Календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ в 5 классе.
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Составлено к учебнику Кураева. Содержит пояснительную записку, нормативную базу, требования к ЗУН,тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-tematicheskoe_planirovanie_kursa_orkse_v_5_klasse.docx | 46.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики в 5 классах
на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для V класса разработана на основе:
- Требований Стандарта (п. 12.4);
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.(Стандарты второго поколения).
- Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом и рассчитана на 35 часов (исходя из 35 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 35 часов в год в 5 классах (1 час в неделю).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
- Основы светской этики.
- Основы мировых религиозных культур.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, обеспечивает:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК:
1. «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2012
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
3. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение 2010
4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права.
Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, неконфессиональный.
Цель курса:
∙ дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.
Задачи курса:
∙ развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
∙ формирование качеств гражданина и патриота России;
∙ воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
∙ формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Дети начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-нравственное воспитание.
Именно в школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
• Мотивационно-побудительный - содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
• Чувственно-эмоциональный - состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
• Рациональный (умственный) - содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
-Метод моральных дилемм и дискуссий
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Уроки – экскурсии
-Деловые и ролевые игры
-Различные викторины и другие конкурсные события
-Творческие мастерские
-Использование информационно- коммуникационных технологий.
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
Наглядные пособия:
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», «Административно-территориальное деление Российской Федерации»;
- рисунки, слайды, диски.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- проектор;
- компьютер.
Особенности методики преподавания основы религиозной культуры и светской этики.
Преподавание основы религиозной культуры и светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами религиозных культур и светской этики.
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен:
знать/понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в истории России;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.».
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
- каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
- ни одна культура не может быть лучше другой,
- каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль I «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.
Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству
Модуль II «Основы мировых религиозных культур»
Культура и религия. Пантеон. Многобожие. Завет.
Многоконфессинальность .
Буддизм. Будда. Христианство. Миссия (Иисус Христос). Ислам. Аллах. Пророк Муххамед.
Заповеди в мировых религиях. Обряды, ритуалы, таинства в мировых религиях.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Используемая дополнительная литература
Пособия для учителя и учащихся:
Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: учебник для 4-5 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 - 5класса. 6-е изд., испр. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
Софронова Н.В. Православный толково-орфографический словарь школьника / под ред. проф. Е.В. Архиповой. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2007.
Еремеева В.Д. Воспитание толерантности. Рекомендации для педагогов, школьных психологов и родителей: сборник статей / под ред. В.Д. Еремеевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
«Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение 2010
Энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с обществом, государством, историей, культурой, природой, человеком и его здоровьем.
Интернет-сайты:
- www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия);
- dic.academic.ru (Большой энциклопедический словарь);
- school.yandex.ru (Школьный Яндекс);
- 2012edukids.ru (Электронная энциклопедия для школьников) и др.
- Специфическое сопровождение (оборудование)
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Критерии оценивания учащихся – безотметочная система.
Календарно-тематическое планирование комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Классы: 5
2012 – 2013 учебный год
№ п/п | Тема урока | Основные понятия | Методика и виды работ | Методы и формы контроля, рефлексии | Требуемые ресурсы | Домашнее задание, привлечение родителей | Дата | |
Модуль I | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества – 25 ч. ЗУН: Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России. Формировать чувство гордости за свою Родину, развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности. Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Уметь осознавать ценности человеческой жизни. Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения. Умение объединяться и работать в группах, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда. | |||||||
1 | Введение. Россия – наша Родина. | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 1 стр.4-5 | Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи. | ||
2 | Что такое светская этика. | Что такое этика. Что значит светская этика и что она предполагает. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, моральный, этический.» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 2 Стр.6-7 | Кто был основателем науки «Этика»? Что означает слово «мораль»? Что помогает понять светская этика? | ||
3 | Культура и мораль. | Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 3 Стр.8-9 | Приведи примеры материальной и духовной культуры. Объясни, почему возникла мораль. Вместе с родителями составь свод моральных норм, принятых в вашей семье. | ||
4 | Особенности морали. | В чём особенности морали. Есть ли единый список моральных правил. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 4 Стр.10-11 | Подумай и обсудите с родителями или друзьями, нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью». Почему плохо быть равнодушным? Приведи примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. | ||
5 | Добро и зло. | Что такое добро и что входит в понятие добра. Что такое зло и какие есть наиболее распространённые его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 5 Стр.12-13 Электронное приложение к учебнику. Урок № 6 Стр 14-15 | Назови поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы сами так поступаете? Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения. Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. | ||
6 | Добродетель и порок. | Что такое добродетель. Что такое порок. Что такое добродетель человека. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 7 Стр.16-19 Электронное приложение к учебнику. Урок № 8 Стр.20-21 | Расспросите родителей, бабушек дедушек, чем знамениты Лев Яшин, Чулпан Хаматова, Юрий Гагарин,Ирина Слуцкая. Почему они могут служить примером для подражания? Обсуди с родителями, какие качества главных героев сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева», вы назвали бы добродетельными, а какие - порочными. Расскажи о своих или о поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетель ли как порочные. | ||
7 | Свобода и моральный выбор человека. | Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 9 Стр.22-23 | Обсуди с родителями герои каких сказок представляют добро, а какие- зло. | ||
8 | Свобода и ответственность. | Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 10 Стр.24-25 | Выберите дела, за которые отвечаете вы: выполнение дом. заданий, наведение порядка на своём столе, покупка продуктов, прогулка с собакой, стирка, уборка квартиры. | ||
9 | Моральный долг. | Что такое моральный долг. В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности ест у человека. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 11 Стр.26-27 | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. | ||
10 | Справедливость. | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 12 Стр. 28-29 | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке | ||
11 | Альтруизм и эгоизм. | Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 13 Стр.30-31 | Посоветуйся с родителями и приведи примеры разумного эгоизма. | ||
12 | Дружба. | Добродетельные отношения. Дружба. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14 Стр.32-33 | Написать рассказ о своём друге | ||
13 | Что значит быть моральным. | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 15 Стр.34-35 | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | ||
14 | Подведение итогов. | Групповая работа, обсуждение, подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания. | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 16 Стр.36-37 | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала. | |||
15 | Подведение итогов. | Презентации творческих работ | ||||||
16 | Род и семья-исток нравственных отношений. | Род. Семья. Фамилия. Родословная. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 18 Стр.38-39 | Вместе с родителями составьте свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи. | ||
17 | Нравственный поступок. | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Выписать из пособия пять компонентов нравственного поступка» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 19 Стр.40-41 | Выбрать и проанализировать поступок любимого героя литературного произведения | ||
18 | Золотое правило нравственности. | Золотое правило нравственности | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Выписать из пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 20 Стр. 42-43 | Оценить поступок героя сказки с точки зрения золотого правила нравственности | ||
19 | Стыд, вина и извинение. | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 21 Стр. 44-45 | Подготовьте вопросы к тексту в учебнике. | ||
20 | Честь и достоинство. | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 22 Стр.46-47 | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о чести и достоинстве | ||
21 | Совесть. | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Составить план статьи» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 23 Стр.48-49 | Обсудите с родителями, что значит испытывать муки совести. | ||
22 | Нравственные идеалы. | Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка. Джентльмен. Леди. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Самостоятельная работа «Составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей» | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 24 Стр.50-51 Стр.52-53 | Подготовить рассказ на тему «Нравственный образ богатыря» Подготовить рассказ на тему «Джентльмен и леди» | ||
23 | Образцы нравственности в культуре Отечества. | Нравственность. Культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Словарный диктант по содержанию 18-24 уроков. | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 26 Стр.54-55 | Ответить на вопрос «Кого из современников можно назвать героями защитниками Отечества?» | ||
24 | Этикет. | Этикет. Образец. Правила этикета. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 27 Стр.56-57 | Составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. | ||
25 | Семейные праздники. | Праздник. Подарок. Праздничный ритуал. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 28 Стр 58-59 | Подготовить рассказ о семейном празднике. | ||
26 | Жизнь человека -высшая нравственная ценность. | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 29 Стр.60-61 | Подготовить рассказ на тему «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» | ||
27 | Любовь и уважение к Отечеству. | Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ. | беседа, самостоятельная работа с источниками информации, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа со словарём. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебное пособие «Основы светской этики». Электронное приложение к учебнику. Урок № 30 Стр.62-63. | Рассказать членам семьи и друзьям о государстве и морали гражданина | ||
Модуль II | Основы мировых религиозных культур – 6 ч. ЗУН: знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление веры в Россию. | |||||||
28 | Культура и религия. | Культура и религия | Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия» | Фотографии и изображения священных книг разных религий | |||
29 | Возникновение религий. Древнейшие верования | Пантеон. Многобожие. Завет | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»; | ||||
30 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Буддизм. Будда. Христианство. Миссия (Иисус Христос). Ислам. Аллах. Пророк Муххамед. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д. | Диск «Основы мировых религиозных культур» | ||||
31 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Заповеди | Беседа. Самостоятельная работа с источником информации | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | УМК Диск «Основы мировых религиозных культур» | Подготовить рассказ на тему «Что говорит о человеке … культура » | ||
32 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Обряды. Ритуалы. Таинства. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Подготовить сообщение об обрядах | ||||
33 | Календари религий мира. Праздники в религиях мира | Самостоятельная работа с источниками информации. | Групповая исследовательская работа | Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам | ||||
34 | Подведение итогов. | Групповая работа, обсуждение. | Самостоятельная работа учащихся -составление плана будущей творческой работы. | Использование мультимедийных средств. | Подготовка и презентация творческих проектов. | |||
35 | Подведение итогов. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | ||||||
Подведение итогов (итоговые занятия) – 4 ч.: 2 ч. по I модулю и 2 ч. по II модулю. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№5
Согласовано «Утверждаю»
решением экспертного совета
протокол № Директор МОУ СОШ № 5
зам. директора по УВР Гербыш Е.Б._________
Коротаева Л.А.________ « » сентября 2012 г.
« » сентября 2012г.
Рабочая программа
комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
в 5 (общеобразовательном) классе
на 2012-2013 учебный год
35 ч.
количество часов в неделю – 1
методическое объединение истории и обществознания
Иванова Ольга Николаевна
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6 — (Стандарты второго поколения).
Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий]. Учебник: Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010; Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2010.
Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол
№ 3 от « » сентября 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 класс По учебнику Л.Н. Боголюбова
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» 6 классПо учебнику Л.Н. БоголюбоваНомер урокаНазвание урокаКол-во часовИзучаемые вопросыТребования к уровню подготовки уч-сяОсновные поняти...
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 8 класс
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 8 классНомер урокаНазвание темы урокаКол-во часовОсновные изучаемые вопросыТребования к уровню знаний уч-сяОсновные понятияВид контроляДатаП...
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» 9 класс...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс
Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...