рабочая программа по МХК 8-9 класс
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему
Рабочая программа по МХК 8-9 класс Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pomkhk_8-9_klass.docx | 47.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»
для 8- 9 класса
Пояснительная записка
Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Дидактические цели:
-формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;
- формирование навыков сбора и анализа информации.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а также «Мировая художественная культура» входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназначена для 8- 9 класса. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2011).
Данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов и рассчитана на 1 час в неделю.
Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы:
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа содержит примерный перечень художественного материала, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
· развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
· воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
· приобретение знаний об искусстве и культуре как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
· овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
На основании Базисного учебного плана курс Мировая художественная культура изучается в 8 и 9 классах, рассчитанного на 1 час в неделю.
Изучение «Мировой художественной культуры» направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Формы организации образовательного процесса:
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.
Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.
Виды работ, выполненных учениками: отчеты по темам, рефераты, буклеты, презентации, творческие задания.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, музыки, технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:
- общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);
- учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);
- информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);
- коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).
Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей
В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.
Виды и формы контроля.
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки данная программа предполагает использование предварительного (перед изучением раздела, курса), текущего (по окончанию урока), тематического, итогового контроля. По форме проведения эти виды контроля могут быть устными, письменными и комбинированными. Наиболее приемлемые формы контроля на уроках МХК - это тестирование по изученной теме, зачет, контрольные работы, защита рефератов, дискуссии по теме урока, взаимоопрос.
Планируемый уровень подготовки выпускников .
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
· основные виды и жанры искусства и их классификацию;
· изученные направления и стили мировой художественной культуры;
· шедевры мировой художественной культуры;
· особенности языка различных видов искусства;
уметь
· узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
· пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
· выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· выбора путей своего культурного развития;
· организации личного и коллективного досуга;
· выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Информация об используемом учебнике:
Учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 – 9 класс», М., «Дрофа», 2011г. рассчитан на работу трех летнее обучение. В связи с отсутствием специального учебника, программа данного курса по учебнику Г. И. Даниловой частично изменена и адаптирована для учащихся 8- 9 класса основной школы не изучавших ранее основы мировой художественной культуры.
При составлении рабочей программы использовалось учебное издание «Мировая художественная культура. Факультативный курс 5-9 (10) классы. Курс для школ и классов гуманитарного профиля 10-11 (11-12) классы. Составитель Г. И. Данилова, Министерство образования РФ, 2002.»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Уроков МХК
Класс: 8-9
Количество часов: 68/34
Учебник:
Мировая художественная культура. 7 – 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Г.И.Данилова – М,: Дрофа, 2010.
Мультимедийные пособия:
- ЭСУН «История искусства», «Кирилл и Мефодий», 2003
- Энциклопедия классической музыки, Интерактивный мир, 2002
- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 2004.
- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 2003.
- Русский музей.
- Шедевры русской живописи
- Собственные медиаресурс
Календарно-тематический план
по Мировой художественной культуре. 8 класс
Наименование раздела. Тема учебного занятия | Всего часов | Дата | Виды и формы контроля |
1. В мире художественной культуры 1.Цивилизация и культура. Понятие о мировой художественной культуре. 2.Художественные символы народов мира. | 2 1 1 | беседа | |
2.Единство и многообразие культуры. 1. Единство мировой культуры. 2. Мировое древо как отражение единства мира. 3. Многообразие и национальная самобытность культуры. 4. Защита рефератов по теме «Единство и многообразие культур». | 4 1 1 1 1 | Защита докладов, сообщений. | |
3. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций. 1. Особенности художественной культуры Древнего Египта. 2. Художественный канон в искусстве. 3. «Дома вечности богов» и фараонов. | 3 1 1 1 | Защита докладов, сообщений. | |
4. Своеобразие художественной культуры Древнего Востока 1. Символический характер искусства. 2.Природа и человек – главная тема восточного искусства. 3. Религиозные верования и их отражения в искусстве | 3 1 1 1 | Защита докладов, сообщений. | |
5. Греция – «Колыбель европейской цивилизации» 1. «Страна героев и богов». 2. Прогулка по афинскому Акрополю. | 2 1 1 | ||
6. Художественные достижения доколумбовой Америки. 1.Цивилизации Центральной и Южной Америки. 2.Своеобразие культуры ольмеков. 3.Характерные черты искусства ацтеков. 4.Особенности художественной культуры майя. 5.Памятники художественной культуры инков. 6.Защита презентаций по теме. | 6 1 1 1 1 1 1 | Защита докладов, сообщений, презентаций,взаимоопрос | |
7.Мир и человек в художественных образах 1. Понятие об идеале. 2.Взаимоопрос по теме «Божественный идеал в религиях мира». 3.Святые и святость. 4.Защита рефератов по теме «Святые и святость» | 4 1 1 1 1 | Защита докладов, сообщений, рефератов. | |
8.Герой и защитник Отечества 1.Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. 2.Идеал благородного рыцарства 3.Патриоты земли Русской | 3 1 1 1 | Защита докладов, сообщений. | |
9. Образ женщины – матери сквозь века. 1. «Венеры» первых художников Земли. 2. Священный лик Богоматери. | 2 1 1 | Контрольное тестирование | |
10. Человек в мире природы. 1. Человек –венец творения Природы 2. «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…». 3.Человек перед лицом разбушевавшейся стихии. 4. Три возраста жизни. | 4 1 1 1 | Защита докладов, сообщений, эссе. | |
11. Итоговое тестирование по курсу | 1 | тестирование | |
12. Итого | 34 |
Календарно-тематический план
по Мировой художественной культуре. 9 класс
Разделы и темы | Кол-во часов | Даты | Виды и формы контроля |
1.Понятие о видах искусства. 2.Классификация видов искусства. Тестирование. | 2 1 1 | тестирование | |
3. Отношение Человека к природе в эпоху Возрождения 4. Пейзаж в произведениях русских художников. 5. Защита докладов, сообщений. | 3 1 1 1 | Защита докладов, сообщений. | |
6. Пространство и время в зеркале мифов. 7. Человек нового времени | 2 1 1 | ||
8. Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса. | 1 1 | ||
9. Понятие об архитектурных стилях. 10.Особенности храмовой архитектуры. 11.Дом-жилище человека 12. Контрольная работа. | 4 1 1 1 1 | Контрольная работа | |
13. Язык изобразительного искусства. 14. Художественные средства и жанры живописи. 15. Искусство графики. 16. Художественная фотография. 17. Язык скульптуры. 18. Декоративно-прикладное искусство. Искусство дизайна. 19. Защита докладов, сообщений. | 7 1 1 1 1 1 1 1 | Защита докладов, сообщений. | |
20. Всякая душа празднику рада. 21. Религиозные праздники и обряды народов мира. 22. Ах, карнавал! Удивительный мир… | 3 1 1 1 | ||
23. Музыка как вид искусства. 24. Понятие о музыкальных жанрах. | 2 1 1 | ||
25. Рождение русской народной драмы. 26. В музыкальных театрах мира. 27. Искусство кукольного театра. | 3 1 1 1 | Защита докладов, сообщений. | |
28. Страстные ритмы фламенко. 29. Радуга русского танца. 30. Искусство индийского танца. 31. Под звуки тамтамов (танцы народов Африки). | 4 1 1 1 1 | ||
32. Урок-игра. | 1 1 | Контрольная работа | |
| 2 | ||
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование по МХК 9 класс
№ п/п | Тема урока | д/з | Кол-во часов | Дата проведения урока | |
план | факт | ||||
|
Мир и человек в художественных образах |
5 |
|
| |
|
Человек. Общество. Время. |
4 |
|
| |
1 | Пространство и время в зеркале мифов. | П.11.1, задание 1 стр. 108 | 1 |
|
|
2 | Человек эпохи Римской империи | П.11.2, задание 2 стр.108 | 1 |
|
|
3 | Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения) | П. 11.3, задание 3-4 стр. 108 | 1 |
|
|
4 | Человек Нового времени. | П.11.4, подг. к ПОУ«Мир и человек в художественных образах» | 1 |
|
|
5 |
ПОУ «Мир и человек в художественных образах» |
| 1 |
|
|
|
Художественные традиции народов мира |
28 |
|
| |
|
Героический эпос народов мира |
1 |
|
| |
6 | Понятие о героическом эпосе | П.12.1, задание 1 стр. 122 | 1 |
|
|
7 | Герои и темы народного эпоса | П.12.2, задание2 стр. 122 | 1 |
|
|
8 | Карело-финский эпос «Калевала» | П.12.3, задание 3 стр.122 | 1 |
|
|
9 | Образы русских былинных богатырей | Лекция учителя, задание 4 стр. 122 | 1 |
|
|
|
Праздники и обряды народов мира |
4 |
|
| |
10 | Всякая душа празднику рада | П.13.1, задание 1 стр. 132 | 1 |
|
|
11 | Религиозные праздники и обряды народов мира | П.13.2, задание 2-3 стр. 132 | 1 |
|
|
12 | Русские обряды | Лекция учителя, задания 4-5 стр. 132 | 1 |
|
|
13 | Ах, карнавал! Удивительный мир! |
П.13.3.Подг. к ПОУ«Героический эпос. Праздники и обряды народов мира» | 1 |
|
|
14 |
ПОУ «Героический эпос. Праздники и обряды народов мира» |
| 1 |
|
|
|
Своеобразие архитектурных традиций |
3 |
|
| |
15 | Особенности храмового зодчества | П.14.1, задание 1-3 стр. 144 | 1 |
|
|
16 | Дом – жилище человека | П.14.2, задание 4-5 стр. 144 | 1 |
|
|
17 | История нашего районного центра в архитектурных образах | Лекция учителя | 1 |
|
|
|
Изобразительное искусство народов мира |
4 |
|
| |
18 | Искусство византийской мозаики | П.15.1, задание 1 стр. 156 | 1 |
|
|
19 | Древнерусская иконопись | П.15.2, задание 2-3 стр.156 | 1 |
|
|
20 | Искусство книжной миниатюры Востока | П.15.3, задание 4 стр. 156 | 1 |
|
|
21 | Скульптура Тропической и Южной Африки |
П.15.4, задание 5 стр. 156.Подг. к ПОУ«Архитектура и изобразительное искусство народов мира» | 1 |
|
|
22 |
ПОУ «Архитектура и изобразительное искусство народов мира» |
| 1 |
|
|
|
Своеобразие музыкальной культуры |
|
3 |
|
|
23 | Музыка в храме | П.16.1, задание1-4 (по выбору) стр.169 | 1 |
|
|
24 | В песне – душа народа | П.16.2, задание5 стр. 169 | 1 |
|
|
25 | У истоков народной американской музыки | П.16.3, задание 6 стр. 169 | 1 |
|
|
|
Театр народов мира |
3 |
|
| |
26 | Рождение русской народной драмы | П.17.1, задание1-2 стр 182 | 1 |
|
|
27 | В музыкальных театрах мира. Балет. | П.17.2, лекция учителя, задание 3 стр. 182 | 1 |
|
|
28 | Искусство кукольного театра | П.17.3, задание 4,6 стр. 182 | 1 |
|
|
|
Самобытность танцевальной культуры. |
4 |
|
| |
29 | Страстные ритмы фламенко | П.18.1, задание 1-2 стр. 194 | 1 |
|
|
30 | Радуга русского танца | П.18.2, задание 3 стр. 194 | 1 |
|
|
31 | Искусство индийского танца | П.18.3, задание 4 стр. 194 | 1 |
|
|
32 | Под звуки тамтамов (танцы народов Африки) |
П.18.4, задание 5 стр. 194.Подг. к ПОУ«Музыка и театр народов мира. Танцевальное искусство» | 1 |
|
|
33 |
ПОУ «Музыка и театр народов мира. Танцевальное искусство» |
| 1 |
|
|
34-35 | Итоговый урок года |
| 2 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...