"Путешествие в мир вечных сюжетов и образов"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Конспект урока по музыке "Путешествие в мир вечных сюжетов и образов" (в лабиринтах античной мифологии), 2-х часовой урок, 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 70.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»,
город Реутов Московской области
«Путешествие в мир вечных сюжетов
и образов»
(в лабиринтах античной мифологии)
2-х часовой урок музыки
Подготовила
Черная Марина Анатольевна,
учитель музыки
2010 г.
Цели:
- развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» образов и сюжетов, воплощенных в разных видах искусства разных эпох;
- постижение общечеловеческих проблем различных видов искусств, раскрытие их параллелей и единств.
Задачи:
- формирование ценностных отношений средствами искусства, воспитание личности ученика;
- создание атмосферы восприятия «собственного искусства» в современном его понимании (театрализация), развитие творческих способностей;
- развитие способности к анализу выразительных средств поэзии, живописи, скульптуры, музыки;
- развитие художественно-творческого осмысления различных видов искусств для постижения многогранности мира, его созидательности.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в историческую даль прошлого и встретимся …
Впрочем, вы обо всём догадаетесь сами, подслушав разговор наших героев.
Инсценировка.
Как боги спустились на землю.
( раздаются раскаты грома, появляются боги.)
ЗЕВС: О-хо-хо! Да я уже и не помню, когда последний раз на землю спускался!.. (обращается к Гере)
Да ты посмотри на этих жалких смертных, у них даже нет трона, на котором я мог бы восседать. Они что, безбожники?
Гера : Никакого представления о вечном! Это и понятно: они ведь живут – то всего миг каких- нибудь 60 – 70 лет.. Не успеешь заметить – а жизнь уже пошла. Хотя и у них ведь есть правитель!
ЗЕВС: Да, царь или король. У некоторых он называется президентом.
Ох! Стар стал, совсем радикулит замучил – сырость на Олимпе, Борей так и норовит в гости заявиться, будто его кто-то ждёт.
Гера : Ладно, не ворчи. На Земле хорошо: (слышится щебет птиц), птички поют, травка ещё зеленеет, солнышко светит время от времени. А на Олимп не греши: ни в одном уголке мира нет таких райских садов, как там. Место для богов, не для смертных.
Аид: Да, вам хорошо, сидите на солнышке, питаетесь амброзией, а я всю жизнь во тьме, с покойниками, ни солнца, ни света, ни радости не вижу. А с
кем поговоришь? Один Цербер противный всегда рядом.
Гермес: Ладно, не жалуйся. Зато тебя все боятся. А ты сидишь себе, ничего не делаешь, только людей пугаешь. То ли дело я: ношусь беспрерывно от одного к другому, каждый норовит поручение дать, будто я им простой смертный почтальон.
ЗЕВС: (громыхая молниями) Не забывайте, что мы спустились на землю не языком болтать, а помочь людям разобраться в жизни, направить их. Прометей – и тот дал им огонь (люди должны об этом знать и помнить). А мы что, не поможем что ли? Всегда помогали и сейчас поможем.
Давайте устроим благотворительный обед, или на день вернем лето или, на худой конец, золотой дождь нашлем.
Деметра: Гораздо полезнее дать им занятие. Вот я, например, могу вырастить на земле такие же сады, как у нас на Олимпе. И пища, и красота, и польза, и занятие для людей…
Афина: А я могу построить замок Мудрости, чтобы заходя сюда, каждый мог черпать чашу разума и озарения.
(Раздается музыка, входит Аполлон.)
Аполлон: А я спустился на Землю, чтобы указать и напомнить людям источник радости и вдохновения, воплощенный в ритмах Вселенной.
Гера: А где же твоя лира?
Аполлон: Мир гармоничен и находится в вечном и непрерывном звучании. Ибо музыка – воплощение высшей гармонии мироздания – его высший порядок. Надо только вслушаться в живительную музыку природы! Она бессмертна и неповторима!
(звучит пение птиц, ветра)-10-15 сек.
Это не только музыка природы, но и звуковые образы бесчисленных человеческих мыслей и дел, социальных явлений. Это энергия Вселенной.
Для совершенства культуры и силы человеческого духа и разума, надо осмыслить всю свою жизнь, общественную и личную, все свои дела- от архитектуры до застольной речи- в понятиях, выработанных музыкой: гармонии и ритме, ибо подчинить свою душу и свою жизнь законам ритма и гармонии.
ЗЕВС: Принимаю эту мысль. Задержимся здесь, ибо продолжить разговор о Времени и Вечности, которые, перекликаясь друг с другом, поведут между собой диалог, зададут вопросы прошлому, настоящему и будущему.
Гера: Тем более явления подлинного искусства всегда заключают в себе притягательную силу разнообразных гармоничных проявлений природы, наполненных возвышающего очарования. Июньский ливень, блистание зарниц, рассвет, первый снег, цветение садов, как и многое другое, обладают неизъяснимой художественной силой ибо ими творится жизнь.
Аполлон: Боги другие, колико не есть их на светлом Олимпе,
Все мы тебе повинуемся, каждый готов покориться…
(Гомер)
(Звучит арфа, Зевс протягивает Аполлону руку, и все друг за другом, взявшись за руки, занимают свои места.)
Учитель: Ребята, я думаю, что вы догадались, кто же поможет нам сегодня совершить увлекательное путешествие в мир вечных сюжетов и образов?
(мифологические герои).
- С какими мифологическими героями вы только что встретились? Вы их узнали?
( с богами Древней Греции: Зевс, Гера, Деметра, Аид, Афина, Гермес, Аполлон) - дети определяют по отличительным чертам и их высказываниям).
Искусство зарождалось в недрах мифов и одновременно с мифами. Время и Вечность, перекликаясь друг с другом, ведут между собой диалог.
(открываю доску с эпиграфом и темой: « Путешествие в мир вечных сюжетов и образов» (в лабиринтах античной мифологии).
Читаю эпиграф: Не кончен древний поединок,
Он длится в образах времен.
В.Я. Брюсов
Греческая и славянская мифология… Библейские сказания… Как много образов и сюжетов подарили они человечеству. Идеал и Красота, Счастье и Любовь, Добро и Зло, Ненависть и Страдание, Борьба и Подвиг! Каждое из них нашло свое яркое и образное воплощение в многочисленных произведениях мирового искусства.
- Зачем же человек создавал мифы? ( чтобы объяснить многие явления в жизни…).
- Учитель (обобщая ответы детей).
- Создавая мифы, человек пытался проникнуть в святая святых мировой гармонии и мирового разлада, в тайны жизни и смерти, объяснял происхождение мира, культуры и нравственности.
Несмотря на фантастичность мифов, в них, в то же время ощущалась глубина постижения важнейших сторон бытия. Запечатлённые во множественных произведениях мирового искусства, вечные сюжеты и образы пленяют нас и сегодня искренностью чувств и величием человеческого духа.
Пусть наша музыкальная страница поможет нам заглянуть в историческую даль прошлого …Звучит начало «Прометея» А. Скрябина.
Учитель: - В какую атмосферу нас вводят начальные интонации музыки?
- Присутствует ли здесь та гармония, о которой говорил нам Аполлон?
Дети: (Атмосфера страха, таинственности, напряжения, тревоги, ощущение страшной катастрофы…).
Учитель: - Какими красками вы нарисовали бы эту музыку?
(холодными, фиолетовыми, синими…).
- Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик отобразится в них.
- Созвучны ли эти строки Ф.И. Тютчева интонации музыки? (Да).
- Что же здесь происходит? (Может быть борьба морской стихии…).
- А не приходилось ли вам видеть картину, созвучную и музыке, и поэзии Тютчева? (Дети вспоминают уже знакомую им картину художника 20-го века Л. Бакста «Античный ужас»).
/ На доске появляется слайд: картина Л.Бакста «Античный ужас»/ (независимо от того, вспомнят дети сами или им напоминает учитель).
Учитель: - Эти же ощущения вызывает картина? (Беспокойства, тревоги…)
- Что изображено здесь? (На сушу надвигается морская стихия; над морем, горами, островами блистает огромная, зигзагообразная молния; катастрофа…).
- Но чья фигура изображена на переднем плане? (Богини)
- Она переживает весь этот ужас? (Она загадочно улыбается, как будто и не замечает катастрофы; в руках у неё голубь).
- Голубь – символ чего? (Счастья, мира).
- Но возможно ли оно: человеческое счастье, когда в мире так не спокойно? Может, эта античная красота, выраженная в образе богини, спасёт этот гибнущий мир? (Возможно, загадочная богиня и есть надежда на спасение: и физическое и духовное).
- Давайте послушаем, что же дольше происходит в музыке, из чего вырастают темы? Может быть стихи Ф.Тютчева, картина Л. Бакста и таинственные звуки музыки ещё больше приблизят нас к смысловой разгадке?
(Дети продолжают слушать музыку).
Дети (1. Несомненно, композитор нас знакомит с образом зла, разрушения через интонации. 2. Здесь не только зло – разгорается борьба.)
Учитель: Ребята, вы согласны? (Да.)
- А похожи музыкальные силы, демонстрирующие себя? (Нет, они разные по характеру.)
- Разрушения, катастрофа происходят в самой природе или в душе человека?
(возможно и так и так …)
А написал эту музыку уже известный вам русский композитор А.Н.Скрябин (1872-1915) (можно, чтобы дети определили сами имя композитора - по уже знакомой музыке (1 фраза)
Он верил в то, что жизнь человечества возможно изменить средствами искусства, воплощая эту веру в творчестве. Он стремился сложные философские идеи заключить в систему образов-символов. Важным символом стал для автора образ античного мифологического героя Прометея, принесшего людям с Олимпа огонь (о котором уже напоминал нам Зевс)
Учитель: - Вы помните этот миф? (Да)
- Кто же такой Прометей?
Дети (Прометей - титан, вывел людей из тьмы, научил их ремеслам. Боги не простили его, они навеки приковали Прометея к скале, где большой орел клевал его печень)
Учитель: - Миф о Прометее проделал длительный путь в своем развитии и воспринимался разными композиторами по-разному (в разную эпоху) В отличие от предшественников (Бетховена, Шуберта, Листа) А.Скрябин воспринимал Прометея как символ активной энергии Вселенной - творческий огонь, борьба, усилие , мысль, «божественный» огонь творчества, который, зарождаясь в душе художника, делает его подобный творцу.
Вступление «Прометея» или «Поэмы огня» (так еще называют это произведение) и есть образ первозданного мира, еще не обретшего духовную жизнь. Здесь звучит знаменитый застывший «прометеев аккорд» - символ неразгаданной стихийности, у которого постепенно вырастают образы, напоминающие хаос (о котором вы уже упомянули), из которого возникают непохожие друг на друга темы борений – о них вы уже рассказали мне сами.
- Как вам кажется, ребята, что же будет дальше, куда же будет стремиться музыка в своем развитии? (к свету, к вершине, гармонии, красоте, хаос не может существовать вечно, ему на смену непременно должны прийти красота и гармония)
Давайте послушаем дальше и сопоставим свои сравнения.
Звучит музыка «Прометея» (финал).
- Вы согласны со стремлением музыки к вершине? (да)
Я хочу с вами поделиться необыкновенно интересными фактами. В исполнении поэмы должен был участвовать необычный инструмент – «световая клавиатура», существовавшая в момент создания сочинения только в воображении автора. Скрябин обладал уникальной способностью – так называемым световым слухом (когда каждая тональность связана в сознании с определённым цветом, и хотел создать не только звуковой, но и зрительный образ духовного огня, преображающего человека.) Композитор предполагал, что если каждую клавишу соединить с источником света, то по ходу произведения в зал можно будет посылать разноцветные лучи. Такого ещё не было ни у одного композитора мира. К сожалению, А. Скрябину не суждено было осуществить свой замысел, так как в его распоряжении не было необходимых технических средств.
- А как вам кажется, ребята, как в финале решится партия света? (громкое, яркое звучание всего оркестра, хора, ослепительный, солнечный свет, заливающий весь зал, ведь это накал огня).
Учитель: Давайте послушаем финал Прометея, представим и сопоставим свои сравнения с услышанным. (Звучит финал.)
Учитель: Совпали ваши представления с услышанным? (Да, это самый яркий свет - сказочный, свет вдохновения).
(вывод) Так из интонации постепенно рождается образ Прометея, олицетворяющий Творца, получающего из неба огонь творческого вдохновения, мудрости, силы духа и разума.
Вывод: Почти что правильно, потому что всё, за чем мы проследили в развитии музыки, характерно и для сонатной формы (первой части симфонии), в которой написана «Симфоническая поэма Прометей». И лишь в наше время это удивительное произведение было исполнено так, как мечтал А.Скрябин.
«Концертный зал погружен в полумрак. С первым же аккордом оркестра на громадном экране возникают волны цветы, которые постоянно меняют окраску: от сумрачно лилового до яркого цвета. С каждой новой музыкальной темой рождается и новое светоцветовая волна. Присутствующие в зале уже не могут понять, видят ли они музыку или слышат игру света. В этой необычайной светомузыке какая-то неопределенность, таинственная загадочность мироздания. А в конце – ликующее звучание всего оркестра, хора и ослепительный солнечный свет, заливающий экран и весь зал».
В истории искусств миф о Прометее оказался наиболее устойчивым. Никакие социальные потрясения не смогли стереть его в памяти человеческой.
Очень много ещё можно слушать и говорить об истории этого мифа, о его герое.
Но нас ждет следующая встреча, с новыми героями.
(Читаю под музыку. Глюка «Мелодия» («Орфей и Эвридика»)
Вот уж в молчанье немом по наклонной взбираются оба
Тёмной тропинке, крутой, густою укутанной мглою.
И уже были они от границы земной недалёко, -
Но, убоясь, чтоб она не отстала, и в жажде увидеть,
Полный любви, он взор обратил, и супруга – исчезла!
Руки простёр он вперёд, объятья взаимного ищет,
Но понапрасну – одно дуновенье хватает несчастный…
Голос последним «прости» прозвучал, но почти не достиг он
Слуха его; и она воротилась в обитель умерших…
Учитель: Кто же они – эти герои? (Орфей и Эвридика.)
Учитель: Вы все знакомы с этим мифом, олицетворяющим бессмертную силу музыки и любви, и это его поэтическое переложение римского поэта Овидия.
- Какой момент здесь запечатлён?
(трагической любви – Орфей обернулся, протянул руки к Эвридике и она исчезла. Горе и отчаяние Орфея беспредельно – ему вторично пришлось пережить смерть возлюбленной).
Учитель: на доске слайд «Орфей и Эвридика»
- А в этой мраморной скульптуре есть созвучие с поэтическими строчками поэта? (да)
Именно этот драматический момент запечатлен в парной скульптурной группе итальянского скульптора Антонио Кановы «Орфей и Эвридика».
- Какими средствами удалось передать скульптору это созвучие? (в выразительности движений)
- Каких? (поза героев трагична, жесты отчаяния и скорби, выразительна мимика лиц-напряжена, трагична…)
- Какое душевное состояние раскрывает скульптура? (чувство тоски и горя).
ВЫВОД: Оказывается и в холодном мраморе можно передать целую гамму чувств:отчаяние, смятение, трагизм…Какое тонкое и живое жизненное наблюдение сумел внести художник в свое произведение!
Учитель: Неисчерпаема эта тема в искусстве. «Орфей и Эвридика» - вечно живые образы, олицетворяющие бессмертную силу музыки и любви.. .
- С какими героями ассоциируется следующая музыка? (звучит «Хор фурий» из 2-го действия оперы «Орфей и Эвридика).
(грозными, злыми…).
Учитель: Почему вы так решили? ( - мощное звучание оркестра, хора;
- резкие, острые акценты (резкое f)
- ровное, настойчивое движение мелодии
придают суровую окраску).
Учитель: Можно сказать, что эта музыка противоположна душевному состоянию, вызванному поэтическими строчками , скульптурой? (да, она контрастна)
Учитель:Вспомните, в каких произведениях образ зла врывается в жизнь человека и изменяет его судьбу? («Руслан и Людмила» (Черномор», «Золушка» (Часы), «Чиполлино» (синьор Помидор)
- Как вам кажется, ребята, эта контрастная музыка может быть из произведения «Орфей и Эвридика»? (Возможно, это отрицательный герой, Орфей вступает с ним в борьбу (злая сила), испытывая свою волю и проявляя героизм. Ведь, если звуки лиры и голос Орфея очаруют бездушные сердца владык тьмы, Орфей вернётся на землю со своей Эвридикой.)
Учитель: А кто же эти отрицательные герои в опере? (Фурии, злые духи – жители подземного царства Аида.)
Учитель:
Зло в любую эпоху, в любой стране, как в жизни, так и в мифах, сказках, в разных видах искусства всегда узнаваемо и ему всегда противостоит могучее, доброе, светлое начало.
Учитель: А вы знаете, как же заканчивается миф об Орфее и Эвридике? (трагически…)
А как заканчивается опера может быть кто-то из вас знает? ())Орфей , покорив подземных богов искусством пения, благополучно возвращается с Эвридикой на землю).Давайте послушаем финал оперы.(Звучит финал).
- Какие интонации переданы в музыке? (счастливые, торжественные, можно сказать, финал звучит как гимн любви-побеждающей любви; и мудрости богов)
Учитель: Вы видите, ребята, эта тема просто неисчерпаема: она интерпретируется во всех видах искусства. Художники, поэты, композиторы, скульпторы именно в античной мифологии черпали свое творческое вдохновение.
-А вы, ребята, можете назвать хотя бы одного из творцов нашего времени, которые обращались бы к этим героям в своем искусстве? (А.Б. Журбин, И.Стравинский, художники: В. Серов, К.Брюллов, А.Иванов…)
- Что же получается? Столько лет прошло! А эти герои и сегодня с нами и продолжают находить отклик у своих зрителей и слушателей.(Не кончен древний поединок, он длится в образах времен)
Так в чём же их сила?
Дети:
- В красоте и правде.
- Такие образы и сюжеты будут всегда вечными: верности, любви, красоты и т.д.
- Находят в них себя
- Уроки красоты, добра – то, что в жизни нужно всем – во все времена.
Учитель: Время и Вечность, перекликаясь друг с другом, ведут между собой вечный диалог.
- Ну что вы скажете, наши гости? (Театрализация, подведение итогов продолжают и наши гости-античные герои).
Дети (артисты):
- Вы совершили увлекательное путешествие в мир вечных сюжетов и образов, созданных человечеством прошлого и настоящего;
- Ваши знания и интересы о прошлом безграничны, и мы рады этому;
- Вот почему гармония и красота являются путеводной звездой человеческого общества, основным средством против хаоса:
- Проходит всё. Одно искусство
Творить способно навсегда.
Т. Готье.
Учитель: Да, ребята, мы убедились, что красота, добро, любовь – это то, что нужно нам всем и всегда в нашей жизни во все времена. Спасибо нашим гостям. Они оживили наше воображение и построили мостик от прошлого к настоящему и будущему.
Учитель: (Ещё раз звучит эпиграф урока):
Не кончен древний поединок,
Он длится в образах времен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по творчеству А.С.Пушкина"Пролог к поэме "Руслан и Людмила"- собирательная картина сюжетов и образов."
На уроке используются элементы личностно-ориентированного обучения( поддержка процессов самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности)....
«Вечные сюжеты» искусства в произведениях русских писателей и поэтов.
Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.(из Лекции 8...
Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Библейские сюжеты и образы. 6 класс
Знание библейских сюжетов необходимо каждому культурному человеку: без него не возможно глубоко осмыслить содержание всемирно известных произведений. В центре внимания становится Библия — величайший п...
Народная музыка ,истоки,направления,сюжеты и образы.
Презентация о народной музыке...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Евангельские сюжеты и образы в русской литературе.
Программа кружковых занятий для учащихся 10-11 классов....
Вечные сюжеты
Знакомство с балетом "Спартак"...