Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."
план-конспект урока биологии (6 класс) на тему
Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени и показать отображение этих явлений в произведениях русских композиторов, художников, писателей и поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок по теме:"Листопад.".doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов.
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада, показать явление листопада, как приспособление к сезонным изменениям, красоту осени и отображение этих явлений в произведениях писателей, поэтов, композиторов и художников.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
П. Проверка знаний учащихся.
А. Фронтальный опрос:
1. Какие органы имеет цветковое растение?
2. Какое значение имеет корень?
Б. На доске:/назначить проверяющего учащегося/
Дописать:
1. Схема процесса фотосинтеза
время суток, органические вещества.
2. Схема процесса дыхания
время суток, органические вещества.
3. На магнитной доске составить макет строения растительной клетки.
Рассказать о ее строении.
В. Индивидуальный опрос.
а. 1. Как можно убедиться, что лист испаряет воду?
2. Что такое клеточный сок?
б. 1. Какое значение имеет испарение воды листьями?
2. Какие приспособления имеют растения к уменьшению испарения?
Учащиеся следят за рассказом, исправляют, дополняют ответы.
Учитель: Прокомментировать ответы и поставить оценки.
ВЫВОД: Мы изучили функции листа: фотосинтез, дыхание, испарение, но есть еще функции, которые нам предстоит изучить.
Ребята, как вы определяете, что в жизни растений наступают осенние явления? /перечисляют/.
Объявить и записать тему: «Осенняя окраска листьев. Листопад. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов, композиторов».
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель литературы: Природа – есть тот источник красоты, которого достает на всех, из которого каждый черпает по мере разумения. Все наши великие писатели, поэты, композиторы, художники черпали свое вдохновение в народном творчестве и в родной русской природе. Музыкальные произведения, отражающие природу, также волнуют нас, как и непосредственное соприкосновение с ней.
Удивительным, феноменальным чувством природы обладал П.И. Чайковский. Он владел счастливой способностью слушать и слышать родную природу. И не случайно в мировой фортепьянной литературе нет произведения подобного «Временам года».
/Прослушивание фрагментов пьесы/.
Сентябрь. Охота. Пора. Пора. Рога трубят.
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Октябрь. Осенняя песня.
Осень. Осыпается наш бледный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Учитель биологии: Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и желтые вещества /пигменты/ - антоциан и ксантофилл сохраняются и становятся заметными. Окраска листьев зависит не только от пигментов в пластидах, но и от пигментов, присутствующих в клеточном соке.
Почему же листья изменяют зеленую окраску?
/Учащиеся отвечают/.
- 1. Разрушение хлорофилла.
- 2. Пигменты: хлорофилл, антоциан, ксантофилл.
- 3. Накопление ненужных растениям веществ.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Вспомнить золото берез и багрянец осин, и лазурь неба, и запоздалые цветы в порыжевшей траве, и запахи и звуки осени помогут нам произведения художников. /демонстрация иллюстрации «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» И.И.Левитана/.
«Короткая, но дивная пора» жизни русской природы.
- Что вы видите на этой картине? Какие чувства вызывает она у вас?
/Идет беседа учителя и учащихся/.
Картина звучит как поэма, посвященная русской осени, и недаром в памяти зрителя всплывают изумительные строки А.С.Пушкина:
«…пышное природы увяданье,
в багрец и золото одетые леса.»
А сколько еще у нас замечательных художников-пейзажистов, умеющих так тонко, так красочно, так поэтично передать все переливы света и красок природы на полотне.
Как зеленое чудо станет золотым, оно приносит душе человека много эстетических радостей. Именно об этом пишут наши поэты.
ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Стихотворение А.Н.Майкова «Пейзаж» создает такое же яркое представление об этой поре года в природе.
ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ: Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда брести;
Двойной глубокой колеею,
Идешь – и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
И ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам,
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще там,
Где пышный папоротник дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
В дали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: Умение видеть и чувствовать красоту
природы вызывает чувство радости и удивления. Человек получает огромное наслаждение от общения с природой.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Г.НИКОЛАЕВУ знают как замечательного
поэта и писателя.
Ее произведение «Наш сад» - это лирическая поэма в прозе о природе, о жизни, о любви.
Г.НИКОЛАЕВА была влюблена в природу и очень тонко чувствовала ее. Записки ведутся по временам года.
ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ: День золотых берез
В лесу вспыхнули березовые костры. Всегда березы сливались с зеленью леса, а сейчас вдруг выступили вперед – насквозь золотые, полнолиственные, белостволые. Сосны, неизменно прекрасные, отступили перед их красотой. Багрянец вишен, желтизна орешника – все меркнет перед их светлым-светлым, новорожденным золотом. Молодое золото берез. Молодой день, полный бодрой, солнечной свежести, тепла, живительного кислорода.
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: К осени в листьях накапливаются ненужные, а иногда вредные для них вещества. Они удаляются с опадающими листьями. Начинается листопад. Это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой, так как холодную воду корни многих растений всасывать не могут. Если бы растения не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги. У некоторых цветковых растений листья сохраняются всю зиму, например, брусника, клюква. Листья их плотные, слабо испаряют воду, сохраняются под снегом. Мы называем некоторые растения вечнозелеными, но листья их не вечны, а постепенно опадают.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Многие русские поэты восхищались таким природным явлением, как листопад.
ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ: И.А..БУНИН. «ЛИСТОПАД».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы, желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Константин Паустовский сказал: «Человек, знающий жизнь растений и растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника». Именно природе К.Паустов-ский обязан большинством написанных им произведений. В рассказе «Желтый свет осени» так он описывает свою встречу с осенью:
ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ: В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные снизу и совсем еще зеленые на верхушках. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.
ЧИТАЕТ УЧАЩИЙСЯ: Мотивы песен создают настроение человека. /исполняется или прослушивается романс на стихи С.А.ЕСЕНИНА «Отговорила роща золотая»в сопровождении слайдов презентации с картинами русских художников на осеннюю тему/. В этом романсе за красочностью и многозвучностью ощущается нечто грустное и печальное.
ВЫВОД
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: В.В.Бианки говорил, что «к самым таинственным, призрачным дверям всегда найдется простой вещественный ключ. Умей его только найти. Сокровища будут твои.». «Вещественный ключ» - это знание природы. Он откроет все ее сокровища, которые будут служить человеку. Чтобы найти этот ключ, надо любить и понимать природу.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: параграф №31 /записать на доске/
Как бы вы описали встречу с осенью?
/письменное домашнее сочинение/
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕН-
НОГО МАТЕРИАЛА ВИКТОРИНА
1.Назовите фамилию художника, написавшего картину «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
2.От какого пигмента зависит окраска листа?
3.Как называется клетка и щель между замыкающими клетками?
4.Назовите фамилию поэта, написавшего стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
5.Назовите фамилию поэта, написавшего стихотворение «ПЕЙЗАЖ».
6.Как называются красящие вещества?
7.Как называется пигмент красного и фиолетового цвета?
8.Как называется процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа?
ПРОЧТИ СЛОВО: Из слова-ответа взять начальную букву и составить слово.
1.В чем находится запас питательных веществ в зародыше фасоли? /семядоля/.
2.Минеральные удобрения, влияющие на рост и развитие листа и стебля? /озотные/.
3.Как называется рост за счет конуса нарастания? /верхушечные/.
4.Как называется верхняя часть пестика? /рыльце/.
5.Как называется пигмент красного и фиолетового цвета? /антоциан/.
6.Вид корневой системы у двудольных? /стержневая/.
7.Как называется увеличительное стекло в микроскопе, обращенное рассматриваемому предмету? /объектив/.
8.Рост стебля за счет образовательной вставочной ткани в междоузлиях? /вставочный/.
СЛОВО-ОТВЕТ – «САВРАСОВ»
(несколько слов о данном поэте, демонстрация картины А.К.Саврасова «Осень.Сокольники».)
ОЗНАКОМИТЬ С РИСУНКАМИ
УЧАЩИХСЯ.
ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИТЬ РАБОТУ УЧАЩИХСЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....
«Вечные сюжеты» искусства в произведениях русских писателей и поэтов.
Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.(из Лекции 8...
Образ Родины в произведениях русских писателей
Конспект вводного урока по литературе, посвященного Дню знаний....
Интегрированный урок «Образ осени в творчестве северных – художников, поэтов и композиторов»
Место урока в учебном курсе: рассчитан для учащихся 5 класса...
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХIХ ВЕКА
Статья посвящена символике растений в произведениях русской классической литературы...
Методическая разработка (сценарий) интегрированного урока (биология и русский язык) «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)». 6 класс.
Методическая разработка (сценарий) интегрированного урока (биология и русский язык) «Осенняя окраска листьев. Листопад (Два лика осени)».6 класс.Цели урока:Образовательные...
Образ Снегурочки в произведениях русских писателей и поэтов
В статье рассматриваются фольклорные источники образа Снегурочки. Автор анализирует стихотворные и прозаические произведения русских писателей XIX - XX веков, в которых встречается образ Снегуро...