Разработка урока по рассказу А.П.Чехова "Человек в футляре"
методическая разработка по литературе на тему
Урок русской литературы "Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова "Человек в футляре".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-tema_bezduhovnosti_.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами в рассказе А.П.Чехова «Человек в футляре».
Цели: 1. Показать жизнь «футлярных» людей, их бездуховность, никчёмность, губительное влияние на окружающих, вырабатывать умение выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения;
2. Используя коллективные способы обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, развивать русскую речь учащихся;
3. Воспитание активной жизненной позиции.
Активизируемая лексика: бездуховность, обыватель, гражданин.
Оборудование урока: портрет Чехова, иллюстрации к произведению, словарь урока, план рассказа, ватман, фломастеры, куб.
Ход урока:
- Пробуждение.
-Мы изучаем творчество великого русского писателя А.П.Чехова. Жизнь этого прекрасного человека не была лёгкой, но он никогда не прятался и смело смотрел в лицо всем тяготам жизни. Чехову принадлежат знаменитые слова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» -и сам он всегда следовал этому принципу. Но вот какой интересный персонаж обрисовал Чехов в рассказе «Человек в футляре». Этот герой противоречит всему, что сказано о прекрасной душе и мыслях.
Дома вы прочитали рассказ, и сейчас я прошу восстановить порядок действий в произведении- план рассказа.
1. Рассказ Буркина.
2. Учитель гимназии Беликов - человек в футляре.
3. Любитель циркуляров
4. «Как бы чего не вышло…»
5. Страх перед Беликовым.
6. Квартира Беликова.
7. И этот человек едва не женился.
8. Колоссальный скандал
9 .Смерть Беликова
10 «Нет, больше жить так невозможно!»
Составление кластера «Страхи Беликова»
-Чего боялся этот «человек в футляре»? / воров, жизни, свободной мысли…/
Словарная работа.
Бездуховность
Обыватель- человек, лишённый общественного кругозора, живущий мелкими, личными интересами, равнодушный к судьбе Отчизны.
Циркуляр – письменное распоряжение властей.
II. Осмысление.
Работа в микрогруппах (5 групп). – стратегия Кубизм.
Задания группам.
1 Опиши Беликова.
2 Сравни Коваленко и Беликова.
(Примерный план: а)наружность; б)манера говорить и держаться; в)черты характера; г)отношение к тому, что делается в гимназии; д)отношение друг к другу).
3 Анализируй.
4 Синквейн «Беликов».
5 Эссе « Мысли, возникшие после чтения рассказа».
Индивидуальные задания: 1) Подобрать синонимы к словам бояться, отгородиться, осторожность. 2) Подобрать русские и казахские пословицы о страхе.
III. Рефлексия.
- А теперь вернёмся к нашему словарю. Можем ли мы назвать Беликова и подобных ему людей обывателями?
Если обыватель- человек, живущий только своими личными интересами, то антонимом этого слова является слово гражданин-человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа..
-Какая жизненная позиция и какие поступки характеризуют гражданина?
Составьте портрет гражданина.
Портрет гражданина. Портрет обывателя.
Гражданин- человек, который
любит___________________ думает только_________________
переживает________________ заботится только_______________
действует _________________ лишь бы меня___________________
протестует________________ главное в жизни__________________
потому что не может быть равнодушным, «Моя хата с краю, ничего не знаю»,
потому что только активные действия « После нас -хоть потоп!»
гражданина сделают нашу Родину
процветающей.
-Я хочу, чтобы вы росли настоящими патриотами, достойными гражданами своей Родины, не замыкались, подобно человеку в футляре, в свою скорлупу. Учитесь решать задачи, которые ставит перед вами жизнь, не бойтесь трудностей – «дорогу осилит идущий». Помните, что только совместными усилиями - хорошей работой, отличной учёбой- мы добьёмся процветания нашей прекрасной родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет»
Урок по рассказу А.Куприна. Мы познакомим учащихся с историей создания рассказа, покажем редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком; расскажем о ре...
Разработка урока по рассказу Е.Носова "Живое пламя
Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...
Разработка урока по рассказу А.Костюнина "Рукавичка"
Знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина на примере рассказа «Рукавичка»...
Методическая разработка урока по рассказам В.Набокова
Урок литературы в 11 классе...
Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"
Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....
Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»
Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....
Методическая разработка урока по рассказу В. Распутина "Уроки французского"
Достижение целостного представления об идейном содержании, которое раскрывается через особенности биографии автора, особенности личности героев, теоретико-литературные понятияПознакомиться...