Программа по МХК 9 класс
рабочая программа по мхк (9 класс) на тему

Прусова Наталья Павловна

Примерная программа по МХК 9 класс. УМК  Г.И.Данилова. Мировая художественная культура, 7-9 классы,-М,:Дрофа, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_mkhk_9_klass.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

                             

         Образовательная область: искусство

     Курсы: «Мировая художественная культура»

             Класс: 9

Учитель: Прусова Н.П.

     Год обучения:  2014-2015

     Количество часов: 34 ч., в неделю – 1 ч.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД (34 ч.)

УЧЕБНИК: ДАНИЛОВА Г.И. «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 7 – 9 КЛАСС», 2013

Пояснительная записка

Курс «Мировая художественная культура» включен в число базовых общеобразовательных предметов. Курс рассматривает общие закономерности развития искусств и их взаимосвязи в различные культурно - исторические эпохи, роль искусства в жизни человека в различные периоды развития цивилизации. Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного искусства.

Данная рабочая программа составлена на основе Государственной примерной программы по мировой художественной культуре: Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл./ сост. Г.И. Данилова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации в соответствии с ФГОС. Рабочая программа  составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2014 – 2015 учебный год.

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов в год в соответствии с учебным планом из расчета 1 час в неделю

УМК:1. Куцман Н.Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре по учебнику Даниловой Г.И. 9 класс – М.: Дрофа, 2013.

          2.Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7 – 9 классы: учебник для общеоб. учреждений – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

 Так как учащиеся 9 класса первый год изучают предмет «Мировая художественная культура»,  данная рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта  Г. И. Даниловой для 7 – 9 классов. Выбран курс 8 класса «Художественная культура народов мира», который позволяет познакомиться с предметом МХК, с основными понятиями,  раскрывает особенности культуры разных стран, включая древнейшие цивилизации, знакомит с мировыми художественными традициями. Рабочая программа  рассчитана на 1 час в неделю, поэтому были внесены некоторые изменения в последовательность прохождения разделов, тем, количество часов на их изучение.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и культуре как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Дидактические цели:

            -формирование интереса к изучению мировой и русской культуры;

            - формирование навыков сбора и анализа информации.

Методические задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
  • культурная адаптация школьников в современном информационном  пространстве,  наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие  интеллектуальных и творческих способностей подростков;
  • приобретение   культурно-познавательной,   коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
  • формирование умений и навыков художественного самообразования.
  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
  • приобретение суммы знаний, сформировать умения и навыки, раскрыть важные закономерности сложного процесса развития культуры и её роль в жизни человечества, расширить кругозор
  • представить знание о мире и человеке на целостном уровне в зеркале художественной культуры
  • воспитание художественного вкуса.

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.  

Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с использованием презентации, урок-виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, конференция, семинар.  По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе.

Виды работ, выполненных учениками:   отчеты по темам, рефераты,  буклеты, презентации, творческие задания.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

Курс МХК предполагает формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:

  • общекультурные компетенции (через знакомство с национальной и общечеловеческой культурой; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);
  • учебно-познавательные компетенции (через самостоятельную познавательную деятельность при подготовке сообщения, доклада, презентации по теме урока);
  • информационные компетенции (через владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет); Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);
  • коммуникативные компетенции (через навыки работы в группе (викторина), коллективе, владение различными социальными ролями).

Приобретенные на базе предмета «Мировая художественная культура» компетенции в комплексе могут стать основой для духовного и гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей

В условиях современной жизни, где остро сталкиваются ценности традиционной классической культуры и культуры массовой, в том числе подростковых субкультур, связь содержания предмета «Искусство и мировая художественная культура» с возрастными особенностями и потребностями современного подростка становится наиболее актуальной.

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные виды и жанры искусства и их классификацию;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства;

уметь

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выбора путей своего культурного развития;
  • организации личного и коллективного досуга;
  • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Календарно-тематическое планирование по курсу Мировая Художественная Культура 9 класса

МБОУ «Вязовская ООШ» на 2014 – 2015 учебный год

 

урока

Тема урока

Тип, форма  урока

Содержание урока

Виды и формы

контроля

Домашнее задание

Дата

проведения

урока (план)

Дата

проведения

урока (факт)

  № урока

Дата

Тема

I четверть

Героический эпос народов мира (4ч.)

1

1

Введение. Понятие о героическом эпосе

Слово учителя, беседа

История возникновения героического эпоса. Шумерский эпос, индийский, стран Европы, народов Севера и Востока

Записи лекции

С.111-113

Доклад о памятниках народного эпоса

2

2

Герои и темы народного эпоса

Фронтальный опрос

Главные темы и сюжеты произведений народного эпоса. Герои эпоса.

Доклад по теме

С.113-116

Отрывки из «Калевалы»

3

3

Карело-финский эпос «Калевала»

Лекция. Беседа

Карело-финский эпос «Калевала». Черты героического эпоса.

Выразительное чтение эпоса

С.116-122 Инд. задание «Образ былинного богатыря». Презентация

4

4

Образы русских былинных богатырей

Работа в группах

Образы русских былинных богатырей в музыке, живописи, литературе

Защита презентаций

Вопросы с.122

Подг. сообщение о празднике

Праздники и обряды народов мира(5ч.)

5

1

Всякая душа празднику рада

Беседа с элементами опроса

Праздники и обряды. Традиционная народная культура.

Устное выступле-ние.

С.123-124

6

2

Религиозные праздники и обряды народов мира

Сообщения заранее подготовленных учащихся

Знакомство с  праздниками  и обрядами народов мира

Составление подробного плана раздела учебника

С.124-128

Рассказ о русском обряде

7

3

Русские обряды

Слово учителя Беседа

Русские обряды, их многообразие. Смысл и значение русских обрядов

Рассказ о русском обряде

Вопросы с.132

Презентация «Карнавал»

8

4

Ах, карнавал! Удивительный мир!

Сообщен. учащихся. Беседа

История проведения и традиции карнавальных праздников

Защита презентаций

С.128-132

Исследование культурных традиций региона

9

5

 Праздники и обряды нашего региона

Урок-исследование

Праздники и обряды нашего региона. Их история, традиции

Исследовательская работа

С.133-138

Инд.зад. вопрос с.144 (1)

II четверть

Своеобразие архитектурных традиций (4ч.)

10-11

1-2

Особенности храмового зодчества

Лекция

Храмы первых мировых цивилизаций, их своеобразие

Записи лекции

С.138-144

Презентацию о жилище человека

12-13

3-4

Дом – жилище человека.

Урок-зачёт

Своеобразие жилищных построек различных народов

Защита презентаций

С.138-144

Подготовить сообщение о храмовом искусстве региона

Изобразительное искусство народов мира (5ч.)

14

1

Искусство византийской мозаики

Слово учителя. Беседа

Шедевры мозаичного искусства, их воздействие на зрителей

План раздела учебника

С. 145-147

Сообщение об известной иконе

15

2

Древнерусская иконопись

Беседа с элементами опроса

Особенности искусства древнерусской иконописи. Икона – «умозрение в красках».

Контрольное тестирование

С.147-151

Презентация о книжной миниатюре

16

3

Искусство книжной миниатюры Востока.

Урок-презентация

Художники-миниатюристы. Особенности книжной миниатюры Востока.

Составление плана раздела учебника

С. 151-153

III четверть

17

4

Скульптура Тропической и Южной Африки

Слово учителя. Беседа

Особенности скульптуры народов Тропической и Южной Африки. Ритуальные маски, скульптура Бенина и Ифе.

Создать «ритуаль-ную маску»

С. 153-157

18

5

Новинки областного музея

Урок - экскурсия

Знакомство с новинками районного краеведческого музея

Обмен впечатлениями

Эссе «Что удивило меня в музее?»

С, 153-157

Своеобразие музыкальной культуры   (5ч.)

19-20

1-2

Музыка в храме

Беседа с элементами опроса

Отличие духовной музыки от обычной. Звучание органа.

Тестирование по теме

С. 157-161

21

3

В песне – душа народа

Урок-концерт

История русских народных песен. Исполнители русских песен

Слушание народных песен

С. 161-165

Инд. задания о стилях музыки

22

4

У истоков народной американской музыки

Лекция

Рождение джаза. Джазовые композиции, их основа. Музыка в стиле кантри. Вестерн, рок-н-ролл.

Устное выступ-     ление

С.165-169.172-177

Вопросы с.169

23

5

Самостоятельная работа за полугодие

Самостоятельная работа

Театр народов мира (5ч.)

24-25

1-2

Рождение русской народной драмы

Лекция

Рождение русской народной драмы, её традиции и характерные особенности.

Записи лекции

С.170-172

Сообщения о театрах мира

26

3

В музыкальных театрах мира. Балет

Комбинированный

Знать,  как и почему возник музыкальный театр

Устное выступле-ние.

С. 172-177

27

4

Искусство кукольного театра

Лекция

История возникновения и развития кукольных театров.

Записи лекции

С. 177-182

IV четверть

28

5

Посещение театра в г. Владимир (Видеофильм)

Урок-экскурсия

Уметь давать самостоятельную оценку от посещения театра

Впечатлен. от посещения театра

Эссе «Что поразило меня в театре?»

Самобытность танцевальной культуры   (6ч.)

29

1

Страстные ритмы фламенко

Урок-беседа

Фламенко – художественный символ Испании. Особенности его исполнения

Усвоение терминов, связанных с танцевальным искусством

С.183-184

30

2

Радуга русского танца

Урок-презента-ция

Своеобразие танцевальной культуры народов России

Знать особенности русского танца

С.184189

31

3

Искусство индийского танца

Просмотр видеофильма

Фильм об искусстве индийского танца

Знать особенности индийского танца

С.189-191

Вопросы с.194

32

4

Под звуки тамтамов (танцы народов Африки)

Комбинированный

Разнообразие танцевального искусства народов Африки, характерные черты.

Словесная зарисовка движений танца народов Африки

С.191-195

Сообщение о коллективе «Цвета радуги»

33

5

 Самостоятельная  работа за четверть

Урок-презента-ция

Терминологический диктант

Подготовиться к зачёту по терминологии

34

6

Итоговый урок

Урок-зачёт

Терминологический диктант

Контрольная работа за курс МХК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...