Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Методическая разработка плюс презентация к проведению урока по изобразительному искусству в 5 классе по программе Неменского "Древние корни народного искусства" (1 урок I четверти)
Цели: 1. Познакомить учащихся с осетинской орнаментальной символикой и её историей.
2. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
3. Развивать художественный и эстетический вкус, творческую и познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. Неменского | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. | |
5 класс Преподаватель Немцова Э.Е. | |
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с духовной культурой прошлого.
2. Показать разнообразие знаков и символов в декоративно –
прикладном искусстве.
3. Выявить вместе с учащимися истоки народного искусства.
4. Помочь учащимся самостоятельно « прочитать» народные
узоры.
5.Увидеть общее в изобразительных сюжетах у разных народов.
6. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
7.Развивать эстетический вкус, творческую и
познавательную активность.
Подготовка к уроку
Для учеников организуется экскурсия в музей, в отдел народного искусства. После знакомства с экспонатами учитель просит ребят разделиться на несколько поисковых групп по желанию.
Первой группе предлагается внимательно посмотреть раздел вышивки, а затем зарисовать изобразительные мотивы, встречающиеся в работах народных мастеров.
Вторая – изучает и делает наброски изобразительных мотивов в резьбе по дереву.
Желающие (4 -5 человек) готовят сообщение по темам: стилизация образа солнца, древа жизни, птицы, коня и т. д. разных культурах.
Учитель помогает в подборе материала. Остальным даётся задание принести сказки, песни про солнце, дерево, птицу, коня.
План урока
- Беседа о древних орнаментах с использованием игровой ситуации.
- Закрепление понятия о символах в осетинском орнаменте и их культовом значении.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задания.
- Подведение итогов и обсуждение работ.
Организация урока
Класс делится на три команды, так же как во время работы в музее. Выбирается группа экспертов из числа учащихся, подготовивших
сообщения. Они выполняют функции жюри.
Задание: сделать зарисовки животных, растений, явлений природы, стилизованные на основе просмотренного материала.
Материалы: гуашь, кисть.
Ход урока:
- Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
- Повторение пройденного материала.
- Введение в тему урока.
У. Во время экскурсий в музее мы посмотрели украшенные вышивкой предметы быта и одежды, резьбу по дереву. Что показалось вам наиболее интересным, о чём хочется рассказать?
Д. Поразило разнообразие узоров на костюмах и бытовых вещах. Некоторые узоры – простые геометрические, другие – более сложные, среди которых встречаются изображения растений, птиц, животных и человека. От всех вещей веет добром, теплом. Хочется их потрогать, взять в руки.
Выключается свет. Под тихое звучание народного пения показываются слайды ( пейзажи Осетии, жилища осетин, убранство осетинской сакли, предметы декоративного искусства, народный костюм).
У. Сегодня в полной мере трудно себе представить значение орнаментов и узоров в жизни старого аула.
Всё, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками. Нам дорог образный язык народного искусства, его естественность и доброта, его жизнеутверждающий оптимизм.
Быт и духовная жизнь крестьянина и ремесленника – от резных наличников его дома до вышивки на костюме, от колыбельной до погребальной песни – сотканы из впечатлений реальной действительности и фантастических сказочных образов.
В своём творчестве народ отразил внутренний мир, восприятие добра и зла, свои мечты. Вначале 19в. создатели ещё помнили смысловое значение украшений, жив был и обряд чтения узоров. Но во второй половине прошлого – начале нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться. Мастера не всегда могли
дать правильное толкование исполненных ими украс, зная лишь, что в них заключена сила добра, и передавали своё объяснение древнего орнамента. Узоры на протяжении многих веков сохраняют свои исконные черты и уже более ста лет привлекают внимание исследователей. Утративший своё прежнее значение в народной жизни орнамент в наше время осмысливается наукой заново. И сегодня мы попытаемся проникнуть в прошлое раскрыть первоначальный смысл народного узора так, как это делают учёные, исследуя деятельность и мировоззрение создателей орнамента, привлекая данные истории и фольклора.
Включается свет.
Вы уже, наверное, догадались, какую важную функцию выполняет узор?
Д. Он должен защищать от воздействия сверхъестественных сил, энергии злых людей и болезней.
У. Правильно. Этим объясняется расположение орнаментов на костюмах и в жилище. Вспомните, где наиболее декоративные места?
Д. В костюме – перед и низ платья, рукава – места, которые открывают доступ к телу: чтобы злые силы не повредили человеку, их украшали орнаментом. Этот же принцип соблюдался и при размещении узоров на постройках. Поскольку ворота и окна открываются, их окружали узорами – оберегами. Наличники не только закрывали от ветра, но и оберегали дом от недобрых сил. Например, предки осетин верили в существование священных всезнающих птиц – Семурга и Быдурга. Семург смотрел в грядущее, а Быдург - в прошлое, канувшее. Резчики по дереву часто изображали этих птиц стоящими друг против друга, и эти птицы оберегали дом от недобрых сил.
У. Я хочу загадать вам загадку. Отгадав, её вы узнаете, о чем дальше пойдет речь:
«На заре зарянской
Катится шар вертянский
Никому его не обойти, не объехать»
Д. Солнце.
У. Правильно, (отгадавшая группа получает жетон, который учитывается при подсчёте очков). Солнце для древних людей являлось одним из главных богов – покровителей. По народным представлениям жизнь зависит от сияния солнца, творческая плодородная сила которого заключается в его ярких весенних и летних лучах. Много песен, загадок, поговорок сложили люди о солнце. Я просила вас дома посмотреть произведения фольклора. Сейчас мы узнаем, чья команда лучше подготовилась. Кто знает больше загадок про солнце?
Дети по очереди рассказывают поговорки и загадки.
У. Молодцы. А теперь попытайтесь из наработанного вами в музее материала выделить изображения солнца. После 2-х минутного обсуждения от каждой группы выступает учащийся, аргументируя выбор. Ответы оцениваются жюри.
У. Сейчас интересно будет послушать сообщение эксперта о том, как изображалось солнце у разных народов.
Уч. – эксперт. Вы правильно определили изображение круга как солярный знак. Начинается с эпохи неолита, солнце обозначалось просто кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругами с розеткой, свастикой. ( Показ пособий). Различные исследователи утверждают, что знак, похожий на изображение колеса, служил в древности символом солнца. Говорится, что солнце « катится как колесо». Знак, похожий на колесо, бывает изображен на лодке или на повозке – это соответствует известным мифологическим представлениям о том, что солнце едет в ладье или на колеснице. Часто встречается кружок с точкой в центре. Он фигурирует в иероглифах Египта и Древнего Китая и также служит обозначением солнца. В прикладном искусстве Осетии, как и в других районах Кавказа, розетки с завихрениями – это тоже солярный знак. Иногда солнце изображалось в виде спирали. Представляли его в народе то огненной стихией, то огненным колесом, кругом, «наполненным от Бога огнём». В дни солнцестояний и равноденствий костры на возвышенных местах, обвитые горящей соломой колёса, скатывающиеся с гор или поднятые на шестах, символизировали собой солнце, а земной жертвенный огонь почитался его наместником. Зажжённый во многих местах, он, словно ветви одного дерева, един и, как верили, имеет силу давать урожай.
В образном представлении народа солнце связывалось с плодородием и часто изображалось в женском облике. Лучистый солнечный диск на голове женского божества стал одной из самых характерных черт вышивки. Человека, жившего в неразрывной связи с Матерью – природой, отличало живое, эмоциональное восприятие окружающего мира. Выражалось оно в соединении природных явлений по обобщающему признаку или свойству. Так, солнце представлялось ещё и птицей, поскольку они парят в небе. Явления окружающего мира обобщались в художественных образах, а само мировоззрение было тесно связано с мифом, обрядом и культом. Златокрыла, огненная, светозарная птица – солнце, жар-птица,
связана с весенней порой: одна из загадок подчёркивает расправленные во все стороны перья – лучи, которыми весной согревает она молодые побеги.
Яркость и теплота весеннего солнца дополнялись представлениями о быстроте его движения. Дневное светило – «резвее всех на свете». В народном поэтическом мышлении образ солнца олицетворялся не только птицей, но и ретивым огнедышащим конём. Конь с птицей часто изображались вместе. А изображение крылатых коней или оленей у осетин олицетворялось с божеством брака.
У. «Жила когда–то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её Мать Леса.
Говорят, с неё начинался Лес, а может быть, и сама Земля. Ель подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую реку. Издалека приходили люди, чтобы поклониться ей». У каждого народа были свои мифы, повествующие о Древе жизни. Предание о чудесном древе нашло своё отражение в сказках, загадках, песнях, где говорится то о чудесной сосне, на которой «птицы райские поют песни царские», то о яблоне с золотыми листьями и плодами, дающими молодость. В сказании «Ахсар и Ахсартаг» (Осетинский нартский эпос) рассказывается о волшебной светящийся птице, ворующей по ночам из нартского сада золотые яблоки. В другой сказке говорится о чудесном дубе, который стоит на святом «океан-море» или подымается с земли до неба, ветки которого превышают само небо, а на вершине сидит птица-солнце. Как вы думаете, почему в преданиях о чудесном дереве упоминается не одна, а разные породы деревьев?
Д. У разных народов было своё священное дерево, которому поклонялись. Люди поклонялись тем деревьям, которые они знали, которые росли там, где они живут.
У. Вы правы, с деревьями были связаны различные интересные обряды. Например, в Тобольской губернии берёзку украшали бусами и лентами, одевали в платья, приделывали косу. Когда берёзку полностью одевали, девочка подлезала ей под юбку, брала её за ствол и двигалась впереди хоровода, создавалось впечатление, что берёзка пляшет сама. Так обходили всё село, а потом берёзка ходила в гости к девушкам. Её ставили в передний угол перед накрытым столом и угощали. Девушки считали берёзку своей подругой, сестрой. В северных областях берёзку не украшали и на венках не гадали, а её ветвями украшали дом во время свадьбы. В народе не всегда придерживались определённой породы дерева. «Свадебной красой» могла быть разветвлённая верхушка ели или сосны, сук яблони, обёрнутый в разноцветные бумажки и обвешанный золотыми листиками и лентами и даже украшенный репейник. На Украине берёзку заменяли тополь или вишня. У удмуртов роль космического мирового дерева выполняли ель, берёза и сосна, культ которых получил наибольшее развитие, и именно они соответствовали трём верховным божествам. У каждого из них было «своё» дерево: у Инмара - сосна, у Куара-ель, у Кындысына - берёза. А слово «дуб» на Руси заключало в себе понятие дерева вообще: «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу, он играет во трубу, труба точёная, позолоченная, труба ладная, песня складная». Сейчас мы узнаем, какие народные песни про деревья вы знаете.
Дети называют песни.
Учитель даёт группам задание отобрать из собранных зарисовок те, которые, по их мнению, могут являться стилизованным изображением дерева. На работу отводится две минуты. Выступающие от каждой группы аргументируют свой выбор. После чего выступает эксперт с сообщением о Древе жизни.
Уч. - эксперт. Знакомство с мифологией расширяет наши представления о святом дереве. По преданиям, существуют три, расположенных одно над другим, неба: воздушный океан с плавающими в нём облаками, ясно – голубой свод над ним и царство вечного света, откуда солнце и все небесные светила получают свой блеск и где берёт своё начало огонь. С этого третьего неба и простирает свои широкие ветки никогда не увядающее мировое Древо жизни. Охраняют его сидящие на ветвях чудо-птицы. Узоры с Древом жизни и сидящими на нём или около него птицами встречаются в прикладном искусстве Осетии, в вышивках, резьбе (показ карточек).
Встречающееся на древних амулетах изображение дерева с корнями не могло являться рисунком обычного растения: ведь корни скрыты под землёй. Это изображение священного дерева. Иероглиф дерева в виде русской Ж. Древо жизни стало символом всего живого, а охраняющие его две птицы-это символ добра и семейного счастья. Всё изображение в целом означало жизнь и благополучие.
У. Сегодня на уроке мы попытались по-новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, проследить истоки, понять смысл, расшифровать, древние узоры и орнаменты. Сейчас вы приступите к выполнению практического задания и сами станете создателями узоров, знаков, орнаментов. Каждый выберет себе какое-то животное, растение или явление природы и по-своему стилизует его.
Жюри подводит итоги конкурса команд и награждает победителей.
Физкультминутка
Общефизические упражнения:
- Исходное положение – сидя на краю стула, руки на затылке, ноги врозь, выпрямленные. Выполнить по 8 круговых движений в левую сторону, затем в правую сторону.
- Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5 -6 раз.
- Исходное положение – сидя прямо, на опираясь на спинку стула, руки на поясе. Наклониться вперёд и коснуться руками носков ног. Повторить 12 – 14 раз.
Упражнение дыхательной гимнастики:
Исходное положение – стоя на носках, прогнувшись, ноги на ширине плеч, руки вверх – назад, пальцы сплетены. Опускаясь на стопу, наклониться быстро вперёд, хлёст руками вперёд, вниз, назад, как при рубке топором, с одновременным акцентированным мощным выдохом. Плавно вернуться в исходное положение (естественный вдох).
Задание: импровизация на тему древних образов в узорах вышивок на полотенцах, росписях и резьбе по дереву.
Материалы: тушь, палочка, цветная бумага малого формата.
- Практическая работа учащихся.
- Анализ детских работ.
- Итог урока
-Что вы узнали нового и интересного узнали на уроке?
-Какими символическими образами украшались полотенца в старину?
-О чем хотели сказать рукодельницы, вышивая птиц, солнце?
Домашнее задание: найти слайды с примерами древних образов на прялках, на вышитых полотенцах, в резьбе по дереву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древние образы в народном искусств
План урока ИЗО и презентация. 5 класс "Древние образы в народном искусстве"...
Древние образы в народном искусстве.
Призентация....
Древние образы в народном искусстве
В презентации рассматривается символика формы в декоративно-прикладном искусстве...
Методическая разработка урока по теме: "Древние образы в народном искусстве. Древо жизни".
Методическая азработка для 5 класса. Урок формирует понятия у детей о символах древних образов. Знакомит учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирует общекультурную...
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы"
Технологическая карта к уроку в 5 классе "Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы".I четверть. Учащиеся знакомятся с декоративно - прикладным искусством России и Осетии....
Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве".
Данная разработка урока направлена познакомить учащихся с темой «Древние корни народного искусства», со славянской орнаментальной символикой, ее историей.Воспитывать любовь к н...
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...