План-конспект урока ИЗО в 5 классе "Русский народный праздничный костюм"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Подваркина Арина Александровна

Планируемые результаты:

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

- описывать элементы народного костюма;

Формирование универсальных учебных действий, обучающихся:

Личностные УУД:

- осваивать древние корни своего народа;

- формировать ответственное отношение к обучению и познанию искусства.

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи в учебе;

- планировать пути достижения цели;

- оценивать результат на поставленную задачу.

Познавательные УУД:

- осознавать русский народный праздничный костюм как образное представление человека о мире;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;

- выполнять творческие задания

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в группе;

- согласовывать свои действия с учителем и одноклассниками.

Оборудование: презентация «Русский народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры, ножницы, ватман(А1)

Тип урока: усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

ФИО учителя: Подваркина Арина Александровна

Предмет: ИЗО

Класс: 5

Тема: Русский народный праздничный костюм

Цель: познакомить учащихся с видами и символическим значением русского народного праздничного костюма, с символикой цвета и орнамента в одежде.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство; воспитывать внимательное отношение к сверстникам; воспитывать нравственное отношение в коллективе.

Развивающие: развитие умения рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развитие внимания и мышления; развитие познавательного интереса; развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; развитие личности ребёнка.

Образовательные: дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности; формирование умения выделять объект исследования; формирование умения выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; формирование умения работать в группе; формирование умения планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

Планируемые результаты:

В познавательной сфере:

- давать определение изученных понятий:

костюм, рубаха, сарафан, панева, епанечка, душегрея, коруна, штаны-порты, зипун;

- описывать элементы народного костюма;

Формирование универсальных учебных действий, обучающихся:

Личностные УУД:

- осваивать древние корни своего народа;

- формировать ответственное отношение к обучению и познанию искусства.

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи в учебе;

- планировать пути достижения цели;

- оценивать результат на поставленную задачу.

Познавательные УУД:

- осознавать русский народный праздничный костюм как образное представление человека о мире;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач;

- выполнять творческие задания

Коммуникативные УУД:

- осуществлять совместную деятельность в группе;

- согласовывать свои действия с учителем и одноклассниками.

Оборудование: презентация «Русский народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры, ножницы, ватман(А1)

Тип урока: усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок изобразительного искусства. И мне хочется начать с пословицы «Береги одежду основу, а честь с молоду»

- Ребята, скажите пожалуйста, а как вы понимаете смысл данной пословицы? (Дети отвечают, высказывают свое мнение, размышляют)

-Посмотрите на ваши парты. У вас лежат три кружочка разного цвета: зеленый, синий, серый. Выберите пожалуйста, тот цвет кружочка, который соответствует вашему настроению, (зеленый-отличное настроение, синий-среднее настроение, серый -плохое настроение).

-Спасибо большое! Желаю вам отличного настроения и творческих успехов на весь урок!

II. Актуализация знаний.

-Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие в прошлое. А именно в то время, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Но для этого мы свами вспомним тему прошлого урока (дети называют «Русские народные праздники» и перечисляют их, называют праздники, которые традиционно остались в нашем современном мире)

III. Постановка проблемы.

-Ребята, посмотрите пожалуйста на доску и выберите лишнюю картинку (на доске несколько картинок с изображением русских народных праздничных костюмах и одна картинка современного костюма, дети выбирают лишнюю (современный костюм))(Приложение 1)

-А почему именно эту картинку вы выбрали? (потому что это современный стиль одежды)

-Скажите, ребята, какая тема нашего урока? (называют тему урока «Русский народный праздничный костюм)

-Какая наша цель урока? (называют цель урока)

IV. Изучение нового материала.

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать
.(СЛАЙД 2)

-Ребята, а вам хочется подробно узнать, какие праздничные костюмы носили наши прабабушки и прабабушки?

- От наших предков осталось большое наследство, сделанное их руками, можно сказать клад творчества и рукоделия. Оно копилось не только годами, а веками, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но и душу, свои надежды, радости и печали. Русский народный костюм привлекает своей очень простой, мудрой и богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными узорами. Которые несли свой смысл. У каждого узора и символа есть своя история. Это делает русский костюм неповторимым.

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Отдельные черты отличали костюм каждой губернии, уезда и даже села. Для того чтобы создать такой костюм, требовалось большое мастерство. Оно включало в себя крой и шитье, плетение кружев и вышивку. Мастер должен был владеть и ткацким ремеслом: пояса и рукава большинства русских костюмов ткали. Такое платье носилось не месяцы, а годы.

Народная одежда различалась :

1. по назначению :

- будничная,

- праздничная,

- свадебная,

- траурная), (СЛАЙД 3)

#1074;озрасту,

#1089;емейному положению.

Отличить можно было не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество вышитых и вытканных узоров. На Руси одежда была свободной, длинной и очень красивой. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия “красный” и “красивый” были в народном представлении однозначны. Когда приближался народный праздник люди распахивали свои тяжелые сундуки. И чем больше они были набиты, тем богаче считался хозяин дома. Согласно древним поверьям, одетая в богатый праздничный костюм женщина способна благотворно влиять на землю, дарующую богатый урожай.

-Давайте с вами посмотрим на слайд, где показаны праздничные народные костюмы. Как они нас удивляют своим многоцветием.

-С чем мы можем сравнить, ребята? (ответы детей будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с самого красочного лета и нанес их на одежду). В русском народном костюме напоминает все о красоте родной земли. И основным мотивом проходит сочетание белого и красного цветов.

-Ребята, скажите пожалуйста, какое значение имел цвет в костюме? (ответы детей) (Приложение 2)

- А теперь мы с вами рассмотрим мужской праздничный костюм.(СЛАЙД 4)

Главной основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка) с воротником-стойкой или без него. Мужская рубаха украшалась вышивкой. Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Рубаху шили обычно из домотканого белого холста. Иногда холст красили в синий или красный цвет. Белую же рубаху украшали красивой вышивкой - по низу рукавов, рубахи, по вороту. Рубаху подпоясывали длинным шерстяным цветным поясом.

Частью костюма были штаны (порты). Штаны были неширокими, из крашенного в синий или черный цвет холста. Праздничные штаны часто бывали в полоску. Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами. Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы.

- А теперь давайте рассмотрим женский праздничный костюм. (СЛАЙД 5)

Раньше люди часто говорили эту пословицу- «Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.»

-Скажите, а как вы понимаете её смысл? (ответы детей)

Русский женский костюм был очень красочным и многообразным. Женский костюм было сложнее изготовить, чем мужской. Так как у каждой детали костюма был определенный замысел.

#1054;снова женского костюма - белая длинная рубаха из холста либо из шёлка. Летом рубаха чаще всего была единственной одеждой девушек. Вышивка была из разных знаков и символов на рубахе и она не только украшала, но и оберегала женщину от зла. Особое внимание уделяли для вышивки это: ворот, оплечья, грудь, подол рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве. В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан. Сарафан был одеждой женщин всех сословий России вплоть до сороковых годов XX века. Данный вид одежды подчеркивал красоту и стать русской женщины, такое богатство она “несла”, плывя, словно лебедушка. Отсюда походка, манера и стиль. Изготавливали праздничный сарафан из дорогой ткани, спереди украшали тесьмой, кружевом. Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл.

Главной частью русского народного женского костюма был головной убор. По головному убору легко можно было узнать, из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и к какому сословию она принадлежит. Головные уборы замужних женщин сильно отличались от головных уборов девушек. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми. Отсюда и пошло выражение “опростоволоситься” – оказаться на людях с непокрытыми волосами, т.е. в неловком положении. Головные уборы девушек, в отличие от женских, оставляли открытыми волосы – символ красоты, невинности, брачных возможностей. В день венчания девушке надевали “сороку” (в распластанном виде этот головной убор напоминает птицу с длинным хвостом, отсюда название).

Декор и форма кокошников. Очень часто украшались разными знаками: солнца, звезд, древа жизни, птиц, земли, дождя и т.д. Образный строй головных уборов в народных представлениях был связан с небом. У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку. А вот верхняя часть женской рубахи, её подол, понёва и передник выражали своими узорами идею земли. И украшались они знаками земли и плодородия. Ну и еще одна важная часть костюма — это пояс. Он был не просто деталью одежды, подбирающей рубаху, или сарафан. Пояс служил оберегом. Когда его изготавливали мастерицы, то они шептали специальные слова, которые передавались изустно на протяжении веков. Пояса вязали, вышивали и ткали.

В то время люди носили несколько поясов:

- Один они надевали прямо на голое тело и прятали под одежду, на нем вышивали слова молитвы.

- а второй пояс надевали поверх одежды, женщины завязывали его под грудью, двойным узлом с левой стороны. На пояс подвешивали кошельки, ключи и другие мелкие предметы, потому что карманов на сарафане не было – их изобрели гораздо позже. Ходить без пояса считалось недопустимым – так, о человеке, который ведет себя неподобающим образом, говорят, что он “распоясался”. Русские народные праздничные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили очень долго и только передавали из поколения в поколения.

Для украшения своих костюмов наши предки использовали следующие виды орнамента:

- растительный, - геометрический, - пейзажный,

- символический , - животный ( зооморфный ).

- Ребята, а давайте вспомним, что же характерно, для указанных нами видов орнамента? (ответы детей)

Можно сделать такой вывод, что русский народный костюм – это не просто одежда, в таком костюме люди выражали свои представления о мире, частью которого они себя ощущали.

#1060;изкультминутка.

- Ребята, в старину люди на праздники надевали свои лучшие костюмы и дружно водили хороводы. Давайте сейчас повторим эту традицию. (Встанем в хоровод) Выполняют задание учителя

VI. Практическая работа.

-Ребята, сегодня я вам предлагаю побыть в роли художников-дизайнеров и выполнить на отдельном листке бумаге А4 эскиз любого русского народного костюма (мужской или женский. Когда начнете работать с цветом, то начните с поиска общего цветового решения, а затем уже переходите к работе с орнаментом. А когда выполните все задание, вместе решите, на какой русский народный праздник, вы бы одели костюмы. Которые в ы нарисуете.

Ребята под русскую народную музыку выполняют задания. (звучит русская народная музыка)

VII. Итог урока.

Выставка работ на доску (дети на магниты прикрепляют свои работы). Ребята! Какие красивые эскизы у вас получились. Вы все замечательно справились с заданием! А самое главное вы имеете представление о том, какие праздничные костюмы одевались в давние времена на Руси. Оцените пожалуйста каждый свою работу, и я вам тоже поставлю оценку. Вместе сложим и получим итоговую.

-Молодцы! Надеюсь, что вам было интересно. И это мы сейчас с вами проверим с кружочками поднимите тот кружочек, который соответствует вашему настроению в конце урока.

#1044;омашнее задание

Приготовить сообщение о русских народных игрушках

-Всем спасибо за урок! До новых встреч!

Приложение

1)Карточки с изображением русских народных костюмов и современного костюма.

2)

Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере.

Белый цвет – символ духовного света, веры, истины.

Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.

Жёлтый цвет - символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость.

Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по подвижным и народным играм для учащихся 6-ого класса

Подвижные игры развивают основные физические качества -быстроту, силу, ловкость.Воспитывают чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи....

Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"

На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....

Презентация к уроку в 5 классе "Народный праздничный костюм

В презентации содержится описание русского женского костюма северного и южного....

Методическая разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"

Предлагаю вашему вниманию перезнтацию по заданной теме и технологическую карту урока , разработанные  в соответствии с нормативами ФГОС. УМК под редакцией БМ. Неменского. Должна отметить, что уро...

конспект урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"

У каждого народа есть праздники. Они раскрывают душу человека, его характер. На Руси любили праздники. Ими встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение полевых работ, а иногда и п...

Народный праздничный костюм (северо-русский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Северорусский сарафанный комплекс составляли...

Конспект урока 5 класс Тема: «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ»

Дидактическая цель: создать условия для формирования у обучающихся представления о своеобразии и особенностях народного праздничного костюма.Образовательный аспект:Изобразительное искусство: познакоми...