разработка урока по МХК по теме "Дом-жилище человека"
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Наталья Ивановна Беляева

урок  по МХК в-9 классе "Дом - жилище человека" к учебнику Г.И.Данилова

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon n.i.belyaeva.zip65.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данный урок разработан на основе УМК  Г.И.Данилова. Мировая Художественная культура 7-9 классы. Издательство «Дрофа».  2013  год.  Издание   15 -е.,стереотипное

Это 2-ой урок  из общего раздела «Своеобразие архитектурных традиций» и 1-ый по теме «Дом – жилище человека». Материал является логическим продолжением предыдущего урока и опорой для последующего.

В ходе урока используются разные технологии обучения:

Технология развития критического мышления.

Проектно – исследовательская.

Информационная.

Для подготовки урока использовались разные источники литературы и интернет ресурсы для презентации.

1.ВЕДЫ СЛАВЯН: Крестьянский быт: жилище и хозяйственные постройки

2.http://ru.wikipedia.org/

3.http://rodobozhie.ru/publ/knigi/russkij_domostroj/82-20-2

4.Учебник Мировая Художественная культура. Под редакцией Г.И.Данилова.

План-конспект урока МХК  в 9 классе на тему: «Дом – жилище человека»

Цель урока: рассмотреть жилище как предмет творчества и жизненную необходимость.

Задачи:

Образовательная – проследить историю развития жилища, дать характеристику его видов.

Развивающая – развитие творческих и исследовательских способностей, воображения, расширения кругозора.

Воспитательная – прививать интерес к самобытной культуре народов мира, воспитания нравственности, патриотизма, чувства прекрасного.

Планируемые результаты:

личностные:  у учащихся формируются мировоззрение на основе изучения жилища, приобретают новые знания о доме как о жилье.

метапредметные:  обучающиеся осваивают универсальные учебные действия (личностные, регулятивные и коммуникативные)

предметные:  обучающиеся  знакомятся с историей дома как жилища, традициями его построения, внутренним убранством.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оформление урока: мультимедийный проектор, презентация по теме урока, сообщения обучающихся по теме.

Ход урока:

Этап урока

Дидактическая

задача

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемый результат

Вводно-мотивационный этап (10 мин)

Настроить обучающихся на работу, создание проблемной ситуации.

Развивать умения формулировать цели и задачи урока

Создает положительную мотивацию Приветствует  обучающихся

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Как вы думаете, какая одна из первых потребностей человека?

-Одна из самых первых потребностей человека — нужда в жилище. Да и не только человека. Птицы вьют гнезда или устраивают их в дуплах, многие животные роют норы, а есть и такие искусные «мастера», как, например, бобры, которые выстраивают себе поистине хором

- как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет разговор?

- А что вы знаете о доме?

Слушают учителя, приветствуют учителя и друг друга

Самоконтроль организации на урок

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся

Дети формулируют тему урока, предлагают формулировки целей и задач урока например: Дом, жилище и его виды.

Ответы обучающихся

Создание положительной мотивации

Сформулировать тему урока и диагностические цели урока

Операционно –познавательный этап ( 25 мин)

Передать знания по новой теме

- На протяжении всей истории человек строил дома, служившие ему защитой от холода, дождя и зноя. Что же такое первый дом?

Человек начал строить укрытия для себя и своей семьи тысячи и тысячи лет назад. Вид жилища, который строил человек в древности, зависел почти полностью от климата, в котором человек жил.

Историки долгое время считали, что первобытные люди не умели строить себе жилища, а укрывались под кронами деревьев или в пещерах. Но такое представление оказалось неправильным. И изменилось оно после того, как английский археолог Луис Лики нашел в Африке остатки жилища, которому было примерно миллион семьсот пятьдесят лет!

Как правило, первые жилища были временными сооружениями, ведь первобытные люди подолгу не оставались на одном месте. В поисках пищи он переходили с одного места на другое. В местах с суровым климатом люди строили землянки. Копали яму, сверху укладывали бревна, жерди. В огромных землянках часто жил целый род, состоящий из множества семей. В таких жилищах не было ни окон, ни дверей. Входили в них через отверстие в крышах.  

Древние жители Сибири строили жилища из мамонтовых бивней или китовых ребер, обтягивая их шкурами. Постепенно жилища увеличивались в размерах, их строили из камня или дерева на каменном фундаменте. Некоторые народы уже тогда строили многоэтажные дома. Например, в Северной Америке индейцы строили дома в 3-4 и даже 5 этажей. А древние римляне строили себе и 7-этажные дома (Инсулы), а за пределами города предпочитали строить виллы, поражавшие великолепием и роскошью.

Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся

Слушают учителя,

 работают с технологической картой урока

Просматривают

презентацию к уроку «изба-традиционный дом русского народа» , слушают сообщения своих товарищей, продолжают работу с технологической картой.

1 сообщение:

 - Зачем человеку дом? Зачем он тратит столько сил, чтобы его построить? Самый простой ответ: чтобы защитить себя от внешних воздействий природы: дождя, холода, жары, солнца, а также диких зверей и лихих людей. Однако это ответ неполный. Человеку надо было отделить себя от природы, от злых стихий, создать свой защитный мир. Но ведь человек никогда не мыслил себя вне природы, поэтому все свои знания об окружающем мире он перенес на жилище, сконцентрировал в понятие дом. Русские дома назывались избами. В прошлые века люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Русские дома назывались избами. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба, истопка, грыдня". «Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети. Клеть – четырёхугольное строение из дерева или камня. Использовалась для проживания летом. Отапливаемая клеть называлась изба.

Изба - это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до XV II - XVIII веков оно было и городским. Сруб (иструб) - деревянное сооружение без пола, перекрытий, лестниц, дверей и оконных рам, возведенное из горизонтально уложенных бревен или брусьев. (Слайды 1-2)

2 сообщение:

Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю, т.е. выкапывалось углубление, и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, его заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почетном месте у очага, женщина и дети - справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами.

Особенность русской крестьянской избы состояла в том, что дом был разборный. Вся постройка собиралась без единого гвоздя, железные изделия крестьянину не по карману, да и не нужны они были для строительства: деревянная конструкция продумана так, что бревна, уложенные одно к одному, с места не сдвинешь. Четыре бревна, связанные по углам, называются венцом. Один венец укладывался на другой до нужной высоты, когда оставалось подвести дом под крышу. На верхний венец укладывалось поперечное бревно-матица, которое служило опорой для потолочных плах.

Матица, или матка - важная часть постройки. В матице крепилось железное кольцо, к которому подвешивалась детская колыбелька - вот еще один символ надежности этой детали дома, ведь ей доверяли самое драгоценное -жизнь ребенка.

(Слайды 3-6)

3 сообщение:

-Хозяин, задумавший построить дом, включал его в окружающий мир, выстраивал свою Вселенную. Дом делил пространство на домашнее и не домашнее. И здесь уже существовала веками отработанная система правил, предписаний и запретов.

Чтобы выбрать площадку для постройки, прибегали к гаданиям. Например, в намеченном месте оставляли на всю ночью зерно или куски хлеба. Если к утру еда исчезала или её становилось меньше, это означало, что место «нечистое», строить здесь нельзя.

Для определения границы между будущим домом и остальным пространством (дом - не дом) существовали многочисленные приметы и обряды, связанные со стенами, порогами, дверьми, запорами (то есть границами между внутренним, домашним, и внешним пространством). В Вологодской губернии читался заговор: «Наша изба о четыре угла, во всяком углу по ангелу стоит. Сам Христос среди полу стоит, со крестом стоит, крестом градит хлеб да соль, скот и живот и всю нашу семью». Этот заговор еще раз подтверждает, что слово «дом» первоначально означало не жилое строение, а общественную организацию-семью.

После того как намечались границы дома, происходило дальнейшее упорядочение пространства. И опять прибегали к гаданиям. Сперва насыпали кучку жита там, где будет святой угол, потом там, где встанет печь, где будут сходиться причелковая и глухая стены в дверном углу. Таким образом, отмечалась «ценностная иерархия» углов: святой-печной-глухой-дверной. Каждая деталь дома имела свой скрытый, потаенный смысл, все вместе они должны были защищать семью от несчастий.

(слайд 7)

4 сообщение:

Печь.

Наличие печи в избе было обязательным, а её отсутствие делало дом нежилым. Отсюда и поговорка: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил». Известна и загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Сколько добрых слов о ней произнесено! В сказках она путника и накормит, и от злой погони укроет, а ленивый Емеля на печи, словно на телеге разъезжает. Печь в избе занимает особое место, с ней связан целый мир представлений, обрядов и верований. Желая передать свое душевное состояние, человек говорил: «Словно у печи погрелся». Где самое уютное место в доме? На печи: «Хлебом не корми, только с печи не гони». Печью клялись в правдивости своих слов: «Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться». О человеке ничего не понимающем в происходящих событиях, говорят: «Словно с печи свалился».

Печь являлась одним из наиболее значимых элементом жилища. От её положения в доме зависело расположение и других частей крестьянской избы. Не отсюда ли пошло выражение «плясать о печки»? Обычно печь ставили справа от входа, в одном из задних углов избы, или, наоборот, у входа, причем устье печи было повернуто к боковой стенке или к входной двери.

Место у печи предназначалось для стряпни, у входной двери располагались мужчины со своей работой, у окон, близ стола, ставили ткацкий станок, здесь же на лавке, расположенной вдоль стены, пряли.

Если печь располагалась при входе слева от двери, и ее устье было обращено к окнам, к свету, к передней стенке дома, то такая изба называлась избой-пряхой. Обычно женщины пряли и шили на долгой лавке, идущей по боковой стене от печи. При такой планировке избы свет падал на пряху.

В некоторых районах печь нередко ставили справа от входа, что создавало неудобства при прядении, так как правая рука пряхи была обращена к стене, да и освещения не хватало. В таких случаях избу называли избой-непряхой.

(Слайд 8)

5 сообщение:

Двери и окна

Чтобы сберечь тепло, двери делались низкими, с высоким порогом, который не пускал холодный воздух в избу. Входили в дом, низко нагнув голову, непривычный гость и шишку мог на лбу набить. Так что, входя в дом, человек невольно кланялся порогу.

Двери и окна связывают жилое пространство с внешним миром, миром космических явлений: солнцем, светом, тьмой, зимой, летом. Через окно проникает свет, через окно можно увидеть, что происходит на улице, оставаясь внутри. Окно (око) –это глаза дома. В фольклорных текстах часто встречается волоковое оконце, красное, косящатое, дымное. Волоковые окошка прорубались в двух соседних бревнах в половину толщины каждого бревна и изнутри задвигались (заволакивались) деревянным щитком-волоком, ходящим по горизонтальным прибойкам.

Уже в глубокую старину для пропускания света в оконце вставлялась рамка, затянутая бычьим мочевым пузырем или брюховицей, пленкой, снятой с брюшины животного. Встречались также окна, затянутые рыбьим пузырем, куском промасленного холста. Зимой даже использовались пластины речного льда, которые в большом количестве заготавливали для хранения и охлаждения пищевых продуктов, для получения пресной воды. Уже давно люди обратили внимания на удивительные свойства льда –способность, пропуская свет, преломлять его. Для такого стекла и рама не нужна. Вырубил кусок льда по размеру оконного проема и вставил, и никакой мороз не страшен. А подтаяла льдина, ее можно и новой заменить. Придет весна, лето, можно уже и раму с пузырем вставить. Как не вспомнить здесь сказку про ледяную избушку..

Использовать окна для входа считалось крайне опасным, на этот случай существовали разные приметы. А дело все в том, что окно символизировало связь с миром мертвых. Если в окно случайно влетит птичка – быть беде (чаще всего предвещало пожар). Ласточка в окно влетит- к покойнику. Через окно выносили первого покойника, умерших некрещеных детей. Существовала и такая традиция: в день поминовения родителей хозяин открывает окно, спускает с него на улицу холст, чтобы проводить невидимых гостей.(Слайд 9)

6 сообщение

Почетное место в избе - красный угол - находилось наискосок от печи между боковой и фасадной стеной. Он, как и печь, важный ориентир внутреннего пространства избы хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами, перед которыми горела лампада, подвешенная к потолку, поэтому его называли еще "святым".

Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. С появлением обоев красный угол нередко обклеивали или выделяли из остального пространства избы. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги и предметы.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, как главный предмет мебели, стоял стол на массивных ножках, на которые установливались полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. Его ставили к печи, когда пекли хлеб, перемещали во время мытья пола и стен.

За ним проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля и устанавливали в красном углу.
 В крестьянской русской избе были четко определены мужские и женские места. Мужчины сидели на долгой, «мужской» лавке, женщины и дети - на лицевой, «женской» лавке, располагавшейся под окном на улицу.

Спали на полатях, дощатом настиле под потолком между печью и противоположной стеной, на полу (для этого устраивали более низкий настил за печью), на лавках, на голбце или каржине - дощатом настиле у печи.

В сенях выделяли перегородками кладовку для различных вещей и провизии. Это помещение во многих местах называлось чуланом.

Если площадь дома увеличивали за счет добавочных помещений, то вдоль всей связи пристраивали длинный коридор шириной метра три. Тогда прежние сени превращались в кладовую или холодную светелку, а пристроенный коридор- в сени. Концы пристроенных сеней отгораживали стеной или занавеской, и получались дополнительные комнатки для отдыха и всяких работ по хозяйству тут же стояли сундуки.

Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко сундуки имели хитроумные врезные замки. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

(слайды 10-13)

Рефлексивно-

Оценочный этап (10 мин)

Развитие умений обсуждать и анализировать

Проводит беседу по вопросам

- Что такое дом? Как вы понимаете значение этого слова?

- Каким было самое первое жилище человека? Когда оно появилось? (1млн. 750тыс. лет назад – пещеры, 400 тыс. лет назад – первые постройки).

- Назовите известные вам древнейшие жилища человека?

(Шалаш из ветвей, шатры из звериных шкур, инсулы, виллы, дома-ульи, дом с коридорной системой, глинобитная изба, китайский дом, хижина, землянки и др.)

- Какую функцию выполнят дом?

- Из каких материалов можно построить жилище?

- Какие по форме и величине бывают дома?

- какое значение имеет дом для человека и каждого из нас?

Выставление оценок,

Задания на дом

§14.2

Подготовить сообщения «Жилища народов мира», написать мини сочинение «Дом моей мечты»

Участвуют в беседе, анализируют , добавляют свои ответы к ответам товарищей, работают с технологической картой.

Вывод: Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.

 Анализ и самоанализ

Обучающиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося....

Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"

Урок русской литературы  "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре"....

Разработка урока на тему «Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль».

дать представление о портрете как жанре живописи; познакомить с произведениями выдающихся мастеров-портретистов; учить анализировать пропорции конструктивно-анатомического строения тела человека, объе...

Методическая разработка урока географии "Климатические пояса. Климат и человек." 7 класс

Данный урок разработан к материалу УМК И. В. Душина, Т.Л. Смоктунович «Материки, океаны, народы и страны. Страноведение»...

Методическая разработка урока, 9-й класс История России, Человека на войне

Цель урока показать, что в любой войне главное место занимает человек. Проанализировать вместе с учащимися причины войны, ход военных действий, причины побед большевиков, причины поражения белых. Осмы...

Разработка уроков по биологии "система органов размножения человека. Оплодотворение и развитие зародыша" для 8 класса УМК Сонина Н.И.

В разработке дано поурочное планирование по теме ""Размножение человека" с использованием элементов проблемного обучения и самостоятельной работы с текстами, а также компьютерная презентация....

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...