Вечные сюжеты
презентация к уроку по музыке (8 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бернардо Беллотто . «Вид на Колизей»
Бернардо Беллотто (1721 – 1780) принадлежит к ряду великих венецианских художников XVIII в. На этой картине с тщательностью, соответствовавшей требованиям эпохи Просвещения, художник запечатлел Колизей - древнеримский амфитеатр, построенный в I веке . Огромное полуразрушенное здание занимает большую часть произведения, являясь в нём главным действующим лицом. Беллотто не стал придерживаться топографической достоверности при написании античного амфитеатра. Он поместил рядом несуществующие сооружения и оживил своеобразный живописный монтаж человеческими фигурами. Взгляд на историю давних веков как на что-то очень близкое также был в духе сложной эпохи Просвещения. На изображённом здесь Колизее время оставило свой таинственный отпечаток, и всё вокруг, даже воздух, напитано этой тайной.
Жан-Леон Жером . Смерть гладиатора
Жан-Леон Жером (1824 - 1904) — французский художник, представитель академизма. Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем. На картине Жерома «Смерть гладиатора» (имеет и другое название «Пальцы вниз») изображён конец гладиаторского боя, где могучий и сильный победитель, наступив ногой на поверженного врага, обращается к императору и зрителям римского Колизея, в ожидании вердикта о судьбе поверженного гладиатора, и жеста большого пальца руки. Побеждённый гладиатор повернул голову к толпе, протянув руку моля о пощаде… На аренах Рима действительно присутствовал жест большого пальца, но использовали его совсем иначе. Если жрецы указывали им вниз, то это значило «опустить меч», дабы поверженный боец имел возможность продолжить битву в другой день.
Известный композитор Арам Хачатурян одно из лучших своих произведений – балет «Спартак» - написал на сюжет об античном герое Спартаке, вожде, возглавившего восстание рабов в Древнем Риме. Композитор писал, что чувствовал близость образа Спартака современной эпохе: «Мне кажется, что тема Спартака созвучна и близка нашему времени», тем самым подчёркивая единство прошлого и настоящего, глубокую поучительность исторического опыта . А. Хачатурян. 1903-1978 гг.
Арам Хачатурян — армянский композитор XX в . Родился в Тифлисе, с детства импровизировал на фортепиано, но профессионально начал заниматься музыкой только с 19 лет, после переезда в Москву. Окончил музыкальное училище Гнесиных и Московскую консерваторию. В своём творчестве объединял мелодику армянских народных песен и танцев с европейскими композиторскими приёмами. Среди его произведений - музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад», балеты « Гаянэ » и «Спартак», симфонии, концерты, музыка для театра и кино.
В декабре 1941 года, в самые трагические дни Великой Отечественной войны, Хачатурян в газетной статье сообщал о своих творческих планах : «В 1941 году по заказу Большого театра СССР, совместно с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым я приступаю к работе над балетом «Спартак». Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак». Этот образ, давно привлекавший Хачатуряна, казался ему особенно актуальным в связи с ожесточенной борьбой, которую приходилось вести нашему народу. Об этом композитор также упоминал в одной из статей: « Некоторые были удивлены выбором мною этой темы, упрекали за уход в глубь истории. Но мне кажется, что тема Спартака и восстания рабов в древнем Риме имеет в наше время огромное значение и большое общественное звучание. <...> Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».
Премьера «Спартака» состоялась 27 декабря 1956 года в постановке одного из самых оригинальных балетмейстеров советского времени Л. Якобсона (1904—1975). «В его спектакле ожили фигуры, словно сошедшие с вазовых рисунков, античных мозаик, барельефов, — пишет автор книги об Аскольде Макарове, первом исполнителе роли Спартака, балетный критик М. Ильичева . — Композиция спектакля складывалась как грандиозный архитектурный ансамбль с храмами, дворцами, аренами и амфитеатрами, в декоре своем несущими темы Спартака, Эгины , Красса. Спартак, высящийся монументом среди разгула и мишуры «буйного Рима», представал ... героем своеобразной алтарной композиции... Четкие шаги, резкие выпады, тяжелый топот пехоты, наступательные скачки всадников ... намечали образ военной машины ... Лаконизм и чеканность движений воинского марша, торжественность выхода сенаторов ... сообщали зрелищу скульптурность . Эти качества определяли всю композицию, развернутую на зрителя...» Ансамблевые номера отличались тем, что каждому артисту кордебалета предлагался свой индивидуальный пластический текст. Таким образом создавалась своеобразная хореографическая полифония. Женские партии исполнялись не на пуантах: и солистки и кордебалет танцевали в сандалиях.
Балет «Спартак» был закончен в 1954 г. В балете четыре действия . Главной темой является столкновение противоборствующих сил — Спартака, гладиаторов и враждебного им мира римских патрициев во главе с Марком Лицинием Крассом. Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у Триумфальной арки), и богатством человеческих персонажей. Гладиаторы, патриции, рабы, легионеры, пираты, торговцы и простые горожане – такова пёстрая картина жизни рабовладельческого Рима, этого города контрастов, сочетающего и подлинное величие, и глубокую нищету.
Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. В балете прослеживаются две сюжетные линии : 1) Одна - олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Кра́сса и его наложницы куртизанки Эги́ны ; 2) Другая - воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя — исполина Спартака и его преданной жены и возлюбленной Фри́гии . Один из самых ярких фрагментов балета, этот эпизод звучит как гимн яркой и возвышенной любви двух главных героев, любви истинной и потому бессмертной.
Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак». А. Хачатурян. АДАЖИО - парный медленный лирический танец главных героев. - лад - темп - динамика
В результате жесточайшей схватки погибает Спартак, а предателя Гармония Красс приказывает убить. Уцелевшие воины фракийцев находят тело поверженного Спартака и поднимают его на щит. В этот момент линию горизонта озаряет золотое сияние - восходит солнце. «Смерть гладиатора». Из балета «Спартак». Фрагмент. - лад - темп - динамика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы, посвященный году Испании в России на тему "Дон Кихот - вечная книга, вечный герой"
Учащиеся приготовили сообщения о Мигеле де Сервантесе, об истории создания романа, выразительно читали отрывки, пересказывали эпизоды, рассказывающие о приключениях Дон Кихота. Подводя итоги урока, де...
"Путешествие в мир вечных сюжетов и образов"
Конспект урока по музыке "Путешествие в мир вечных сюжетов и образов" (в лабиринтах античной мифологии), 2-х часовой урок, 6 класс....
Результаты исследования комментариев к 9-ти книгам басен И.А.Крылова на предмет соответствия сюжетов басням западноевропейских предшественников (около 200 басен, из них 50 басен соотносимы по сюжету с авторами-предшественниками)
Данное исследование было проведено в период подготовки команды 10-го класса к районному литературному фестивалю, посвященному 245-летию И.А. Крылова...
«Вечные сюжеты» искусства в произведениях русских писателей и поэтов.
Для понимания смысла произведения большую роль играет активное усвоение общекультурного материала. Это позволяет поддерживать живой интерес учеников к литературному произведению.(из Лекции 8...
Урок-проект "Вечные темы и сюжеты в сказках Салтыкова-Щедрина"
Проанализировать сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, открыть важный человеческий смысл сказок, постараться уловить не только смех над тем, как можно изуродовать свою жизнь, но и слезы о том, как легко может...
План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."
План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...
Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.
В данной презентации содержится материал, ориентированный на первичное знакомство обучающихся с пьесой Н.А.Островского "Снегурочка": история создания, жанровые особенности произведения, фоль...