План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты"
план-конспект урока по музыке на тему
План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты" с учетом ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 35.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока музыки в 2 классе.
Тема урока: «Русские народные музыкальные инструменты».
Учитель музыки МБОУ-СОШ№2 города Аркадака
Богданова Евгения Владимировна
Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки.
Образовательные задачи:
- Формирование представлений о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;
- Углубление представлений о музыкальной культуре русского народа;
- Формирование навыков творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения образов русского фольклора.
Развивающие задачи:
- Развитие умений 1) различать на слух и сопоставлять тембры русских народных музыкальных инструментов; 2) подбирать простейший аккомпанемент к русским народным песням; 3) выражать свое эмоциональное отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунке, творческих видах деятельности;
- Развитие музыкальных способностей (интонирования, ладового чувства, ритмического чувства);
- Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы обучающихся.
Воспитательные задачи:
- Воспитание уважительное отношение к отечественным традициям через осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке своего народа;
- Воспитание слушательской и исполнительской культуры обучающихся.
Образовательные технологии – технология группового обучения, информационно-коммуникативная технология.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
- Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные результаты:
- Уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
- Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
- Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении народной музыки различных жанров;
- Уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной);
- Уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты:
- Знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;
- Уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы музыкального образования: метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод моделирования художественного творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод размышлений о музыке.
Художественный материал:р.н.п. «Светит месяц», р.н.п. «Во поле берёза стояла».
Учебно-материальная база:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2015.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2015.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2014.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс. CD-диск. М.: Просвещение, 2013.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс. М.: Просвещение, 2013.
Материально-техническая база: ноутбук, мультимедиа колонки, проектор, экран, музыкальные инструменты.
Ход урока:
I ЭТАП. Организационный момент (1 минута)
Учитель: Здравствуйте, ребята, начинается урок.
У. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их тоже поприветствуем.
У. Сегодня мы с вами продолжим путешествие на корабле знаний во времена далёкие нашей Руси - матушки.
II ЭТАП. Создание мотивации.
Музыкальный фрагмент «Во поле березка стояла»
Скажите, как называлась песня, которую мы только услышали?
Д. Во поле берёза стояла.
У: Эта песня композиторская или народная?
Дети: Народная
Учитель: Какую музыку называют народной?
Дети: Ту, которую создает народ
Учитель: Народное творчество-это опыт народа, его знания, которые дошли до нас через века.
А как мы называем человека, который долго жил и много знает?
Дети: Мудрый
Учитель: Значит знания народа -это его мудрость. Вот поэтому народное творчество называют ФОЛЬКЛОР, что в переводе обозначает НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ. Народное творчество возникло очень давно, в те времена, когда еще не было письменности. Как же знания распространялись среди людей?
Дети: Люди рассказывали друг другу, слушали, передавали другим
Учитель: т. е. передавали ИЗ УСТ В УСТА. Поэтому его и называют УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
Дети: Песни, пляски, сказки…(записать на доске)
Учитель: Скажите, а как легче петь и плясать: с аккомпанементом или без него?
Дети: с аккомпанементом
У: «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами. Послушайте, как об этом сказал поэт Геннадий Серебряков:
«Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась?
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетели утки-
Уронили дудки.
Пролетели гуси-
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.»
Уч. А на чём же он исполняет свою музыку?
Д. На инструментах.
Уч. И где же он их берёт?
Д. Сам мастерит. Поэтому они и называются народные.
У. Какова же тема нашего урока?
Д. Русские народные инструменты.
У. Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными инструментами. Слайд с темой урока.
III ЭТАП. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
У. – А какие вы знаете русские народные инструменты.
Д. – Балалайка, ложки, гармонь и др.
У. А сможете ли вы угадать их по звуку? Давайте поиграем в игру «Угадай инструмент»
У. – Молодцы. Вы знаете много народных инструментов. А знаете ли вы что такое Жалейка, Кугиклы, гусли, домра? Сегодня мы с вами узнаем, что это. Внимание на экран.
IV ЭТАП. Открытие нового знания
У. - На экране вы видите гусли. Звук из них извлекался путем защипывания струны. Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Гусли бывают 3-х видов: Трапецевидные, Шлемовидные, Крыловидные. Видеофрагмент игры на гуслях. (2 минуты)
Следующий инструмент называется домра. Слайд До́мра — русский, украинский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы.
Послушаем с вами звучание домры.
Следующий инструмент всем знаком. Это Балалайка. Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием словосочетаний передающее характер игры на нём. Существует несколько версий о происхождении названия.
По одной версии, слово имеет тюркские корни. Вполне вероятно, что оно происходит от слова "бала" (ребенок, дитё), балагур, баламут.
Другая версия говорит о праславянском происхождении названия. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.
Я хочу вас познакомить с музыкантом-виртуозом, который играет на балалайке.
Алексей Витальевич Архиповский. Посмотрим на его игру. Видеофрагмент (2 минуты)
Переходим к следующему инструменту.
Жалейка - духовой язычковый музыкальный инструмент, славянскими народами исстари любимый, дожил до наших дней в своем первозданном виде — деревянная, тростниковая (камышовая) трубочка с раструбом из рога или бересты. Слушаем жалейку.
Кугиклы — русский народный духовой музыкальный инструмент, являющийся разновидностью многоствольчатой флейты. В русской традиции каждая трубочка на кугиклах имеет своё название — «гудень», «подгудень», «средник», «подпятушка» и «пятушка». Слушание кугикл.
Окарина - название произошло итальянского Ocarina - "гусенок". Ее форма обычно напоминает голову гуся. Окарина - род свистковой сосудообразной флейты с устройством для вдувания воздуха и несколькими отверстиями. Точную дату рождения этого древнего музыкального инструмента указать невозможно. В музыкальной практике используются глиняные, деревянные и фарфоровые то в виде рыбки, то в виде птички или какого-либо другого животного. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота ее звучания.
Ребята, что вы видите на экране.
Д. – ложки.
У. – Конечно, это ложки. А разве мы можем назвать деревянные ложки, которыми варили щи да кашу, музыкальным инструментом?
Д. – Да
У. – Правильно, молодцы. Это музыкальный инструмент из группы удара. А кто мне покажет каким образом из ложек извлекается звук?
Ученик показывает, как играют на ложках.
У. –Молодец. Теперь мы с вами попробуем поиграть на ложках русскую народную песню «Во поле березка стояла».
Выходит группа детей и наигрывают.
У. - Вам понравилось играть на ложках? Молодцы.
У, - Ребята, а вы знаете, как называется коллектив музыкантов по управлением дирижера?
Д. – Оркестр
У. – Правильно. А коллектив музыкантов, играющих на русских народных инструментах называется оркестром русских народных музыкальных инструментов (прочитать детям вслух).
У. – Сейчас мы с вами немного отдохнем и потанцуем.
ФИЗМИНУТКА «У оленя дом большой»
ЭТАП первичного закрепления с проговаривание во внешней речи.
У. – В любом оркестре инструменты делятся на группы по способу извлечения звука. Какие группы вы знаете?
Д. – Духовые, ударные, струнные.
У. - Струнные инструменты. Почему они так называются?
Д. - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи щипка за струны.
У. –Духовые инструменты. А им дали такое название почему?
Д. - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. – Это ударные инструменты.
У. - Я предлагаю вам самим распределить инструменты на группы. Мы будем работать по группам. Перед вами лежат карточки с изображением русских народных инструментов. Ваша задача, распределить картинки так, чтобы получилось 3 группы инструментов. В задании есть подвох. Распределяйте внимательней.
Работа по группам
Слайд №10.
У. – Ребята, какой инструмент оказался нив одной из групп?
Д. – Гармонь
У. – Правильно. Гармонь считается одним из самых первых музыкальных инструментов. Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента. Звук у гармони извлекается с помощью нажатия клавиш и сжатия мехов, в которых находится воздух, поэтому гармонь – это клавишно-духовой инструмент.
У. – МЫ живем с вами в Саратовской области, и у нас есть свой народный инструмент – Саратовская гармошка.
Знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как бывает, говорят Саратовская гармошка появилась впервые в 1855 или 1856 году. Изготавливались гармонными артелями в Саратове.
Саратовская гармоника - самобытный народный музыкальный инструмент, который делался только в нашей губернии. Главное ее отличие - колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил ее на всю Россию.
18 сентября 2009 года в самом центре Саратова, на проспекте Кирова, был открыт памятник нашему символу - знаменитой саратовской гармошке с колокольчиками.
Слушание Саратовской гармошки.
Слайд № 16.
Этап включения в систему знаний и повторение
У. – Гармонь, балалайка и другие русские народные инструменты помогали не только в быту, но и в годы страшной войны. Великой Отечественной войны. На таких родных русскому сердцу инструментах играли и пели песни.
У. – Ребята, а какую роль в войне смогли сыграть песни?
В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности. Песни Великой Отечественной войны: Они и теперь, по прошествии многих лет, по-прежнему волнуют души ветеранов, любимы людьми сегодняшнего поколения.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Гармонь и война. Не сочетаются эти два понятия. Ужас, смерть, страдания и звонкая мелодия гармони. Во время войны не до музыки не до песен. Но хрестоматийный образ Василия Теркина с гармонью за плечами. Задорной или душевной песней согревал он сердца бойцов. Этот образ стал типичным.
“Гармонь была как сто дивизий,
Что победила ад и смерть!”
В суровые военные годы шли письма в Тулу и Шую от солдат с призывом: “Дайте гармонь и баяны! С песней легче воевать!” И даже существовал лозунг “В каждую роту – гармонь”
Стихотворение читает ученик:
Всю неделю провели в походах,
Пулеметы тащим на себе.
Лишь однажды на короткий отдых
Разместились в бросовой избе.
Ни стола, ни лавки в ней, пустынной,
Но нашли ребята-москвичи,
Всю опутанную паутиной,
Тульскую гармошку на печи…
Разморило нас жарой июльской,
Вот прилечь бы, да забыться сном.
Но от разливной гармошки тульской
Ноги сами ходят ходуном
И плясали мы и распевали
Может час всего и вновь подъем.
Ну, а словно дома побывали,
Каждый в доме побывал своем.
У. - Даже в страшную годину, когда человек ходил под страхом смерти, и не было надежды на выживание, загрубевшая душа тянулась к свету. Песни под гармонь вселяли надежду, пусть в мыслях, возвращала солдата в семью, родную сторонку.
И еще, народ, который сочиняет и поет такие песни нельзя «сломать». Его можно очень сильно согнуть, но «сломать» - никогда.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
У. - А теперь давайте с вами споем песню про русскую гармошку.
Исполнение песни «Гармонь зовёт»
ЭТАП РЕФЛЕКИИ
У. – Ребята, что нового вы узнали на уроке? Какой инструмент вам понравился больше всех по звучанию, по внешнему виду? Загадки про инструменты.
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка)
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...(ложках)
На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
(Гусли.)
Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка. (домра)
У. – А теперь я попрошу вас взглянуть на нашу доску. На ней изображено дерево с безжизненными, пустыми ветками, а у вас на столах лежат картинки скрипичного и басового ключа. С помощью этих музыкальных ключей давайте оживим это дерево. Я попрошу вас прикрепить один из ключей. Скрипичный ключ – значит вам понравился урок, вам все понятно, басовый ключ – значит вы в чем-то затруднились.
Большое спасибо. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"
Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...
Урок-игра по музыке в 3-4 классах на тему "Русские народные музыкальные инструменты"
Данный урок расчитан на учащихся 3-4 классов. Проводится в форме игры "Поле чудес". Тематика игры - "Русские народные музыкальные инструменты"....
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".
Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году....
Конспект урока по музыке на тему "Русские народные музыкальные инструменты", 4 класс.
Цель урока: Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.Задачи: Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкаль...
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока
План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...
План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."
Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина». ...