция, близкий, жгучий, возбуждающий, громкий;
пурпурный — Великолепие, Достоинство, Власть, Держава, Зрелость, Богатство, компактный, исполненный внутренней силы, раскаленный, насильственный, торжественный, важный;
фиолетовый — Затмение, Старость, Вера, Совесть, Смирение, тупой, окутывающий, душный, угрюмый, тяжелый, сумрачный;
синий — Бесконечность, Космос, Тоска, Холодность, Верность, серьезный, укрепляющий, свежий, прохладный, удаляющийся;
изумрудный — Кристалл, Холод, Лед, Окоченелость, Вода, сдержанный, ледяной, утомленный, удаленный;
зеленый — Природа, Покой, Молодость, Безопасность, надежда, скромный, спокойный, влажный, мягкий, посредственный;
белый — Чистота, Невинность, Свет, легкий, свежий, прохладный, ослепительный, чудесный, блестящий;
черный — Тьма, Мрак, Траур, Смерть, темный, тяжелый, теплый, впитывающий, засасывающий;
серый—Достоинство, Звание, разный, дифференцирующий, нейтральный, знатный, важничающий;
коричневый — тяжелый, грубый;
светло-синий — отчужденный, равнодушный;
светло-коричневый (охра) — тупой, землистый;
лиловый — сентиментальный, раздражительный:
розовый — нежный, легкий;
темно-зеленый — успокаивающий;
бежевый — легкий;
темно-синий — тяжелый.
19
Символика цвета в странах Востока.
В Древнем Китае цветовая символика была связана с древней теорией мироздания определявшей пять стихий (дерево, огонь, землю, металл и воду). Эти стихии неразрывно связывались с явлениями природы и жизнью китайского народа. Цветовые символы были сориентированы по странам света с центром мироздания посередине (желтый цвет). Цвета обозначали:
желтый — Землю, Центр Мироздания, Государство, Времена года, планету Сатурн, музыкальную ноту Чжи, плодоносящее и сладкое;
зеленый — Дерево, Восток, Весну, Юпитер, Дракона, Подданных, ноту Цзюэ, гибкое и кислое;
красный — Огонь, Юг, Лето, Марс, Феникса, Правосудие, ноту Шан, горящее, поднимающееся вверх, горькое;
белый — Металл, Запад, Осень, планету Венеру, Тигра, Правителя, ноту Гун, изменяемое, острое;
черный — Воду, Север, Зиму, Планету Меркурий, Черепаху, Смуту, ноту Юй, текущее вниз, мокрое и соленое.
Символика цвета в Китае проявляется в народных обычаях, обрядах, архитектуре и живописи. Красный цвет Юга был символом радости на праздниках, свадьбах и различных.торжественных ритуалах. В таких случаях на музыкальные инструменты натягивались красные струны, а поздравления писали на красной бумаге. Северные пекинские ворота и сейчас окрашивают в черный восточные — в сине-зеленый, южные — в красный, западные — в белый цвета.
В Тибете белым цветом символизировали Небо и Мужское начало, а черным — Землю и Женское начало. Тибетские божества («властелинов земли») размещали на круге, ориентировали по странам света и обозначали животными. В центре круга помещали желтую (золотую) обезьяну, на севере — белую черепаху, на юге — голубого дракона, на западе — красную птицу, на востоке — белого тигра. При жертвоприношениях «властелинам земли» на круге ориентировали фигурки быков: зеленый бык — на север, желтый — на юг, белый — на восток, красный — на запад. Всех богов символизировали различными цветами: главную богиню, мать всех «властелинов земли» и хранительницу дверей земли обозначали желтым цветом, богиню болезней и лекарств — голубым, домашнего бога — красным цветом. Богиню Весны изображали черной на желтом муле, богиню Лета — красной на синем яке, богиню осени — желтой на зеленом слоне, а богиню Зимы — синей на красном верблюде. В обрядах применяли те же цвета, но без животных.
Японская культура испытала влияние древней китайской философии и переняла китайский язык цветовых символов. В японской символике основные философские символы всего существующего «ян» и «инь» имеют те же, что и в Китае, цветовые обозначения: белое (светлое) и черное (темное). В искусстве Японии символы «ян» и «инь» обозначают два лица: «саби»— сдержанный колорит внутренней красоты и «цуя» — цветастую яркость внешней красоты. Символическое значение цвета не отделяется от выразительного. Особое значение имеет цветовая символика в японском театре, особенно в актерском гриме «кумадори» театра «Кабуки». Здесь красный цвет представляет смелость, справедливость и сверхчеловеческую силу, синий — злость, хладнокровие и безнравственность, сине-фиолетовый — страх, черный и коричневый — божественность и потусторонность.
20
Символика цвета в исламе.
Среди цветов у ислама было три основных цвета.
Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств.
Второй основной цвет – желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости.
Третий основной цвет – красный, причастный к Свету. В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе – это положительный символ – Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций.
Голубой – самый популярный цвет, ассоциируется с чистым небом и водой, является символом Спокойствия и Благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей.
Синий – символ спокойствия Ночи и Смерти, применяется в траурных церемониях.
Черный – отражает отрицательную сторону жизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях черный цвет выражает глубину ума и сердца. Черным обозначают высшую тайну мироздания. В этот цвет окрашено и священное знамя династии абба-сидов. Главный священный символ исламского храма – черный камень.
Зеленый – главный цвет мусульманского Рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение. Священное знамя Магомета и всего мусульманского мира – зеленое, что находит отражение в современной флаговой и геральдической символике.
Серый – это цвет злости и подлости, нищеты и несчастья. Коричневый – цвет отвращения, разложения, распада и гибели.
Дням недели соответствуют цвета: понедельнику — зеленый, вторнику – красный, среде – бирюзовый, четвергу – цвет сандала, пятнице – белый, субботе – черный, воскресенью – желтый.
21
Символика цвета в христианской Западной Европе.
В отличие от восточных цветовых символических систем западно - европейская символика полностью сосредоточивалась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. Священное писание утверждает, что свет и цвет прекрасны потому, что их сотворил бог и навсегда установил смысловое значение священных слов и священных цветов.
Главными цветами в христианстве признавались белый, желтый (золотой), пурпурный и красный. Зеленый цвет считался земным, а черный (наиболее удаленный от бога) — символом негативных явлений.
Белый цвет символизировал Божественность, Святость, Веру, Чистоту, Благо. Все, что обозначалось белым, приобщалось к божественному чину.
Желтый цвет в начале христианства имел положительный смысл как символ Солнца и золота («златовидности Царя небесного»). Потом, начиная с XII—XIII вв., желтый цвет получил негативный смысл и стал в готике символом лжи, предательства и бесстыдства; христопродавца Иуды.
Пурпурный цвет — Величественный, Царственно красный. Свое значение он приобрел в Древнем Риме, когда византийские императоры провозгласили себя божьими помазанниками, стоящими к богу ближе всех верующих. Пурпур был провозглашен символом высшей власти, пурпурную тогу позволялось носить только римскому цезарю. Сенаторам разрешалось делать на одежде пурпурную кайму. Простому человеку запрещалось носить пурпур под страхом смерти. Поэтому для простого народа и ортодоксальной части духовенства пурпурный цвет приобрел узурпаторский оттенок и считался кроме всего символом кровавой жестокости.
Красный — цвет священной крови Христа, пролитой во имя спасения людей. Второе значение красного цвета связано с образом священного огня, который воспылает в день Страшного суда.
Синий цвет в христианстве символизировал божественность неба и божественность истины. Однако в католической Германии вначале существовал закон, по которому за применение «бесовской» синей краски рубили головы, а примерно через двести лет синий цвет в той же Германии стал королевской краской.
Зеленый цвет как символ воскресения и весеннего обновления был заимствован христианами из египетского культа Осириса с некоторым «приземлением» и стал менее духовен.
Черный цвет символизировал отрицательные признаки ада, греха и мрака но в то же время — это символ монашества, смирения и отказа от мирской греховности.
Когда произошло разделение на мир человеческий и божественный, между ними посредством символов установились определенные связи. Невидимый 22
мир отпечатывает свои знаки в доступной взору материи, в частности, в цвете. Папа Иннокентий III установил для церковных праздников литургические цвета: белые для рождества, пасхи, вознесения, для Марии и ряда святых, не связанных с кровавыми знаками; красные для распятия и мученичества, зеленые для крещения и воскресных дней, синие событиям из жизни Марии, черные оплакивания. Красный, синий и зеленый обозначение святой Троицы.
Принятый религиозный символизм цвета нашел отражение в росписях и картинах для церковных интерьеров. Петр предстает перед нами в белых и синих одеяниях, Павел в зеленых и красных, Мария Магдалина — фиолетовых, Иуда — темно-желтых, Иоанн Предтеча — в светло-зеленых, херувимы — окрашены в голубые тона, серафимы — в красные. Мария-богоматерь часто изображена в голубых одеяниях; в красных одеждах она олицетворяет Царицу небесную. В разных сценах меняются одеяния Христа; они могут быть голубыми, красно-пурпурными, серыми. Францисканские монахи носили коричневые рясы, доминиканцы черно-белые. Такой выбор цветов предопределен более широкими символическими представлениями о назначении каждой краски. Все это легко объяснимо, поскольку синий — цвет небес, божественной любви и истины; зеленый триумф жизни, надежда на воскресение, духовное посвящение в тайну, знак воды и, следовательно, крещения; фиолетовый — страдание и покаяние; коричневый отречение от мира; серый — смирение и победа духа над телом; белый — святость, чистота, невинность, божественный свет; тускло-желтый — деградация, ревность, предательство. Эти широкие представления о цвете были перенесены на облик отдельных героев библейской драмы в интерьерных росписях и картинах.
23
Символика цвета в Русской Православной Церкви.
В многовековой традиции нашей Русской Православной Церкви, в зависимости от празднуемых и воспоминаемых ею событий, используются богослужебные облачения различных цветов. Основные цвета богослужебных облачений: красный, белый, золотой или желтый, голубой или синий, зеленый, черный или фиолетовый. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или "света", как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству' храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие толкования символики цвета.
В праздники в честь Господа Иисуса Христа, в воскресные дни, в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачения царский, то есть золотой или желтый. Царский цвет.
Белый цвет облачений принят в праздники Рождества Христова, Крещения Господня, Сретения, Вознесения, Преображения, Рождества Иоанна Предтечи и в праздники в честь небесных ангельских сил. В таком облачении принято совершать таинство Крещения, а также погребения усопших и заупокойные богослужения. Божественный свет.
Богослужение Пасхи Христовой также начинается в белых одеждах, в знак
Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет - красный. Этот цвет облачений используется и в дни памяти мучеников Христовых, в знак пролития ими крови за Христа.
В праздники, связанные с почитанием Креста Господня, надевают фиолетовые или бордовые облачения, знаменуя этим крестный подвиг Спасителя. В Богородичные праздники голубые или иногда белые облачения напоминают всем христианам о той особой небесной чистоте и непорочности Пресвятой Богородицы.
В праздник Святой Троицы, в День Святого Духа, в праздник Входа Господня в Иерусалим, а также в дни памяти преподобных, подвижников и Христа ради юродивых, цвет облачений - зеленый, цвет духовной радости и вечной жизни.
В дни Великого Поста, в дни особого покаяния, принято служить в темно-фиолетовых или в черных облачениях. Таким образом, каждый цвет богослужебных облачений глубоко символичен, отображая и напоминая собой духовное значение празднуемых событий. Цвет поста и покаяния.
В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в "багряны ризы" - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы
петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб. 24
Цветовая символика современного общества.
Белый цвет символизирует легкость (белый пояс в борьбе дзюдо), простоту, гигиену (белое белье, холодильники), открытость (белый флаг), а так же страх, смерть и призраков. Так же белый ассоциируется с холодом, снегом, и может означать мудрость, вечность и счастье.
Красный цвет во всем мире используется как сигнал опасности (дорожные знаки, сигнальные огни), знак крови (красный крест), войны, огня (пожарные машины), а так же для привлечения внимания или коррекции (красный шрифт). Еще он символизирует для современного человека любовь, так же может активно использоваться в праздничных украшениях, на детских игрушках.
Символом экологии, природы, юности является в наше время зеленый цвет. Он же олицетворяет рок, удачу или неудачу (зеленый игровой стол, изумруд - камень, символизирующий судьбу), свободу (зеленый сигнал светофора).
Синий цвет, наиболее популярный в западных странах (50% населения предпочитают синий цвет), олицетворяет небо, бесконечность, ночь, тени, меланхолию и пассивность. Неслучайно меланхоличные джазовые композиции называются «блюзы». В современном обществе это также цвет мира и согласия (флаг ООН и ЕЭС), цвет моря (морская форма), цвет стерильности (хирургические костюмы, мешки для отходов).
Желтый цвет служит для привлечения внимания (школьный автобус, такси, «желтые страницы» телефонного справочника), также является олицетворением богатства (золото, зерно), летнего отдыха, радости и энергии. Наряду с этим, желтый ассоциируется с ложью, предательством (желтая пресса), служит признаком упадка, осени.
Черный цвет, и это связано с традициями христианства, обозначает смерть (траур, черный юмор), власть (судьи в футболе). Далее черный служит знаком нарушения запретов (одежда анархистов, фашистов, бандитов). Так же в современном обществе черный цвет стал знаком изысканности, элегантности и интеллектуальности.
Оранжевый цвет часто используется в оформлении закусочных, поскольку является возбуждающим аппетит, раздражающим цветом. В небольших количествах он способствует творческой атмосфере, радости, веселью, но в избытке оранжевый выглядит вульгарным. Это цвет здоровья и цвет зла.
Коричневый цвет в современном мире достаточно популярен. Он является знаком доверия, стабильности, ассоциируясь с грубым домашним хлебом, с землей, песком, деревом.
Серый цвет в США — непременный атрибут серьезного бизнесмена и служит знаком богатства и изысканности. Избыток серого может выглядеть скучно, однако в сочетании с другими цветами он приобретает особую выразительность, заставляя другие цвета «говорить».
Фиолетовый - это цвет, который приобрел большую популярность в последние десятилетия. Раньше в США этот цвет носили пожилые женщины, но теперь он стал очень модным. Этот цвет особенно популярен среди детей.
25
Личностные характеристики цветов
- Синий - честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный
- Зеленый - черствый, самостоятельный, невозмутимый.
- Красный - отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный.
- Желтый - разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
- Фиолетовый - несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
- Коричневый - уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
- Черный - непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
- Серый - нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый,
"Цветовая картина эмоций"
- Красный - гнев, радость, грусть, отвращение, утомление.
- Желтый - удивление.
- Зеленый - удивление и заинтересованность.
- Синий - грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление и т.д.
- Коричневый - отвращение, утомление.
- Серый - утомление, грусть.
- Черный - страх, гнев.
Олимпийская символика.
В олимпийской символике цвета колец являются символами пяти континентов:
синий - Америка;
красный - Азия;
черный - Европа;
желтый - Африка;
зеленый - Австралия.
26
Символика цветов в букетах.
Символика цветов складывалась на протяжении веков. В современном мире эта символика цветов и их расцветок утратила своё столь важное значение, которое ей приписывалось во многих национальных традициях. Из каких бы цветов не был составлен букет, он всегда будет принят с благодарностью, а ваши теплые чувства будут правильно поняты. А для тех, кто все еще помнит о том, что желтые цветы – к разлуке, предлагаем считать их символом солнечного тепла и сказочного богатства.
Красный цвет и его оттенки: алый, бордовый, розовый – это самый активный цвет, подчиняющий себе остальные. У него много значений: жизнь, любовь, страсть, свобода, победа, ревность, счастье, огонь, кровь. Если в букете красный доминирует, значит, в нем звучит тема любви. Хотите признаться кому-нибудь в любви? Подарите букет из алых роз.
Желтый цвет почему-то считается цветом разлуки и предательства, хотя на самом деле желтый – это цвет солнца, дарящий тепло, свет, радость, нежность и улыбку. Желтые цветы в букете скажут многое от вашего лица тому человеку, которому вы дарите букет, например, то, что вы считаете его очень близким и хотели бы заботиться о нем, помогать ему и всегда быть рядом.
Оранжевый так же, как и желтый означает радость, тепло, силу, урожай, богатство, праздник, щедрость.
Фиолетовый – означает печаль, и в то же время величие, достоинство, роскошь.
Синий – холодный и спокойный цвет, символизирует энергию, силу, бесконечность, магию, стихию, красоту. Букет из синих цветов, подаренный женщине, расскажет о ее мудрости, спокойствии и подчеркнет ее загадочность.
Голубой – холодный, чистота, верность. Букет из синих цветов преподносят тогда, когда хотят выразить восхищение очарованием юности и невинностью. Символизирует чистоту, верность, нежность, небо, бесконечностью
Зеленый цвет – мир, пассивность, покой. Композиции с большим количеством зеленых веток и листьев создают спокойную, расслабленную атмосферу, в то же время на этом фоне особенно выделяются яркие цветы.
Зелено-желтый - холодный, неприступный. Не стоит дарить женщинам, так как этот цвет символизирует ненависть, зависть, измену, эгоизм, ревность, злобу, ложь.
Белый – нейтральный цвет, контрастирующий со всеми темными цветами, вносит свет, радость, ощущение чистоты, торжественности, праздничности. Символически воспринимается как невинность, целомудрие, непорочность. Поэтому белые цветы так часто встречаются в букетиках невест.
Черный - нейтральный. Символизирует печаль, траур, элегантность.
27
Список различных оттенков цветов, употребительных в русском языке.
Любое название цвета можно развернуть в большой ряд оттенков или разновидностей, найденных с помощью цветовой ассоциации с каким-либо предметом или явлением и составить целый словарь таких оттенков. Например, история моды знает удивительные названия для популярных в разное время оттенков. Например, для Европы начала XX в. характерны такие цветовые определения, как жемчужно-серый, бледная голубизна неба, голубиный сизый, цвет вянущей розы, мальва, зелень плакучей ивы, банановый, полынный, нежный белый (цвет овсяной муки, яичной скорлупы, белая ночь, белая устрица), цвет меда, панциря светлой черепахи, древесного угля...
КРАСНЫЕ - свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый…
ОРАНЖЕВЫЕ - огненный, морковный, кирпичный, терракотовый, апельсиновый, рыжий, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый, шафранный…
ЖЕЛТЫЕ - охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, лимонный, канареечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, палевый, бежевый, чайная роза, лютиковый, виноградный, банановый…
ЗЕЛЕНЫЕ - горчичный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, еловой хвои, полынный, цвет плесени, лишайника, медной патины, купоросный, травяной, кабачковый, фосфорический, лягушечий…
ГОЛУБЫЕ - бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, васильковый, электрик…
СИНИЕ - сапфировый, ультрамариновый, кобальтовый, индиговый, кубовый, сливовый, баклажанный, джинсовый…
ФИОЛЕТОВЫЕ - аметистовый, сливовый, сиреневый, лиловый, гиацинтовый, чернильный, Ренессанс, фанданго, экклезиастик, орхидея, вербена…
ПУРПУРНЫЕ - цвет мальвы, кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови. Челлини, каприз, пижон, портвейн, рододендрон, Веласкес, гелиотроп, Медичи, Бахус, амарант…
БЕЛЫЕ - СЕРЫЕ - белая ночь, алюминиевый, стальной, цвет шаровый, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, альбатрос, свинцовый, цвет пыли, тумана, облака, дымчатый…
ЧЕРНЫЕ - цвет воронова крыла, древесного угля, морёного дуба, антрацита, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, "сон перед ревизией", "нелётная погода"…
КОРИЧНЕВЫЕ - бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, беж, каштановый, цвет истлевающих листьев, Танагра, Пикадилли, эскимо, Кордова, мокассин, красное дерево, кофейный. 28
СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ
Синий-черный - абсолютный покой.
Серый-синий - спокойствие, невовлеченность, несвязывание себя никакими обязательствами.
Синий-коричневый - физическая потребность в мягком обращении и заботе окружающих с целью добиться личного комфорта.
Синий-фиолетовый - стремление к нежности и тонкости чувств, к каким-либо идеализированным отношениям.
Синий-желтый - желание понимать и быть понятым, снискание любви окружающих, эмоциональная независимость и полезность для всех.
Синий-красный - гармония и активность в сотрудничестве, эмоциональная удовлетворенность, сотрудничество и взаимопонимание на благо созидания.
Серый-зеленый - самоутверждение и защитное превосходство. Самоуважение, чувство престижа. Иногда крайняя осмотрительность в делах.
Синий-зеленый - точность, логичность, аккуратность, возможна педантичность, дискриминирующий контроль.
Зеленый-красный - деятельность и инициатива, направленная на повышение личного авторитета и престижа.
Зеленый-желтый - корыстное честолюбие и деятельность, направленная на завоевание признания окружающих и самого себя.
Зеленый-фиолетовый - стремление завоевать расположение окружающих, не связывая себя никакими обязательствами и не беря на себя никакой ответственности.
Красный-желтый - жажда исследований, освоение новых сфер, действие ради действия.
Зеленый-черный - патологическое упрямство и нетерпимость к воздействию извне.
Желтый-черный - внезапный кризис, либо "да", либо "нет", своевольное решение.
Красный-черный - драматизация, импульсивные чрезмерные желания.
Серый-красный - импульсивность, необдуманные действия с надеждой, что не наступит ответственность и какие-либо последствия.
Красный-фиолетовый - очарованность всем эротическим и эстетическим, что волнует и возбуждает.
Желтый-фиолетовый - очарованность, буйные фантазии, жажда приключений.
Фиолетовый-коричневый - очарованность тем, что доставляет наслаждение телу: вкусная еда, предметы роскоши, красивая одежда...
Серый-фиолетовый - эстетическая восприимчивость, хорошо развитое чувство прекрасного.
Красный-коричневый - самоудовлетворение и потака-ние своим желаниям.
Желтый-коричневый - неограниченная свобода, существование безо всяких проблем и обязанностей, полная внутренняя безопасность.
Фиолетовый-черный - потребность в подражании, желание стать частью чего-либо.
Серый-желтый - нерешительность, неуверенность.
Зеленый-коричневый - требование покоя, потребность в душевном облегчении.
Серый-коричневый - изнурение, истощение, необходимость внимания со стороны.
Коричневый-черный - самоунижение, ощущение бесцельности, отказ от всего, кроме физического удовлетворения.
Серый-черный - нежелание иметь с окружающим никаких взаимоотношений.
29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы
Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы...
Символика цвета во фразеологических оборотах английского языка
Это дополнительный материал для учащихся старших классов. Школьники познакомятся с основными фразеологическими оборотами, имеющими сему "цвет". Данные фразеологические обороты будут хорошими помошника...
Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"
На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Методическая разработка плюс презентация к проведению урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Неменского "Древние корни народного искусства" (1 урок I четверти)Цели: 1. П...
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Символика цвета и формы в украшении предметов народного быта».
Народная культура и ДПИ России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Активное освоение учащимися традиций народного...
Дополнительная презентация "Символика цветов"к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс
Дополнительная презентация к элективному курсу "основы фитодизайна", 9 класс...
«Символика цвета в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок литературы в 11 классе...