рабочая программа по ИСКУССТВУ (МХК) 10 класс
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему
данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику Даниловой Г.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_mkhk_10.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ШМО зам. директора по УР директор КСУВУ
протокол №__ ___________С.А. Григорьева/ «Убеевская СОШЗТ»
от «___» _______2014 г. «__» ___________2014 г. _______/Ю.А. Васильев/
__________/Т.В. Ефимова/ Приказ №____
от «__» ________2014 г
Рабочая программа
по ИСКУССТВУ (МХК)
на 2014 – 2015 учебный год.
Класс: 10
Учитель: Матвеева Мария Ивановна
Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
10 класс средней (полной) школы, рассматриваются как важнейший этап образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по мировой художественной культуры на уроках истории на новом художественно-эстетическом и философском уровне.
Рабочая программа по Искусству (МХК) для 10 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Г. И. «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — интернет
Цель: дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.
Задачи:
- развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;
- воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;
- освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану на 2014-2015 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Художественная культура первобытного мира (1ч.)
Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).
Художественная культура Древнего мира (12)
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков (13)
София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура Ренессанса. (7)
Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения мировой художественной культуры обучающийся должен знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
- участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
- проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
- участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
Комплект учебников и учебно-методических пособий, Интернет-ресурсов, обеспечивающих процесс обучения по предмету «Искусство (МХК)»:
1.Авторская программа под редакцией Даниловой Г. И. «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2011
2.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Г.И. Данилова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
4.Интернет-ресурсы:
1.Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic/edu.ru
2.Музыкальная коллекция http://music.edu.ru
3.Архитектура России http://www.archi.ru
4. «Культура России» http://www.russianculture.ru
5. Музеи России http://www.museum.ru
6.Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской мифологии
7.Archi-tec.ru – история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
8. ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств. http://www.artyx.ru
9. Belcanto.Ru – в мире оперы.http://www.belcanto.ru
10. Классическая музыка http://www.classic-music.ru
11. Мировое искусство http://www.world.art
12.Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению
13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова. http://petrov-gallery.narod.ru
14. Виртуальный каталог икон. http://www.wco.ru/icons/
15. Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru
16. Виртуальный музей Лувр. http://louvre.historic.ru
17. Государственный Русский музей. http://www.rusmuseum.ru
18. Государственная Третьяковская галерея. http://www.tretyakov.ru
19. Государственный Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.org
20. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложен к учебнику по МХК.
21. Замки Европы http://www/castles.narod.ru
22. История изобразительного искусства. http://www.arthistory.ru/
23. Московский Кремль: виртуальная экскурсия. http://www.moscowkremlin.ru
24.Музеи Московского Кремля. http://www.kremlin.museum.ru
25.Народы и религии мира. http://www.cbook.ru/peoples/
Календарно-тематическое планирование
№ уро- ка | Содержание учебного материала (раздел, тема урока) | Кол-во часов | Цели и задачи темы (раздела) | Дата проведения урока | |
по плану | по факту | ||||
1. | Художественная культура перво-бытного общест-ва и древнейших цивилизаций Искусство первобытного человека | 1 | Познакомить с искусством первобытного человека; Дать понятие о наскальной живописи, скульптуре и древнейших сооружениях человечества; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
2. | Художественная культура древнего мира Художественная культура Древней Передней Азии | 1 | Познакомить с художественной культурой Древней Передней Азии; Дать понятие об искусстве и Архитектуре Месопотамии; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
3. | Архитектура Древнего Египта | 1 | Познакомить обучающихся с архитектурой Древнего Египта, его особенностями; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
4. | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта | 1 | Познакомить обучающихся с изобразительным искусством (скульптурные памятники, рельефы и фрески) и музыкой Древнего Египта, его особенностями; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
5. | Художественная культура Мезоамерики | 1 | Познакомить обучающихся с художественной культурой ацтеков, майя, инков; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
6. | Контрольная работа по теме «Художественная культура древних цивилизаций» | 1 | Контроль знаний, полученных по теме «Художественная культура древних цивилизаций» | ||
7. | Эгейское искусство | 1 | Рассмотреть истоки крито-микенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
8. | Архитектурный облик Древней Эллады | 1 | Познакомить с архитектурным обликом Древней Эллады; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
9. | Изобразительное искусство Древней Греции | 1 | Познакомить с изобразительным искусством Древней Греции; Дать понятие об изобразительном искусстве классического периода; Рассмотреть шедевры эллинизма; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
10. | Архитектурные достижения Древнего Рима | 1 | Познакомить с архитектурными достижениями Древнего Рима; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
11. | Изобразительное искусство Древнего Рима | 1 | Познакомить с изобразительным искусством Древнего Рима; Дать понятие о римском скульптурном портрете, фреске и мозаичных композициях. Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
12. | Театр и музыка античности | 1 | Познакомить с театральным и музыкальным искусством античности; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
13. | Контрольная работа по теме «Художественная культура Античности» | 1 | Контроль знаний, полученных по теме «Художественная культура Античности» | ||
14. | Художественная культура Средних веков Мир византийской культуры | 1 | Познакомить с миром византийской культуры (достижения архитектуры, мозаика, иконопись, музыка); Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
15. | Архитектура западноевропей-ского Средневековья | 1 | Познакомить с архитектурой западноевропейского Средневековья; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
16. | Изобразительное искусство Средних веков | 1 | Познакомить с изобразительным искусством Средних веков; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
17. | Театр и музыка Средних веков | 1 | Познакомить с театральным и музыкальным Средних веков; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
18. | Художественная культура Киевской Руси | 1 | Познакомить обучающихся с художест-венной культурой Киевской Руси; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
19. | Развитие русского регионального искусства | 1 | Познакомить обучающихся с искус-ством Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Московского княжества; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
20. | Искусство единого Российского государства | 1 | Познакомить обучающихся с искус-ством единого Российского государства; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
21. | Возникновение профессиональ-ного русского театра | 1 | Дать понятие о русском профессио-нальном театре и музыкальной культуре Руси; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
22. | Контрольная рабо-та по теме «Худо-жественная куль-тура Средних веков» | 1 | Контроль знаний, полученных по теме «Художественная культура Средних веков» | ||
23. | Художественная культура Индии | 1 | Познакомить с художественной культурой Индии (шедевры архитектуры, изобразительное искусство); Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
24. | Художественная культура Китая | 1 | Познакомить с художественной куль-турой Китая (шедевры архитектуры, изобразительное искусство); Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
25. | Искусство Страны восходящего солнца | 1 | Познакомить с искусством Страны восходящего солнца (шедевры архи-тектуры, изобразительное искусство, садово-парковое искусство); Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
26. | Художественная культура исламских стран | 1 | Познакомить с художественной культурой исламских стран; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
27. | Контрольная рабо-та по теме «Худо-жественная куль-тура средневеко-вого Востока» | 1 | Контроль знаний по теме «Художественная культура средневекового Востока» | ||
28. | Художественная культура Ренессанса Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения | 1 | Познакомить с изобразительным искусством Проторенессанса и Раннего Возрождения (Джотто, живопись Раннего Возрождения, Боттичелли, Донателло); | ||
29. | Архитектура итальянского Возрождения | 1 | Познакомить с архитектурой итальянского Возрождения; Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
30. | Титаны Высокого Возрождения | 1 | Познакомить с титанами Вохрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль); Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
31. | Мастера венецианской живописи | 1 | Познакомить с мастерами венецианской живописи (Беллини, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто) Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
32. | Искусство Северного Возрождения | 1 | Познакомить с искусством Северного Возрождения (архитектура и живопись; творчество Босха, Брейгеля, Дюрера) Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
33. | Музыка и театр эпохи Возрождения | 1 | Познакомить с театральным и музыкальным искусством эпохи Возрождения (итальянская комедия дель арте, театр Шекспира); Расширить кругозор обучающихся; Воспитывать художественно-эстетический вкус; | ||
34. | Контрольная рабо-та по теме «Худо-жественная культура Возрождения» | 1 | Контроль знаний по теме «Художественная культура Возрождения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству 5 класс
Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...
Рабочая программа по искусству 8 класс
Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...
Рабочая программа по Искусству 8 класс
Рабочая программа по Искусству 8 класс...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...