Русские народные страшилки
методическая разработка по мхк (8 класс) на тему

Елена Евгеньевна Бешта

Игра на знание славянской мифологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_strashilki.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СТРАШИЛКИ

ИЛИ

НАШ ОТВЕТ ХЭЛЛОУИНУ»

(викторина для  8-х классов)

       Наша викторина  откроет  для вас удивительный мир верований, обычаев наших предков – русов. Поможет вам вспомнить, а, может быть, и узнать то, во что они верили на протяжении долгих веков. Предметом нашего разговора стала нечисть, которую побаивались славяне. Нас, жителей 21 века, трудно чем-то удивить или напугать, поэтому мы начинаем.

Правила викторины: на экране вы будете видеть изображения нечисти. Зачитывается вопрос для всех команд. На обсуждение – не более 30 секунд. Через 30 секунд команды одновременно должны поднять табличку с номером правильного, по их мнению, ответа. За каждый правильный ответ – 5 баллов. В конце каждого тура проводятся блиц - розыгрыш вопросов об одном из героев тура. Во время блица баллы присуждаются той команде, которая быстрее остальных даст правильный ответ.

  1. тур.  ( банник, овинник, домовой, полевик)
  • Внимательно вчитайтесь в названия нечисти и определите, кто в этом списке лишний. Почему вы так считаете? ( полевик – природный дух, остальные – находились в помещении)
  • Этого персонажа мифологии называют дедушкой, соседушкой. Считалось, что при приближении беды, он начинает плакать. А если несколько этих персонажей выходило из села и плакали на выгонах – быть чуме, пожару или войне. ( домовой)
  • Самый зловредный дух, из всех духов, окружающих крестьянина. Его глаза горели калеными угольями днем и ночью. Сам он похож на огромного кота. Иногда его видели в образе белой или черной собаки. Задобрить его можно, если принести к его жилищу пироги и петуха. ( овинник)
  • Злобный старикашка, облаченный в липкие листья. Может легко принимать облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Обладатель красной шапки-невидимки. Его расположения добиваются тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. (банник)

Блиц-вопросы к первому туру ( посвящены овиннику)

  1. Где обитал овинник? (гумно, строение, где сушили снопы)
  2. Перечислите обязанности овинника (стеречь овин, чтобы огонь не разгорелся больше нужного, следить за укладкой снопов, наблюдать за временем и сроками, как и когда затоплять овин, не позволять этого делать под большие праздники)
  3. Как мог наказать овинник нерадивого хозяина? (мог ударить в бок, мог сжечь овин)
  4. Когда именины овинника? (на Воздвиженье и на Покров  - 1/14 октября)

  1. тур ( баба-яга, морана, водяница, русалка)
  • Перед вами изображение одной из героинь русского фольклора. Чье это изображение? (болотница)
  • Безграничные возможности этого персонажа можно объяснить тем, что она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Является древнейшим персонажем славянской мифологии. ( Баба-Яга)
  • Фантастические жилицы вод и источников земли, особенно непроточных – озер, прудов. Как и многие водяные девы, они – души усопших, но первые четыре года она еще может вернуться к живым людям. Начиная с Троицына дня, они оставляют озерные омуты и выходят на землю. Для жительства выбирают плакучие березы ( русалка)
  • Богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее - смерти. Ей неугодны никакие жертвы, кроме увядших цветов, сгнивших плодов, опавших листьев. Чучело, которое сжигают в последний день Масленицы, - ее олицетворение. ( Морана)

 

Блиц- вопросы ко второму туру ( посвящены водянице)

  1. Кто становился водяницей? ( девушка, которая либо сама утонула, либо была погублена чьей-то злой волею – например, прокляты родителями и утащены на дно нечистою силой)
  2. Могла ли водяница вернуться домой? ( Да, если крещеный человек оденет ей на шею крест)
  3. Какой предмет водяниц имеет магическую силу? ( гребень из щучьего хребта – могли затопить деревню)
  4. Любимые забавы водяниц? (вредить людям: путают сети рыбаков, цепляя за траву и корягу, помогают водяному ломать плотины и рушить мосты)
  5. Как можно обессилить водяницу? ( выдрав у нее как можно больше волос)

  1. Тур ( Чернобог, Див, Переруг)
  • Одно из воплощений верховного бога Сварога. Его облик никто не мог удержать в памяти, разные люди видели его по-разному. Сходились отзывы о нем в одном: это вихрь-человек, сверкающий, словно молния, который внезапно появлялся на пути войска и выкрикивал пророчества. (Див)
  • Ужасное божество древних славян, олицетворение всех злоключений и бед. Изображали его закованным в крепкую броню, с лицом, полным ярости. В руке он держал копье, готовое к нанесению всяких зол. ( Чернобог)
  • Считалось, что если человек услышит его голос, он может забыть о том, что собирался сделать, особенно если его намерение было преступным, а то и вовсе навеки лишится рассудка. (Див)

Блиц-тур : дать как можно больше информации об истории появления на земле Переруга

  1. Тур.(полевик, водяной, леший, болотник)
  • Наши предки верили, что они- потомки тех нечистиков, которых бог низвергнул с небес. Несмотря на то, что у него есть свой дом, на ночлег он любит забираться под мельницу. У него есть стада коров, лошадей, свиней и овец, которых он выгоняет ночью на луга. ( Водяной)
  •  Родич водяного и лешего. Он выглядит как седой старик с широким, желтоватым лицом. Обернувшись монахом, обходит и заводит путника. Ловко выстраивает ловушки. ( болотник)
  • Одет как человек, только обувь перепутана: правый лапоть надет на левую ногу, левый  -  на правую. Глаза зеленые и горят словно угли. Рост его меняется в зависимости от ландшафта местности, по которой он идет. В деревню и на луга не заходит. Накануне Иванова дня его можно было увидеть и даже заключить договор ( Леший)
  • Несмотря на то, что и полевик, и водяной, и леший, и болотник – природные духи, лишь о двоих из них было принято считать, что на зиму они впадают в спячку. Кто они? ( леший, водяной)

Блиц – вопросы к четвертому туру ( посвящены полевику)

  1. Любимое время суток полевика? ( полдень)
  2. Как выглядит полевик? (маленький старичок с черным, как земля, телом, с разноцветными глазами, с волосами и бородой из колосьев и травы  или высокий молодой мужчина, который с безумным видом носится по полям)
  3. Где можно особенно часто встретиться с полевиком? ( у межи – границы полей, поэтому спать у межи не ложились)
  4. Как можно было задобрить полевика? (несколько яиц и старого, безголосого петуха втайне от всех, иначе полевик рассердится)

Если несколько команд набирает за игру одинаковое количество баллов, то проводится дополнительный тур между этими командами: называть по очереди персонажей славянской мифологии до первого неправильного ответа или повтора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Народная, очень простая куколка, как основа развития мелкой моторики рук, приобщение ребенка к русской народной культуре и участие в конкурсе

Ребенок любого возраста считает себя мастером на все руки. Не надо его в этом разубеждать. Нужно просто чуть- чуть помочь ему им стать. Выбрать конкурс и предложить в нем поучаствовать. И с этого моме...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

Русский народный костюм в разрезе регионов России. Видеоуроки. Русский национальный костюм. Народная одежда. Видеоцикл Красно-Кросно. КРК Уклад.

Видеопособие созданное специально для школьников и студентов в художественном сюжетном формате.Молодая девушка постепенно облачается, надевая элемент за элементом, в подлинный народный костюм. Видео с...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...