План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты"
план-конспект урока по музыке на тему

Богданова Евгения Владимировна

План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты" с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока музыки в 2 классе.

Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

Учитель музыки МБОУ-СОШ№2 города Аркадака

Богданова Евгения Владимировна

Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.

Образовательные задачи:

  • Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
  • Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;
  • Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.

Развивающие задачи:

  • Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
  • Развитие музыкальных способностей  (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
  • Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
  • Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.

Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

  1. Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
  2. Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты:

  1. Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
  2. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
  3. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
  4. Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
  5. Уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты: 

  1. Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;
  2. Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.

Художественный материал:р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла».

Учебно-материальная база:

  1.  Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2015.
  3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс. CD-диск. М.: Просвещение, 2013.
  5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс. М.: Просвещение, 2013.

Материально-техническая база: ноутбук, мультимедиа колонки, проектор, экран, музыкальные инструменты.

Ход урока:

I ЭТАП. Организационный момент (1 минута)

Учитель: Здравствуйте, ребята, начинается урок.

У.  У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их тоже поприветствуем.

У. Сегодня мы с вами продолжим путешествие на корабле знаний во времена далёкие нашей Руси -  матушки.

II ЭТАП. Создание мотивации.

Музыкальный фрагмент «Во поле березка стояла»

Скажите, как называлась песня, которую мы только услышали?

Д. Во поле берёза стояла.

У: Эта песня композиторская или народная?

Дети: Народная

 Учитель: Какую музыку называют народной?

  Дети: Ту, которую создает народ

  Учитель: Народное творчество-это опыт народа, его знания, которые дошли до нас через века.

А как мы называем человека, который долго жил и много знает?

  Дети: Мудрый

 Учитель: Значит знания народа -это его мудрость. Вот поэтому народное творчество называют ФОЛЬКЛОР, что в переводе обозначает НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. Народное творчество возникло очень давно, в те времена, когда еще не было письменности.  Как же знания распространялись среди людей?

  Дети: Люди рассказывали друг другу, слушали, передавали другим

 Учитель: т. е. передавали ИЗ УСТ В УСТА. Поэтому его и называют УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

  Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

 Дети: Песни, пляски, сказки…(записать на доске)

Учитель: Скажите, а как легче петь и плясать: с аккомпанементом или без него?

Дети: с аккомпанементом

У: «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами. Послушайте, как об этом сказал поэт Геннадий Серебряков:

       «Ты откуда, русская,

         Зародилась музыка?

         То ли в чистом поле,

         То ли в лесе мглистом?

         В радости ли? В боли?

         Или в птичьем свисте?

         Ты скажи, откуда

         Грусть в тебе и удаль?

         В чьем ты сердце билась?

         С самого начала?

         Как же ты явилась?

         Как ты зазвучала?

         Пролетели утки-

         Уронили дудки.

         Пролетели гуси-

         Уронили гусли.

         Их порою вешней

         Нашли, не удивились.

         Ну а песня? С песней

         На Руси родились.»

Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?

 Д. На инструментах.

Уч. И где же он их берёт?

Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.

У. Какова же тема нашего урока?

Д. Русские народные инструменты.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными инструментами. Слайд с темой урока.

III ЭТАП. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

У. – А какие вы знаете русские народные инструменты.

Д. – Балалайка, ложки, гармонь и др.

У. А сможете ли вы угадать их по звуку? Давайте поиграем в игру «Угадай инструмент»

У. – Молодцы. Вы знаете много народных инструментов.  А знаете ли вы что такое Жалейка, Кугиклы, гусли, домра? Сегодня мы с вами узнаем, что это. Внимание на экран.

IV ЭТАП. Открытие нового знания

У. - На экране вы видите гусли. Звук из них извлекался путем защипывания струны. Гусли - древнейший музыкальный инструментГусли бывают 3-х видов: Трапецевидные, Шлемовидные, Крыловидные. Видеофрагмент игры на гуслях. (2 минуты)

Следующий инструмент называется домра. Слайд До́мра — русскийукраинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы.

Послушаем с вами звучание домры.

Следующий инструмент всем знаком. Это Балалайка. Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.

По одной версии, слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова "бала" (ребенок, дитё), балагур, баламут.

Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакатьбалабонитьбалаболитьбалагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Я хочу вас познакомить с музыкантом-виртуозом, который играет на балалайке.

Алексей Витальевич Архиповский. Посмотрим на его игру. Видеофрагмент (2 минуты)

Переходим к следующему инструменту.

Жалейка - духовой язычковый музыкальный инструмент, славянскими народами исстари любимый, дожил до наших дней в своем первозданном виде — деревянная, тростниковая (камышовая) трубочка с раструбом из рога или бересты. Слушаем жалейку. 

Кугиклы — русский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью многоствольчатой флейты. В русской традиции каждая трубочка на кугиклах имеет своё название — «гудень», «подгудень», «средник», «подпятушка» и «пятушка». Слушание кугикл.

Окарина - название произошло итальянского  Ocarina - "гусенок". Ее   форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной флейты с устройством для вдувания воздуха и несколькими отверстиями. Точную дату рождения этого древнего музыкального инструмента указать невозможно. В музыкальной практике используются глиняные, деревянные и фарфоровые то в виде рыбки, то в виде птички или какого-либо другого животного. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота ее звучания.

Ребята, что вы видите на экране.

Д. – ложки.

У. – Конечно, это ложки. А разве мы можем назвать деревянные ложки, которыми варили щи да кашу, музыкальным инструментом?

Д. – Да

У.  – Правильно, молодцы. Это музыкальный инструмент из группы удара. А кто мне покажет каким образом из ложек извлекается звук?

Ученик показывает, как играют на ложках.

У. –Молодец. Теперь мы с вами попробуем поиграть на ложках русскую народную песню «Во поле березка стояла».

Выходит группа детей и наигрывают.

У. -  Вам понравилось играть на ложках? Молодцы.

У, - Ребята, а вы знаете, как называется коллектив музыкантов по управлением дирижера?

Д. – Оркестр

У. – Правильно. А коллектив музыкантов, играющих на русских народных инструментах называется оркестром русских народных музыкальных инструментов (прочитать детям вслух).

У. – Сейчас мы с вами немного отдохнем и потанцуем.

ФИЗМИНУТКА «У оленя дом большой»

ЭТАП первичного закрепления с проговаривание во внешней речи.

У. – В любом оркестре инструменты делятся на группы по способу извлечения звука. Какие группы вы знаете?

Д. – Духовые, ударные, струнные.

У. - Струнные инструменты.  Почему они так называются?

Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.

У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?

Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

 У. -  А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. – Это ударные инструменты.

У. - Я предлагаю вам самим распределить инструменты на группы. Мы будем работать по группам. Перед вами лежат карточки с изображением русских народных инструментов. Ваша задача, распределить картинки так, чтобы получилось 3 группы инструментов. В задании есть подвох. Распределяйте внимательней.

Работа по группам

Слайд №10.

У. – Ребята, какой инструмент оказался нив одной из групп?

Д. – Гармонь

У. – Правильно. Гармонь считается одним из самых первых музыкальных инструментов. Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента. Звук у гармони извлекается с помощью нажатия клавиш и сжатия мехов, в которых находится воздух, поэтому гармонь – это клавишно-духовой инструмент.

У. – МЫ живем с вами в Саратовской области, и у нас есть свой народный инструмент – Саратовская гармошка.

Знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как бывает, говорят Саратовская гармошка появилась впервые в 1855 или 1856 году. Изготавливались гармонными артелями в Саратове.

Саратовская гармоника - самобытный народный музыкальный инструмент, который делался только в нашей губернии. Главное ее отличие - колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил ее на всю Россию.

18 сентября 2009 года в самом центре Саратова, на проспекте Кирова, был открыт памятник нашему символу - знаменитой саратовской гармошке с колокольчиками.

Слушание Саратовской гармошки.

Слайд № 16.

Этап включения в систему знаний и повторение

У. – Гармонь, балалайка и другие русские народные инструменты помогали не только в быту, но и в годы страшной войны. Великой Отечественной войны. На таких родных русскому сердцу инструментах играли и пели песни.

У. – Ребята, а какую роль в войне смогли сыграть песни?

В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности.  Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
 

Гармонь и война. Не сочетаются эти два понятия. Ужас, смерть, страдания и звонкая мелодия гармони. Во время войны не до музыки не до песен. Но хрестоматийный образ Василия Теркина с гармонью за плечами. Задорной или душевной песней согревал он сердца бойцов. Этот образ стал типичным.

“Гармонь была как сто дивизий,
Что победила ад и смерть!”

В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!” И даже существовал лозунг “В каждую роту – гармонь” 

Стихотворение читает ученик:

Всю неделю провели в походах, 
Пулеметы тащим на себе.
Лишь однажды на короткий отдых 
Разместились в бросовой избе.
Ни стола, ни лавки в ней, пустынной, 
Но нашли ребята-москвичи,
Всю опутанную паутиной,
Тульскую гармошку на печи…
Разморило нас жарой июльской,
Вот прилечь бы, да забыться сном.
Но от разливной гармошки тульской
Ноги сами ходят ходуном
И плясали мы и распевали
Может час всего и вновь подъем.
Ну, а словно дома побывали,
Каждый в доме побывал своем. 

У. - Даже в страшную годину, когда человек ходил под страхом смерти, и не было надежды на выживание, загрубевшая душа тянулась к свету. Песни под гармонь вселяли надежду, пусть в мыслях, возвращала солдата в семью, родную сторонку. 
И еще, народ, который сочиняет и поет такие песни нельзя «сломать». Его можно очень сильно согнуть, но «сломать» - никогда. 

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 

У. - А теперь давайте с вами споем песню про русскую гармошку.

Исполнение песни «Гармонь зовёт»

ЭТАП РЕФЛЕКИИ

У. – Ребята, что нового вы узнали на уроке? Какой инструмент вам понравился больше всех по звучанию, по внешнему виду? Загадки про инструменты.

Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка)

В руки ты ее возьмешь, 
То растянешь, то сожмешь! 
Звонкая, нарядная, 
Русская, двухрядная. 
Заиграет, только тронь, 
Как зовут ее? (Гармонь)

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...(ложках)

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
(Гусли.)

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.
 (домра)
У. – А теперь я попрошу вас взглянуть на нашу доску. На ней изображено дерево с безжизненными, пустыми ветками, а у вас на столах лежат картинки скрипичного и басового ключа. С помощью этих музыкальных ключей давайте оживим это дерево. Я попрошу вас прикрепить один из ключей. Скрипичный ключ – значит вам понравился урок, вам все понятно, басовый ключ – значит вы в чем-то затруднились.

Большое спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

Урок-игра по музыке в 3-4 классах на тему "Русские народные музыкальные инструменты"

Данный урок расчитан на учащихся 3-4 классов. Проводится в форме игры "Поле чудес". Тематика игры - "Русские народные музыкальные инструменты"....

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".

Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году....

Конспект урока по музыке на тему "Русские народные музыкальные инструменты", 4 класс.

Цель  урока: Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.Задачи:  Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкаль...

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."

Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина».                    ...