рабочая программа по ИСКУССТВУ (МХК) 10 класс
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему

данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику Даниловой Г.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_mkhk_10.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                     СОГЛАСОВАНО:                     УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ШМО            зам. директора по УР                       директор КСУВУ

протокол №__                     ___________С.А. Григорьева/          «Убеевская СОШЗТ»

от «___» _______2014 г.   «__» ___________2014 г.                     _______/Ю.А. Васильев/

__________/Т.В. Ефимова/                                                              Приказ №____

                                                                                                             от «__» ________2014 г

Рабочая  программа

по ИСКУССТВУ (МХК)

на 2014 – 2015 учебный год.

Класс: 10

Учитель: Матвеева Мария Ивановна

Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

10 класс средней (полной) школы, рассматриваются как важнейший этап образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по мировой художественной культуры на уроках истории на новом художественно-эстетическом и философском уровне.

Рабочая программа по Искусству (МХК) для 10 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Г. И.  «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных  учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — интернет

Цель: дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.

Задачи:

  1. развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;
  2. воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;
  3. освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  4. овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  5. использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану на 2014-2015 учебный год.

                                        СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Художественная культура первобытного мира (1ч.)

Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (12)

 Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (13)

 София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного,  синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса. (7)

 Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен знать:

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
  • основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, Интернет-ресурсов, обеспечивающих процесс обучения по предмету «Искусство (МХК)»:

              1.Авторская программа под редакцией Даниловой Г. И.  «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных  учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011

              2.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.И. Данилова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

4.Интернет-ресурсы:

1.Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic/edu.ru

2.Музыкальная коллекция http://music.edu.ru

3.Архитектура России http://www.archi.ru

4. «Культура России» http://www.russianculture.ru

5. Музеи России http://www.museum.ru

6.Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской мифологии

http://www.greekroman.ru

7.Archi-tec.ru – история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура

http://www.archi-tec.ru 

8. ARHTYX.ru.  Всеобщая история искусств. http://www.artyx.ru 

9. Belcanto.Ru – в мире оперы.http://www.belcanto.ru

10. Классическая музыка http://www.classic-music.ru

11. Мировое искусство http://www.world.art

12.Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению 

http://e-project.ru/mos/

13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова. http://petrov-gallery.narod.ru

14. Виртуальный каталог икон. http://www.wco.ru/icons/

15. Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru

16. Виртуальный музей Лувр. http://louvre.historic.ru

17. Государственный Русский музей. http://www.rusmuseum.ru

18. Государственная Третьяковская галерея. http://www.tretyakov.ru

19. Государственный Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.org

20. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложен к учебнику по МХК.

http://www.mhk.spb.ru

21. Замки Европы http://www/castles.narod.ru

22. История изобразительного искусства. http://www.arthistory.ru/

23. Московский Кремль: виртуальная экскурсия. http://www.moscowkremlin.ru

24.Музеи Московского Кремля. http://www.kremlin.museum.ru

25.Народы и религии мира. http://www.cbook.ru/peoples/

                                      Календарно-тематическое планирование

уро-

ка

Содержание учебного материала (раздел, тема урока)

Кол-во

часов

     Цели и задачи темы (раздела)

Дата проведения урока

по плану

по факту

1.

Художественная культура перво-бытного общест-ва и древнейших цивилизаций Искусство первобытного человека

1

Познакомить с искусством первобытного человека;

Дать понятие о наскальной живописи, скульптуре  и древнейших сооружениях человечества;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

2.

Художественная культура древнего мира

Художественная культура Древней Передней Азии

1

Познакомить с художественной культурой Древней Передней Азии;

Дать понятие об искусстве и Архитектуре Месопотамии;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

3.

Архитектура Древнего Египта

1

Познакомить обучающихся с архитектурой Древнего Египта, его особенностями;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

4.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

1

Познакомить обучающихся с изобразительным искусством (скульптурные памятники, рельефы и фрески) и музыкой  Древнего Египта, его особенностями;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

5.

Художественная культура Мезоамерики

1

Познакомить обучающихся с художественной культурой ацтеков, майя, инков;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

6.

Контрольная работа по теме «Художественная культура древних цивилизаций»

1

Контроль знаний, полученных по теме

«Художественная культура древних цивилизаций»

7.

Эгейское искусство

1

Рассмотреть истоки крито-микенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

8.

Архитектурный облик Древней Эллады

1

Познакомить с архитектурным обликом Древней Эллады;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

9.

Изобразительное искусство Древней Греции

1

Познакомить с изобразительным искусством Древней Греции;

Дать понятие об изобразительном искусстве классического периода;

Рассмотреть шедевры эллинизма;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

10.

Архитектурные достижения Древнего Рима

1

Познакомить с архитектурными достижениями Древнего Рима;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

11.

Изобразительное искусство Древнего Рима

1

Познакомить с изобразительным искусством Древнего Рима;

Дать понятие о римском скульптурном портрете, фреске и мозаичных композициях.

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

12.

Театр и музыка античности

1

Познакомить с театральным и музыкальным искусством античности;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

13.

Контрольная работа по теме «Художественная культура Античности»

1

Контроль знаний, полученных по теме

«Художественная культура Античности»

14.

Художественная культура Средних веков Мир византийской культуры

1

Познакомить с миром византийской культуры (достижения архитектуры, мозаика, иконопись, музыка);

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

15.

Архитектура западноевропей-ского Средневековья

1

Познакомить с архитектурой западноевропейского Средневековья;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

16.

Изобразительное искусство Средних веков

1

Познакомить с изобразительным искусством Средних веков;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

17.

Театр и музыка Средних веков

1

Познакомить с театральным и музыкальным Средних веков;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

18.

Художественная культура Киевской Руси

1

Познакомить обучающихся с художест-венной культурой Киевской Руси;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

19.

Развитие русского регионального искусства

1

Познакомить обучающихся с искус-ством Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Московского княжества;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

20.

Искусство единого Российского государства

1

Познакомить обучающихся с искус-ством единого Российского государства;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

21.

Возникновение профессиональ-ного  русского театра

1

Дать понятие о русском профессио-нальном театре и музыкальной культуре  Руси;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

22.

Контрольная рабо-та по теме «Худо-жественная куль-тура Средних веков»

1

Контроль знаний, полученных по теме

«Художественная культура Средних веков»

23.

Художественная культура Индии

1

Познакомить с художественной культурой Индии (шедевры архитектуры, изобразительное искусство);

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

24.

Художественная культура Китая

1

Познакомить с художественной куль-турой Китая (шедевры архитектуры, изобразительное искусство);

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

25.

Искусство Страны восходящего солнца

1

Познакомить с искусством Страны восходящего солнца (шедевры архи-тектуры, изобразительное искусство, садово-парковое искусство);

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

26.

Художественная культура исламских стран

1

Познакомить с художественной культурой исламских стран;

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

27.

Контрольная рабо-та по теме «Худо-жественная куль-тура  средневеко-вого Востока»

1

Контроль знаний по теме «Художественная культура  средневекового Востока»

28.

Художественная культура Ренессанса Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения

1

Познакомить  с изобразительным искусством Проторенессанса и Раннего Возрождения (Джотто, живопись Раннего Возрождения, Боттичелли, Донателло);

29.

Архитектура итальянского Возрождения

1

Познакомить  с архитектурой итальянского Возрождения;

 Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

30.

Титаны Высокого Возрождения

1

Познакомить  с титанами Вохрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль);

Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

31.

Мастера венецианской живописи

1

Познакомить  с мастерами венецианской живописи (Беллини, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто) Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

32.

Искусство Северного Возрождения

1

Познакомить  с искусством Северного Возрождения  (архитектура и живопись; творчество Босха, Брейгеля, Дюрера) Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

33.

Музыка и театр эпохи Возрождения

1

Познакомить  с театральным и музыкальным искусством эпохи Возрождения  (итальянская комедия дель арте, театр Шекспира);

 Расширить кругозор обучающихся;

Воспитывать художественно-эстетический вкус;

34.

Контрольная рабо-та по теме «Худо-жественная культура Возрождения»

1

Контроль знаний по теме «Художественная культура Возрождения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству 5 класс

Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...

Рабочая программа по искусству 8 класс

Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...

Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская

Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...

Рабочая программа по Искусству 8 класс

Рабочая программа по Искусству  8  класс...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...