Нестандартные уроки и задания на уроке МХК
статья по мхк на тему
Использование нестандартных заданий на уроке МХК.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_zadaniya_na_uroke_mkhk.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нестандартных заданий на уроке МХК»
Подготовила:
учитель МХК
Беляева Н.И.
2014 г.
Я работаю в школе, где уроки МХК становятся для детей чуть ли не единственной возможностью познакомиться с шедеврами мировой художественной культуры. Поэтому я стараюсь так построить занятия, чтобы каждый ученик мог не только увидеть репродукции знаменитых произведений искусства и испытать зрительный восторг, но и ощутить нравственный, эстетический, мировоззренческий смысл творений великих мастеров
Тема нашего разговора пойдет о нестандартных уроках и заданиях на уроке.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают закреплять навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них остаются более прочные, глубокие знания.
Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона стандартного урока. И в этом заключается их положительная сторона. Но на таких уроках невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Например, при изучении художественных промыслов России на уроках МХК полезно включать творческие задания – расписать ложку хохломской росписью, нарисовать любой предмет посуды в стиле гжельской росписи. Ребятам нравятся уроки с элементом театрализации, поэтому задания разыграть отрывок пьесы или обыграть на сцене какой-либо мифологический сюжет также должны пробудить у обучающихся интерес к теме урока.
Есть и другие признаки заданий нестандартного типа:
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения – на уроках МХК на этапе закрепления материала по теме «Дом – жилище человека» можно провести небольшую самостоятельную работу в форме тестовых заданий). При проведении нестандартного урока используются необычные условия работы (урок МХК по теме «Храмовая архитектура» может пройти в форме экскурсии в храм, а нестандартным заданием будет – создание при помощи презентации или видеоролика виртуального путешествия по храмам мира). Или при изучении темы «Театр народов мира» можно предложить ребятам такое задание: разыграть в группе какое-нибудь театральное действие или фрагмент действия или наиболее запомнившиеся моменты.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания). Так, например, на уроках МХК при изучении темы «Цивилизация и культура» перед ребятами ставится сложная дилемма – человек и цивилизация, которую им необходимо решить. Обучающиеся предлагают пути решения существующей проблемы путем дискуссий (форма урока – конференция, заседание парламента, совещание «Гринпис»). Всегда приветствуются учащимися ролевые и деловые игр, конкурсы и соревнования по принципу "кто быстрее? больше? лучше?», а также другие задания с элементами занимательности: житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования". На уроках закрепления материала или уроке повторения можно использовать игровую форму – викторины, брейн-ринги, игры «Самый умный», «Один против всех», которые являются аналогами детских развлекательных передач и др. Решение кроссвордов, ребусов – беспроигрышные задания на любом уроке. Применяю так же дидактические игры «Чистая доска» и «Древо познания».
Игра «Чистая доска» заключается в том, что перед уроком на двух досках записываются вопросы домашнего задания по теме или по блоку тем. Класс делится на 2 группы и начинается опрос. Группы по очереди читают вопросы и отвечают на них. Если ответ правильный – вопрос стирается. Чья доска первой окажется чистой – та команда побеждает. Эта игра очень активизирует учащихся, вызывает стремление показать свои знания, эрудицию.
Игру «Древо познания» можно так же использовать и для закрепления полученных на уроке знаний и для опроса по теме предыдущего урока. Суть игры заключается в том, что после изучения темы на уроке я предлагаю детям составить вопросы, записать их на листочках и сдать. Затем отбираю наиболее удачные и вывешиваю их на следующем уроке, на «Древе познания» (рисунок на ватмане). Дети срывают вопросы и отвечают на них.
При изучении новой темы на уроках МХК можно использовать такие нетрадиционные задания как: самостоятельный поиск материала и изложение его аудитории (ученический лекторий), работа в группах – из учебных текстов выбирать главное, составлять план рассказа, излагать материал.
Актуализировать внимание ребят на новом материале помогают задания подобного рода: на данные утверждения дать однозначный ответ - да или нет. Или задание прослушать аудиозапись, посмотреть отрывок фильма и поделиться своими впечатлениями.
Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
Альтернативный вариант облегчить для детей современный насыщенный образовательный процесс - включать в структуру стандартных уроков элементы нестандартных, использовать на обычных уроках некоторые нестандартные задания.
Список используемой литературы:
- Подласый И.П.: Учеб. Для студен. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит.Изд. Центр Владос 2002.
- Щипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка
- Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы:
http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82
http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml
http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки с творческим заданием на уроках музыки
Доклад на методическое объединение...
Презентация, задание к уроку, домашнее задание к уроку информатики в 5 классе по теме Основная позиция пальцев на клавиатуре
Данный материал содержит презентацию, задание к уроку и домашнюю работу (сканированная копия упражнений из рабочей тетради к УМК Информатика и ИКТ, Босова Л. Л.) по информатике в рамках УМК Л. Л. Босо...
010. Методическая разработка урока к конкурсу Эффективный урок 5 класс 14 урок - карта и презентация
Методический материал к проведению открытых уроков...
Презентация, конспект урока, карточки - задания к уроку биологии для 6 класса на тему "Фотосинтез".
Матерьял содержит презентацию к урока "Фотосинтез" для 6 класса, а также разработку урока, карточки с заданиями для работы в парах и группах....
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
Доклад «Использование нестандартных форм домашнего задания на уроках физической культуры в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ»
Домашние задания являются неотъемлемо важной ступенью в учебном процессе любого предмета. Они дают ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельност...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Материал методической разработки может быть полезен учителям физкультуры при проведении дистанционных уроков по АФК....