Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ 4-5 классы.
календарно-тематическое планирование по мхк (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лебяжинская основная общеобразовательная школа»
на заседании МО учителей ___________ Протокол №______ от ___.______________20….г. Руководитель МО ________ /_______________/ | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________._____________ ____.______________.20…..г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор Мусаханова Г. Р. ____________ _____._____________.20….г. |
Рабочая программа учебного курса
по ОРКСиЭ
модуль «Основы мировых религиозных культур»
для 4 класса
(1 час в неделю , 34 часа в год)
Учитель-составитель: Ситбаталова А. Р
2014- 2015 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий]. Обеспечена УМК для 4-го класса (учебники, методические рекомендации для учителя). Авторы: А.Л. Беглов, Е.В. Саплина «Основы мировых религиозных культур» издательство «Просвещение» 2012г.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 учебных часа и носит культурологическую направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Это следует постоянно иметь в виду, как в процессе подготовки, так и в ходе проведения учебных занятий, избегая любых намеков на то, что может быть воспринято как признаки навязывания детям любой из религий.
Изучение комплексного курса «Основ религиозных культур и светской этики» направлено на достижение следующих целей:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; · осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
- Учебно-методический комплект
Для учащихся:
- Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
Для учителя:
- Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыков А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» 4 – 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиоз
2.Технологии, используемые на уроках
Преподавание всех модулей курса ОРКСЭ строится на основе принципов толерантности, уважения к различным религиозным традициям. Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике. Формы организации учебного процесса, содержание занятий направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Приоритетной является воспитательная составляющая курса, развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:
словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Формы работы:
- работа в паре
- индивидуальная
- групповая
- самостоятельная
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработки согласованных действий и единых требований.
Обязательными условиями воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника при изучении «Основ религиозных культур и светской этики» выступают: организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в рамках изучения курса как на уроке, так и во внеучебной деятельности; практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности; обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Непосредственной основой преподавания каждого из модулей курса является учебное пособие по данному модулю, рекомендованное Министерством образования РФ. Содержание пособия определяет направленность и характер обсуждения духовно-нравственных проблем, поднимаемых в рамках курса, а также примерный круг культуроведческих знаний, которые должны стать достоянием четвероклассников и пятиклассников.
Содержание комплексного учебного курса
«Основы мировых религиозных культур и светской этики» - 34 часа.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. - 1 час.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. - 16 часов.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. - 12 часов.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России - 5 часов.
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
- Требования к результатам освоения учебного курса «ОРКСиЭ»
Личностные результаты:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
· знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции — как основы культурной истории многонационального народа России
· готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
· знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
· первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
· становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
· осознание ценности человеческой жизни.
Календарно - тематическое планирование по модулю «Основы мировых религиозных культур»
№п/п | раздел | Тема урока | Деятельность учащихся | Развитие универсальных учебных действий (УУД) | дата | ||
Необходимый уровень | Повышенный уровень | ||||||
1 | Введение Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества - 1 час. | Россия - наша Родина. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, | самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи | формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; | ||
2 | Основы религиозных культур и светской этики - 16 часов. | Культура и религия. | Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями | формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; | |||
3 | Культура и религия | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, | самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи | - готовность к нравственному самосовершенствованию духовному саморазвитию; -знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | |||
4 | Возникновение религий. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | — развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; — развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | ||||
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | -формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, -отказ от деления на «своих» и «чужих», -развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; -готовность к нравственному самосовершенствовани, духовному саморазвитию; - знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; | ||||
6 | Священные книги религий мира. | Урок актуализации знаний. Беседа, работа с текстом | |||||
7 | Священные книги религий мира. | Урок актуализации знаний. Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом. | |||||
8 | Хранители предания в религиях мира. | Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей | -формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, -отказ от деления на «своих» и «чужих», -развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; -готовность к нравственному самосовершенствованиюдуховному саморазвитию | ||||
9 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации | |||||
10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | Подготовка рассказа на тему | |||||
11 | Человек в религиозных традициях мира. | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, | самостоятельная работа с источником информации | ||||
12 | Священные сооружения. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Самостоятельная работа с источником информации | ||||
13 | Священные сооружения. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Самостоятельная работа с источником информации | — формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; — принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; — развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; — развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; — развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; | |||
14 | Искусство в религиозной культуре. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | |||||
15 | Искусство в религиозной культуре. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | |||||
16 | Творческие работы учащихся. | Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | |||||
17 | Творческие работы учащихся. | Защита творческих работ | |||||
18 | Основы религиозных культур и светской этики - 12 часов. | История религий в России. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | ||||
19 | История религий в России. | ||||||
20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | |||||
21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | ||||||
22 | Паломничества и святыни. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; — наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции — как основы культурной истории многонационального народа России - готовность к нравственному самосовершенствованию духовному саморазвитию; -знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; — адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач — умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий | ||||
23 | Праздники и календари. | Самостоятельная работа с источниками информации | |||||
24 | Праздники и календари. | Групповая исследовательская работа | |||||
25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | |||||
26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | Групповая работа с источниками информации | |||||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарём, работа в малых группах, | выполнение коллективной творческой работы | ||||
28 | Семья. | Беседа, комментированное чтение | |||||
29 | Долг, свобода, ответственность, труд. | Беседа, комментированное чтение | |||||
30 | Духовные традиции многонационального народа России - 5 часов. | Любовь и уважение к Отечеству. | Беседа | ||||
31 | Подготовка творческих проектов. | Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | |||||
32 | Выступление учащихся с творческими работами | ||||||
33 | Выступление учащихся с творческими работами | Защита творческих работ | |||||
34 | Презентация творческих проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ для 4 класса
Рабочая программа I вида разработана на основе авторской программы для общеобразовательных школ для 4 -5 классов «Основы религиозной культуры и светской этики». Автор: А.Я.Данилюк. М.: Издательс...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ в 5 классе.
Составлено к учебнику Кураева. Содержит пояснительную записку, нормативную базу, требования к ЗУН,тематическое планирование....