Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Символика цвета и формы в украшении предметов народного быта».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Народная культура и ДПИ России донесли до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Активное освоение учащимися традиций народного искусства дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления личности.
Вникая в образный язык произведений ДПИ, учащиеся на уроке осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, учатся мыслить на языке данного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.rar | 218.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему
«Символика цвета и формы в украшении предметов народного быта».
Цель:
- формировать навыки создания художественного образа в декоративной композиции.
Задачи:
- продолжить знакомство с понятием «декоративно-прикладное искусство», со славянской орнаментальной символикой;
- формировать понимание связи между представлениями людей об устройстве мира и образным строем орнамента;
- познакомить с символическим значением предмета народного быта – полотенца;
- развивать умение составлять декоративно-сюжетные композиции в связи с оформлением предметов быта, творчески применяя знания народной символики для создания орнамента;
- воспитывать любовь к Родине, её традициям и народной культуре;
- воспитывать активность, трудолюбие, аккуратность.
Оборудование:
- для учащихся - эскизы полотенец, цветные карандаши, фломастеры;
- для учителя – карточки-задания для групповой работы, табличка с понятием «декоративно-прикладное искусство» (на доске).
Зрительный ряд:
- вышитые полотенца,
- выставка-композиция из предметов декоративно-прикладного искусства,
- таблица с изображением знаков-символов,
- таблица «Символика цвета»,
- иллюстрации с изображением вышитых природных орнаментов («Берегиня», «Древо жизни», «Птицы», «Конь»).
Музыкальный ряд:
- аудиозапись «Народные мелодии».
Ход урока
I Организационный этап
1. Проверка готовности к уроку.
2. Приветствие.
3. Сообщение темы.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народным творчеством, которое берет свое начало в древних временах.
II Введение
- С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных непонятных явлений.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей среде. Так появились верования в сверхъестественные силы природы: солнце, небо, воду, землю, растения.
Эти явления природы приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.
Так появилось декоративно-прикладное искусство.
III Повторение
- – Кто может объяснить значение этого понятия?
Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания предметов, которые можно использовать не только по и их прямому назначению, но и в качестве украшения.
- Все предметы, окружающие человека должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми. Почему?
ДПИ имеет свой совершенно особый образный язык, освоение которого даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмета, задуматься о смысле, который он выражает.
2. Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма имеют символическое значение.
- Люди верили, что если желание «изобразить», то оно обязательно сбудется. Изображали свои желания они с помощью знаков, в которых скрывается тайна. Давайте попробуем эту тайну разгадать и прочитаем эти загадочные знаки.
(На доске таблица, с которой учащиеся уже познакомились на прошлом уроке).
ЗНАКИ СОЛНЦА | ЗНАКИ ЗЕМЛИ | ЗНАКИ ВОДЫ |
|
|
Каждой группе дается карточка-рисунок с символической композицией.
Задание: объяснить смысл изображения, обосновав своё решение.
(каждая группа совещается и комментирует изображение)
3. – Цвет тоже имел символическое значение, нес в себе определенный смысл.
Солнце, жизнь | |
Трава, деревья | |
Праздник | |
Надежда | |
Огонь | |
Земля |
Задание: соотнести цвет с его символическим значением.
- Почему для изображения «солнца», «жизни» был выбран красный цвет? (красный – красивый, самое дорогое и главное изображалось этим цветом).
- Люди изображали в орнаментах и узорах то, что было для них важно. Почему среди этих важных вещей есть такой символ, как огонь?
- Используя голубой цвет, люди выражали надежду, мечту. А как на ваш взгляд, о чем могли мечтать наши предки, жившие 100-200 лет назад.
IV Изучение нового материала
- В украшении предметов быта использовались и другие природные мотивы: берегиня, дерево жизни, изображения птиц и коней.
- Какой смысл стоит за каждым из этих символов нам расскажут ребята.
- Сообщения учеников
Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян. Берегиню часто изображали на одежде, полотенцах, стенах домов и всегда её фигура переплеталась с изображением птиц и растений.
Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. В произведениях народного искусства древо жизни изображалось в виде разветвлённого растения, с цветами, плодами, с причудливыми птицами, сидящими на ветвях.
Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребешками, пышными хвостами и узорчатыми перьями. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимнюю стужу и приносят на крыльях весну - красну и тёплое лето. Птицы – это символ счастья, весны, тепла, света.
Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства. Конь - один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце приобретало образ коня, а конь как бы приобретал силу солнца.
2. Микроитог: Берегиня – символ плодородия земли, богатого урожая;
Чудо-дерево – символ вечной жизни;
Птицы – символ счастья;
Конь – символ солнца.
- Все природные мотивы взяты из жизни, из природы, но в ДПИ выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительные обобщённые образы без мелких деталей и подробностей.
3. Рассказ о значении полотенца в жизни русского человека
- Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц- рукодельниц. Праздничные одежды, покрывала, скатерти, полотенца – все было украшено вышитыми орнаментами.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости.
У наших предков, например, существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром – от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром – нижним краем, где изображался восход солнца, а вечером – верхним, который символизировал закат.
- Все в жизни наших предков было не случайно, символично. Давайте попробуем изобразить движениями древние символы, а заодно и немного отдохнем.
V Физминутка
Солнечный знак покажем вот так
(руками показывают круг)
Лучи распускаем, землю согреваем.
(руки протягивают в стороны)
У неба попросим дождик проливной.
(руки поднимают вверх)
Его изобразим волной.
(кистями рук имитируем волны)
Дождик застучал по крыше
(руки над головой «домиком», топают, изображая звук дождя)
А потом все тише-тише.
(шаги на месте на носочках)
В землю весною семена сажаем
(присели)
Зелеными росточками летом прорастаем
(поднимаются, раскрывая руки вверх).
VI Объяснение задания
- Выполнить эскиз вышитого полотенца. Украсить полотенце узорами и орнаментами. Используя знаки солнца, земли, воды составить из них более сложные композиции (пример на доске) и расположить их в полосках. Центр композиции украсить древними символами плодородия (Берегиня), вечной жизни (Древо жизни), счастья (Птицы), солнца (Конь).
VII Практическая работа
(звучат народные мелодии)
VIII Выставка и анализ работ
IX Итог урока
- На Руси существовала еще одна традиция, связанная с полотенцем: встречать дорогих гостей хлебом-солью, подавать хлеб на вышитом полотенце.
- Встречайте гости нашу хозяюшку (выходит ученица, выносит на полотенце каравай и угощает присутствующих):
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Потрудились вы на славу,
Всем на удивленье!
А теперь все вместе дружно
Принимайте угощенье!
- Почему основной цвет, используемый в народных орнаментах и узорах, да и в ваших работах - это красный? (цвет жизни)
- Верно, самое большое желание людей – жить. Оказывается, люди верили в то, что если желание изобразить, то оно обязательно сбудется.
- Какие еще желания люди выражали через орнамент? О чем они просили силы природы? (о дожде, об урожае)
- А почему это были главные желания? (от них зависела жизнь людей).
- Теперь, я думаю, увидев предметы народного искусства, вы сможете не только полюбоваться их красотой, но и суметь разгадать тайну, которую скрывают узоры и орнаменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»
Данная разработка является завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...
Презентация к уроку изобразительного искусства (4 класс) по теме:"Деревня - деревянный мир"
Презентация выполнена по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд", на основе учебника для 4 класса начальной школы "Изобразительное искусство. Каждый народ — ху...
Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".
Комбинированный урок является четвертым уроком второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО. Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...
Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"
1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция
Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...