"Путешествие в мир вечных сюжетов и образов"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Черная Марина Анатольевна

Конспект урока по музыке "Путешествие в мир вечных сюжетов и образов" (в лабиринтах античной мифологии), 2-х часовой урок, 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока70.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»,

город Реутов Московской области

«Путешествие в мир вечных сюжетов

и образов»

(в лабиринтах античной мифологии)

2-х часовой урок музыки

Подготовила

Черная Марина Анатольевна,

учитель музыки

2010 г.

Цели:

  1. развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» образов и сюжетов, воплощенных в разных видах искусства разных эпох;
  1.  постижение общечеловеческих проблем различных видов искусств, раскрытие их параллелей и единств.

Задачи:

  1. формирование ценностных отношений средствами искусства, воспитание личности ученика;
  2. создание атмосферы восприятия «собственного искусства» в современном его понимании (театрализация), развитие творческих способностей;
  3. развитие способности к анализу выразительных средств поэзии, живописи, скульптуры, музыки;
  4. развитие художественно-творческого осмысления различных видов искусств для постижения многогранности мира, его созидательности.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в историческую даль прошлого и встретимся …

Впрочем, вы обо всём догадаетесь сами, подслушав разговор наших героев. 

Инсценировка.

Как боги спустились на землю.

( раздаются раскаты грома, появляются боги.)

ЗЕВС:  О-хо-хо! Да я уже и не помню, когда последний раз на землю спускался!..  (обращается к Гере)

Да ты посмотри на этих жалких смертных, у них даже нет трона, на котором я мог бы восседать. Они что, безбожники?

Гера :  Никакого представления о вечном! Это и понятно: они ведь живут – то всего миг  каких- нибудь 60 – 70 лет.. Не успеешь заметить – а жизнь уже пошла. Хотя и у них ведь есть правитель!

ЗЕВС:   Да, царь или король. У некоторых он называется президентом.

Ох! Стар стал, совсем радикулит замучил – сырость на Олимпе, Борей так и норовит в гости заявиться, будто его кто-то ждёт.

Гера : Ладно, не ворчи. На Земле хорошо: (слышится щебет птиц), птички поют, травка ещё зеленеет, солнышко светит время от времени. А на Олимп не греши: ни в одном уголке мира нет таких райских садов, как там. Место для богов, не для смертных.

Аид: Да, вам хорошо, сидите на солнышке, питаетесь амброзией, а я всю жизнь во тьме, с покойниками, ни солнца, ни света, ни радости не вижу. А с                    

кем поговоришь? Один Цербер противный всегда рядом.

Гермес: Ладно, не жалуйся. Зато тебя все  боятся. А ты сидишь себе, ничего не делаешь, только людей пугаешь. То ли дело я: ношусь беспрерывно от одного к другому, каждый норовит поручение дать, будто я им простой смертный почтальон.

ЗЕВС: (громыхая молниями) Не забывайте, что мы спустились на  землю не языком болтать, а помочь людям разобраться в жизни, направить их. Прометей – и тот дал им огонь (люди должны об этом знать и помнить). А мы что, не поможем что ли? Всегда помогали и сейчас поможем.

Давайте устроим благотворительный обед, или на  день  вернем лето или, на худой конец, золотой дождь нашлем.

Деметра: Гораздо полезнее дать им занятие. Вот я, например, могу вырастить на земле такие же сады, как у нас на Олимпе. И пища, и красота, и польза, и занятие для людей…

Афина: А я могу построить замок Мудрости, чтобы заходя сюда, каждый мог черпать чашу разума и озарения.

(Раздается музыка, входит Аполлон.)

Аполлон: А я спустился на Землю, чтобы указать и напомнить людям источник радости и вдохновения, воплощенный в ритмах Вселенной.

Гера: А где же твоя лира?

Аполлон: Мир гармоничен и находится в  вечном и непрерывном звучании. Ибо музыка – воплощение высшей гармонии мироздания – его высший порядок. Надо только вслушаться в живительную музыку природы! Она бессмертна и неповторима!

(звучит пение птиц, ветра)-10-15 сек.

 Это не только музыка природы, но и звуковые образы бесчисленных человеческих мыслей и дел, социальных явлений. Это энергия Вселенной.

Для совершенства культуры и силы человеческого духа и разума, надо осмыслить всю свою жизнь, общественную и личную, все свои дела- от архитектуры до застольной речи- в понятиях, выработанных музыкой: гармонии и ритме, ибо подчинить свою душу и свою жизнь законам ритма и гармонии.

ЗЕВС: Принимаю эту мысль. Задержимся здесь, ибо продолжить разговор о Времени и Вечности, которые, перекликаясь друг с другом, поведут между собой диалог, зададут вопросы прошлому, настоящему и будущему.

Гера: Тем более явления подлинного искусства всегда заключают в себе притягательную силу разнообразных гармоничных проявлений природы, наполненных возвышающего очарования. Июньский ливень, блистание зарниц, рассвет, первый снег, цветение садов, как и многое другое, обладают неизъяснимой художественной силой ибо ими творится жизнь.

Аполлон:         Боги другие, колико не есть их на светлом Олимпе,

                Все мы тебе повинуемся, каждый готов покориться…

                                                                        (Гомер)

(Звучит арфа, Зевс протягивает Аполлону руку, и все друг за другом, взявшись за руки, занимают свои места.)

Учитель: Ребята, я думаю, что вы догадались, кто же поможет нам сегодня совершить увлекательное путешествие в мир вечных сюжетов и образов?

(мифологические герои).

  1. С какими мифологическими героями вы только что встретились? Вы их узнали?

( с богами Древней Греции: Зевс, Гера, Деметра, Аид, Афина, Гермес, Аполлон) - дети определяют по отличительным чертам и их высказываниям).

Искусство зарождалось в недрах мифов и одновременно с мифами. Время и Вечность, перекликаясь друг с другом, ведут между собой диалог.

(открываю доску с эпиграфом  и темой: « Путешествие в мир вечных сюжетов и образов» (в лабиринтах античной мифологии).

Читаю эпиграф: Не кончен древний поединок,

                            Он длится в образах времен.

                                                      В.Я. Брюсов

        Греческая и славянская мифология… Библейские сказания…  Как   много  образов и сюжетов подарили они человечеству.    Идеал и Красота,  Счастье и Любовь,  Добро и Зло,     Ненависть и Страдание,    Борьба и Подвиг!    Каждое из них нашло свое  яркое и образное  воплощение  в  многочисленных  произведениях  мирового искусства.

  1. Зачем же человек создавал  мифы? (  чтобы  объяснить многие явления в жизни…).
  2. Учитель   (обобщая ответы детей).
  3. Создавая мифы, человек пытался проникнуть  в святая святых мировой гармонии и мирового разлада, в тайны жизни  и смерти,  объяснял происхождение мира, культуры  и нравственности.

 Несмотря на фантастичность мифов, в них, в то же время ощущалась глубина постижения важнейших сторон бытия. Запечатлённые во множественных произведениях мирового искусства, вечные сюжеты и образы пленяют нас и сегодня искренностью чувств и величием человеческого духа.

Пусть наша музыкальная страница поможет нам заглянуть в историческую даль прошлого …Звучит начало «Прометея» А. Скрябина.

 Учитель: - В какую атмосферу нас вводят начальные интонации музыки?

                   - Присутствует ли здесь та гармония, о которой говорил нам  Аполлон?

 Дети: (Атмосфера страха, таинственности, напряжения, тревоги, ощущение страшной катастрофы…).

Учитель: - Какими красками вы нарисовали бы эту музыку?

(холодными, фиолетовыми, синими…).

                 - Когда пробьёт последний час природы,

                  Состав частей разрушится земных,

                  Всё зримое опять покроют воды,

                  И божий лик отобразится в них.

  1. Созвучны ли эти строки Ф.И. Тютчева интонации музыки? (Да).
  2. Что же здесь происходит? (Может быть борьба морской стихии…).
  3. А не приходилось ли вам видеть картину, созвучную и музыке, и поэзии Тютчева? (Дети вспоминают уже знакомую им картину художника 20-го века Л. Бакста «Античный ужас»).

/ На доске появляется слайд: картина Л.Бакста «Античный ужас»/ (независимо от того, вспомнят дети сами или им напоминает учитель).

Учитель: - Эти же ощущения вызывает картина? (Беспокойства, тревоги…)

  1. Что изображено здесь? (На сушу надвигается морская стихия; над морем, горами, островами блистает огромная, зигзагообразная молния; катастрофа…).
  2. Но чья фигура изображена на переднем плане? (Богини)
  3. Она переживает весь этот ужас? (Она загадочно улыбается, как будто и не замечает катастрофы; в руках у неё голубь).
  4. Голубь – символ чего? (Счастья, мира).
  5. Но возможно ли оно: человеческое счастье, когда в мире так не спокойно? Может, эта античная красота, выраженная в образе богини, спасёт этот гибнущий мир? (Возможно, загадочная богиня и есть надежда на спасение: и физическое и духовное).
  6. Давайте послушаем, что же дольше происходит в музыке, из чего вырастают темы? Может быть стихи Ф.Тютчева, картина Л. Бакста и таинственные звуки музыки ещё больше приблизят нас к смысловой разгадке?

(Дети продолжают слушать музыку).

Дети (1. Несомненно, композитор нас знакомит с образом зла, разрушения через интонации. 2. Здесь не только зло – разгорается борьба.)

 Учитель: Ребята, вы согласны? (Да.)

-  А похожи музыкальные силы, демонстрирующие себя? (Нет, они разные по характеру.)

-  Разрушения, катастрофа  происходят в самой природе или в душе человека?

(возможно и так и так …)

А написал эту музыку  уже известный  вам  русский композитор А.Н.Скрябин (1872-1915) (можно, чтобы дети   определили сами    имя композитора - по уже знакомой музыке (1 фраза)

Он верил в то,  что жизнь человечества  возможно изменить средствами  искусства,  воплощая эту веру в творчестве.  Он стремился  сложные философские идеи  заключить в систему образов-символов. Важным символом стал для автора  образ античного мифологического героя Прометея, принесшего людям с Олимпа огонь (о котором уже напоминал  нам Зевс)

Учитель:  - Вы помните этот миф? (Да)

  1. Кто же такой Прометей?

Дети (Прометей - титан,   вывел людей из тьмы, научил их ремеслам. Боги не простили  его,   они навеки приковали Прометея к скале, где большой орел клевал его печень)

Учитель: -  Миф о Прометее проделал длительный путь в своем развитии и воспринимался   разными композиторами  по-разному (в разную эпоху) В отличие от предшественников (Бетховена,  Шуберта, Листа) А.Скрябин воспринимал  Прометея как символ активной   энергии Вселенной - творческий огонь, борьба, усилие , мысль, «божественный»  огонь творчества, который, зарождаясь в душе художника, делает его подобный творцу.

Вступление  «Прометея»  или   «Поэмы огня» (так еще называют это произведение)  и есть образ  первозданного мира, еще не обретшего духовную жизнь. Здесь звучит знаменитый застывший «прометеев аккорд» - символ неразгаданной стихийности, у которого  постепенно вырастают   образы, напоминающие хаос (о котором вы уже упомянули), из которого возникают  непохожие друг на друга темы борений – о них вы уже рассказали мне сами.

  1. Как вам кажется, ребята,  что же будет дальше, куда же  будет стремиться    музыка в своем развитии? (к свету, к вершине, гармонии, красоте, хаос не может существовать вечно, ему на смену непременно должны прийти красота и гармония)

Давайте послушаем дальше и сопоставим  свои сравнения.

Звучит  музыка «Прометея» (финал).

-     Вы согласны со стремлением музыки к вершине? (да)

Я хочу с вами поделиться необыкновенно  интересными фактами. В исполнении поэмы должен был участвовать необычный инструмент – «световая клавиатура», существовавшая в момент создания сочинения только в воображении автора. Скрябин обладал уникальной способностью – так называемым световым слухом (когда каждая тональность связана в сознании с определённым цветом, и хотел создать не только звуковой, но и зрительный образ духовного огня, преображающего человека.) Композитор предполагал, что если каждую клавишу соединить с источником света, то по ходу произведения в зал можно будет посылать разноцветные лучи. Такого ещё не было ни у одного композитора мира. К сожалению, А. Скрябину не суждено было осуществить свой замысел, так как в его распоряжении не было необходимых технических средств.

  1. А как вам кажется, ребята, как в финале решится партия света? (громкое, яркое звучание всего оркестра, хора, ослепительный, солнечный свет, заливающий весь зал, ведь это накал огня).

Учитель: Давайте послушаем финал Прометея, представим и сопоставим свои сравнения с услышанным. (Звучит финал.)

Учитель: Совпали ваши представления с услышанным? (Да, это самый яркий свет - сказочный, свет вдохновения).

(вывод) Так из интонации постепенно рождается образ Прометея, олицетворяющий Творца, получающего из неба огонь творческого вдохновения, мудрости, силы духа и разума.

Вывод: Почти что правильно, потому что всё, за чем мы проследили в развитии музыки, характерно и для сонатной формы (первой части симфонии), в которой написана «Симфоническая поэма Прометей». И лишь в наше время это удивительное произведение было исполнено так, как мечтал А.Скрябин.

«Концертный зал погружен в полумрак. С первым же аккордом оркестра на громадном экране возникают волны цветы, которые постоянно меняют окраску: от сумрачно лилового до яркого цвета. С каждой новой музыкальной темой рождается и новое светоцветовая волна. Присутствующие в зале уже не могут понять, видят ли они музыку или слышат игру света. В этой необычайной светомузыке какая-то неопределенность, таинственная загадочность мироздания. А в конце – ликующее звучание всего оркестра, хора и ослепительный солнечный свет, заливающий экран и весь зал».

В истории искусств миф о Прометее оказался наиболее устойчивым. Никакие социальные потрясения не смогли стереть его в памяти человеческой.

Очень много ещё можно слушать и говорить об истории этого мифа, о его герое.    

Но нас ждет следующая встреча, с новыми героями.

 

(Читаю под музыку. Глюка «Мелодия» («Орфей и Эвридика»)

        Вот уж в молчанье немом по наклонной взбираются оба

                   Тёмной тропинке, крутой, густою укутанной мглою.

                   И уже были они от границы земной недалёко, -

                   Но, убоясь, чтоб она не отстала, и в жажде увидеть,

                   Полный любви, он взор обратил, и супруга – исчезла!

                   Руки простёр он вперёд, объятья взаимного ищет,

                   Но понапрасну – одно дуновенье хватает несчастный…

                   Голос последним «прости» прозвучал, но почти не достиг он

                   Слуха его; и она воротилась в обитель умерших…

Учитель:  Кто же они – эти герои? (Орфей и Эвридика.)

Учитель: Вы все знакомы с этим мифом, олицетворяющим бессмертную силу музыки и любви, и это его поэтическое переложение римского поэта Овидия.

  1. Какой момент здесь запечатлён?

(трагической любви  – Орфей обернулся, протянул руки к Эвридике и она исчезла.  Горе и отчаяние Орфея беспредельно – ему вторично пришлось пережить смерть возлюбленной).

Учитель: на доске слайд «Орфей и Эвридика»

- А в этой мраморной скульптуре есть созвучие с поэтическими строчками поэта? (да)

Именно этот драматический момент запечатлен в парной скульптурной группе итальянского скульптора Антонио Кановы «Орфей и Эвридика».

- Какими средствами удалось передать скульптору это созвучие? (в выразительности движений)

- Каких? (поза героев трагична, жесты отчаяния и скорби, выразительна мимика лиц-напряжена, трагична…)

- Какое душевное состояние раскрывает скульптура? (чувство тоски и горя).

ВЫВОД: Оказывается и в холодном мраморе можно передать целую гамму чувств:отчаяние, смятение, трагизм…Какое  тонкое и живое жизненное наблюдение сумел внести художник в свое произведение!    

 

Учитель: Неисчерпаема эта тема в искусстве.  «Орфей и Эвридика» - вечно живые образы, олицетворяющие бессмертную силу музыки и любви..   .

  1. С какими героями ассоциируется следующая музыка? (звучит «Хор фурий» из 2-го действия  оперы «Орфей и Эвридика).

(грозными, злыми…).

Учитель: Почему вы так решили? (  - мощное звучание оркестра, хора;

                                                             -  резкие, острые акценты (резкое f)

                                                             - ровное, настойчивое движение мелодии

                                                                придают суровую окраску).

Учитель:  Можно сказать, что эта музыка противоположна  душевному состоянию, вызванному  поэтическими строчками , скульптурой? (да, она контрастна)

                

Учитель:Вспомните, в каких произведениях образ зла врывается в жизнь человека и изменяет его судьбу? («Руслан и Людмила» (Черномор», «Золушка» (Часы), «Чиполлино» (синьор Помидор)

- Как вам кажется, ребята, эта контрастная музыка может быть из произведения «Орфей и Эвридика»? (Возможно,  это отрицательный герой, Орфей вступает с ним в борьбу (злая сила), испытывая свою волю и проявляя героизм. Ведь, если звуки лиры и голос Орфея очаруют бездушные сердца владык тьмы, Орфей вернётся на землю со своей Эвридикой.)

Учитель: А кто же эти отрицательные герои в опере? (Фурии, злые духи – жители подземного царства Аида.)

Учитель: 

Зло в любую эпоху, в любой стране, как в жизни, так и в мифах, сказках,  в разных видах искусства всегда узнаваемо   и ему всегда противостоит могучее,    доброе, светлое  начало.

Учитель: А вы знаете, как же заканчивается миф об Орфее и Эвридике?  (трагически…)

      А  как заканчивается опера может быть кто-то из вас знает? ())Орфей , покорив подземных богов искусством пения, благополучно возвращается с Эвридикой на землю).Давайте послушаем финал оперы.(Звучит финал).    

- Какие интонации переданы в музыке? (счастливые, торжественные, можно сказать, финал звучит как гимн любви-побеждающей любви; и мудрости богов)

Учитель: Вы видите, ребята, эта тема просто неисчерпаема: она интерпретируется во всех видах искусства. Художники, поэты, композиторы, скульпторы именно в античной мифологии черпали свое творческое вдохновение.

-А вы, ребята, можете назвать хотя бы одного из творцов нашего времени, которые обращались бы к этим героям в своем искусстве? (А.Б. Журбин, И.Стравинский, художники: В. Серов, К.Брюллов, А.Иванов…)

  1. Что же получается? Столько лет прошло! А эти герои  и сегодня с нами и продолжают находить отклик у своих зрителей и слушателей.(Не кончен древний поединок, он длится в образах времен)

 Так в чём же  их сила?

Дети:

  1. В красоте и правде.
  2. Такие образы и сюжеты будут всегда вечными: верности, любви, красоты и т.д.
  3. Находят в них себя
  4. Уроки  красоты, добра – то, что в жизни нужно всем – во все времена.                       

Учитель: Время и Вечность, перекликаясь друг с другом, ведут между собой вечный диалог.

  1. Ну что вы скажете, наши гости? (Театрализация, подведение итогов продолжают и наши гости-античные герои).

Дети (артисты):

  1. Вы совершили увлекательное путешествие в мир вечных сюжетов и образов, созданных человечеством прошлого и настоящего;
  2. Ваши знания и интересы о прошлом безграничны, и мы рады этому;
  3. Вот почему гармония и красота являются путеводной звездой человеческого общества, основным средством против хаоса:
  4. Проходит всё. Одно искусство

Творить способно навсегда.

Т. Готье.

Учитель: Да, ребята, мы убедились, что красота, добро, любовь – это то, что нужно нам всем и всегда в нашей жизни во все времена. Спасибо нашим гостям. Они оживили наше воображение и построили мостик  от прошлого к настоящему и будущему.

Учитель: (Ещё раз звучит эпиграф урока):

                Не кончен древний поединок,

                Он длится в образах времен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."

На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....

«Вечные сюжеты» искусства в произведениях русских писателей и поэтов.

Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение  общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.(из Лекции 8...

Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Библейские сюжеты и образы. 6 класс

Знание библейских сюжетов необходимо каждому культурному человеку: без него не возможно глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений. В центре внимания становится Библия — величайший п...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Евангельские сюжеты и образы в русской литературе.

Программа кружковых занятий для учащихся 10-11 классов....

Вечные сюжеты

Знакомство с балетом "Спартак"...